Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Природа эфира
Природа - эфир - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Природа - эфир
Cтраница 1
Природа эфиров, содержащихся в смоле, еще не установлена. Если присутствие жирных кислот в смоле является вполне доказанным, то, несмотря на длительные поиски, в ней до сих пор не удалось найти ни одного представителя спиртов жирного ряда. [1]
В зависимости от природы эфира соотношение между пластификатором, связующим и наполнителем различно. Так, для ацетата целлюлозы требуется большее количество пластификатора, поскольку в непластифицированном виде она не поддается формованию. [2]
В зависимости от природы анализируемого эфира для омыления применяют водный или спиртовый раствор целочи. Спиртовым раствором КОН омыляются все акриловые и метакриловые эфиры. Водным раствором КОН омыляются метил -, этил - и бутилакрилаты, а также мети лметакри лат. Для омыления применяют избыток щелочи, который затем оттитровывают кислотой. [3]
В зависимости от природы исходных тиовиниловых эфиров подбираются температурные условия реакции. Гидрогалоидирование тиовиниловых эфиров проводится при - Ю С. [4]
Для проведения перегруппировки в зависимости от природы эфира применяют хлористый алюминий в количестве 1 - 2 моля по отношению к эфиру. [5]
Для проведения перегруппировки в зависимости от природы эфира применяют хлористый алюминий в количестве 1 - 2 моль по отношению к эфиру. [6]
Чтобы это установить, необходимо изучить природу эфира; если она такова, что удовлетворительно объясняет электрические явления, то будет достаточная вероятность, что они происходят от движения эфира. [7]
Сейчас же посмотрим, к каким заключениям о природе эфира можно прийти иа основании сказанного. [8]
Сейчас же посмотрим, к каким заключениям о природе эфира можно прийти на основании сказанного. [9]
Течение этой реакции зависит от трех факторов: природы фенола, природы эфира р-кетонокислоты и характера конденсирующего агента. [10]
Образующиеся полимеры могут быть вязкими жидкостями, твердыми или каучукоподобными веществами, что зависит от природы эфира и молекулярной массы полимера. Они отличаются высокой клеящей способностью и сильной адгезией к различным поверхностям. Это определяет их применение в клеевых композициях, лаковых составах и пр. [11]
Образующиеся полимеры могут быть вязкими жидкостями, твердыми или каучукоподобными веществами, что зависит от природы эфира и молекулярного веса полимера. Они отличаются высокой клеящей способностью и сильной адгезией к различным поверхностям. Этим определяется область их применения в клеевых композициях, лаковых составах и пр. [12]
Позднее ( в 1899 г.), характеризуя свою работу над разреженными газами, подчеркивает глубокую логическую связь между 1) попытками опытным путем выяснить природу светового эфира, принимаемого за разреженный газ, 2) работами над разреженными газами и 3) вопросами воздухоплавания, в частности изучением температуры верхних слоев атмосферы. Так, по поводу своего сообщения, сделанного на заседании Физического общества 7 октября 1875 г., О температуре верхних слоев атмосферы замечает: Вопрос этот очень меня занимал. Он связан с моими работами над разреженными газами, а они направлялись к вопросу о природе светового эфира. [13]
Образующиеся аддукты, как и в случае незамещенных виниловых эфиров, представляют собой неустойчивые вещества, которые уже в условиях опыта декарбонилируются с одновременным отщеплением спирта или кислоты ( в зависимости от природы а-замещенного эфира) и превращаются в соответствующие ароматические углеводороды. [14]
К такого рода бимолекулярным реакциям относятся процессы омыления эфиров, изучение которых было начато Вар-дером ( 1881 г.) и продолжено рядом исследователей - Вант-Гоф - фом, Рейхером, Оствальдом, Аррениусом, Шпором и др. Их работы представляют интерес еще с той точки зрения, что они проводились под углом изучения влияния природы взятых эфиров и оснований на скорость омыления, а также привлечения теории электролитической диссоциации для объяснения отклонений скорости этих реакций от закона действующих масс. Так В. [15]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
I. Природа эфирного тела.
В этом анализе внутренних огней Системы мы раскроем многое из того, что представит истинный интерес для будущего поколениямыслителей, и тому имеются три основные причины, которые можно перечислить следующим образом:
1. Его назначение и описание
Первое. При исследовании эфирного тела появляется (для ученых и медиков) более полное понимание законов материи и законов здоровья.
Второе. В изучении эфирного тела и праны лежит открытие воздействий тех лучей Солнца, которые мы (за недостатком лучшего выражения) назовем «солнечными праническими эманациями». Эти солнечные пранические эманации являются производным действием центрального солнечного тепла, достигающим других тел Солнечной системы по одному из трех главных каналов контакта и при контакте оказывающим на эти тела определенное действие, отличающееся от действия других эманаций. Такие воздействия можно рассматривать как явно стимулирующие, конструктивные и создающие (благодаря своему сущностному качеству) те условия, которые поощряют рост клеточной материи и способствуют ее приспособлению к условиям окружающей среды; подобным же образом они благотворно влияют на внутреннее здоровье (проявляющееся как тепло атома и его последующая активность) и единую эволюцию формы, частью которой является этот конкретный атом. Эманирующая прана мало влияет на строительство формы; это не ее область, но она сохраняет форму благодаря поддержанию здоровья ее составных частей. Другие виды солнечных лучей действуют на формы и их субстанцию иными способами. Некоторые выполняют работу Разрушителя форм, другие – работу объединения и притяжения; работа Разрушителя и Хранителя проводится по Закону Притяжения и Отталкивания. Некоторые лучи определенно вызывают ускорение движения, другие – замедление. Те, что мы сейчас описываем, – пранические солнечные эманации – работают в четырех эфирах, в той материи, которую (несмотря на то, что она является физической) человеческие глаза пока еще не видят объективно. Эти эманации – основа всей жизни физического плана, рассматриваемой исключительно как жизнь атомов физического плана, присущее им тепло и вращательное движение. Эти эманации являются основой «огня трения», который проявляется в активности материи.
Наконец, с изучением эфирного тела и праны приходит понимание метода логоического проявления, и потому этот предмет представляет значительный интерес для метафизика и всех абстрактных мыслителей. Эфирное тело человека хранит тайну объективного проявления. У эфирного тела есть соответствие на архетипическом плане, который мы называем планом Божественного проявления, Первым планом нашей Солнечной системы, планом Ади. Материя этого наивысшего плана часто называется «Морем Огня» и является основой Акаши (этот термин применяется к субстанции Второго плана проявления). Давайте рассмотрим эту аналогию несколько подробнее, так как верное ее понимание многое вам разъяснит, а также в немалой мере прояснит проблемы, как макрокосмические, так и микрокосмические. Начнем с человека и его эфирного тела.
Эфирное тело описывалось как сеть, пронизанная огнем, или как паутина, оживленная золотым светом. В Библии о нем говорится, как о «золотом сосуде». Оно составлено из той материи физического плана, которую мы называем эфирной, а его очертание образовано тонкими переплетенными прядями этой материи, встроенными действиями меньших Строителей в форму, или каркас, на котором позднее может быть сформировано плотное физическое тело. По Закону Притяжения плотная материя физического плана входит в сцепление с этой оживотворяющей формой, постепенно выстраиваясь вокруг и внутри нее, пока их взаимопроникновение не будет настолько полным, что обе формы составят одну единицу; пранические эманации самого эфирного тела воздействуют на плотное физическое тело точно так же, как пранические эманации Солнца воздействуют на эфирное тело. Все это – одна огромная, взаимозависимая система передачи энергии внутри Системы. Все получают, чтобы отдать, передать тому, что меньше и не так развито. Этот процесс можно видеть на каждом плане.
Таким образом, эфирное тело представляет архетипический план по отношению к плотному физическому телу. Мыслитель на своем собственном плане относится к физическому телу так же, как Логос относится к своей Системе. Синтезируя мысль, это можно выразить так: Мыслитель на астральном плане, плане желания и необходимости, так же относится к физическому телу, как Логос на Космическом астральном плане относится к своей Системе.
2. Восемь утверждений
Мы обсуждаем эфирные тела всего сущего, а также их оживотворение праной (как космической, так и солнечной, планетной или человеческой), органы ее приема и основу эманаций. Поэтому мы можем вывести некоторые заключения относительно эфирного тела, которые для большей ясности стоит здесь перечислить:
1. Эфирное тело – это каркас физического тела.
2. Эфирное тело – это архетип, по которому строится плотная физическая форма, будь то форма Солнечной системы или человеческое тело в каком-либо отдельном воплощении.
3. Эфирное тело – это паутина, или сеть тонких переплетенных каналов, образованных материей четырех эфиров и выстроенных в особую форму. Оно создает фокусную точку определенных излучающих эманаций, которые оживотворяют, стимулируют и обусловливают вращательное движение материи.
4. Эти пранические эманации, будучи сфокусированы и восприняты, действуют на плотную материю, которая выстроена на эфирном скелете, или каркасе.
5. Эта эфирная паутина во время воплощения создает барьер между физическим и астральным планами, который может быть преодолен, только когда сознание достаточно развито и обрело способность выходить из тела. Это можно видеть как в микрокосме, так и в Макрокосме. Когда человек при помощи медитации и сосредоточения расширяет свое сознание до определенной точки, он приобретает способность воспринимать тонкие планы и выходить за пределы разделяющей паутины.
Подпланы Физического Космического плана | Планы Солнечной системы |
1. Первый эфир ............................. Атомный план | Ади. Божественный. Море огня. Первый космический эфир |
2. Второй эфир .............................. Субатомный | Анупадака. Монадический план. Акаша. Второй космический эфир. |
3. Третий эфир .............................. Сверхэфирный | Атмическое. Духовный план. Эфир. Третий космический эфир |
4. Четвертый эфир ........................ Сверхгазообразный | Буддхический. Интуитивный план. Воздух. Четвертый космический эфир |
Плотные физические подпланы | Планы человечества |
5. Газообразный ............................ Субэфирный | Ментальный. Огонь. Космический газообразный |
6. Жидкий ...................................... | Астральный. Эмоциональный план. Вода. Космический жидкий |
7. Земной. Плотный ...................... | Физический план. Земля. Космический плотный |
6. Во всех трех телах – человеческом, планетном, а также в системном, или логоическом, – в организме имеется большой орган, действующий как приемник праны. Этот орган имеет свое эфирное проявление и плотное физическое соответствие.
В системе. В системе орган космической праны, или силы, оживотворяющей материю, – это Центральное Солнце, являющееся непосредственным приемником и распределителем космического излучения. Это одно из тройственных подразделений Изначального Луча Активного Интеллекта. Каждый Космический Луч в сущности троичен, – данный факт часто упускается из вида, хотя он логически очевиден; каждый Луч есть проводник для космического Существа, и любое существование по необходимости троично в проявлении. Центральное Солнце имеет в пределах своей периферии некий центр приема и поверхностного излучения.
У планеты. У планеты имеется подобный же орган, или приемник, в ее эфирном теле, местоположение которого не для экзотерической публикации и потому не может быть раскрыто. Он связан с обоими полюсами, северным и южным, и является центром, вокруг которого вращается земной шар; он – источник легенды о священной плодородной стране в области полярных влияний. Мифическая страна исключительного плодородия и изобилия, богатой растительности, феноменального роста растительного, животного и человеческого, естественно, должна находится там, где принимается прана. Это эзотерический Сад Эдема, страна физического совершенства. После распределения поверхностное излучение проявляется как планетарная прана.
В человеке. Орган приема – селезенка, через ее эфирную составляющую. После распределения по всему телу через эфирную сеть ее поверхностное излучение проявляет себя как аура здоровья.
7. Таким образом, данное сходство отчетливо прослеживается во всех трех телах, и это полное соответствие легко продемонстрировать следующим образом:
ПРАНА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Солнечная Система
Проявляющаяся сущность ............ | Солнечный Логос |
Тело проявления ............................ | Солнечная система |
Принимающий центр .................... | Полюс Центрального Солнца |
Поверхностное излучение ............ (или эманация) | Солнечная прана |
Производимое движение .............. | Системное вращение |
Распределительный эффект ......... | Солнечное эфирное излучение (ощущается космически) |
Планета
Проявляющаяся сущность ............ | Планетарный Логос |
Тело проявления ............................ | Планета |
Принимающий центр .................... | Планетарный полюс |
Поверхностное излучение ............ (или эманация) | Планетарная прана |
Производимое движение .............. | Вращение планеты |
Распределительный эффект ......... | Планетарное эфирное излучение (ощущается внутри Системы) |
Человеческое существо
Проявляющаяся сущность ............ | Мыслитель, Дхиан Чохан |
Тело проявления ............................ | Физическое тело |
Принимающий центр .................... | Селезенка |
Поверхностное излучение ............ (или эманация) | Аура здоровья |
Производимое движение .............. | Атомное вращение |
Распределительный эффект ......... | Человеческое эфирное излучение (ощущается окружающей средой) |
Атом материи
Проявляющаяся сущность ............ | Элементарная жизнь |
Тело проявления ............................ | Атомная сфера |
Принимающий центр .................... | Полюс атома |
Поверхностное излучение ............ (или эманация) | Вклад атома в общую ауру здоровья тела |
Производимое движение .............. | Атомное вращение |
Распределительный эффект ......... | Атомное эфирное излучение (ощущается внутри физической формы) |
8. Когда «воля к жизни» исчезает, «Сыны Необходимости» исчезают из объективного проявления. Это логически неизбежно, и действие этого можно увидеть в любом случае материализующейся в форме объективности.
Между селезенкой и верхушкой головы существует, применительно к эфирному телу, тесная связь. Селезенка обладает любопытным сходством с пуповиной, через которую младенец питается от матери и которая разрывается при рождении. Когда человек начинает жить осознавая свое предназначение, когда человек рождается в новый мир более тонкой формы жизни, эта переплетенная нить эфирной материи, соединявшая его с физическим телом, разрывается; «серебряная цепочка», и человек порывает свою связь с плотным физическим телом и переходит из низшего в высший центр тела, к жизни в высшем мире и в другом измерении. Подобное происходит во всех телах и оболочках микрокосма, поскольку эта аналогия сохраняется во время проявления на всех планах. Когда будет собрано больше научных знаний, обнаружится, что та же процедура в большем масштабе имеет место в планетном проявлении. Планета – лишь тело Планетарного Логоса, имея ввиду тело эфирное, а Логос выражается через него, выстраивая на эфирном каркасе проводник проявления.
II. Природа праны
1. Солнечная Прана
Это животворный и магнетический флюид, который излучается Солнцем и передается человеческому эфирному телу через посредство некоторых дэв очень высокого ранга, золотистой цветовой гаммы. Он проходит через их тела и испускается в виде мощного излучения, которое направляется непосредственно через определенные сплетения в верхнюю часть эфирного тела, голову и плечи и спускается в эфирное соответствие физического органа – селезенки, а оттуда принудительно передается и в саму селезенку. Эти золотистые пранические сущности находятся в воздухе над нами, они особенно активны в таких земных областях, как Калифорния, в таких тропических странах, где воздух чист и сух, а солнечные лучи считаются особенно благотворными. Отношения между человеком и этой группой дэв очень близкие, хотя пока еще чреваты большой опасностью для человека.
Эти солнечные дэвы вбирают в себя солнечные лучи, исходящие из центра Солнца к периферии по одному из трех каналов поступления, пропускают их через свой организм и там их фокусируют. Они действуют наподобие зажигательной линзы. Затем эти лучи отражаются или передаются эфирному телу человека, улавливаются им и снова ассимилируются. Когда эфирное тело находится в хорошем состоянии и правильно функционирует, то поглощает достаточно праны, чтобы поддерживать форму живой. В этом и заключается цель функционирования эфирного тела, и этот момент невозможно переоценить. Остаток праны отбрасывается в виде животного излучения, или физического магнетизма, – все эти термины выражают одну и ту же идею. Таким образом, человек повторяет в меньшем масштабе работу великих солнечных дэв и, в свою очередь, добавляет свою долю реполяризованной и ремагнетизированной эманации в общую ауру планеты.
2. Планетная прана
…Планетная прана – это солнечная прана, которая прошла через планету, проциркулировала через планетарное эфирное тело, была передана плотной физической планете, а затем выделена из нее в виде излучения того же сущностного свойства, что и солнечная прана, к которой прибавилось индивидуальное и отличительное качество данной планеты. Здесь вновь повторяется процесс, происходящий в человеческом теле. Физические излучения людей различаются сообразно качеству их физических тел. Так же и с планетами.
Планетарная эманирующая прана (как и солнечная прана) улавливается и передается особой группой дэв, называемых «дэвами теней», – это эфирные дэвы светло-фиолетового цвета. Их тела составлены из материи того или иного из четырех эфиров, они фокусируют и концентрируют эманации планеты и всех форм на планете. Они имеют особенно тесную связь с человеческими существами по причине сущностного сходства их телесной субстанции с человеческой эфирной субстанцией, а также в силу того, что они передают человеку так называемый магнетизм «Матери Земли». Следовательно, мы видим, что имеются две группы дэв, работающих в связи с человеком:
а) Солнечные дэвы, передающие жизненный флюид, который циркулирует в эфирном теле.
б) Планетарные дэвы фиолетового цвета, связанные с человеческим эфирным телом и передающие земную прану или прану любой другой планеты, на которой может функционировать человек во время своего физического воплощения.
3. Прана форм
Прежде всего, следует указать, что формы неизбежно бывают двух видов…
Формы, являющиеся результатом действия Третьего и Второго Логосов и их объединенной жизни. Такими формами являются отдельные единицы в растительном, животном и минеральном царствах.
Формы, являющиеся результатом совместного действия трех Логосов, и к ним относятся исключительно дэва и человеческие формы.
Существует также и еще более простая форма, воплощенная в субстанции, из которой создаются все прочие формы. Эта материя является, строго говоря, атомной и молекулярной, и оживотворяется она жизнью, или энергией, Третьего Логоса.
Во второй группе человеческая форма передает эманирующие излучения дэвам более высокого ранга. Эти дэвы обладают более выраженным цветом и после надлежащего поглощения человеческого излучения передают его, главным образом, животному царству, демонстрируя тем самым тесную взаимосвязь между обоими царствами. Если вышеприведенное объяснение сложной взаимосвязи между Солнцем и планетами, между планетами и развивающимися на них формами, между самими формами по все понижающейся шкале значимости исчерпывающе наглядно показывает ничто иное, как совершенную взаимозависимость между всеми существованиями, тогда многое будет достигнуто.
Другой факт, на который также следует обратить внимание, – это тесная связь между всеми этими эволюциями природы, от Солнца в небесах до самой скромной фиалки, осуществляется через дэва-эволюцию, которая служит передающей преобразующей силой во всей Системе.
poisk-ru.ru
Природа - эфир - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Природа - эфир
Cтраница 2
Ингредиенты смешивают в смесителях любого типа при 40 - 80 С в течение 20 - 40 мин, после чего смесь направляют, на гомогенизацию и гранулирование в одно - или двухшнековый экстру-дер. В зависимости от природы эфира целлюлозы темп - pa в экструдере составляет 150 - 220 С. [16]
Ингредиенты смешивают в смесителях любого типа при 40 - 80 С в течение 20 - 40 мин, после чего смесь направляют на гомогенизацию и гранулирование в одно - или двухпшековый экстру-дер. В зависимости от природы эфира целлюлозы темп - pa в экструдере составляет 150 - 220 С. [17]
Так как основность капролактама невысокая, то замещение атома хлора - преобладающее направление реакции, и алко-ксиэтилиденкапрола. Реакции а-галогенэфпров с третичными аминами идут в двух направлениях в зависимости от природы эфира. [18]
Он связан с моими работами над разреженными газами, а они направлялись к вопросу о природе светового эфира. [19]
Менделеев считал, что мировой эфир представляет собой газ, но в весьма разреженном состоянии. В Списке моих сочинений отмечена глубокая логическая связь между попыткой Менделеева опытным путем выяснить природу светового эфира, принимаемого за разреженный газ, и работами над расширяемостью и сжимаемостью газов. По поводу своего сообщения, сделанного на заседании Физического общества 7 октября 1875 г. О температуре верхних слоев атмосферы, Менделеев отмечает: Вопрос этот очень меня занимал. Он связан с моими работами над разреженными газами, а они направлялись к вопросу о природе светового эфира. [20]
Простые виниловые эфиры, получаемые из ацетилена и спиртов, представляют практический интерес главным образом как мономеры для синтеза полимерных веществ. Они полимеризуются по ионному механизму под влиянием минеральных кислот или галогенидов металлов. Образующиеся полимеры могут быть вязкими жидкостями, твердыми или каучукоподобными веществами, что зависит от природы эфира и молекулярной массы полимера. Они отличаются высокой клеящей способностью и сильной адгезией к различным поверхностям. Этим определяется их применение в клеевых композициях, лаковых составах и пр. [21]
Позднее ( в 1899 г.), характеризуя свою работу над разреженными газами, подчеркивает глубокую логическую связь между 1) попытками опытным путем выяснить природу светового эфира, принимаемого за разреженный газ, 2) работами над разреженными газами и 3) вопросами воздухоплавания, в частности изучением температуры верхних слоев атмосферы. Так, по поводу своего сообщения, сделанного на заседании Физического общества 7 октября 1875 г., О температуре верхних слоев атмосферы замечает: Вопрос этот очень меня занимал. Он связан с моими работами над разреженными газами, а они направлялись к вопросу о природе светового эфира. [22]
Этиловые эфиры дихлоруксусной, изовалериановой, масляной, монохлоруксусной и а-бромпропионовой кислот дают с изо-пропилмагнийхлоридом значительные количества пропана, содержащего, однако, довольно много пропена. При соотношении 1: 3 моля выделяется максимальное количество газа. Существует предположение, что одновременно протекают три реакции: ено-лизация эфира, енолизация образующегося кетона, восстановление его и кетолизация; преобладание той или иной реакции зависит от природы эфира 8а: Ред. [23]
Этиловые эфиры дихлоруксусной, изовалериановой, масляной, монохлоруксусной и а-бромпропионовой кислот дают с изо-пропилмагнийхлоридом значительные количества пропана, содержащего, однако, довольно много пропена. При соотношении 1: 3 моля выделяется максимальное количество газа. Существует предположение, что одновременно протекают три реакции: ено-лизация эфира, енолизация образующегося кетона, восстановление его и кетолизация; преобладание той или иной реакции зависит от природы эфира 8а: Ред. [24]
Триумф теории Максвелла еще не означал, что все проблемы оптики решены. Изменение природы эфира позволило преодолеть противоречия, связанные с требованием одновременно и абсолютной несжимаемости, и сильной разреженности упругого эфира. [25]
Если существует эфир как всепроникающая материальная среда, носительница электромагнитных возмущений и, в частности, световых волн, то скорости ( покою) может быть придан абсолютный смысл, как скорости ( покою) по отношению к эфиру. Система отсчета, связанная с эфиром, получит преимущественное значение по сравнению со всеми другими инерциальными системами, и скорость материальной точки в этой системе будет являться абсолютной скоростью точки в пространстве. То обстоятельство, что природа эфира непонятна, не является существенным для данной частной задачи. Вопрос о скорости перемещения тел по отношению к эфиру имеет непосредственный физический смысл, независимо от природы эфира и его частных свойств. [26]
Реакция омыления протекает в присутствии щелочи. Скорость омыления зависит от концентрации ионов ОН - в растворе и от температуры. Наиболее часто омыление проводят при температуре кипящей водяной бани. Кроме того, скорость омыления эфиров зависит от природы эфира. В одних случаях реакция омыления протекает быстро, даже при обычной температуре, в других продолжается несколько часов. Сложные эфиры, растворимые в воде, сравнительно легко омы-ляются даже водным раствором щелочи, плохо растворимые эфиры - в спиртовой среде. Для омыления пользуются преимущественно спиртовым раствором КОН. Спиртовые растворы щелочей при хранении меняют свой титр, поэтому поправочный коэффициент для них определяют в каждом отдельном случае при помощи контрольного титрования. [27]
Параллельно с развитием волновой теории света эволюционирует и понятие эфира. Чрезвычайно интересно отметить, что Ломоносов считал возможным связать с эфиром и объяснение электрических явлений. В Теории электричества - книге, начатой в 1756 г., но не оконченной, он писал: Так как эти явления ( электрические) имеют место в пространстве, лишенном воздуха, а свет и огонь происходят в пустоте и зависят от эфира, то кажется правдоподобным, что эта электрическая материя тождественна с эфиром. И далее: Чтобы это выяснить, необходимо изучить природу эфира; если она вполне пригодна для объяснения электрических явлений, то будет достаточно большая вероятность, что они происходят от движения эфира. [28]
Менделеев считал, что мировой эфир представляет собой газ, но в весьма разреженном состоянии. В Списке моих сочинений отмечена глубокая логическая связь между попыткой Менделеева опытным путем выяснить природу светового эфира, принимаемого за разреженный газ, и работами над расширяемостью и сжимаемостью газов. По поводу своего сообщения, сделанного на заседании Физического общества 7 октября 1875 г. О температуре верхних слоев атмосферы, Менделеев отмечает: Вопрос этот очень меня занимал. Он связан с моими работами над разреженными газами, а они направлялись к вопросу о природе светового эфира. [29]
Если существует эфир как всепроникающая материальная среда, носительница электромагнитных возмущений и, в частности, световых волн, то скорости ( покою) может быть придан абсолютный смысл, как скорости ( покою) по отношению к эфиру. Система отсчета, связанная с эфиром, получит преимущественное значение по сравнению со всеми другими инерциальными системами, и скорость материальной точки в этой системе будет являться абсолютной скоростью точки в пространстве. То обстоятельство, что природа эфира непонятна, не является существенным для данной частной задачи. Вопрос о скорости перемещения тел по отношению к эфиру имеет непосредственный физический смысл, независимо от природы эфира и его частных свойств. [30]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
О роли эфира в природе
Диалог третий
О роли эфира в природе, или разговор о том, как газовые вихри позволяют возвести старую постройку из нового материала.
В.А. Итак, многие годы ученые разных стран стремились угадать свойства мировой среды, создавали многочисленные модели, гипотезы, теории, – и все неудачно. В чем корень их ошибок? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вкратце проследим путь развития теории мирового эфира...
С.З. Но тогда, видимо, нам придется начать с сэра Исаака Ньютона и его таинственной силы гравитации?
В.А. Согласен. И раз уж вы наслышаны об этом, то вам, как говорится, и карты в руки.
С.З. Когда двадцать лет тому назад первые люди ступили на поверхность Луны, они поставили перед телекамерами на глазах у многих миллионов зрителей запоминающийся эксперимент. Один из астронавтов уронил куриное перышко и подобранный тут же на Луне камень. Оба предмета одновременно упали в лунную пыль.
Многих это удивило, ведь на Земле мы наблюдали бы совершенно иные результаты. Однако виною тому всего лишь сопротивление воздуха – газа, к которому мы привыкли настолько, что подчас его даже не замечаем, но который, как стало очевидно в результате лунного эксперимента, определенно накладывает свое воздействие на некоторые процессы.
Ну а какая, интересно, субстанция оказывает решающее воздействие на распространение самой гравитации – той силы, под воздействием которой на Луне ли, на Земле ли и куриное перышко, и камень все равно упадут на поверхность планеты?
Первым об этом задумался сам Ньютон – тот человек, который впервые, при помощи несложного уравнения, называемого ныне законом всемирного тяготения, описал, как одно массивное тело может взаимодействовать с другим.
Закон этот оказался правильным. Благодаря ему мы понимаем теперь, почему планеты вращаются вокруг Солнца, почему Луна вращается вокруг Земли. Знание этого закона позволяет нам особо не удивляться, что на орбитальной станции наступает невесомость: сила тяжести уравновешивается центробежной силой. Благодаря тому же закону, положенному в основу расчетов небесной баллистики, астронавты смогли попасть на поверхность Луны, на себе ощутить справедливость расчетов земных ученых, задолго до этой экспедиции рассчитавших, что сила тяжести, или гравитация, на поверхности естественного спутника Земли вшестеро меньше земной.
Но вот до сих пор никому, в том числе и самому Ньютону, не удалось достаточно наглядно показать, каким именно образом действует эта самая сила гравитации, какова ее природа. Хотя попыток, как уже говорилось, было сделано немало.
В.А. И одну из первых, пожалуй, предпринял Лессаж...
С.З. Совершенно верно. В один из майских дней 1749 года молодой преподаватель математики и физики Георг Луи Лессаж объяснял своим воспитанникам закон всемирного тяготения. Но когда кто-то из особо пытливых учеников спросил, может ли учитель объяснить причину тяготения, тот только развел руками: "Этого пока не знает никто..."
Ученики, вполне возможно, уже на следующий день забыли о том, что учитель не смог ответить на один вопрос. Но сам Лессаж никак не мог забыть об этом.
И однажды он вспомнил слова знаменитого Декарта: "Мы считаем сосуд пустым, когда в нем нет воды, на самом деле в таком сосуде остается воздух. Если из "пустого" сосуда убрать и воздух, в нем опять что-то должно остаться, но мы это "что-то" уже просто не чувствуем".
Внезапно вспыхнула мысль: небесные тела не притягиваются, а подталкиваются друг к другу! И подталкивает их то самое "нечто", которое мы не ощущаем.
В.А. После Лессажа подобная мысль приходила в головы многих других ученых. И все они на первых порах были счастливы своим открытием. Суть его можно описать так: представим себе, что все пространство между небесными телами заполнено неким газом, состоящим из крошечных частиц, летающих во всех направлениях. При определенных условиях эти частицы, наталкиваясь, скажем, на Солнце и Землю, подталкивают их друг к другу.
Однако чтобы удовлетворить тем условиям, при котором такое подталкивание возможно, такие частицы, оказывается, должны обладать удивительными свойствами. Должны двигаться со сверхсветовыми скоростями. И при этом, пробегая колоссальные расстояния, не сталкиваться друг с другом. Более того, сами небесные тела тоже не являются преградой для подобных частиц: они пронизывают их насквозь, лишь слегка задерживаясь с своем стремительном беге.
Было рассчитано, что именно в таком газе должен выполняться Закон всемирного тяготения, при котором сила взаимного притяжения (или подталкивания, если хотите) прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Однако тут же возникает и противоречие. Если Земля движется вокруг Солнца в таком газе, то он непременно должен тормозить ее движение, чего на практике не наблюдается.
И это лишь одно из затруднений. Существовали и другие.
В те времена модели, гипотезы и теории эфира рассматривали довольно узкий круг явлений. Декарт и Ньютон, к примеру, ничего не знали об электромагнитных феноменах, а тем более о внутриядерных взаимодействиях, хотя по идее эфир должен участвовать и в этих процессах. Модели Навье, Мак-Куллаха, В.Томсона и Дж.Томсона пытались учесть круг электромагнитных явлений, но в суть строения веществ и этим ученым проникнуть практически не удавалось.
Кроме того, большинство моделей рассматривали эфир как сплошную среду, в иных случаях даже как некую "идеальную" жидкость. Естественно, такой подход рождал противоречия: с одной стороны, частицы эфира должны были подталкивать тела друг к другу, с другой стороны – не мешать их движению.
И наконец, многие теории рассматривают отдельно материю эфира и материю вещества. В итоге Френелю и Лоренцу, к примеру, пришлось изобретать даже три самостоятельные, независимые субстанции: вещество, независимое от эфира; эфир, свободно проникающий сквозь вещество; свет, непонятным образом генерируемый веществом и передаваемый эфиру, да к тому же еще и распространяющийся в нем неведомым образом!
Понятное дело, устав от бесплодных попыток создать непротиворечивую модель эфира, многие ученые постепенно стали отказываться и от самой идеи. И напрасно!
С.З. То есть, говоря иначе, если ты не сумел обуздать лошадь, это вовсе не значит, что на ней нельзя ездить в принципе...
В.А. Аналогия, скажем прямо, притянутая за уши, но, в общем-то, обрисовывающая суть положения.
С.З. Тогда, очевидно, самое время рассказать и о новой модели эфира?
В.А. Ну что же, давайте попробуем. Для начала прикинем, какое из трех состояний вещества – твердое, жидкое или газообразное годится для нового эфира.
Возьмем любое твердое тело. В нем всегда присутствуют неоднородности, дислокации. А они наверняка будут мешать распространению каких-то взаимодействий (например, той же гравитации) во всех направлениях одинаково. Да и как-то трудно даже чисто психологически представить себе, что все межпланетное пространство заполнено чем-то твердым, а мы этого не замечаем.
Теперь представим себе жидкость, помещенную в невесомость. Силы поверхностного натяжения соберут ее в шары. В пространстве между планетами таким образом получится один шар, другой, третий... Между ними опять-таки останутся пустоты, а мы знаем, что межпланетное пространство достаточно изотропно, в нем нет ни сверхпустот, ни шаров с некоей жидкостью.
Таким образом, получается, что на роль мирового эфира годится только газ. А наличие в природе тел различной удельной массы говорит о том, что газ может сжиматься в достаточно широких пределах. Он обладает весьма малой вязкостью, а потому небесные тела могут двигаться относительно свободно. Но тот же газ при больших давлениях может "организовать" действие больших сил на малых площадях, как это мы имеем в случае сильных ядерных взаимодействий.
С.З. Ну а раз эфир – газ, а не какой-то абстрактный вакуум, значит, он должен иметь все характеристики и параметры, полагающиеся реальному газу: плотность, температуру, давление, вязкость... Так ведь?
В.А. Совершенно с вами согласен. И все эти данные удалось рассчитать, поскольку газовая среда достаточно хорошо описывается уравнениями газогидродинамики, которую в данном случае я назвал бы эфиродинамикой.
Параметры эфира в околоземном пространстве:
Параметр | Величина | Размерность |
Эфир в целом | ||
Плотность | 8,85·10-12 | кг·м-3 |
Давление | > 2·1032 | Н·м-2 |
Энергосодержание | > 2·1032 | Дж·м-3 |
Температура | 7·10-51 | К |
Скорость первого звука | > 5,3·1021 | м/с |
Скорость второго звука | 3·108 | м/с |
Коэффициент температуропроводности | 105 | м2/с |
Коэффициент теплопроводности | 2·1091 | м·с-3К |
Кинематическая вязкость | 105 | м2/с |
Динамическая вязкость | 10-6 | кг·м-1·с-1 |
Показатель адиабаты | 1 - 1,4 | - |
Теплоемкость C(P) | > 3·1095 | м2·с-2·К |
Теплоемкость C(V) | > 2·1095 | м2·с-2·К |
Амер (элемент эфира) | ||
Масса | < 7·10-117 | кг |
Диаметр | < 4·10-45 | м |
Количество в единице объема | > 1,3·10105 | м-3 |
Средняя длина свободного пробега | < 5·10-17 | м |
Средняя скорость теплового движения | 6,6·1021 | м/с |
Более того, можно достаточно наглядно представить, чем же является элемент, или "элементарная частица", такой среды. Иначе его можно, пожалуй, назвать еще амером, поскольку именно этим термином Демокрит когда-то предпочитал называть неделимую часть вещества. "Амер" в переводе означает "истинно неделимый" в отличие от "атома", который имеет в виду что-то неразрезаемое, то есть неделимое достаточно условно. Ведь то, что нельзя разрезать, можно, скажем, разбить. Совокупность амеров образует эфир – газ, в котором могут существовать течения, вихри...
С.З. Но вихри ведь тоже бывают разные: большие и маленькие, вращающиеся по часовой стрелке и против, стоящие на месте и перемещающиеся...
В.А. Верно. И в данном случае мы можем произвести соответствующую классификацию всех движений эфира, в том числе и вихрей.
В основе всех форм движения обычного газа лежит поступательное движение его молекул. В основе эфира лежит тоже поступательное движение амеров. Кроме того, у эфира опять-таки по аналогии с обычным газом должны существовать еще два вида движения – вращательное и диффузионное.
В итоге у нас получается, что элементарный объем эфира, как и всякого обычного газа, имеет три формы движения: поступательную, вращательную и диффузионную, каждая из которых имеет свои подвиды.
- Поступательная: спокойную, без завихрений (ламинарную) форму, а также продольно-колебательную форму (так в обычном воздухе распространяется звуковая волна).
- Вращательная: форму замкнутого вращения (тор) и разомкнутую (смерч).
- Диффузионная: температурную форму (диффузия при выравнивании температур внутри какого-то объема), градиентную скоростную, характеризующую перенос количества движения, и массовую, используемую при переносе масс.
Вот и все. Всего семь разновидностей. И уверяю вас, никаких "странностей" и "красивостей", а тем более "ароматов" нам больше не понадобится.
С.З. Как говорится, хотелось бы верить... Однако раз уж у вас все так хорошо получается, сам собой напрашивается вопрос: неужто до вас никто не мог додуматься до чего-либо подобного?
В.А. Ну как же, эфиродинамика, как и всякая уважающая себя наука, имеет достаточно глубокие корни. Предпосылки вихревой теории материи мы, например, можем отыскать уже в учениях древнегреческих философов – Фалеса, Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Зенона, Аристотеля...
К числу основоположников этой теории в более поздние времена можно отнести и Рене Декарта, который в своих работах "О мире", "Принципы философии" и "Возражения и ответы" довольно отчетливо сформулировал смысл учения о вихревой природе материи.
Вихревую модель мы можем найти и в работе В.Томсона "О вихревых атомах", где известный ученый пытался представить атомы состоящими из множества крошечных вихрей.
Немногие, наверное, знают, но это факт: свои знаменитые уравнения Дж.Максвелл вывел, проанализировав движения вихрей в жидком эфире. Именно по этому случаю он написал работы "О фарадеевых силовых линиях", "О физических силовых линиях", а также свой знаменитый "Трактат об электричестве и магнетизме".
Существуют также гидромеханическая модель атомного ядра и гидромеханические модели элементарных частиц, разработанные Г.Джейлом, в которых частицы представлены в виде петлевых потоков среды.
Так что, как видите, предшественников довольно много. Каждый из них положил свой кирпичик в основание постройки, которую ныне мы можем назвать эфиродинамикой. Ну а сама эта наука пытается наглядно объяснить все те процессы, которые мы с вами имеем честь наблюдать в природе.
Copyright (c) В. Ацюковский, С. Зигуненко.
Оставить комментарий
НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ВПЕРЕДwww.arhimed007.narod.ru
23. Природа прямого эфира
Язык экрана
Телевидение – не только средство массовой коммуникации, но и вид творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел. Было бы ошибкой сводить мастерство к технической стороне творчества, и все же от степени овладения средствами выражения во многом зависят выразительность, точность и глубина передачи авторской мысли.
Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения, обладают общим – в основе своей – языком. Необходимо определить, хотя бы в общих чертах, содержание этого понятия – «язык экрана».
Известно, что язык экрана создан кинематографом: телевидение возникло, когда язык этот был уже развит мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать.
Известно, что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. «Поле зрения» кинокамеры (как и телекамеры) ограничено рамкой с соотношением сторон примерно 3:4.
Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром.
Экранные средства выражения – кино и телевидение – обладают не только пространственными, но и временными качествами. Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране.
Кадром называют также часть фильма (или телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т. е. во время непрерывной работы камеры, иными словами – в отрезок времени от начала до конца движения пленки в кинокамере (или в отрезок времени от момента включения телекамеры в эфир и до момента ее отключения от эфира).
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.
Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное – на шесть видов:
1) дальний план (человек и окружающая его обстановка),
2) общий план (человек во весь рост),
3) средний план (человек до колен),
4) поясной план (человек до пояса),
5) крупный план (голова человека),
6) макроплан (деталь, например глаз).
Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяженность во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т. е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так, говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.
Еще один важный элемент языка экрана – ракурс. Термин этот заимствован из изобразительного искусства: первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Возник он в те времена, когда живопись переходила от плоскостного изображения к перспективному. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу и т. п.). В первые годы кино ракурсом называли только такое положение оптической оси объектива, когда угол между ней и плоскостью предмета больше или меньше прямого. При этом часть объекта съемки сокращается, укорачивается, так как видна в перспективе. Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.
Сегодня термин «ракурс» обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой. Теперь говорят уже об обычном и необычном ракурсе, тогда как на заре кино и телевидения ракурс предполагал только необычную точку зрения, при которой обнаруживалось перспективное искажение фигуры или предмета. Переосмысление понятия «ракурс» объясняется тем, что современная оптика передает объем фигуры или предмета, перспективно искажая линии даже при фронтальной съемке.
Из всего сказанного нетрудно сделать вывод: вне этих понятий – кадр, план и ракурс – экранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, т. е. оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.
Всеми этими признаками обладает и произведение живописи. Но существует одно весьма существенное различие между картиной или рисунком и изображениями на экране, последние не постоянны, они появляются и исчезают. Кроме того, изображения на экране движутся, а движение имеет протяженность в пространстве и во времени.
Фильм или телепередача воздействует на зрителя всей совокупностью сменяющих друг друга изображений – кадров, их потоком. Непрерывный поток кадров – важнейшая особенность экрана. Значит, чрезвычайное значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т. е. последовательность их появления на экране.
Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтажа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в.
Каждый, видевший коротенькие фильмы братьев Люмьеров «Выход рабочих с завода», «Прибытие поезда», «Политый поливальщик» и другие, помнит, что они состоят из одного кадра, т. е. сняты неподвижной камерой, с одной точки, одним планом, в одном ракурсе. В первые 10–15 лет именно так и снималось огромное большинство фильмов – неподвижной камерой, одним кадром и в одной крупности. Но очень скоро обнаружилось, что кинопленку – целлулоидную ленту – можно резать и склеивать. И вскоре появляются фильмы, склеенные из нескольких кадров. Уже в 1902 г. можно было увидеть, например, фильм «День из жизни пожарного», в котором кадры чередовались в таком порядке:
1. Рука нажимает на кнопку пожарного сигнала.
2. Пожарная машина выезжает из депо.
3. Горящий дом.
4. Пожарная машина мчится по улице.
5. Горящий дом.
6. Пожарная машина мчится по улице.
7. Женщина в окне дома, охваченного огнем, и т. п.
studfiles.net