Сложные эфиры, имеющие приятный аромат. Запахи сложных эфиров


Кейс "Запахи сложных эфиров"

Просмотр содержимого документа «Кейс "Запахи сложных эфиров"»

КЕЙС

Запахи сложных эфиров

Эфиры алифатического ряда имеют в основном фруктовые запахи

Формула сложного эфира Название Аромат

C3H7COOCh3Ch3CH(Ch4)2 - Изоамилбутират, изоамиловый эфир масляной кислоты – грушевый,С3Н7СООСН3 – Метилбутанат, метиловый эфир масляной кислоты – яблочный,С3Н7СООС2Н5 - Этилбутират, Этиловый эфир масляной кислоты и

C3H7COOC4H9 - Бутилбутарат, бутиловый эфир масляной кислоты – ананасовый,С4Н9СООС2Н5 - Этиловый эфир изовалериановой кислоты – малиновый,С4Н9СООС5Н11 - Изоамиловый эфир изовалериановой кислоты, изоамилизовалерат  - банановый,С5Н11О(СО)СС3Н7- Бутилпентанат, пентиловый эфир масляной кислоты – абрикос,

HCOOC5h21- Амилформиат, амиловый эфир муравьиной кислоты, – вишня,

Ch4COOC8h27 — Октилацетат - запах апельсинов,

Сh4COOCh3C6H5 — Бензилацетат- запах жасмина.

Эфиры ароматических кислот имеют бальзамические, животные запахи или запахи экзотических цветов.

Формула сложного эфира Название Аромат

С6Н5СООСН3 –Метилбензоат, метиловый эфир бензойной кислоты – запахи свежего сена, русской кожи (юфти), иланг-иланга, а также туберозы и гвоздики. Имеет резкий, цветочный запах,

С6Н5СООС5Н11 - Пентилбензоат (амилбензоат, бензойноамиловый эфир) - пахнет клевером и амброй – своеобразным выделением из пищеварительного тракта кита,

HCOOCh3Ch3C6H5 — 2-фенилэтилформиат - запах хризантем,

ЦИТРОНЕЛЛИЛАЦЕТАТ – компонент эфирного масла герани.

multiurok.ru

Кейс "Запахи сложных эфиров"

Просмотр содержимого документа «Кейс "Запахи сложных эфиров"»

КЕЙС

Запахи сложных эфиров

Эфиры алифатического ряда имеют в основном фруктовые запахи

Формула сложного эфира Название Аромат

C3H7COOCh3Ch3CH(Ch4)2 - Изоамилбутират, изоамиловый эфир масляной кислоты – грушевый,С3Н7СООСН3 – Метилбутанат, метиловый эфир масляной кислоты – яблочный,С3Н7СООС2Н5 - Этилбутират, Этиловый эфир масляной кислоты и

C3H7COOC4H9 - Бутилбутарат, бутиловый эфир масляной кислоты – ананасовый,С4Н9СООС2Н5 - Этиловый эфир изовалериановой кислоты – малиновый,С4Н9СООС5Н11 - Изоамиловый эфир изовалериановой кислоты, изоамилизовалерат  - банановый,С5Н11О(СО)СС3Н7- Бутилпентанат, пентиловый эфир масляной кислоты – абрикос,

HCOOC5h21- Амилформиат, амиловый эфир муравьиной кислоты, – вишня,

Ch4COOC8h27 — Октилацетат - запах апельсинов,

Сh4COOCh3C6H5 — Бензилацетат- запах жасмина.

Эфиры ароматических кислот имеют бальзамические, животные запахи или запахи экзотических цветов.

Формула сложного эфира Название Аромат

С6Н5СООСН3 –Метилбензоат, метиловый эфир бензойной кислоты – запахи свежего сена, русской кожи (юфти), иланг-иланга, а также туберозы и гвоздики. Имеет резкий, цветочный запах,

С6Н5СООС5Н11 - Пентилбензоат (амилбензоат, бензойноамиловый эфир) - пахнет клевером и амброй – своеобразным выделением из пищеварительного тракта кита,

HCOOCh3Ch3C6H5 — 2-фенилэтилформиат - запах хризантем,

ЦИТРОНЕЛЛИЛАЦЕТАТ – компонент эфирного масла герани.

multiurok.ru

Сложные эфиры: в мире запахов

Разделы: Химия

Цели урока:

  • обучающие – создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; формировать опыт творческой деятельности, опыт делового общения;
  • развивающие – развивать творческое мышление, память, внимание и наблюдательность; развивать социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии с историей, литературой, биологией, медициной;
  • воспитывающие – создать условия для воспитания творческих способностей учащихся, приобщать учащихся к чтению учебной и научно-популярной литературы, что расширяет их кругозор и даст возможность использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы обучения:

  • Принцип деятельности: создать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее, учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике;
  • Принцип системности: дать ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого урок проводится на стыке наук: истории, биологии, литературы;
  • Принцип минимакса: предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне;
  • Принципы психологического комфорта и творчества: создать на уроке доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации, соблюдать принцип творчества и стимулировать творческие подходы к обучению, дать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.

Основные технологии урока:

  • Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения
  • Технологии оценивания формирует самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки
  • Технология продуктивного чтения направлена научиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.

Форма организации познавательной деятельности – дифференцированная групповая работа, в результате которой каждая группа вырабатывает общее мнение по заданной проблеме и делает сообщение об итогах своей работы для всех учащихся, реализуя тем самым идею взаимообучения и индивидуальная работа ученика по заданиям

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, учебная литература: “Химия. Органическая химия. 10 класс”, авторы – Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.-192 с.

Оборудование и реактивы: На столах учащихся: пробирки, штатив для пробирок, h3SO4(конц), C2H5OH,Ch4COOH, h3O, водяная баня

На демонстрационном столе: образцы косметических и гигиенических средств-гели, шампуни, влажные салфетки, мыла, освежители воздуха, дезодоранты и др

Ход урока

1. Формулировка содержания и развивающей цели урока

2. Мотивационный

Задача данного урока-найти взаимосвязь между строением вещества и его свойствами на основании предложенных заданий

3. Содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока

Вопрос: какая связь между темой урока и представленными на демонстрационном столе предметами? (Запах, аромат)

Звуки мелодии из игры “Что? Где? Когда?” - начало игры

Чем пахнут ремесла?

У каждого дела запах особый.В булочной пахнет тестом и сдобой.Мимо столярной идёшь мастерской – Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.Пахнет стекольщик оконной замазкой.Куртка шофёра пахнет бензиномБлуза рабочего –маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным,Доктор в халате – лекарством приятным.Рыхлою землёю, полем и лугомПахнет крестьянин, идущий за плугом. (Джанни Родари)

А теперь - внимание - вопрос: Чем пахнет школа???

(мозговой штурм: духи, пот, аммиак, пища, булочки, лекарства, реактивы, чувство тревоги, страха, радости)

Ответы и слайды презентации групп учащихся по разделам обсуждения: В ходе обсуждения-паузы:

  1. Коридоры школы
  2. Спортзал
  3. Медпункт (познавательная пауза-Знаете ли вы...)
  4. Столовая
  5. Школьные кабинеты
  6. Эксперты (литературная пауза-стихотворение)

Вывод-предложения по усилению(ослаблению) запахов в школе

Подведение итогов обсуждения-синквейн составляет каждая группа

4. Организация познавательной деятельности и сотрудничества между детьми, а также индивидуальной работы каждого ученика.

На столах учащихся-тексты с информацией и заданиями. По первому заданию возможно совместное обсуждение информации и поиск решения

Вариант 1 (+см Приложение-1)

Вещество встречается в растениях, моче, желчи и коже животных. В организме человека ежедневно образуется 400 г этого вещества. Это первая кислота, полученная и использованная человеком. Является сырьем в производстве многих лекарств, красок, растворителей и душистых веществ. Её соли, например, ацетат свинца, применяют в виде 0,5% водных растворов для примочек. В торговле используется название – эссенция (уксусная кислота)

Черный ящик - угадать, что в нем и с чем связано...

“Жидкое вещество, входит в состав фантазийных духов, служит растворителем в лаках для ногтей. Торговое название – "Грушевая эссенция". Используется в приготовлении фруктовых вод и кондитерских изделий” (груша, напиток Дюшес-изоамиловый эфир уксусной кислоты)

Экспериментальная пауза-получение сложного эфира, уравнение реакции этерификации на доске

Ch4COOH+ C2H5OH —> Ch4COOC2H5 + h3O

h3SO4(конц) - водоотнимающее средство

I - Тесты (индивидуальная работа)

Вариант 1 (+см Приложение-2)

1. Основной составной частью духов и одеколонов является растворитель: а) глицерин б) вода в) этанол г) изоамилацетат

2. Самки обезьян привлекают самцов выделением: а) масляной кислоты б) молочной кислоты в) муравьиной кислоты г) уксусной кислоты

3. Это вещество используют как хороший растворитель: а) формалин б) ацетон в) уксусную кислоту г) метанол

4. Носителями приятных запахов являются: а) карбоновые кислоты б) эфирные масла в) альдегиды г) спирты

II - Даны структурные формулы различных веществ - определить класс органических веществ и выделить функциональную группу (индивидуальная работа)

Вариант 1: (+см Приложение-3)

  • структурные формулы
  • фенилэтилового спирта (запах розы)
  • коричного спирта (запах гиацинта)
  • терпинеол (запах сирени)
  • линалоол (запах ландыша)

Вывод: Запахом (ароматом) обладают не только сложные эфиры, но и некоторые представители класса альдегидов, спиртов, кетонов, карбоновых кислот и простых эфиров.

Повторение пройденного материала

На протяжении последних уроков были рассмотрены основные представители кислородсодержащих веществ.

1. Перечислить классы веществ (спирты, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты)

2. Дать определение, что такое функциональная группа и назвать их

3. Охарактеризовать физические свойства спиртов, карбоновых кислот

4. Перечислить основные положения теории строения А.М.Бутлерова

Итак, роль душистых веществ в природе очень велика.

Запахи воздействуют на человека с первых дней его жизни, едва почувствует он запах материнского молока; запахи сопровождают человека, и в радости и в горе, и наяву и во сне. Запахи приятные и неприятные окружают нас всюду - в природе, жилье, одежде, да и от нас самих.

Вдыхание душистых веществ оказывает на организм человека весьма значительное физиологическое действие. Они влияют на работоспособность, изменяют мускульную силу, изменяют газообмен, изменяют ритм дыхания и пульса, изменяют температуру кожи, изменяют кровяное и внутричерепное давление, изменяют качество зрения.

Запахи влияют на настроение людей, они могут вызывать состояние возбуждения, оживление, бодрость, успокоенность.

К.Паустовский писал: “Есть некая крепкая связь между такими явлениями, как свет, запах, звук и цвет... Все это вместе рождает особое душевное состояние, то сосредоточенности и печали, то легкости и жизни с ее теплыми ветрами, шумом деревьев, беспредельным гулом океана, милым смехом детей и женщин”.

Учащиеся закрывают на минуту глаза, расслабляются, усаживаются удобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. В это время звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского. Затем учащиеся выполняют рефлексивный тест, в случае согласия с утверждением ставят около него знак “+” и выставляют себе оценку за работу на уроке

Рефлексивный тест

1. Я узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.

5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Итог урока - Цветик-семицветик (из лепестков цветов(ароматов), обладающий тонизирующим, успокаивающим, противопростудным свойством (роза, цитрусовые, ромашка, герань и др)

Домашнее задание. Параграф 30, стр 128 упр 7,8

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сложные эфиры, имеющие приятный аромат

Формула Название Аромат
НСООС2Н5 Этилформиат рома
СзН7СООС2Н5 Этилбутаноат ананаса
НСООС5Н9 Пентилформиат вишни
СН3СООС5Нв Пентилацетат банана
СН3СООС8Н17 Октилацетат апельсина

 

Гидролиз сложных эфиров. Реакция расщепления сложных эфиров на кислоту и спирт при действии воды происхо­дит и в кислой, и в щелочной среде. Однако в присутствии щелочи реакция гидролиза (омыления) необратима, так как получается соль карбоновой кислоты, содержащая устойчивый ацилат-анион:

 
 

Реакция гидролиза сложных эфиров обратима реакции этерификации.

В отличие от обычных сложных эфиров, карбонильный атом уг­лерода в тиоэфирах несет больший положительный заряд, что де­лает их более реакционноспособными. Вследствие этого связь С—S в ацилкоферменте А - макроэргическая. При гидролизе ацетилко-фермента А выделяется даже несколько большая энергия, чем при гидролизе АТФ (AG° = -32,9 и -30,5 кДж/моль соответственно):

 

 
 

ацетилкофермент А уксусная кофермент А

кислота

 

Это обстоятельство способствует активности ацилкоферментов А в реакциях, протекающих в организме с их участием.

Ацилирование спиртов сложными эфирами. Сложные эфиры взаимодействуют со спиртами с образованием нового сложного эфира. Эта реакция называется переэтерификацией, а в биохимии ее называют реакцией трансацилирования. Реакция трансацилирования обычно катализируется ки­слотами, и в этих случаях она обратима

 

 
 
 
 
В организме реакция трансацилирования (переэтерификации) катализируется ферментами трансферазами, которые спо­собствуют переносу ацилов от сложных эфиров на спирты, ами­ны и другие субстраты. Источником ацилов обычно являются ацилкоферменты А, т. е. тиоэфиры карбоновых кислот. Одним из примеров реакции трансацилирования является синтез ацетилхолина с помощью ацетилкофермента А:

 

ацетилкофермент А холин

 
 

ацетилхолин кофермент А

 

 

 
 
Ацилирование аминов сложными эфирами. Сложные эфиры взаимодействуют с аммиаком или аминами (ре­акция аминолиза) с образованием амидов соответствующих карбоновых кислот:

 

Кроме реакций нуклеофильного замещения (гидролиза и ацилирования) молекулы сложных эфиров вступают в реакции конденсации друг с другом с образованием связи С—С. В образо­вании новой связи участвуют углеродный атом карбонильной группы одной молекулы эфира и α-углеродный атом другой мо­лекулы эфира. Эта реакция конденсации (С-ацилирования) со­провождается окислительно-восстановительными превращения­ми.

Амиды . В молекулах амидов имеет место сопряжение неподеленной электронной пары атома азота с π-системой двойной связи С=О (р, π-сопряжение). В результате связь С—N в амидах становится короче, чем в аминах, а длина связи С=О такая же, как в карбоновых кислотах, где имеет место анало­гичное р, л-сопряжение. Благодаря сопряжению атомы амидной группировки находятся в одной плоскости и вращение по амидной связи С—N в значительной степени за­торможено, так как эта связь имеет частично характер двойной связи.

Основность амидов [рКа(ВН+) = 0 ÷ -2] выше, чем сложных эфиров [рКа(ВН+) = -5 ÷ -6]. В то же время их основность значи­тельно меньше основности аминов [рКа(ВН+) = 5 ÷ 10] ввиду иной гибридизации атомных орбиталей атома азота, способствующей сильному взаимодействию неподеленной электронной пары атома азота с двойной связью карбонильной группы. Если в молекуле амида имеется связь N—Н, то возможна его кислот­ная ионизация. Амиды являются слабыми NH-кислотами (рКа = = 13 ÷ 15), и их кислотность сравнима с кислотностью спиртов.

анион амида амид катион амида

 

Реакции нуклеофильного замещения. Амиды в присутствии щелочи или кислоты легко гидролизуются:

 

В кислой среде вследствие протонирования молекула амида активируется и может ацилировать спирты, образуя сложный эфир карбоновой кислоты и амин:

 

 

Реакции с электрофильными реагентами. Электрофильные реагенты атакуют в амидах кислородный атом карбонильной группы. Так, при нагревании амидов с сильными электрофилами (P2O5, РОС13) происходит внутримолекулярное отщепление молекулы воды с образованием нитрилов карбоновых кислот:

ацетамид ацетонитрил

 

 

§ 5.6. Отдельные представители амидов кислот.

(Материал для самостоятельной подготовки)

 

Амиды угольной кислотыимеют очень большое значение. Как и все двухосновные кислоты угольная кислота дает неполный амид, называемый карбаминовой кислотой, и полный амид, называемый мочевиной h3N-C-Nh3.

׀׀

О

Мочевина в организме человека и млекопитающих животных является конечным продуктом азотистого обмена. Такие азотистые вещества, как белки и амирокислоты, претерпев в организме ряд превращений, в конце концов, выделятся с мочой в виде мочевины. В течение суток организм человека выделяет с мочой 20-30 г мочевины.

В настоящее время в медицине применяют ряд ценных лекарственных веществ, в основе которых лежат амиды кислот, такие как бутамид, букарбан, хлорпропамид, глибенкламид и др., которые используются в качестве противодиабетических препаратов. Мочевина применяется как осмотический диуретик.

Очень важное значение амиды имеют в стоматологической практике. Большинство стоматологических вмешательств сопровождается болевыми ощущениями большей или ме- ньшей интенсивности, поэтому анестезия – одна из наиболее актуальных прблем стоматологии. Учитывая высокую потребность в более совершенных местнообезболивающих препаратах, их разрабатывают ученые всех стран мира. Изучение полученных средств позволило заключить, что более длительно воздействуют местные анестетики группы амидов. В 1946 году шведскими учеными Lofgren и Lundquist был синтезирован местный анестетик, относящийся к группе амидов - ксилокаин (лидокаин), который сразу же стал вытеснять новокаин.Спустя несколько лет были синтезированы меливакаини в 1976 году – артикаин (ультракаин) – анестетик с уникальными свойствами. Ультракаин позволяет не только качественно и длительно обезболить стоматологическую процедуру, но и сократить количество посещений врача. Артикаин в 5 раз сильнее новокаина и в 2-3 раза сильнее популярных лидокаина и тримекаина. При некоторых видах анестезии длительность эффекта достигает 5-6 часов. Низкая токсичность ультракаина, безопасность и хорошая переносимость позволяет осуществлять длительные процедуры с его использованием.

Нитрилы R—C=N. Нитрилы являются очень слабыми N-ocнованиями [рКа(ВН+) ≈ -10], поскольку их атом азота имеет sp-гибридизацию. Поэтому он более электроотрицателен и зна­чительно сильнее удерживает свою неподеленную электронную пару, чем атом азота в других азотсодержащих соединениях.

Нитрилы легко подвергаются гидратации в кислой или ще­лочной среде за счет нуклеофильного присоединения воды к сильнополярной тройной связи C=N с образованием амида со­ответствующей кислоты.

Ацилирующего действия нитрилы не проявляют. Подобно другим производным карбоновых кислот нитрилы за счет α-водородного атома являются слабыми С—Н-кислотами, образую­щими карбанион на α-углеродном атоме. Такой карбанион лег­ко присоединяется к карбонильным соединениям по реакции типа альдольной конденсации.

Дикарбоновые кислоты

 

В живом мире среди насыщенных дикарбоновых кислот наи­большее значение имеют кислоты, формулы, названия и значе­ния рКакоторых приведены в табл. 14.

Таблица 14



infopedia.su

Приятный запах - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Приятный запах

Cтраница 2

Благодаря приятному запаху многие сложные эфиры применяют в парфюмерной промышленности. Аромат фруктов и цветов главным образом и обусловлен этими эфирами. Бутилацетат СН3СОО ( СН2) зСНз и амилацетат СН3СОО ( СН2) 4СН3 пахнут бананами, метилбутират СН3 ( СН2) 2СООСН3 обладает запахом ананаса, амилбутират СН3 ( СН2) 2СОО ( СН2) 4СНз пахнет абрикосами. Метилсалицилат о - ОНС6Н4СООСН3 представляет собой винтергреновое ( гаультерино-вое) масло.  [16]

Благодаря приятному запаху многие сложные эфиры применяют в пар-фюмерной промышленности. Аромат фруктов и цветов главным образом и обусловлен этими эфирами.  [17]

Обладает приятным запахом, напоминающим запах сирени.  [18]

Обладает сильным приятным запахом.  [19]

Обладает слабым приятным запахом. Сложные эфиры бензилового спирта применяются в парфюмерной промышленности. Получают бензиловый спирт обычными методами синтеза спиртов жирного ряда.  [20]

Обладает приятным запахом горького миндаля.  [21]

Обладает приятным запахом свежего сена, вызываемым присутствием кумарина.  [22]

Обладая стойким приятным запахом свежего сена, кумарин широко используется при составлении композиций духов и одеколонов и применяется для ароматизаций табака, а также при изготовлении кондитерских изделий. Вторым представителем группы лактонов, используемым в качестве душистого вещества, является так называемый ундекалактон - лактон f - оксиундекановой кислоты, обладающий стойким сильным запахом персика.  [23]

Он имеет приятный запах, благодаря которому применяется в парфюмерии. Различные сложные эфиры бензилового спирта, обладающие приятным запахом ( эфиры уксусной, бензойной и коричной кислот), также применяются в промышленности душистых веществ. Бензиловый спирт и его сложные эфиры обладают, правда не очень сильным, анестезирующим действием; поэтому они применяются в медицине в качестве местных анестезирующих средств.  [24]

Пропилизоборнеол имеет приятный запах, напоминающий борнеол. Легко растворим в спирте, эфире и легком бензине. При медленном испарении этого последнего растворителя пропилизоборнеол кристаллизуется в бесцветных крупных ромбоэдрах.  [25]

Терпинеолы имеют приятный запах и применяются в парфюмерии; встречаются также в различных эфирных маслах.  [26]

Он имеет приятный запах, благодаря которому применяется в парфюмерии. Различные сложные эфиры бензилового спирта, обладающие приятным запахом ( эфиры уксусной, бензойной и коричной кислот), также применяются в промышленности душистых веществ. Бензиловый спирт и его сложные эфиры обладают, правда не очень сильным, анестезирующим действием; поэтому они применяются в медицине в качестве местных анестезирующих средств.  [27]

Дихлорстиролы имеют приятный запах, особенно 3 4-изо-мер, обладающий запахом герани.  [29]

Ацетил-ацетон представляет приятного запаха жидкость и, как все р-дикетоны, бесцветен. Из химических свойств ацетил-ацетона нужно отметить способность его ( как и других 3-дикетонов) давать металлические производные. Группа СН2 находится между двумя электроотрицательными группами СО, и потому один ее водород приобретает способность замещаться металлами. Натриевое производное образуется при действии металлического натрия или алкоголята на ацетил-ацетон; производные меди и других тяжелых металлов образуются при действии на ацетил-ацетон водных окисей этих металлов или их уксуснокислых и углекислых солей.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Сложные эфиры, имеющие приятный аромат

Фармацевтика Сложные эфиры, имеющие приятный аромат

просмотров - 255

Формула Название Аромат
НСООС2Н5 Этилформиат рома
СзН7СООС2Н5 Этилбутаноат ананаса
НСООС5Н9 Пентилформиат вишни
СН3СООС5Нв Пентилацетат банана
СН3СООС8Н17 Октилацетат апельсина

Гидролиз сложных эфиров. Реакция расщепления сложных эфиров на кислоту и спирт при действии воды происхо­дит и в кислой, и в щелочной среде. При этом в присутствии щелочи реакция гидролиза (омыления) необратима, так как получается соль карбоновой кислоты, содержащая устойчивый ацилат-анион:

 
 

Реакция гидролиза сложных эфиров обратив реакции этерификации.

 
 
В отличие от обычных сложных эфиров, карбонильный атом уг­лерода в тиоэфирах несет больший положительный заряд, что де­лает их более реакционноспособными. Вследствие этого связь С—S в ацилкоферменте А - макроэргическая. При гидролизе ацетилко-фермента А выделяется даже несколько большая энергия, чем при гидролизе АТФ (AG° = -32,9 и -30,5 кДж/моль соответственно):

ацетилкофермент А уксусная кофермент А

кислота

Это обстоятельство способствует активности ацилкоферментов А в реакциях, протекающих в организме с их участием.

Ацилирование спиртов сложными эфирами. Сложные эфиры взаимодействуют со спиртами с образованием нового сложного эфира. Эта реакция принято называть переэтерифи-кацией, а в биохимии ее называют реакцией трансацилирования. Реакция трансацилирования

обычно катализируется ки­слотами, и в этих случаях она обратима

 
 
 
 
В организме реакция трансацилирования (переэтерификации) катализируется ферментами трансферазами, которые спо­собствуют переносу ацилов от сложных эфиров на спирты, ами­ны и другие субстраты. Источником ацилов обычно являются ацилкоферменты А, т. е. тиоэфиры карбоновых кислот. Одним из примеров реакции трансацилирования является синтез ацетилхолина с помощью ацетилкофермента А:

ацетилкофермент А холин

 
 

ацетилхолин кофермент А

 
 
Ацилирование аминов сложными эфирами. Сложные эфиры взаимодействуют с аммиаком или аминами (ре­акция аминолиза) с образованием амидов соответствующих карбоновых кислот:

Кроме реакций нуклеофильного замещения (гидролиза и ацилирования) молекулы сложных эфиров вступают в реакции конденсации друг с другом с образованием связи С—С. В образо­вании новой связи участвуют углеродный атом карбонильной группы одной молекулы эфира и α-углеродный атом другой мо­лекулы эфира. Эта реакция конденсации (С-ацилирования) со­провождается окислительно-восстановительными превращения­ми.

medic.oplib.ru

"Применение сложных эфиров в парфюмерной промышленности" страница 8

Значительное влияние на запах оказывает величина молекулы. Обычно соседние члены гомологического ряда обладают сходным запахом, причём сила его постепенно меняется при переходе от одного члена ряда к другому. При достижении определённой величины молекулы запах исчезает.

Так, соединения алифатического ряда, имеющие более 17-18 атомов углерода, как правило, лишены запаха. Запах зависит также от числа атомов углерода в цикле.

Сходство структур соединений не всегда обусловливает сходство их запахов. Например, эфиры (β-нафтола с приятным и сильным запахом широко используют в парфюмерии, а эфиры α-нафтола совсем не пахнут).

Наличие кратных связей — один из признаков того, что вещество обладает запахом. [12]

Часто неприятный запах вещества обусловлен тройной связью. Однако и здесь есть исключение. Фолион — необходимая составная часть многих парфюмерных композиций — вещество, в котором запах свежей зелени прекрасно уживается с тройной связью.

4.4Эфирные композиции и их применение в парфюмерной промышленности.

Сложные эфиры карбоновых кислот широко распространены в природе и дают самые разнообразные оттенки запахов, от запаха тропических орхидей до характерного аромата хорошо знакомых нам фруктов.

Эти соединения в настоящее время без проблем синтезируются в лаборатории, например:

  • Этилметанат (этилформиат, муравьиноэтиловый эфир), образующийся из этанола (этилового спирта) и метановой (муравьиной) кислоты – используется как отдушка для мыла; как компонент пищевых эссенций.

  • Бутилэтанат (бутилацетат, уксуснобутиловый эфир) – из бутанола (бутилового спирта) и этановой (уксусной кислоты) – используется как экстрагент душистых веществ, душистое вещество в парфюмерии.

  • Изобутилэтанат (изобутилацетат, уксусноизобутиловый эфир) образуется из 2-метилпропанола-1 (изобутилового спирта) и этановой кислоты. Оба последних эфира имеют сильный фруктовый запах и являются составной частью парфюмерных композиций с ароматом лаванды, гиацинтов и роз.

  • Пентилэтанат (амилацетат, уксусноамиловый эфир) – из пентанола и этановой кислоты. Используется в парфюмерии. В разбавленном растворе имеет запах груш. Входит в состав фантазийных духов и служит растворителем в лаках для ногтей.

  • Изопентилэтанат (изоамилацетат, уксусноизоамиловый эфир) – из 3-метилбутанола-1 и этановой кислоты. В разбавленном растворе имеет запах груш. Входит в состав духов.

  • Метилбутанат (метнлбутират, маслянометиловый эфир) – из метанола (метилового спирта) и бутановой (масляной) кислоты. Запах его напоминает ранет.

  • Этилбутанат (этилбутират; масляноэтиловый эфир) – из этилового спирта и бутановой кислоты. Он имеет характерный запах ананасов.

  • Пентилбутанат (амилбутират, масляноамиловый эфир) – из пентанола (амилового спирта) и бутановой кислоты.

  • Изопентилбутанат (изоамилбутират, масляноизоамиловый эфир) – из 3-метилбутанола-1 (изоамилового спирта) и бутановой кислоты.

Два последних эфира имеют запах груш.

  • Метил- и этилбензоат получают из метилового или соответственно этилового спирта и бензойной кислоты. Эти эфиры напоминают по запаху бальзамы и входят в состав парфюмерных композиций с запахами свежего сена, гвоздики, иланг-иланга.

  • Пентилбензоат (амилбензоат, бензойноамиловый эфир) и изопентилбензоат (изоамилбензоат, бензойноизоамиловый эфир) пахнут клевером и амброй – своеобразным выделением из пищеварительного тракта кита. Их используют для духов с восточным колоритом.

  • Пентилсалицилат (амилсалицилат) и изопентилсалицилат (изоамилсалицилат) имеют сильный запах орхидей. Они часто применяются для создания аромата клевера, орхидей, камелий и гвоздики, а также фантазийных ароматов, особенно при отдушивании мыла.

infourok.ru