Что и как говорить в эфире онлайн-радио. Как начать радио эфир


Что и как говорить в эфире онлайн-радио – iTeleradio

Начинающий ди-джей, впервые взявшийся за ведение эфира, должен:

  • Говорить громко, четко и с улыбкой (она создает положительный тон голоса).
  • Развлекать зрителей, следуя подготовленному плану (импровизация – это удел опытных мастеров).
  • Тщательно готовиться к каждому выпуску (изучать вопросы, которые будут обсуждаться в программе, а также связанные с ними темы).
  • Ежедневно работать над своей дикцией.

Техническая часть

Эфир должен иметь:

  • Четкую структуру (разделяться на отдельные блоки информации, будь то анонсы предстоящих передач, реклама, новости о погоде, зачитывание сообщений слушателей и т.д.).
  • Хорошее качество звука.
  • Интересное и грамотное содержание (материалы шоу должны быть правдивыми, уникальными и актуальными на время создания выпуска).

Из чего состоит эфир

Классические радиопередачи содержат:

  • Приветствие (в начале выпуска).
  • Упоминание бренда (названия радиостанции).
  • Рекламу.
  • Музыкальные композиции.
  • Основную часть (новости, интересные факты, занимательные истории, образовательную информацию, диалоги с приглашенными гостями и т.д.).
  • Итоги передачи.
  • Анонсы предстоящих шоу.
  • Прощание.

Действия, наносящие вред

Радиоведущему не следует:

  • Вносить в программу какой-либо негатив (высмеивать свою аудиторию, применять сарказм, черный юмор, некорректные шутки).
  • Использовать ненормативную лексику и региональный акцент (за исключением редких случаев).
  • Делать долгие паузы, затягивать эфир, выдавать «отсебятину» за достоверную информацию

С чего начать

Новичку необходимо:

  • Завести собственный медиаканал (его можно быстро и легко запустить на сервисе iTeleradio).
  • Приобрести качественную аппаратуру (как минимум микрофон).
  • Выработать хорошие коммуникативные навыки.

iteleradio.ru

Песня! Что говорить о ней в эфире? | Стать радиоведущим | Попасть на радио, работа на радио

ААА! Сайт moskva.fm я уже просто не могу видеть. Последнюю неделю я провела на нем почти все свое свободное время. Искала креативные подводки радиоведущих не об акциях радиостанции, не о солнце за окном, не о весне, а о музыкальном материале. «Объявлялки» меня не интересовали - искала я долго). Сегодня список того, как можно говорить о ПЕСНЕ.

1. Авторская ди-джейская рефлексия.

Начнем с того, что на этой неделе я обзавелась новым кумиром. Это Алена Кутузова (Радио 7). Я слышала ее еще год назад, но прониклась только сейчас. Чем хороша? Она просто филигранно может реагировать на текст композиции. Определяя главную мысль песни, Алена откликается на нее не общими фразами, а личными переживаниями. И пусть не всегда слышна буква Я, зато это прекрасно читается в интонациях.

Прямая рефлексия (Называем имя - песню - смысл - дальше рефлексируем)

Обратная рефлексия (рефлексия - имя - песня)

2. Прием «А были времена»

Вот самые употребляемые фразы этого приема: «Как сейчас помню», « а помните, были времена», «поколение постарше, наверное, помнит, как». Дальше идут ностальгические воспоминания, как…

  • дома папа воспитывал ваш вкус на виниловой пластинке югославского производства с голубоватой этикеткой и надписью The Police.
  • как улица, на которой вы жили в 89, была вся исписана фразой “Alphaville forever”
  • как все засматривались картиной Бум и потом закручивали до дыр хит «Reality»
  • как вырезали из киноленты кадры фильма про Beatles, а потом делали фотокарточки и продавали их за большие деньги в СССР.

Уверена, у вас есть масса своих личных воспоминаний о музыке!

Вот, как прием «А были времена» использует Андрей Ковалев, радио Romantika

3. Прием «Навеянная цитата»

Вы вслушиваетесь в текст, понимаете содержание, а потом вспоминаете цитату или афоризм, которым можно было бы заменить рефлексию. Главное привязывать цитату к песне так, чтобы слушатель не подумал, что вы там у микрофона заразились философской лихорадкой и словно банкомат выдаете цитату за цитатой. Важно не переборщить и делать все талантливо, иначе можно превратиться в голосовой буклет с мудрыми мыслями.

Очень тонко и красиво это сделал номинант на Радиоманию 2013 Константин Курганский, Первое радио, Краснодар (аудио взято с сайта http://premiaradiomania.ru/)

4.Прием «Фактоид»

Тут в помощь идут, конечно, 2 самых крутых интернет–ресурса - songfacts.com (на английском, но там есть всеееее песни) и music-facts.ru с коротким списком композиций. Тем не менее, и там, и там собраны уникальные факты про хиты, которых в Википедии уж точно не найти. Судите сами

Personal Jesus — Depeche Mode

Успеху песни в Великобритании способствовала креативная рекламная кампания. Еще до выхода сингла в местных газетах появились объявления, состоящие всего из нескольких слов: "Your own personal Jesus" ("Ваш собственный личный Иисус"). Они сами по себе привлекли внимание читателей, а чуть позже к тексту был добавлен телефонный номер. Позвонив по нему, можно было послушать "Personal Jesus".

По сути, вышеназванные сайты заменяют мемуары музыкантов и экономят время ди-джея. Тем не менее, лучше показаться образованным человеком и сказать так:

Если вам когда-нибудь попадётся на глаза книга «Майкл Джексон: волшебство и безумие», обязательно ее купите. Хотя бы ради того, чтобы прочитать уникальные откровения Лизы Марии Пресли. Оказывается, за 2 года семейной жизни, она ни разу не видела мужа без грима. Это был всегда ухоженный Майкл, дальше Мадонна

5. Прием «Клип»

К видеоряду музыканты подходят также трепетно, как и к песням. Оживить в памяти слушателей шедевры клипмейкерского искусства иногда бывает очень здорово.

Помните видео на песню Beloved «Sweet Harmony»? Там еще все были обнажены, и клип показывали только на нескольких музыкальных каналах, MTV,понятно, в их число не входило… так вот, сейчас этот клип можно преспокойно посмотреть на YouTube, без всяких возрастных ограничений и пометок с плюсами. Знакомьтесь, 2013-ый год) Дальше - творчество Рианны, будьте с нами.

6.Прием «Эксклюзивно в твиттере»

Радиостанции сейчас стараются быть максимально представлены в сети. Чтобы сарафанно-твиттерное радио работало, микроблог радиостанции должен быть интересным! Часто в эфире я делаю так. Объявляю исполнителя и говорю, что только что выложила в твиттер ссылку на метаморфозы, например, Дэвида Боуи. Как известно, его называют музыкальным хамелеоном, так вот, внешность он тоже менял приличное количество раз. Люди смотрят, удивляются и делают желанный репост. Что еще нужно для счастья)C таким же успехом можно привлекать внимание к сайту или другим социальным сетям.

7.Прием «Day of music»

Самый мощный помощник этого приема –The music history calendar - http://calendar.songfacts.com/ и русский усеченый Хронограф (http://music.com.ua/chronograph/).

Я заранее знакомлюсь со всеми важными событиями грядущего дня – Дни рождения, свадьбы музыкантов, попадания на верхушки чартов, выходки, дебюты, релизы - и когда вижу в плей –листе имя, о котором читала в музыкальном календаре, смотрю, сколько лет назад это было и сообщаю, что исполнитель у нас не просто так звучит, это, знаете ли, претензия на концептуальность в эфире, ибо) оказывается, ровно 43 года назад в этот день Пол Маккартни заявил о распаде Битлз, например…

8.Прием «Интервью»

Тут в помощь - музыкальный журнал, главным образом, Rolling Stone. Например, если на станцию я прихожу со свежим номер этого издания, в курсе этого не только мой программный и ди-джеи, которые видят увеличивающуюся подшивку глянца, но и слушатели. Показывая, что держу руку на пульсе событий, я говорю:

В последнем журнале Rolling Stone Эрик Клептон признался, что связь с действительностью ему помогает поддерживать прачечная. Видимо, когда столько лет отбеливаешь умы людей блюзом, прачечная и впрямь, как дом родной! Это был хит My father’s eyes, впереди Deep Purple.

9. Прием «Cover»

Мой любимый сайт для этого приема - http://www.coversproject.com. Это просто сокровищница! Кажется, там есть все песни и артисты. Стоит только указать исполнителя, и сразу выпадает огромный список песен, которые он перепевал и какие его хиты переделывали другие артисты.

Ресурс можно использовать как для авторских программ, так и для обычного линейного эфира, вспомнив, например, что Knockin' on Heaven's Door исполняла даже Аврил Лавин, но вам больше всего нравится версия Guns N' Roses, потому что именно эти ребята сумели достучаться до клочка небес, который отвечают за вашу душу. Впереди не менее красивая Sister moon.

10 . Прием «Чужие воспоминания»

Ищите книги в сети, которые имеют название, а-ля, «Битлз в воспоминаниях. Вот, например, память) Стинга:

"В первый раз я услышал The Beatles, когда учился в последнем классе начальной школы. Дело было в раздевалке бассейна. Мистер Лоу только что провел с нашим классом очередное беспорядочное и очень шумное купание в бассейне - "провел", в сущности, означает проследил, чтобы никто не утонул. В раздевалке царила суета. Вытираясь и обсыхая, мы, по своему обыкновению, хлыстали друг друга полотенцами по гениталиям. Именно в этот момент из транзисторного приемника, висевшего в углу, послышались первые такты "Love Me Do". Эффект был поразительный. В этом разреженном, скупом звуке было что-то, что немедленно положило конец нашим грубым играм. Одинокая губная гармошка Джона, бас-гитара Пола, игравшая "на два такта", их голосоведение шло параллельными квинтами до третьей пониженной ступени, сменяясь одноголосием во время припева. Конечно, в те времена я не смог бы описать это так, как сейчас, но интуитивно почувствовал нечто значительное, даже революционное в этом лаконичном, экономном обращении со звуком, и, что интересно, то же самое ощутили остальные".

Ну, вы поняли, гениальная подводка вам обеспечена. Всем хороших эфиров.

Юлиана Романова

Тоже будет полезно:

getonair.ru

Как открыть FM-радио – пошаговая инструкция

Если вы планируете создать и открыть радио, то вы на правильном пути. К тому же, найти спонсора для вашего радио-проекта не составит труда: сегодня радио и радиочастоты – выгодное дело, сравнимое с приобретением квартир. Поэтому многие бизнесмены с удовольствием вкладывают свои деньги в радиобизнес и получают прибыль с рекламы на действующих радиостанциях или сдаваемых в аренду частот.

Как открыть FM-радио – пошаговая инструкция

Рассмотрим пример пошаговой инструкции для тех, кто не знает о том, как открыть радио.

Концепция

Прежде всего, переносим свою гениальную мысль из головы на бумагу — составляем бизнес-план радио. Наша цель – заинтересовать своим проектом людей, которые могут стать спонсорами. Поэтому к этому пункту надо подойти со всей ответственностью. В первую очередь тщательно прописываем оригинальность идеи и формат будущей радиостанции. Далее показываем потенциальному инвестору все затраты (оборудование, зарплата), способы заработка радио, ожидаемые прибыли и, самое главное, сроки, в которые предприятие выйдет на самоокупаемость.

Регистрация юридического лица

Получаем статус юридического лица. Таково требование законодательства Российской Федерации для получения лицензии на радиовещание.

Узнаем точные координаты

Определяем точные координаты размещения передатчика вплоть до широты и долготы. Эти данные, а также радиус вещания и мощность радиоприбора вам понадобится сообщить в Главном Радиочастотном Центре.

Документы для открытия радио

Приступаем к самому ответственному пункту программы – собираем документы для открытия радио. Лучше всего на этом этапе обратиться к специалистам дочерней компании Главного Радиочастотного Центра. Надо сказать, что услуги эти дорогие, но оно того стоит: врядли вы сами сможете согласовать все свои документы с войсковыми частями и НИИ Министерства обороны.

Разработка частоты вещания

Если в пределах FM диапазона (87,5 – 108,0 МГц) есть свободная частоты, то вы, возможно, получите заключение ГРЧЦ с так желаемой вами частотой для вещания. Кстати, не думайте, что чем она выше, тем лучше вещание радио. Чаще всего бывает так: при одинаковых передатчиках, например в 4 Вт, и равном подвесе антенны, радиус действия прибора на частоте 87,5 будет больше, чем на 107,9.

Если вам не повезло, свободной частоты нет, начинаются разработки частоты. Однако, часто случается так, что кроме вас на частоту претендует еще кто-то (другое радио). В таком случае объявляется конкурс.

Конкурс на вещание

Конкурс проводится только в регионах с населением больше 200 тысяч человек дважды в год. Всю информацию о нем можно получить на сайте Фонда Независимого Радиовещания radioportal.ru. Кроме того, знайте, что конкурс может выиграть человек, который не собирается открывать радио и вещать в ближайшем времени. Частоту он сдает в аренду, а это очень выгодный бизнес.

Регистрация вашего радио как СМИ

Далее вы оформляете свидетельство о регистрации радиоканала в зависимости от радиуса вещания: в территориальном или, при вещании на несколько регионов Российской Федерации, центральном отделении Роскомнадзора. В течение 30 дней проходите проверку на уникальность названия вашей радиостанции и после этого получаете свидетельство. Не забудьте, что вы должны начать вещать в эфире в течение года, чтобы ваше свидетельство не ликвидировали.

Получаем лицензию на осуществление радиовещания

Следующий шаг – получение лицензии на осуществление радиовещания. Вы готовите програмную концепцию вещания вашего радио, пакет документов и вместе с сопроводительным письмом подаете в тот же орган Роскомнадзора, который и выдаст эту лицензию.

Получаем лицензию на услуги связи для целей проведения эфирного вещания

Кроме того, в Роскомнадзоре получаете еще одну лицензию – операторскую, подав туда соответствующую заявку и пакет необходимых документов.

Получаем разрешение на использование выбранных радиочастот

И еще один документ, который по вашей заявке выдаст вам Роскомнадзор – разрешение на использование в течение 10 лет радиочастоты, которая указана в заключении Главного Радиочастотного Центра.

Регистрируем радиопередатчик

Все документы – в территориальном отделении Роскомнадзора, у вас – последний документ – свидетельство о регистрации передатчика вашего радио.

Покупаем оборудование

Ищете помещение, устанавливаете радиопередатчик и эфирное оборудование, проходите тестирование в период временного вещания, получаете право заниматься коммерческой деятельностью и, наконец, запускаетесь окончательно! Практически все! Можно выдохнуть! Или, наоборот, все только начинается?!

Получается, что создание собственной радиостанции – дело не легкое. Вам предстоит пройти сложный путь прохождения инстанций и сбора документов для того, чтобы открыть радио. Но поверьте: оно того стоит!

Подготовлено на основе материала www.getonair.ru, автора Юлианы Романовой.

www.ideibiznesa.org

Как разнообразить эфир на радио?

   По некоторым среднестатистическим данным ди-джеи на радио прогрессивно работают всего первые 5 лет. Все остальное время, пока они работают, эта деятельность становиться для них простой обязанностью. То есть не получают никакого вдохновения от нее. Какими же способами его сохранить, и что же делать, если оно пропало? На этот вопрос есть несколько советов и правил.

   Естественно, это вполне нормально, когда человек теряет энтузиазм к своему профессиональному делу и просто выполняет его как некую обязанность. В этом нет ничего странного. Скорее всего, человек просто обленился и потеря всяческий интерес наблюдения за окружающим миром. Поэтому, для ди-джеев на радио есть несколько путей борьбы с этим. Всегда осознанные ди-джеи придерживаются, так называемого, эфирного блокнота. Это значит, все эмоции и чувства, которые они получают в повседневной жизни, записывают на заметку. Для того чтоб быть интересным и полезным в радио эфире, нужно быть простым человеком, а не лучезарной звездой. Тем более, люди слушающие радио относятся к одному классу общества, поэтому их волнуют проблемы чисто человеческого характера. Говорить в эфире можно о чем угодно, главное чтоб это было искренне и открыто сделано.

   Как правило, в эфире сидит два человека – ведущих, которые постоянно что-то обсуждают прямо в микрофон. Так вот, даже обычные житейские диалоги будут интересными слушателям. Можно расспросить коллегу о том, что он делал сегодня утром или рассказать ему какую-нибудь шутку. Очень часто, в эфире можно услышать темы, в которых обсуждается поездка на работу через весь город, ожидая в длинных пробках. Или довольно интересные случаи, которым подверглись ведущие в какой-нибудь день.

   Чтоб освежить собственный эфир, необходимо попросту не придерживаться каких-нибудь правил или норм. Нужно быть просто самим собой и говорить так, как хочешь сам (ну естественно в пределах разумного). Для оглашения главных новостей совсем не обязательно перечитывать его слово в слово. Представить их нужно с эмоциями, будто бы ведущий их сам пережил только что, и рассказывает ближайшему другу, как это было. Также, необходимо помнить о том, что на станции радио есть музыкальный эфир, поэтому довольно полезно огласить песни, которые прозвучат в ближайшее время.

   Интерес к эфиру предаст также обсуждение некоторых песен. Можно попытаться взять какую-нибудь композицию и раскрыть весь ее смысл. Но, важно помнить, что на это нужно выделить не более 20 секунд, поскольку долгие размышления утомляют слушателя. Также, всегда полезно похвалить не собственную радиостанцию, а именно слушателей, которые сидят на этой волне. Упомянуть о том, что не зря они настроились на прием данной радиостанции, и что скучно не будет.

   Подводя итог, нужно отметить, что простота действий, понимание и человечность никогда не сделают ди-джея скучным и унылым. Такие люди всегда будут пользоваться популярностью, причем исключительно за положительные качества.

Смешное и любопытное на нашем сайте

 - Что такое глюкофон?

 - Радио для кошек

 - Внимание! Говорит… психушка?!

 - Самый молодой радиоведущий

 - «Аксакалы» аудиоэфира

 - И смех, и грех в истории музыки

 - Самое интересное и любопытное из истории радио

 - Мифы о работе радиоведущих

 - Занимательные факты о музыке

 - Овощная симфония

 - Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой

www.poka-otvetov.net

Язык радио: 10 золотых правил, как говорят на радио?, правила | Стать радиоведущим | Попасть на радио, работа на радио

 Мой первый программный, услышав, какие сложные по композиции я выстраиваю предложения в прямом эфире, запретил использовать в речи причастные и деепричастные обороты. Я согласилась, но стала слишком многословной. В итоге появилось другое правило. Называлось оно "В предложении есть только 7 слов!". Ужас, крутись, как говорится, как хочешь. Сегодня я собрала для вас коллекцию золотых правил того, какой должна быть радийная речь, чтобы её не только слушали, но и слышали.

1. Используйте в подводках прямой порядок слов, инверсии на слух воспринимаются сложно. Радио не аудиокнига, его слушают фоном. Увы :(

2. Прилагательными лучше не утяжелять речь. Говорить: «Впереди будет замечательный, талантливый и просто великолепный артист Зю», - не стоит. Стремитесь к естественности, пафос оставьте конферансье.

3. Избегайте страдательного залога. Например,

  • На концерте U2 был установлен мировой рекорд – Плохо
  • U2 установили мировой рекорд – Хорошо

4. Не читайте тексты из интернета целиком и полностью. Я часто слышу, как горячую новость об исполнителе буквально дословно повторяют на многих радиостанциях ди-джеи. Пересказывайте факты, не цитируйте их. Позвольте себе быть креативными, говорите со слушателями, как с друзьями, а не как с теми, кто обязан прильнуть ухом к радиоприёмнику и слушать ваше «нелевитановское» послание.

5. Перечисления. Не больше трёх. С обязательно восходящей или нисходящей интонацией. Монотонность снова недопустима. Что-то я в запреты сегодня ударилась :) 

6. Числа. Ди-джеи не новостники, точность до миллиметра и сотой доли килограмма никому не нужна. Всё округляем. Например, видите в сводке Гидрометцентра, что сейчас 15, 7 градусов, говорите 16. Такая же история и с количеством проданных дисков и сделанных релизов. Цифрами забрасывать людей, порядком уставших от работы, ни в коем разе нельзя. Попроще, договорились?

7. Аббревиатуры и сокращения. Никто не хочет вслушиваться в то, что говорят ди-джеи на огромной скорости. Когда вы произносите сокращённые варианты понятий, есть вероятность того, что вас просто не поймут. Что это значит? Правильно. Лёгкое раздражение – переключение на другую станцию. Неееееееет…

8. Забывайте штампы и канцеляризмы. Долой «далее вы услышите», «только лучшая музыка» «сегодня пятница, а значит завтра выходной», «у природы нет плохой погоды» и так далее.

9. Прошлое время. На радио есть только настоящее и будущее. Фразы «минутой ранее», «как мы уже рассказывали» убийственны для слушателя. Он не был минутой ранее с вами, он не понимает, о чём вы говорите. «Бррр, я хочу быть в курсе всего», - ну, приблизительно так он может подумать.

10. Косноязычие. В последнее время с этим беда. Дорогие ведущие, не ленитесь, пожалуйста, прослушивать logger и выписывать свои слова-паразиты. Э-э , ну, короче говоря … вы понимаете, о чём я

Упражнение

Чтобы лучше понять, что такое язык радио, сделайте вот такое упражнение. Возьмите из газеты статью и ПЕРЕПИШИТЕ её разговорным языком. Важно переписать. Почему? Многие начинающие ди-джеи подводки себе пишут. И пишут они литературным языком, а в эфире это абсолютно не слушается. Скажу прямее, слышно, что ведущий читает по бумажке. Не профессионально это как-то…

Всем желаю роста и исполнения мечт!

Юлиана Романова

getonair.ru

Как открыть FM-радиостанцию: пошаговая инструкция

Viperagp/Depostphotos

Радио – это бизнес, а не развлечение. Конечно, хорошо когда под рукой есть богатый человек, который любит радио и хочет сделать радиостанцию просто для себя. Но все равно, рано или поздно он поймет, что расходы должны окупиться, в той или иной форме.  Многие, прежде чем выйти в FM-эфир, начинают развивать свой проект с онлайн-радио. В онлайне намного меньше инвестиций и намного меньше регулирования. Им не важен формат, они не тратят бешеные деньги на лицензию. Но при этом в разы сложней собрать аудиторию. Репрезентативную аудиторию, которая способна купить рекламируемый товар. Ведь фактически, онлайн-радио слушают гораздо меньше, чем FM.

Мы подготовили для Вас обширный материал, который поможет Вам открыть FM радиостанцию. Он выполнен в виде пошаговой инструкции, с дополнениями и комментариями. Читайте до конца.

1. Изучение целевой аудитории.

Радио, как и любой бизнес, начинается с изучения аудитории. Вы должны понимать, какая аудитория является потребителем радио, какие есть конкуренты у будущей радиостанции в этой сфере, соответственно – как разделен рынок. Безусловно очень важно, на какой территории вы собираетесь транслировать свою волну (если речь идет об FM-радио). Но интернет-транслирование, безусловно, позволяет быть слушаемыми во всем мире.

Сейчас общие тенденции таковы, что в стране много ведущих радиостанций, которые занимаются форматом «для всех». Конечно, у них есть своя ЦА (целевая аудитория – прим. ред.), но они стремятся покрыть как можно больший объем потребителей. То есть, становится еще одной модной, «хитовой» радиостанцией, если вы хотите завести свой проект – нет смысла.

Очень даже наоборот – есть смысл занять некую свою нишу и попытаться ее качественно и грамотно занять. Соответственно, все последние старты в FM-диапазоне они, как правило, отображение этой нишевой политики. В таком случае, задача стоит в том, чтобы собрать нужную проекту аудиторию, а не стать массовым продуктом.

Чем Вы торгуете на радио? Вниманием людей, которые могут позволить себе что-то купить. Причем купить так, чтобы они от Вас после этого не ушли.

Соответственно, изучая потребности аудитории, аналитика показала, что не только в Киеве, но и во всем мире появилась тенденция деления на узкие форматы. Собственно, при выборе ниши, нужно учитывать будет ли она востребована и есть ли аудитория, которая может иметь интерес. После того, как Вы поняли свою будущую аудиторию, следует непосредственно перейти к разработке концепции.

Есть разные виды владения радиостанцией, но большая часть украинских радиостанций – коммерческие. Радио зарабатывает исключительно посредством рекламы, и суть коммерческих радиостанций в том, чтобы они были максимально интересны слушателю. И уже потом внимание этих людей можно продавать рекламодателю за деньги – в этом заключается бизнес. Нужно создать такой продукт, чтобы он оставался интересен слушателю, мог сохранять интерес этих людей максимально долгое время, чтобы это время стоило как можно дольше. Тут важно соблюдать некий баланс – ведь можно перегнуть с рекламой, а можно и перегнуть с форматом и потерять внимание слушателя.

 2. Разработка концепции (формата)

Так вот, когда уже понятно,  какая аудитория нужна, приходит время  разрабатывать концепцию, тот самый пресловутый «формат». Этого слова у нас боятся очень многие люди, особенно творческие, которые считают, что радиостанции, прикрываясь словом формат, просто не берут ненужную для них музыку в эфир.

На самом деле формат – это сценарий, который помогает понять, что нужно аудитории.  При этом  формат не является статичным понятием, он развивается, видоизменяется, вместе с интересами аудитории. То есть, когда концепция перестает работать – её нужно обновить.

Следовательно,  нужно составить официальный документ (Format policy), в котором описывается социально-психологический портрет целевой аудитории, её интересы и обозначается, как станция будет работать – что будет звучать в эфире, какая музыка предлагается слушателю,  как будет выглядеть эфирный час.

Эфирный час описывается следующим образом – песни делятся на категории, которые нужно подробно описать (жанр, стилистика, настроение). Категории распределяются по часу, составляются пропорции. При надобности прописываются дополнительные развлекательные (радио-шоу, викторины) либо информационные (новости, прогнозы погоды) передачи. Также нужно четко прописать количество песен, в той или иной категории, которые существуют в запасе станции на данный момент,  для того, чтобы оптимально ротировать их в эфире (то есть впускать каждую конкретную песню в эфир не слишком часто, но и не слишком редко). Так или иначе, музыкальная база радиостанции ограничена, так что ходовые произведения, которые слишком часто играют, периодически отправляются в «холодильник».  Имеется в виду, что потом песня снова вернется в эфир, но лишь по прошествии определенного цикла.

Также в этом документе должны быть прописаны правила воспроизведения. Например, чтобы не было слишком много грустных песен подряд или несколько песен подряд одного артиста. Конкретно – период повторяемости песни должен быть регулирован внутренними правилами.

Обратим внимание музыкантов, которые хотят попасть на радио, что мало написать хорошую песню (пусть и соответствующую квотам) – песня должна привлекать слушателей на станцию. Ругать форматы глупо – они существуют, чтобы оправдать ожидания слушателя. Если аудитория услышит то, что ей не нравится, то просто сменит волну.

На основе Format policy составляется бренд-бук. Он включает в себя не только воспроизводимую музыку и джинглы (джингл — музыкальный или вокальный элемент оформления радиоэфира – прим. ред.), но и определение того, как радиостанция будет позиционироваться для выбранной аудитории, что она может этой аудитории предложить, как привлечь её и так далее.

3. Определение частоты вещания и получение лицензии

Дальше – самое интересное. В Украине есть специальные регулирующие государственные органы (Національна Рада з питань України з питань телебачення і радіомовлення), которые занимаются распределением и регулированием радиовещания. И Совет занимается тем, что в каждом регионе разыгрывает тендер  на свободные частоты, выслушивая  все возможные предложения и по своему решению даёт (или не даёт) частоты в пользование. Не стоит забывать, что у Совета есть четкое жанровое распределение. Опять же – эти конкурсы могут и не проводится по пять лет. Допустим, если Совет «распродал» уже весь диапазон частот. Но могут быть и внеочередные конкурсы, если кто-то обанкротился либо нарушил законы радиовещания и был лишен лицензии.

Четко определившись с форматом, бренд-буком и прочей сопутствующей документацией будущий руководитель радиостанции, вместе с юристами, подаёт свое предложение в качестве заявки в Национальный Совет по вопросам телерадиовещания. Так же, дополнительно со всей прочей документацией, следует  предоставить гарантии того, что у Вас есть охраняемое помещение, что Вы способны без перебоев доставлять сигнал к ретранслятору и так далее. Полный перечень можно посмотреть на сайте Совета (http://www.nrada.gov.ua/ua/license).

Получение лицензии – это самый затратный пункт. Её стоимость варьируется в зависимости от географического положения региона вещания, площади покрытия (несколько регионов, только города, города и области, вся страна) и срока, на который эта лицензия выписывается. И если у Вас одна частота в одном городе – лицензия может быть вполне подъемной по цене. Но если вы хотите сделать сеть, то суммарно – это очень большие деньги, да и лицензию придётся оформлять в каждом отдельно взятом городе.

Некоторые думают, что основная проблема радиостанций связана с цензурой, но на самом деле – сложнее всего получить лицензию. С ней связаны такие сложные моменты, как программная концепция, возможная окупаемость станции  (Национальный Совет учитывает и этот фактор). И стоит упомянуть еще один нюанс — соблюдение закона о квотах.

Суть закона о квотах состоит в том, что все радиостанции Украины, которые вещают в FM-диапазоне, независимо от формата, обязаны играть 25% процентов вокальной украиноязычной музыки. Вокальным аудио произведением считается композиция, в которой есть хотя-бы одно слово длинной более 80 секунд. До введения закона о квотах (до 08.11.16) не имело значения на каком языке исполняется музыка. Было лишь требование, чтобы в музыкальном эфире звучало 50% национального продукта. Национальным продуктом считалось любая группа, работающая в любом жанре, если хотя-бы у одного из участников музыкального проекта был паспорт гражданина Украины. Сейчас же норма воспроизведения композиций привязана именно к языку. Естественно, если вы хотите запустить узкоформатную радиостанцию – закон о квотах может стать проблемой. Так что вопрос о наличии 25% украиноязычных исполнителей в жанре следует учесть сразу. Несмотря на то, что украинский музыкальный рынок сейчас в состоянии развития, соблюсти нормы вещания не так уж и просто.

Сами ограничения так или иначе должны быть. FM-радиостанции ограничены, как минимум, моральными принципами. То есть нельзя, допустим, пропагандировать суицид, где бы ты ни было. Но если ограничения не естественны для рынка, они могут вместо развития вызвать стагнацию. А ведь украинский музыкальный рынок сейчас стремительно развивается. Музыка, которая 5 лет назад еще нигде не звучала – звучит теперь отовсюду.

Помимо лицензии, появляется такой документ, как программная концепция (дополнение к лицензии), которая выдается вместе с лицензией. Программная концепция – это документ, в котором говорится, что некое предприятие владеет определенной частотой для своей деятельности, на определенный срок, по определенным условиям и с конкретным лицензионным сбором.

4. Подбор персонала.

Давайте представим, что лицензия уже получена. Чтобы выполнять все нормативы, нужно обладать достаточным запасом музыки, контента и, что важно помнить,  на станции уже должны быть наняты  дикторы, ведущие и прочие работники (звукорежиссеры, звукоинженеры, техники), которые будут компетентны, будут выполнять работу в короткие сроки и качественно. То, что смонтировано утром может пойти в эфир уже вечером. На радио могут работать только профессионалы.

Штат может колебаться от 5 до 50 человек. Если это информационное радио – будет большой штат редакторов и ведущих, помимо прочего. Если это радио развлекательное, где отсутствует информационный поток, можно ограничится минимальным штатом в программном отделе. И вопросы количества штата и оплаты труда зависят исключительно от формата радио. Так что в составлении плана бюджета очень важно создать грамотное распределение зарплат.

Но помимо программного и технического отделов должны существовать еще и отдел продаж, который занимается продажей рекламного времени, юридический отдел, бухгалтерия, маркетинговый отдел, аналитический отдел. Так же многим радиостанциям не хватает хорошего digital-отдела для корректной работы в интернете. И опираясь на всю эту информацию, выходит, что для жизнеспособности радиостанции нужно минимум человек  15, хотя кто-то выкручивается и с пятью.

5. Помещение

Также нужно подготовить офис радиостанции. И вряд ли хватит одной маленькой комнатушки, как показывают в американских фильмах. Выше уже было упомянуто, что помещение радиостанции  должно хорошо охраняться (как и любое средство массовой информации) и должно иметь возможность резервного энергоснабжения. Внутри обязательно расположить следующие помещения:  эфирное, административное, продакшн-студию.

Для большой разговорной станции потребуется большой офис. По логике вещей, если количество людей обусловлено форматом, то размеры помещения обусловлены количеством персонала. Все взаимосвязано. Естественно, пространство можно организовать под персонал. И уже из этого следует разрабатывать то,  как его сделать достаточно охраняемым, надежным, удобным и т. д.

Если самостоятельно такую разработку провести сложно, то важно знать, что существуют  компании, который делают радиостанции «под ключ» — проектируют дизайн, осуществляют ремонтные работы, размещают аппаратуру, монтируют звукоизоляцию.

6. Выход в эфир

Существует несколько уровней обработки звука и определенные стандарты качества – соблюдением этих норм занимается технический отдел. Коснувшись непосредственно процесса вещания, можно сказать, что звук проходит несколько стадий обработки – студийная обработка (нормализация и компрессия в студии), общая обработка на выходе из студии до вышки и динамическая нормализация на вышке, которая вещает в FM-диапазоне. Получается минимум три точки, так что настройку сигнала должны проводить хорошо образованные и подготовленные  люди.

Опять же, существуют фирмы, которые могут осуществить настройку и приведение в работу всей нужной аппаратуры. Эти работы – разовые. Далее технический отдел просто следит за корректной работой серверов и транслирующей аппаратуры. Качество настройки аппаратуры определяет стабильность работы радиостанции.

Но на протяжении функционирования радиостанции технические вопросы будут беспокоить меньше всего. Ведь когда вся техника уже работает, персонал на месте, определена аудитория и формат — остается заявить о своем существовании. Имеется в виду, что новая станция нуждается в промо-компании и в сопутствующей рекламе.  И тут уже все рекламные средства на Ваш выбор – в зависимости от бюджета и аппетитов. Как правило, в ход идет внешняя реклама, реклама на телевидении, проведение оффлайн мероприятий. Должна быть продумана грамотная маркетинговая стратегия, которая будет регулировать способы знакомства потребителя и бренда.

Следует понимать, что для хорошего ведения бизнеса в медийной индустрии – нужно обеспечить активную обратную связь, чтобы учитывать мнения,  жалобы и пожелания слушателей. Важно знать свою аудиторию. Ведь радиостанция может быть уверена, что вещает на богатого и обеспеченного слушателя, но на самом деле её аудиторией могут оказаться бедные студенты. Конечно, может быть и наоборот.  Маленькие станции используют метод прямых и онлайн опросов, телефонную связь.  Крупные холдинги регулярно проводят рейтинговые исследования, которые дают некое понимание о восприятии зрителем эфира. А теперь давайте разберем более подробно, как работают крупные холдинги.

7. Как работают радио-холдинги

В Украине (да и во всем мире) львиная доля радиостанций работает в составе холдингов. Почему так происходит? Концепция холдинга охватывает как можно больше целевых аудиторий, которые, возможно, почти не пересекаются друг с другом. И когда приходит большой клиент – у холдингов есть для него комплексное предложение. И тогда можно задавать клиенту вопросы – какая аудитория его интересует, постарше или помладше?  Богаче или беднее?

Естественно, радио-холдинги – еще и активный инструмент лоббирования политических интересов. Но мы опустим эту тему.  Концепция радио-холдингов – самая прибыльная в Украине. Популярных радиостанций, которые существуют вне холдинга, в Украине, практически, нет.

Возникает вопрос – а можно ли стать участником холдинга, одной из его подконтрольных станций? Важно понимать, что холдинг — это крупный собственник. Например, как Google, который владеет большим количеством различных компаний. И не стоит рассчитывать, что стороннюю радиостанцию примут в холдинг. Чисто теоретически, успешную радиостанцию, конечно же, можно продать какому-то крупному собственнику, как и любой успешный бизнес.  Но холдинг решает, что покупать или создавать, опираясь на свою концепцию развития и ведения бизнеса. Если им нужен проект под свой бизнес — они могут его купить. Но не каждый холдинг, особенно сейчас, хочет (и может) расширяться.

Задача холдинга — охватить максимальное количество аудитории. Ведь основа бюджета радиостанции (99,9%) – это реклама. Количество распространяемой и, что главное, услышанной рекламы – определяет доход и финансовые возможности станции. Так что наибольшие финансовые возможности – у холдингов.

 

Консультировал: Евгений Богиня, программный директор Lounge FM

Материал подготовил: Вениамин Крыжановский

arena.ua

Как создать своё интернет радио? | Стать радиоведущим | Попасть на радио, работа на радио

Внимание! Конкурс «Радио своими руками» Многие вещи в нашей жизни надо делать поэтапно. Если вы очень хотите попасть на радио, но в FM вас пока не берут, работайте на своей интернет станции, набирайтесь опыта и реализовывайте мечты. В этой статье я расскажу вам подробно о том, как я, юзер абсолютно не продвинутый, смогла начать вещать в интернете без особых проблем. Чтобы все получилось надо освоить всего 4 простых шага:

  1. Зарегистрироваться на host.fm
  2. Установить на компьютер программу Radioboss
  3. Настроить вещание
  4. Создать музыкальную базу

1. Заходим на бесплатный он-лайновый хостинг для интернет радио станций host.fm. Нажимаем регистрация. Заполняем все поля, получаем подтверждающую ссылку на свою электронную почту, проходим по ссылке. Заходим в свой профиль. Мои радиостанции – создать радиостанцию (указываете название и пароль на вещание). Как только создали станцию, нажимайте «Управление радиостанцией», заходите в потоки и переписываете название потока, например Поток 13703_default

2. Устанавливаем программу Radioboss на свой компьютер. Как ее можно получить?

  • На сайте radioboss.ru бесплатно скачать демо – версию. Она позволит вам 50 раз запустить программу и за 1 запуск непрерывно вещать 5 часов подряд
  • На этом же сайте можно купить программу. Стоит она 3100 (с возможностью вещать в интернете) за лицензию, я собираюсь ее приобрести в ближайшее время)
  • Можно отыскать на торентах, но я не советую вам этого делать, так как за использование нелегального ПО могут и в тюрьму посадить, учтите! :|

Устанавливается программа очень просто.

3. Теперь дело за настройками.

  • Заходим в настройки – настройки
  • Нам понадобятся 3 вкладки: Вещание, воспроизведение, микрофон

ВЕЩАНИЕ Ставим галочку «Включить вещание». Нажимаем на плюсик и во вкладке Connection, указываем имя сервера и пароль

 

  • пароль: вы задавали для своей радиостанции
  • имя сервера: host.fm:7777/my_stream, где my_stream - название вашего потока.

Если у вас есть подключение к интернету, появится надпись active. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Основной выход - no sound, по умолчанию 2- ой выход - например, передние колонки, может, у вас что-то другое.

МИКРОФОН В девайсах указываем свой микрофон и настраиваем уровень громкости музыки при разговоре и уровень самого микрофона. Можно выставить, как у меня, а потом поднастроить в ходе экспериментов. Если все верно, то появится надпись, что подключение произошло и кнопка «Broadcasting» будет включена.

4. Вещание Чтобы вещать нужна музыка.

  • Заходим в раздел музыкальная база – запустить.
  • Открывается рабочая область, в которую вы должны загрузить ту музыку, которую хотите вещать.
  • Загружайте песни в формате mp3

После этого стоит базу подредактировать, чтобы все названия композиций и имена исполнителей были написаны правильно

Далее вкладка «Плей-лист» - генератор плей-листов, где вы задаете все те параметры, которые хотите. Как только в правой части вашего рабочего экрана появился плей –лист, нажимайте на песню и поехали)

Чтобы услышать свою радиостанцию в интернете, зайдите на ее адрес в интернете, подождите минуту после начала вещания, данные обновляются не каждую секунду, и нажимайте на кнопку 128 Kb Если вы захотите выйти в эфир, то просто нажмите на значок микрофона – скажите фразу и выключите значок. Все очень просто! В ближайшее время я сделаю полновесную радиостанцию getonair.ru. :bigsmile: В комментариях предлагаю делиться своим опытом создания радиостанции и на почту [email protected] писать статьи про так, каким еще способом можно начать вещать в интернете. Самая интересная статья будет опубликована, а ее автор получит от меня авторский мультимедийный диск «Стать популярным радиоведущим»

Юлиана Романова

PS: Внимание! Конкурс «Радио своими руками»

getonair.ru