Михаил Терентьев - История эфира. История эфира


История забвения эфира | Статьи

или одна из тайн создания потребительского общества

Уважаемые коллеги!

Представьте себе, что во времена Советского Союза, лет 30-35 назад идет публичная лекция. Собравшиеся – солидные, уважаемые люди. А лектор убежденно доказывает, что СССР скоро  развалится, что Российская Федерация на некоторое время фактически окажется под управлением США и, как следствие, в 90-е годы по России будет смерчем носиться разнузданный, дикий, со звериным оскалом капитализм, разоряя и грабя народ и страну, и что немного позже братская Украина, станет самым агрессивным, воинственным для русского мира соседом.

Думаю, лектор не смог бы закончить лекцию, сработала бы естественная для той поры реакция публики. Лектора в лучшем случае сочли бы опасным для общества сумасшедшим. Как ни парадоксально такой сценарий событий воспринимался бы в те времена, все же это случилось, и произошла эта адская метаморфоза за очень короткий исторический период, всего за 10-15 лет.

 

Вы спросите, а причем здесь эфир? Дело в том, что и радикально изменившаяся политическая картина мира, и забвение эфира – это звенья одной цепи.

К сожалению, очень немногие здравомыслящие ученые могут сегодня публично говорить об эфире. Мне легче - я не обременен научными регалиями и званиями в области физики.

Официальная же наука ныне не только не рассматривает эфир как физическое понятие, но и вовсе не употребляет этот термин, даже как возможный речевой  оборот в научных диспутах, докладах, статьях, выступлениях. Сегодня жалкие отрывки прошлых знаний об эфире используются лишь в философских рассуждениях «о примитивных знаниях прошлого», причем делается это с грубейшим искажением, с непониманием сути эфира, подчас приравнивая знания о нем лишь к «оккультным знаниям» древних.

Но ранее-то, на протяжении тысячелетий эфир, безусловно, признавался как основа мироздания…

Упоминание о неиссякаемом источнике свободной энергии, вездесущей, всепроникающей первооснове материального мира, сохранились в манускриптах индийских мудрецов, живших 5-6 тыс.лет назад. И имя ей было «Акаша». В своем латентном состоянии она в точности совпадает с нашим понятием всемирного эфира; в активном состоянии она становится Акашей - всенаправляющим и всемогущим богом.

Ākāsa ‒ на санскрите означает «сияние дальше», «непрекращающееся сияние», «освещённое пространство».

Сама расшифровка этого термина указывает на то, что древние знали о свойствах неиссякаемого источника энергии, и эти свойства через много веков обнаружил гениальный сербский физик и изобретатель Никола Тесла. Но об этом чуть позже.

Переводя древние тексты, европейцы расшифровывали смысл понятия акаша, как «то, что лежит в основе». И на греческом языке это уже звучало как «сущность» (ousia, то есть основное)... А уже в латинском переводе греческое слово «сущность» обозначалось понятием «субстанция» и рассматривалось как «основное начало явления». В современных словарях даётся определение слова «акаша» как пространственной субстанции, из которой происходит «начало проявления», «первоначальный импульс».

Сохранились древние упоминания, что у акаши есть лишь один характерный признак ‒ Звук.  Причём Звук в понимании неслышимых, очень тонких вибраций непроявленного Первичного Звука, являющегося причиной всех последовательных проявлений всех невидимых и видимых, тонких и грубых элементов Вселенной. Помните в Библии «Сначала было слово», в интерпретации – Звук. Акаша ‒ носитель качества такого Звука

В переводах древнеиндийских учений говорится о том, что до проявления мира, т.е. видимой и осязаемой материи, была только эта субстанция, а когда мировой цикл завершится, то всё вновь обратится в акашу и следующий цикл начнётся с неё.

Древние греки, перенимая знания с Востока, в частности с Древней Индии, назвали неиссякаемый источник свободной энергии словом «эфир» (от греч. «Αινηρ» ‒ «лучезарный»), пытаясь не исказить смысл термина акаша.

Почти каждый знаменитый древнегреческий естествоиспытатель или философ описывал эти древнейшие индийские знания, исходя из своего понимания, преподнося известную на Востоке древнюю информацию как жемчужину «своего учения» о невидимом мире!

Такие древние могучие мыслители как Анаксагора, Эмпедокл, Платон и Аристотель называли эфир «пятым элементом» (квинтэссенцией), нематериальной субстанцией небесной тверди и светил, заполняющей все небесное пространство. Причём упоминалось, и это крайне важно, что эфиру был свойственен только один вид движения ‒ пространственное перемещение по кругу, т.е. вращение, спирально движение в отличие от четырёх основных элементов (земля, огонь, воздух, вода), наделённых свойством и прямолинейного движения.

Представители влиятельнейшей школы античности стоицизма 300 лет до н.э. считали первовеществом пневму, из которой всё состоит и которая во всём действует. Пневма считалась тончайшей субстанцией, жизненной силой, которая пронизывает космос «жизненным дыханием» и объединяет его в целостный организм. Пневматическая система, согласно их учению, имеет свой центр управления, «руководящую часть», которая находится именно в эфире.

Интересно, что пневма первоначально в переводе с греческого означает «дуновение», то есть первотолчок. В космологии античности первотолчок как процесс зарождает движимую субстанцию, то есть задаёт первое движение. В связи с этим слово «пневма» переводили ещё как «горение эфира», то есть энергия эфира. Позже понятие «пневма» стали переводить как «дыхание», позднее ‒ «дух», от слов «дую», «дышу». Сейчас понятие пневмы, например, в религии связывают со сферой духа. В христианской теологии -  это Святой Дух, а учение о Святом Духе ‒ пневматология. Пневма считалась посредником материального и нематериального миров, оболочкой души.

Таким образом, эфир понимался в первую очередь как субстанция, способная своей энергией давать начало созданию видимой материи, а также, что очень важно, как носитель духа. Считалось также, что через эфир просачивалась сила, которая создавала и запускала то, что люди называют «жизнью».

Примечательно то, что сегодня из толкования стоицизма эфир сознательно упущен, а его энергия трактуется примитивно как огонь. Т.е. все состоит из огня. Какие же древние были примитивными, усмехнется современный непосвященный читатель!

Сохраненные знания об эфире в последующие века воспринимались согласно доминирующему мировоззрению своей эпохи, которое формировали те же Джордано Бруно, Рене Декарт, Христиан Гюйгенс, Исаак Ньютон, Леонард Эйлер, Михаил Ломоносов и многие другие, которые излагали идеи эфира как переносчика света и электромагнитных волн. А основное качество эфира, способное своей энергией задавать первое движение, создавая видимую материю, начинало пропадать в физике в средние и последующие века прошлого тысячелетия. И уж совсем не понимаемая сама причастность эфира к духу вообще исчезла из научного учения об эфире. Исчезло справедливости ради не осознанно и не намерено.

Представления об эфире разрабатывали именитые ученые прошлого: Фарадей, Герц, Максвелл, Лоренц, Пуанкаре, Менделеев и многие другие  признанные научные авторитеты XVII-XIX веков и даже начала XX века, т.е. во время бурного развития экспериментальной науки. Эфир был одной из центральных тем обсуждения физиков, математиков, химиков и исследователей других дисциплин. Эта всепроникающая среда по-прежнему рассматривалась в век новых открытий в физике, как и в древности, в качестве первоосновы. Однако в свете новых пониманий того времени эфир стали рассматривать в основном как переносчик света и электромагнитных взаимодействий.

В учении об эфире несомненно изменилось главное – вектор научной мысли переориентировался на изучение проявления действия эфира в природе, а не на изучение его сущности. Тем самым знания древних об эфире начали выхолащиваться. Наука сделала акцент на светонесущую и волнонесущую способность эфира. Тем не менее, все фундаментальные открытия того времени набирали серьёзный темп экспериментальных подтверждений до определённого момента…

В 1905 году на научную арену вышел сотрудник швейцарского патентного бюро, молодой человек в возрасте 26 лет, еще не известный в высоких научных кругах. Вышел с публикацией сразу четырех статей по самым актуальным направлениям, которые были в те годы в центре внимания физиков разных стран. Это был Альберт Эйнштейн. В одной из этих работ «К электродинамике движущихся тел» он излагает специальную теорию относительности и… посягает на многотысячелетнее учение об эфире.

Основанием для атаки на эфир служил для Эйнштейна неудачный опыт Майкельсона и Морли, которые с помощью интерферометра пытались обнаружить движение Земли, относительно неподвижного эфира.

 

Любой, кто внимательно прочитает СТО, придет к выводу, что Эйнштейн, совсем не утруждал себя в доказательстве не существования эфира. Всегда заботящийся о тщательной доказательности и скрупулезности в изложении своих научных взглядов в случае с эфиром он всего лишь в пределах одного абзаца провозглашает ему приговор и аннулирует… из природы!

 

Отрицание эфира строится на двух допущениях. Первое допущение - эфир принимается неподвижным, а, между тем, он подвижен. Удивительно, что автор теории относительности не принял довод великого Тесла, что эфир находится в движении, и Земля, находясь в потоке эфира, неподвижна относительно его. Парадокс, но относительность восприятия явления в разных координатных системах отверг сам автор этой теории. На лицо – двойной стандарт в физике! Сам же Тесла прямо высказался об Эйнштейне: «Этот молодой человек доказывает, что никакого эфира нет… Но это ошибка».

 

Второе допущение – свет в пустоте всегда распространяется с определенной скоростью, не зависящей от состояния движения излучающего тела. Это тоже спорное утверждение, и оно будет опровергнуто в ближайшее десятилетие. Опираясь на два спорных допущения: неподвижность эфирной среды и постоянство скорости света, Эйнштейн выкидывает из научного познания саму природную среду, составляющую основу мироздания.

И как одно их губительных следствий этого является то, что сегодня, спустя век вы не найдете ни одно определение основных физических проявлений материи: электрическое, магнитное, гравитационное поле, энергия и др., которые бы раскрывали их физическую сущность. Например, как звучит определение электрического поля? Электрическое поле — это векторное поле, существующее вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом, а также возникающее при изменении магнитного поля. Т.е. поле- это поле, а дальше описывается, где оно существует и при изменении чего возникает.

Представьте себе, если бы кто-то очень серьезно на весь мир заявил, претендуя на лучшее определение сущности, например воды, следующее: вода - это вода, которая наполняет океаны, моря, реки, озера и т.д., (т.е. где она существует), и которая образуется в виде дождя при изменениях атмосферных состояний (т.е. при каких условиях возникает). Такая попытка выглядела бы как минимум комичной, если не сказать жестче.

С определением магнитного поля то же самое. Вслушайтесь в этот пример бессилия науки. Магнитное поле — силовое поле, действующее на движущиеся электрические заряды и на тела, обладающие  магнитным  моментом, независимо от состояния их движения. Я даже не хочу приводить аналоги определений любых других понятий, проецируя такую схему на них. Сами попробуйте это сделать. По схеме: объект – это объект, который действует на что-то.  Как видите, нет ни слова о сущности самого объекта, и при Эйнштейновском подходе к наполнению мирового пространства и быть не может. Потому, как пропала сама среда взаимодействия объектов, которую и следовало было изучать прошедший век.

Это, безусловно, проявление бессилия официальной фундаментальной науки, которая так непростительно долго топчется на месте. Из-за этого наука и по сей день не может вразумительно объяснить, что такое электричество, энергия, масса, теплота и много многое другое.

Андерсен и представить себе не мог, как из века в век будет стремительно повышаться актуальность его сказки «Голый король». Но вернемся к эфиру.

После опубликования СТО Эйнштейна все исследования по эфиру свернули в течение нескольких лет. Многим учёным, отстаивавшим теорию эфира, прекратили финансирование работ, начали создавать различные искусственные препятствия, например, закрывать лаборатории, сокращать научные вакансии, создавать сложности в последующем трудоустройстве и т.п. Одновременно в мировых СМИ началась масштабная дискредитация эфира, как одного из основных понятий теоретической физики. Почему об эфире, на основании которого знаменитые ученые XIX века выстраивали свои фундаментальные теории и получали действительно интересные и всемирно значимые экспериментальные данные об уникальной природе электромагнетизма, вдруг так резко замолчали все? А ведь на базе именно этих открытий живет сегодня наша цивилизация. И почему в последующем на тех физиков, кто даже просто упоминал об эфире в разговоре с коллегами, безоговорочно вешали ярлык ‒ «лжеучёный»? Это продолжается и по сей день и в нашей стране.

Вот цена казалось бы невинных заявлений молодого ученого. Конечно же сам Эйнштейн, да еще в таком возрасте, не смог бы так радикально изменить вектор развития научной мысли. Тогда зададимся вопросом - что же на самом деле произошло в то время?

Перелистнем календарь того времени лет на 15 назад и отследим две линии событий.

Первая,  связана с гениальным ученым Николой Тесла, который очень близко подошел к пониманию эфира как субстанции, обладающей неиссякаемой энергией.   1892 год: Тесла, опирающийся в своих исследованиях на сущностные свойства эфира, демонстрирует резонансный генератор, который по его словам генерировал эфирные вихревые кольца, и в котором энергия на выходе многократно превосходит входную.

Вторая линия событий - 1897 год – первое заседание «Комитета 300», на котором принята генеральная стратегия о затормаживании научно-технического прогресса.

После того как корреспонденты многих стран раструбили по всему миру, что Тесла может из пространства извлекать любое количество энергии и передавать его без проводов на любые расстояния, при этом не сжигая ни газ, ни нефть, ни уголь, состоялось экстренное совещание правительства США с участием банкиров. На нем молодой банкир Вернер Барух обратил внимание Моргана -  одного из главных фигурантов «Комитета 300» - на то, что Тесла хочет продавать практически бесплатно электричество и тогда они лишатся монополии.

Дж. Морган берется за дело.  Он преследует две цели: извлечение собственной выгоды из сотрудничества с Тесла и полный контроль за его работами. Морган начинает финансирование создания в 1899 г. в Колорадо-Спрингс (США) лаборатории по разработке метода беспроводной передачи информации, а по тайным планам Тесла, о которых Морган не знает, передачу энергии на любые расстояния за счет «возбуждения в земле стоячих волн».

Первые соответствующие опыты Тесла успешно провел в Колорадо-Спрингс в 1900 году. На основе своей системы резонаторов он разработал проект «Мировой системы», опубликованный в 1900 году. И полномасштабные испытания башни-резонатора «Ворденклифт» прошли 15 июня 1903 года более чем удачно. Все говорило о том, что проект «Мировой системы» вскоре должен быть триумфально реализован.

 

Тесла признается Моргану, что его интересует не связь, а беспроводная передача энергии в любую точку планеты. Но это не входило в планы Моргана в свете решения, принятого «Комитетом 300». Он прекратил финансирование проекта и предостерегает других инвесторов от его финансовой поддержки.

Не пройдет и двух лет после этого как Эйнштейн наносит удар по учению об эфире и развернется крупномасштабная компания по дискредитации самого учения и всех его приверженцев.

Однако всего лишь через 15 лет Эйнштейн, работая над ОТО, в 1920 году заявляет в научном труде «Эфир и принцип относительности»,  что «пространство немыслимо без эфира». А в июне 1924 году он заявляет: «…мы не можем в теоретической физике обойтись без эфира». Эйнштейн наверняка понимал, а вместе с ним и другие столпы науки, что отказом от эфира официальная наука выстрелила себе в ногу. И результат действительно есть -  вот уже как век она, изрядно хромая, движется куда-то сквозь дебри собственных постулатов, надуманных теорий и смыслов.

Но поздно! Маховик уже набрал обороты. Эфир исключен на многие годы из научной терминологии, а научно-технический прогресс свернул на тернистую дорогу, сдерживающую темпы развития цивилизации. Решение «Комитета 300» реализовано в этой части. И первая, невиданная по своим масштабам, акция переформатирования сознания  научного сообщества успешно состоялась.

Что можно наблюдать в современном мире вследствие утраты древних знаний о неиссякаемом источнике энергии (эфире, акаше, пневмы)?

Главный фактор развития цивилизации - энергия стал рассматриваться как важнейшее средство глобального управления миром. Провозглашение начала эры истощения энергетических ресурсов Земли стало началом создания потребительского общества, в котором результатами НТП в полной мере будут пользоваться лишь избранные, а остальным уготована роль рабов элиты.

Итог - жесткая конкуренция за не возобновляемые источники энергии планеты, вплоть до масштабных военных конфликтов, экспансия транснациональных компаний, борьба без правил за потребительский рынок. Источники углеводородов стали разменной монетой в политических и экономических вопросах потребительского общества. Сегодня цивилизация, в которой деньги массово правят умами людей, пришла к естественному тупику своего развития, к глобальным мировым проблемам вследствие утраты духовно-нравственных основ. И всё это происходит именно сейчас, в период, когда глобальные природные катаклизмы ускоренным темпом набирают силу и когда знания об эфире крайне необходимы для выживания человечества.

В заключение мне хотелось бы задать вопрос не здравомыслящим физикам - теоретикам и экспериментаторам, а капитанам от науки разного калибра: сколько еще понадобится времени, чтобы официальная наука исправила когда-то совершенную фатальную ошибку, признала ее и вывела из нелегального положения самое понятие «эфир», а не занималась стыдливой заменой эфира физическим вакуумом, который в современном его понимании не сможет служить основой для вывода фундаментальной науки из глухого тупика?

Сергей Николаевич ЗАБАВИНпрофессор Академии геополитических проблемруководитель Управления инновационных проектов Группы компаний «КОНТИ»

montirey.org

История эфира читать онлайн, Терентьев Михаил Васильевич

Об авторе и книге

Истории возникновения и развития физических идей посвящено немало книг, в том числе и очень хороших. Неудивительно поэтому, что целесообразность издания этой книги отнюдь не всем казалась очевидной. Стоило, однако, скептику познакомиться с рукописью, и сомнения исчезали.

В чем же достоинство этой книги? В первую очередь, на мой взгляд, в том, что о большинстве героев автор пишет, как о живых людях, с симпатией и любовью. Откройте главу о великом Максвелле, восхищение которым автор и не пытается скрыть. Или главу о Ньютоне, физике, разумеется, не менее великом, но человеке гораздо более противоречивом; о Ньютоне, далеко опередившем в своих прозрениях и сомнениях не только современников, но и несколько поколений последователей.

Ничуть не менее интересны размышления автора о физических гипотезах и теориях. Его выводы всегда свежи и оригинальны. Впрочем, не скрою, с некоторыми утверждениями мне хотелось бы поспорить. Но спору этому уже никогда не бывать.

Автор книги, замечательный физик-теоретик Михаил Васильевич Терентьев скончался 26 сентября 1996 года. Он был удивительным человеком: умным, добрым, благородным. В минуту последнего прощания его назвали совестью теоретического отдела Института теоретической и экспериментальной физики. Михаил Васильевич — Миша — проработал там всю жизнь, придя в ИТЭФ сразу после окончания Московского инженерно-физического института.

Михаил Васильевич Терентьев (1935–1996)

Миши не стало. Но память о нем осталась в сердцах родных и друзей. Пока мы живы, он живет вместе с нами. Остались его работы по физике элементарных частиц, многие из которых стали классическими. Остался построенный его руками дом в Подмосковье. Осталась прекрасная книга, которая сейчас перед вами.

Книга эта не окончена. И не только смерть автора тому причиной. В разгар работы над книгой, когда Мише уже было за пятьдесят, он с огромным увлечением переключился на занятия супергравитацией, одним из самых передовых (и самых трудных!) направлений в современной теории элементарных частиц. А ведь обычно в таком возрасте теоретик если и продолжает активно работать, то ограничивается возделыванием участка, давно им освоенного. И в супергравитации Миша получил важные результаты.

Думаю, однако, что подари ему судьба еще несколько лет жизни, Миша вернулся бы к книге. Он рассказал бы в ней о Герце и Лоренце, об Эйнштейне и Минковском. И, конечно, о поразительном развитии представлений о физическом вакууме в современной квантовой теории поля. Но эти главы уже никогда не будут написаны. Поистине, нам дано трудиться, но не дано завершать труды наши.

И. Б. Хриплович

Новосибирск, 1999

От издателя

«Выбор названия книги требует разъяснений». Так начинает Михаил Васильевич Терентьев свою книгу, имея в виду, что в ее название входит слово «вакуум». Однако, книга вышла под другим названием, так что необходимы дополнительные разъяснения.

Дело в том, что работа Михаила Васильевича над этой книгой растянулась на многие годы. За это время название книги менялось несколько раз. И неудивительно, что в статьях, посвященных памяти М. В. Терентьева, эту книгу, принадлежащую по общему мнению «к лучшим образцам научно-художественной литературы», называют по-разному: «История вакуума» — в Сибирском физическом журнале (1997, № 1), «Теория пустоты» — в Успехах физических наук (1997, т. 167 № 7). Еще одно название — «История эфира» — указывает и сам автор (см. с. 7), считая его правильным для начала XX века, до создания теории относительности. Именно это название и выбрал издательский совет, принимая во внимание, что работа автора над книгой осталась незавершенной, и описание истории физического вакуума остановилось задолго до конца XIX века. Надеемся, читатель примет к сведению наши разъяснения, приступая к чтению этой замечательной книги.

В. Б. Филиппов

Москва, 1999

Предисловие

Вакуум, пустое пространство, в частном случае ограниченный объем, из которого устранена материл. Физически условие полного отсутствия материи никогда не может быть реализовано, даже самый совершенный вакуум содержит газ или пар в состоянии большого разрежения…

Британская Энциклопедия, 1958

Выбор названия книги требует разъяснений. В ней рассказывается об эволюции представлений о том, что такое «физический вакуум» в терминологии, принятой сейчас в теоретической физике. Но книга рассчитана на более широкую аудиторию, не только физиков-теоретиков, которые сами по себе представляют небольшое сообщество. Даже среди них лишь малая часть, а именно специалисты в области квантовой теории поля и физики элементарных частиц, действительно занимаются проблемами, имеющими отношение к современному содержанию термина «вакуум».

Определение во втором издании БСЭ[1] гласит: «Вакуум — состояние разреженного газа, заключенного в сосуд». И дальше следует описание различных вакуумных аппаратов. Бели читатель обратится к Словарю иностранных слов (см. издание 5-е, М., 1955), то найдет там ту же фразу и краткое добавление: «Вакуум создается с помощью насоса. В. применяется в электролампах, электронных приборах, химической, пищевой и др. отраслях промышленности».

Становится понятной необходимость разъяснений Чаще употребляется слово «вакуум» в техническом смысле, и выбранное название книги у многих должно вызвать неправильные ассоциации. На самом деле в ней нет ни малейшего упоминания о насосах, электролампах и применениях в промышленности. Но что делать, если по историческим причинам в современной теоретической физике область пространства, где нет ни полей, ни вещества, тоже называется «вакуум», хотя смысл этого понятия не такой, как в Словаре иностранных слов[2].

О чем же все-таки пойдет речь? В физике вообще трудно давать строгие определения терминов. В частности, понятие физического вакуума окажется разным в зависимости от глубины и точности, с которой подходят к его изучению. Для первой ориентировки читатель может считать, что узнает что-то новое о вакууме с точки зрения Британской Энциклопедии. Приведенное в эпиграфе общедоступное определение является лучшим из всех, которые удалось найти.

Бели бы эта книжка писалась в начале века, до создания теории относительности, то ее правильное название, без сомнений, должно было быть: «История эфира. Эфир — греческое слово (αιθηρ), первоначальный смысл которого — голубое небо, чистая и прозрачная атмосфера. Оно используется 2000 лет для обозначения самой тонкой, неосязаемой материи. Я не пытался выяснить, кто из древних греков впервые употребил его в таком контексте. У Гомера мы встречаем эфир как оплодотворяющее землю небо, у орфиков эфиру придается мистический смысл мировой души. В поэме Лукреция «О природе вещей» читаем:

… Кроме того, коль всему, что от старости в ветхость приходит,

Время приносит конец, материю всю истребляя,

Как и откуда тогда возрождает Венера животных…

Как и откуда ключи и текущие издали реки

Полнят моря? И откуда эфир питает созвездья?

У Лукреция эфир — вечная материя, образующая звезды и состоящая из особенно тонких и подвижных атомов, из которых, в частности, устроены звезды.

Слово «эфир» прожило богатую и полную приключений жизнь. С XVII века, в основном благодаря Декарту, оно употребляется уже не в метафизическом контексте, а для обозначения конкретной среды, свойства которой можно изучать физическими методами. Сейчас оно практически полностью истреблено в научной литературе. Концепция эфира к началу нашего века сделалась чрезвычайно искусственной, трудной и противоречивой. Она была столь сильным источником мучений для многих выдающихся физиков на протяжении последних 300 лет, что освобождение от нее явилось истинной революцией в сознании. Но если не связывать эфир с конкретными механическими представлениями, что в прошлом всегда приводило к большим трудностям, а обозначать этим словом, чисто формально, среду, где распространяются и взаимодействуют элементарные частицы и электромагнитные волны, то физический вакуум и эфир обозначают одну и ту же сущность. Поэтому дальше в тексте эфир будет употребляться на равных со словами вакуум и пустота.

Зачем нужно такое возвращение к отжившему термину? По единственной причине: чтобы в процессе рассказа не утерялась «связь времен». Эфир испытывал столько превращений на протяжении долгой истории и выдерживал столь тяжелые перегрузки, что можно надеяться, что он с легкостью выдержит еще одну. Теперь уже можно сказать без всякой натяжки, что в этой книге рассказывается об истории эфира и о том, как он выглядит в представлении современного физика-теоретика.

Почему это интересно? Дело в том, что нет никаких шансов как следует понять фундаментальные свойства материи, нельзя даже придать истинный смысл самим терминам «материя», «вещество», не разобравшись в свойствах физического вакуума или эфира. Все многообразие форм вещества, которое мы наблюдаем, является мелкой рябью над поверхностью бездонного моря — эфира.

Развитие представлений о природе эфира является увлекательной главой истории познания человеком окружающей действительности. В этом процессе он сознавал свое место в мире, изменял свои взгляды на то, что значит понимать законы Природы, учился тому, какие вопросы несвоевременно или ...

knigogid.ru

Михаил Терентьев - История эфира

Бели бы эта книжка писалась в начале века, до создания теории относительности, то ее правильное название, без сомнений, должно было быть: "История эфира. Эфир - греческое слово (αιθηρ), первоначальный смысл которого - голубое небо, чистая и прозрачная атмосфера. Оно используется 2000 лет для обозначения самой тонкой, неосязаемой материи. Я не пытался выяснить, кто из древних греков впервые употребил его в таком контексте. У Гомера мы встречаем эфир как оплодотворяющее землю небо, у орфиков эфиру придается мистический смысл мировой души. В поэме Лукреция "О природе вещей" читаем:

… Кроме того, коль всему, что от старости в ветхость приходит,Время приносит конец, материю всю истребляя,Как и откуда тогда возрождает Венера животных…Как и откуда ключи и текущие издали рекиПолнят моря? И откуда эфир питает созвездья?

У Лукреция эфир - вечная материя, образующая звезды и состоящая из особенно тонких и подвижных атомов, из которых, в частности, устроены звезды.

Слово "эфир" прожило богатую и полную приключений жизнь. С XVII века, в основном благодаря Декарту, оно употребляется уже не в метафизическом контексте, а для обозначения конкретной среды, свойства которой можно изучать физическими методами. Сейчас оно практически полностью истреблено в научной литературе. Концепция эфира к началу нашего века сделалась чрезвычайно искусственной, трудной и противоречивой. Она была столь сильным источником мучений для многих выдающихся физиков на протяжении последних 300 лет, что освобождение от нее явилось истинной революцией в сознании. Но если не связывать эфир с конкретными механическими представлениями, что в прошлом всегда приводило к большим трудностям, а обозначать этим словом, чисто формально, среду, где распространяются и взаимодействуют элементарные частицы и электромагнитные волны, то физический вакуум и эфир обозначают одну и ту же сущность. Поэтому дальше в тексте эфир будет употребляться на равных со словами вакуум и пустота.

Зачем нужно такое возвращение к отжившему термину? По единственной причине: чтобы в процессе рассказа не утерялась "связь времен". Эфир испытывал столько превращений на протяжении долгой истории и выдерживал столь тяжелые перегрузки, что можно надеяться, что он с легкостью выдержит еще одну. Теперь уже можно сказать без всякой натяжки, что в этой книге рассказывается об истории эфира и о том, как он выглядит в представлении современного физика-теоретика.

Почему это интересно? Дело в том, что нет никаких шансов как следует понять фундаментальные свойства материи, нельзя даже придать истинный смысл самим терминам "материя", "вещество", не разобравшись в свойствах физического вакуума или эфира. Все многообразие форм вещества, которое мы наблюдаем, является мелкой рябью над поверхностью бездонного моря - эфира.

Развитие представлений о природе эфира является увлекательной главой истории познания человеком окружающей действительности. В этом процессе он сознавал свое место в мире, изменял свои взгляды на то, что значит понимать законы Природы, учился тому, какие вопросы несвоевременно или неправильно задавать, и… - я очень хотел бы сказать: "становился скромнее". Но в действительности, это не так. Человек не стал скромнее, несмотря на то, что количество нерешенных проблем чрезвычайно возросло с дополнительным знанием.

Я не уверен, что удастся убедить скептически настроенного читателя, что абстрактные вещи, о которых пойдет речь, касаются его лично. Тем не менее, на самом деле материальные условия и духовная жизнь людей в наибольшей степени связаны с фундаментальными открытиями в науке, хотя в обыденной жизни, на малых отрезках времени, человеку свойственно игнорировать этот факт. Ту же мысль ярко выразил в своих лекциях Р. Феинман, один из замечательных физиков XX века, говоря о значении уравнений Максвелла: "В истории человечества (если посмотреть на нее, скажем, через десять тысяч лет) самым замечательным событием XIX века несомненно будет открытие Максвеллом законов электромагнетизма. На фоне этого важного научного открытия гражданская война в Америке в том же десятилетии будет выглядеть мелким провинциальным происшествием". Заметим, что эти слова сказаны американцем, для которого гражданская война, унесшая около 2 млн. жизней, - одно из самых заметных событий в истории; о нем он в подробностях знает с детства.

Чтобы "оживить" изложение, рассказывая о физических теориях, я буду говорить о людях, которые их создавали. "Обезличенные" теории многое теряют. Я надеюсь, что даже при отсутствии специальной подготовки читатель сможет разделить с автором глубокое чувство благоговения перед красотой фундаментальных законов природы и отдаст должное творческому гению конкретных, замечательных людей, благодаря которым мы многое сейчас понимаем.

В заключение хотелось бы рассказать о беседе с одним способным молодым физиком из института, где я работаю. Он горячо доказывал, что популярная литература по теоретической физике не нужна, поскольку плодит мечты вместо реального знания. Я не соглашался с ним, считая лучшим аргументом то, что такая литература существует и в этом жанре есть прекрасные образцы. Для меня нет сомнений, что кроме истинного понимания и точной информации о предмете, к которым всегда стремился мой собеседник, наука несет еще что-то, являющееся источником воодушевления. Надежда передать читателю это неформулируемое "что-то" была для меня главным стимулом в процессе работы.

Есть еще обстоятельство, о котором стоит сказать. В обществе очень велика разница в восприятии явлений, относящихся к "неживой природе", между научным работником-физиком и так называемым "простым человеком" гуманитарного склада с любым уровнем образования (наличие высшего - делу не помогает). Проблема здесь не в естественном и нормальном недостатке знаний о многих предметах, в этом равны и физики и гуманитарии, - нельзя объять необъятное. Речь о самом глубоком - о принципах, ощущении того, с каким трудом добывается реальная информация о Природе, какие мучения поколений исследователей стоят за открытием самых простых по форме, всем известных физических закономерностей, таких например, как F = ma или Е = mc2. Между тем, необходимость понимания, откуда происходят и в чем состоят основные принципы физики, как трудно они "достались", как трудно в них что-либо изменить, - это столь же неотъемлемый элемент культуры, как и знакомство с наиболее важными фактами в живописи, литературе, истории.

В XX веке должно было бы вызывать изумление массовое увлечение астрологией, магией, телепатией, пришельцами, неопознанными объектами и еще Бог знает чем. Тем не менее, все это повсеместно происходит. Можно понять наличие у ряда лиц экстрасенсорных способностей, никто не станет отрицать фактов сильного психологического воздействия одних людей на других. Но почему никогда не хватает чувства меры? Зачем отдельным людям нужно перемещать планеты и влиять на погоду, а другим искренне верить, что такое возможно? В то же время реальная Природа гораздо интересней и богаче, чем может представить самое раздраженное воображение, и она заслуживает того, чтобы отдать душевные силы на постижение ее красоты, не растрачивая их на то, что только засоряет ум. Я буду счастлив, если эта книга убедит читателя в справедливости сказанного.

Глава 1Вакуум у древних

Историю многих важнейших понятий приходится начинать с античности, и эфир здесь не является исключением. Фантазия и здравый смысл натурфилософов древней Греции вызывает чувство глубокого удивления. Их фактические сведения о природе были поверхностны, поскольку они не владели техникой эксперимента. Не знали они в достаточной мере и математики, которая позволяет быть точным в постановке проблем и выводе следствий. Но тем не менее, их взгляд на мир содержит в зародыше все великие теории более поздних времен: атомистику, систему Коперника, дарвинизм и др. Интересно, что в их интерпретации понятия "пустоты" уже отразилась та антиномия, которая впоследствии, начиная с XVII века, будет постоянным источником затруднений для физиков многих поколений и которая разрешится лишь в XX веке с созданием релятивистской квантовой теории поля.

До нас дошло не так уж много сочинений древних греков, где рассматриваются физические вопросы. Существуют отдельные фрагменты высказываний Демокрита (460–370 гг. до н. э.), письма и некоторые (причем, не основные) сочинения Эпикура (341–270 гг. до н. э.), комментарии античных авторов к "Тимею" Платона и к "Физике" Аристотеля, сочинения Архимеда (287–212 гг. до н. э.) и Эвклида (около 300 г. до н. э.), учебные пособия Герона Александрийского (I век до н. э.). Но в полном виде сохранились лишь три крупные произведения, содержащие разработку систематической картины мира. Это "Тимей" Платона (427–347 гг. до н. э.), "Физика" (т. е. "сведения, относящиеся к природе") Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), а также поэма Лукреция Кара "О природе вещей" (I век н. э.). Расскажем об этих сочинениях, уделяя внимание тому, что имеет отношение к нашей теме.

profilib.net

Михаил Терентьев - История эфира

Михаил Терентьев - История эфира

… В этой книге рассказывается об истории эфира и о том, как он выглядит в представлении современного физика-теоретика… Дело в том, что нет никаких шансов как следует понять фундаментальные свойства материи…, не разобравшись в свойствах физического вакуума или эфира.

… Необходимость понимания, откуда происходят и в чем состоят основные принципы физики, как трудно они "достались", как трудно в них что-либо изменить, - это столь же неотъемлемый элемент культуры, как и знакомство с наиболее важными фактами в живописи, литературе, истории.

… Я надеюсь, что даже при отсутствии специальной подготовки читатель сможет разделить с автором глубокое чувство благоговения перед красотой фундаментальных законов природы и отдаст должное творческому гению конкретных, замечательных людей, благодаря которым мы многое сейчас понимаем.

Из Предисловия

Содержание:

М.В. ТерентьевИСТОРИЯ ЭФИРА

История эфира

Об авторе и книге

Истории возникновения и развития физических идей посвящено немало книг, в том числе и очень хороших. Неудивительно поэтому, что целесообразность издания этой книги отнюдь не всем казалась очевидной. Стоило, однако, скептику познакомиться с рукописью, и сомнения исчезали.

В чем же достоинство этой книги? В первую очередь, на мой взгляд, в том, что о большинстве героев автор пишет, как о живых людях, с симпатией и любовью. Откройте главу о великом Максвелле, восхищение которым автор и не пытается скрыть. Или главу о Ньютоне, физике, разумеется, не менее великом, но человеке гораздо более противоречивом; о Ньютоне, далеко опередившем в своих прозрениях и сомнениях не только современников, но и несколько поколений последователей.

Ничуть не менее интересны размышления автора о физических гипотезах и теориях. Его выводы всегда свежи и оригинальны. Впрочем, не скрою, с некоторыми утверждениями мне хотелось бы поспорить. Но спору этому уже никогда не бывать.

Автор книги, замечательный физик-теоретик Михаил Васильевич Терентьев скончался 26 сентября 1996 года. Он был удивительным человеком: умным, добрым, благородным. В минуту последнего прощания его назвали совестью теоретического отдела Института теоретической и экспериментальной физики. Михаил Васильевич - Миша - проработал там всю жизнь, придя в ИТЭФ сразу после окончания Московского инженерно-физического института.

Михаил Терентьев - История эфира

Михаил Васильевич Терентьев (1935–1996)

Миши не стало. Но память о нем осталась в сердцах родных и друзей. Пока мы живы, он живет вместе с нами. Остались его работы по физике элементарных частиц, многие из которых стали классическими. Остался построенный его руками дом в Подмосковье. Осталась прекрасная книга, которая сейчас перед вами.

Книга эта не окончена. И не только смерть автора тому причиной. В разгар работы над книгой, когда Мише уже было за пятьдесят, он с огромным увлечением переключился на занятия супергравитацией, одним из самых передовых (и самых трудных!) направлений в современной теории элементарных частиц. А ведь обычно в таком возрасте теоретик если и продолжает активно работать, то ограничивается возделыванием участка, давно им освоенного. И в супергравитации Миша получил важные результаты.

Думаю, однако, что подари ему судьба еще несколько лет жизни, Миша вернулся бы к книге. Он рассказал бы в ней о Герце и Лоренце, об Эйнштейне и Минковском. И, конечно, о поразительном развитии представлений о физическом вакууме в современной квантовой теории поля. Но эти главы уже никогда не будут написаны. Поистине, нам дано трудиться, но не дано завершать труды наши.

И. Б. Хриплович

Новосибирск, 1999

От издателя

"Выбор названия книги требует разъяснений". Так начинает Михаил Васильевич Терентьев свою книгу, имея в виду, что в ее название входит слово "вакуум". Однако, книга вышла под другим названием, так что необходимы дополнительные разъяснения.

Дело в том, что работа Михаила Васильевича над этой книгой растянулась на многие годы. За это время название книги менялось несколько раз. И неудивительно, что в статьях, посвященных памяти М. В. Терентьева, эту книгу, принадлежащую по общему мнению "к лучшим образцам научно-художественной литературы", называют по-разному: "История вакуума" - в Сибирском физическом журнале (1997, № 1), "Теория пустоты" - в Успехах физических наук (1997, т. 167 № 7). Еще одно название - "История эфира" - указывает и сам автор (см. с. 7), считая его правильным для начала XX века, до создания теории относительности. Именно это название и выбрал издательский совет, принимая во внимание, что работа автора над книгой осталась незавершенной, и описание истории физического вакуума остановилось задолго до конца XIX века. Надеемся, читатель примет к сведению наши разъяснения, приступая к чтению этой замечательной книги.

В. Б. Филиппов

Москва, 1999

Предисловие

Вакуум, пустое пространство, в частном случае ограниченный объем, из которого устранена материл. Физически условие полного отсутствия материи никогда не может быть реализовано, даже самый совершенный вакуум содержит газ или пар в состоянии большого разрежения…

Британская Энциклопедия, 1958

Выбор названия книги требует разъяснений. В ней рассказывается об эволюции представлений о том, что такое "физический вакуум" в терминологии, принятой сейчас в теоретической физике. Но книга рассчитана на более широкую аудиторию, не только физиков-теоретиков, которые сами по себе представляют небольшое сообщество. Даже среди них лишь малая часть, а именно специалисты в области квантовой теории поля и физики элементарных частиц, действительно занимаются проблемами, имеющими отношение к современному содержанию термина "вакуум".

Определение во втором издании БСЭ[1] гласит: "Вакуум - состояние разреженного газа, заключенного в сосуд". И дальше следует описание различных вакуумных аппаратов. Бели читатель обратится к Словарю иностранных слов (см. издание 5-е, М., 1955), то найдет там ту же фразу и краткое добавление: "Вакуум создается с помощью насоса. В. применяется в электролампах, электронных приборах, химической, пищевой и др. отраслях промышленности".Становится понятной необходимость разъяснений Чаще употребляется слово "вакуум" в техническом смысле, и выбранное название книги у многих должно вызвать неправильные ассоциации. На самом деле в ней нет ни малейшего упоминания о насосах, электролампах и применениях в промышленности. Но что делать, если по историческим причинам в современной теоретической физике область пространства, где нет ни полей, ни вещества, тоже называется "вакуум", хотя смысл этого понятия не такой, как в Словаре иностранных слов[2].

О чем же все-таки пойдет речь? В физике вообще трудно давать строгие определения терминов. В частности, понятие физического вакуума окажется разным в зависимости от глубины и точности, с которой подходят к его изучению. Для первой ориентировки читатель может считать, что узнает что-то новое о вакууме с точки зрения Британской Энциклопедии. Приведенное в эпиграфе общедоступное определение является лучшим из всех, которые удалось найти.

profilib.net

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЭФИРА – Newezo.ru

Из книги В.А. Ацюковского "Общая эфиродинамика"

М., Энергоатомиздат, 1990.

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЭФИРА

"Согласно общей теории относительности

пространство немыслимо без эфира".

А. Эйнштейн. "Эфир и теория относительности".

Собрание научных трудов. М.: Наука. 1965. Т. 1. С. 689.

"Мы не можем в теоретической физике обойтись без эфира,

т.е. континуума, наделенного физическими свойствами".

А. Эйнштейн. "Об эфире". 1924 г. Собрание

научных трудов. М.: Наука. 1966. Т. 2. С. 160.

1.1. Краткий обзор теорий и моделей эфира

Необходимость критического рассмотрения многочисленных существовавших ранее гипотез, моделей и теорий эфира вытекает из того обстоятельства, что, несмотря на правильную исходную предпосылку: взаимодействие между телами должно обусловливаться какой-то промежуточной средой — эфиром, ни одна из теорий эфира не сумела удовлетворительно объяснить совокупность всех известных явлений, с одной стороны, и не позволила предсказать каких-либо новых направлений исследований, с другой. В результате этого в ходе развития физики были отброшены не только эти теории, модели и гипотезы, но также и собственно понятие эфира, как "окончательно себя дискредитировавшее".

После появления специальной теории относительности сам вопрос о существовании эфира был поставлен под сомнение в связи с отсутствием более или менее удовлетворительной теории эфира. Это обстоятельство привело к тому, что дальнейшие углубление и развитие теорий эфира были прекращены.

Однако в 1920 г. в работе "Эфир и теория относительности" Эйнштейн показал, что в пространстве без эфира "не только было бы невозможно распространение света, но не могли бы существовать масштабы и часы, и не было бы никаких пространственно-временных расстояний в физическом смысле слова", но это уже ничего не изменило в вопросе признания эфира как материальной среды.

Рассмотрим основные концепции эфира, существовавшие в естествознании, и попытаемся проанализировать их положительное значение и недостатки.

Несмотря на то что ряд исследователей истории эфира и развития физических представлений приписывают введение в естествознание идеи эфира Рене Декарту (1596-1650 гг.) [7], а идеи атомизма — Демокриту (470—380 гг. до н.э.) [1—5], следует считать, что и понятие эфира как мировой среды, и понятие атомов — элементов веществ были известны задолго до этого и сопровождали практически всю известную ныне историю человеческой цивилизации.

Есть все основания полагать, что идеи эфира были, по крайней мере, в VI—IV вв. до н.э., а вероятнее всего, и значительно ранее распространены достаточно широко. Так, основные древнеиндийские учения — джайнизм, локаята, вайшешика, ньяя и другие, такие религии, как брахманизм и буддизм, изначально содержали в себе учение об эфире (акаша), как о единой, вечной и всепроникающей физической субстанции, которая непосредственно не воспринимается чувствами. Эфир един и вечен. Материя вообще (пудтала) состоит из мельчайших частиц (ану), образующих атомы (параману), обладающих подвижностью (дхармой). Все события происходят в пространстве и во времени.

Пракрити — материя в учении санхья, созданном мудрецом Канадой (Глукой), — ничем не порожденная первопричина всех вещей. Она вечна и вездесуща. Это самая тонкая, таинственная и огромная сила, периодически создающая и разрушающая миры. Ее элементы (гуны) просты, неделимы и вечны.

Джайнисты считают, что их учение было передано им 24 учителями. Последний, Вардхамана жил в VI в. до н.э., его предшественник Паршванатха — в IX в. до н.э., остальные — в доисторические времена.

В древнекитайском даосизме (IV в. до н.э.) в каноне "Дао дэ цзин" и трактатах "Чжуан-цзы" и "Лао-цзы" указывается, что все в мире состоит из частиц грубых ("цу") и тончайших ("цзин"). Они образуют единый "ци" — эфир, изначальный, единый для всех вещей. "Единый эфир пронизывает всю Вселенную". Он состоит из "инь" (материальное) и "ян" (огонь, энергия). "Нет ни одной вещи, не связанной с другой, и всюду проявляются инь и ян" [6] .

В древней Японии философы полагали, что пространство заполнено мукёку — беспредельной универсальной сверхъестественной силой, лишенной качеств и форм, недоступной восприятию человеком. Мистический абсолют такёку является природой идеального первоначала "ри", связанного с материальным началом "ки". "Ри" — энергия, которая вечно связана с "ки" — материей и без него не существует.

Есть все основания предположить, что все мировые религии — буддизм, христианство, конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм и др. — в том или ином виде на ранней стадии заимствовали материалистические идеи древней эфиродинамики, а на более поздней стадии развития выхолостили учение, отказавшись от материализма в пользу мистицизма в угоду пришедшим к власти господствующим классам. В Древней Греции это произошло, вероятнее всего, после революции VII-VI вв. до н.э., положившей конец родовому строю и приведшей к победе рабовладельчества.

Читайте также

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

newezo.ru

Теория Эфира. - Просто фантастика - Каталог статей

Теория Эфира.

 

 

Попытки объяснить различные явления существованием некой субстанции -- эфира -- производились философами еще до н.э. Впоследствии выработалось более или менее общее определение эфира, как субстанции, проводящей свет, электромагнитные колебания и гравитационные поля. Если допустить его существование, то он должен обладать следующими свойствами:

1. Малой массой. На звание частиц эфира больше всего подходят нейтрино;

2. Высокой плотностью. Плотные вещества лучше проводят колебания, а скорость ЭМ колебаний в вакууме максимальна.

                             Из истории эфира.

Несмотря на то что ряд исследователей истории эфира и развития физических представлений приписывают введение в естествознание идеи эфира Рене Декарту (1596-1650 гг.), а идеи атомизма -- Демокриту (470-380 гг. до н.э.), следует считать, что и понятие эфира как мировой среды, и понятие атомов -- элементов веществ, были известны задолго до этого и сопровождали практически всю известную ныне историю человеческой цивилизации.

Есть все основания полагать, что идеи эфира были, по крайней мере, в VI-IV вв. до н.э., а вероятнее всего, и значительно ранее распространены достаточно широко. Так, основные древнеиндийские учения -- джайнизм, локаята, вайшешика, ньяя и другие, такие религии, как брахманизм и буддизм, изначально содержали в себе учение об эфире (акаша), как о единой, вечной и всепроникающей физической субстанции, которая непосредственно не воспринимается чувствами. Эфир един и вечен. Материя вообще (пудгала) состоит из мельчайших частиц (ану), образующих атомы (параману), обладающих подвижностью (дхармой). Все события происходят в пространстве и во времени.

Пракрити -- материя в учении санхья, созданном мудрецом Канадой (Глукой), -- ничем не порожденная первопричина всех вещей. Она вечна и вездесуща. Это самая тонкая, таинственная и огромная сила, периодически создающая и разрушающая миры. Ее элементы (гуны) просты, неделимы и вечны.

Джайнисты считают, что их учение было передано им 24 учителями. Последний, Вардхамана жил в VI в. до н.э., его предшественник Паршванатха - в IX в. до н.э., остальные - в доисторические времена.

В древнекитайком даосизме (IV в. до н.э.) в каноне "Дао да цзин" и трактатах "Чжуан-цзы" и "Лао-цзы" указывается, что всё в мире состоит из частиц грубых ("цу") и тончайших ("цзин"). Они образуют единый "ци" -- эфир, изначальный, единый для всех вещей. "Единый эфир пронизывает всю Вселенную". Он состоит из "инь" (материальное) и "ян" (огонь, энергия). "Нет ни одной вещи, не связанной с другой, и всюду проявляются инь и ян".

В древней Японии философы полагали, что пространство заполнено мукёку - беспредельной универсальной сверхестественной силой, лишенной качеств и форм, недоступной восприятию человеком. Мистический абсолют такёку является природой идеального первоначала "ри", связанного с материальным началом "ки". "Ри" -- энергия, которая вечно связана с "ки" -- материей и без него не существует.

Есть все основания предположить, что все мировые религии -- буддизм, христианство, конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм и др. -- в том или ином виде на ранней стадии заимствовали материалистические идеи древней эфиродинамики, а на более поздней стадии развития выхолостили учение, отказавшись от материализма в пользу мистицизма в угоду пришедшим к власти господствующим классам. В Древней Греции это произошло, вероятнее всего, после революции VII-VI вв. до н.э., положившей конец родовому строю и приведшей к победе рабовладельчества.

Однако передовые мыслители пытались сохранить древние материалистические знания. Фалесом Милетским (625-547 гг. до н.э.) -- древнегреческим философом, родоначальником античной и вообще европейской философии и науки, основателем милетской философской школы -- был поставлен вопрос о необходимости сведения всего многообразия явлений и вещей к единой основе (первостихии или первоначалу), которой он считал жидкость ("влажную природу").

Анаксимандром (610-546 гг. до н.э.), учеником Фалеев, было введено в философию понятие первоначала -- "апейрона" -- единой вечной неопределённой материи, порождающей бесконечное многообразие сущего .

Анаксимен (585-525 гг. до н.э.), ученик Анаксимандра, этим первоначалом считал газ ("воздух"), путем сгущения и разрежения которого возникают все вещи.

Развитие идей "первоначала" было произведено Левкиппом (V в. до н.э.), выдвинувшим идею пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов, свойства которых зависят от их величины, формы, движения, и далее -- учеником Левкиппа Демокритом, являющимся основоположником атомизма.

По ряду свидетельств Демокрит вначале обучался у халдеев и магов, присланных в дом его отца для обучения детей, а затем в стране Мидии при посещении магов. Сам Демокрит не приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности у магов -- жреческой касты (племени, по свидетельству Геродота), одного из шести племен, населявших Мидию (северо-западные области Иранского нагорья).

Господствовавшая идея магов (могучих) -- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знание. По ряду свидетельств маги заимствовали свои знания у халдеев, которых считали основателями звездочетства и астрономии. Халдеи, которым в древней Греции и древнем Риме придавалось большое значение, являлись жрецами-гадателями, а также натуралистами, математиками, теософами. Маги основали учение (магию), позволявшее на основе знания тайн природы производить необычайные явления. В дальнейшем это учение, к сожалению, было дискредитировано многочисленными псевдомагами - шарлатанами.

Наиболее подробно атомизм древности отражен именно в работах Демокрита, чему посвящено много литературных исследований. Следует, однако, заметить, что некоторые положения атомизма Демокрита остались непонятыми до настоящего времени практически всеми исследователями его творчества. Речь прежде всего идет о соотношениях атомов и частей атомов (амеров).

Демокрит указывал, что атомы -- элементы вещества -- неделимы физически, неразрезаемы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Атомы наделены многими свойствами тел видимого мира: изогнутостью, крючковатостью, пирамидальностью и т.п. В своем бесконечном многообразии по форме, по величине и порядку атомы образуют всё содержимое реального мира. Однако в основе этих различающихся по величине и форме атомов лежат амеры -- истинно неделимые, лишённые частей.

Идея о двух видах атомов была упомянута и последующими исследователями, например Эпикуром (342-271 гг. до н.э.).

Амеры (по Демокриту) или "элементы" (по Эпикуру), являясь частями атомов, обладают свойствами, совершенно отличными от свойств атомов. Например, если атомам присуща тяжесть, то амеры полностью лишены этого свойства.

Полное непонимание на протяжении многих веков этого кажущегося противоречия привело к существенному искажению толкования учения Демокрита. Уже Александр Афродийский упрекает Левкиппа и Демокрита в том, что не имеющие частей неделимые, постигаемые умом в атомах и являющиеся их частями, невесомы. Это непонимание продолжается и в настоящее время. Так, С.Я. Лурье упоминает об амеpax как о математических величинах. М.Д. Ахундов продолжает истолковывать амеры как абстрактное математическое понятие.

Упомянутое кажущееся противоречие имеет в своей основе представление о том, что вес (тяжесть, гравитация) есть врождённое свойство любой материи. Между тем гравитация может быть объяснена как результат движения и взаимодействия (соударений) амеров. Тогда атом как совокупность амеров, окруженный амерами же, может испытывать притяжение со стороны других атомов благодаря импульсам энергии, передаваемым амерами по-разному в зависимости от того с какой стороны от атома находятся другие атомы, что и создает эффект взаимного притяжения атомов. Амеры же, являясь носителями кинетической энергии, никакой тяжестью обладать не будут. Следовательно, если полагать гравитацию следствием проявления движения совокупности амеров, а не врожденным свойством материи (явлением, свойственным комплексу и не принадлежащим его частям), то противоречие легко разрешается. Вся же совокупность амеров, перемещающихся в пустоте, является общей мировой средой, апейроном, по выражению Анаксимандра, в позднейшем наименовании по-русски -- эфиром.

Таким образом, эфир имеет достаточно древнюю историю, восходя к самым началам известной истории культурного человечества.

Рене Декарт в существенно более поздние времена вновь поставил вопрос о существовании материи, сплошь заполняющей всё пространство, ответственной, в частности, за перенос световых волн. Декарт объяснял образование материи вообще и планет, в частности, свойством вихрей эфира, состоящего из множества круглых частиц. В некоторых своих работах Декарт пытается конструировать механические модели физических явлений, иногда противоречивые.

Ньютон (1643-1727 гг.) несколько раз менял свою точку зрения относительно структуры эфира, а также о самом факте его существования. Однако в конце концов Ньютон высказался достаточно определённо и в своих последних работах взгляды на эфир совершенствовал, развивал, но не менял кардинально. Ньютон считал возможным "вывести из начал механики и все остальные явления природы", полагая, что "все эти явления обусловливаются и некоторыми силами, с которыми частицы тел вследствие причин, покуда неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга". В работе "Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света" Ньютон развивает, в частности, мысль о возможности превращения света в вещество и обратно.

В 1717 г. на 75-м году жизни во втором английском издании "Оптики" Ньютон в форме вопросов и ответов излагает свою точку зрения относительно эфира. Так, градиент плотности эфира при переходе от тела в пространство применяется для объяснения тяготения, при этом эфир подразумевается состоящим из отдельных частиц. "Такое возрастание плотности, -- пишет Ньютон, -- на больших расстояниях может быть чрезвычайно медленным; однако если упругая сила этой среды чрезвычайно велика, то этого возрастания может быть достаточно для того, чтобы устремлять тела от более плотных частей среды к более разреженным со всей той силой, которую мы называем тяготением".

Ньютон вновь ставит вопрос об атомистическом строении эфира:"Если кто-нибудь предположит, что эфир (подобно нашему воздуху), может быть, содержит частицы, которые стремятся отталкиваться одна от другой (я не знаю, что такое этот эфир), что его частицы крайне малы сравнительно с частицами воздуха и даже света, то чрезвычайная малость этих частиц может способствовать величине силы, благодаря которой частицы отталкиваются друг от друга, делая среду необычайно разреженной и упругой в сравнении с воздухом и, следовательно, в ничтожной степени способной к сопротивлению движениям брошенных тел и чрезвычайно способной вследствие стремления к расширению давить на большие тела".

Таким образом, Ньютон сам указал возможность обойти затруднение, возникающее вследствие сопротивления эфира движению небесных тел."Если этот эфир предположить в 700 000 раз более упругим, чем наш воздух, и более чем в 700 000 раз разреженным, то сопротивление его будет в 600 000 000 раз меньшим, чем у воды. Столь малое сопротивление едва ли произведет заметное изменение движений планет за десять тысяч лет".

В этой же работе Ньютон спрашивает, не является ли зрение результатом колебаний эфира в сетчатке и нервах.

Майкл Фарадей (1791-1867 гг.), уверенный в существовании эфира ("мирового эфира"), представлял его как совокупность неких силовых линий. Фарадей категорически отрицал возможность действия на расстоянии (actio in distance) через пустоту -- точку зрения многих физиков того времени. Однако Фарадеем природа и принцип устройства силовых линий раскрыты не были.

Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879 гг.) в своих работах, среди которых нужно в первую очередь отметить, делает вывод о распространении возмущений от точки к точке в мировом эфире.

"Действительно, -- пишет Максвелл, -- если вообще энергия передается от одного тела к другому не мгновенно, а за конечное время, то должна существовать среда, в которой она временно пребывает, оставив первое тело и не достигнув второго. Поэтому эти теории должны привести к понятию среды, в которой и происходит это распространение".

Приняв полностью точку зрения Фарадея, Максвелл, как и Фарадей, не дает какой-либо модели эфира и ограничивается общим представлением о "силовых линиях". Следует, правда, всё же указать, что Максвелл упоминает об эфире как о жидкости и выводит свои знаменитые уравнения в работах, опираясь на представления Гельмгольца о движении вихрей в жидкой среде.

В течение XIX в. было выдвинуто несколько моделей эфира. Значительная часть их не отвечала на вопрос об устройстве эфира и характере взаимодействий. Авторы этих теорий пытались приписать эфиру те или иные свойства, с помощью которых можно было ожидать хотя бы принципиального объяснения некоторых явлений.

Так, для объяснения годичной аберрации света звёзд, открытой Брадлеем в 1728 г. и достигающей 20,5", Стоксом в 1845 г. была высказана мысль об увлечении Землей окружающего эфира. Более детальные расчёты показали, однако, что принятие идеи Стокса без каких-либо оговорок означает необходимость наличия потенциала скорости эфира во всём окружающем Землю пространстве. "Для того чтобы обойти это затруднение, -- пишет Лоренц , -- можно использовать то обстоятельство, что существование потенциала скоростей не является необходимым во всем пространстве, окружающем Землю, так как мы имеем дело только с ограниченной областью. Однако это предположение повело бы нас к очень искусственным и маловероятным построениям". Таким образом, идея Стокса не нашла дальнейшего развития вследствие сложности построения, хотя в ней, безусловно, содержалось рациональное зерно. Кроме того, никаких предположений о характере взаимодействий эфира с Землей и природе самого эфира Стоке не высказал.

Планк показал, что трудности, имевшиеся в гипотезе Стокса, можно избежать, если предположить, что эфир может сжиматься и подвержен влиянию силы тяжести. Никаких предположений о возможных причинах такого влияния Планк не высказывал. В своих речах Планк показал, что это предположение указывает на существенную конденсацию эфира в поле силы тяжести. Около Земли эта конденсация по сравнению с открытым пространством составляет 60 000, около Солнца -- еще в 28 раз больше. Дальнейшего развития гипотеза Планка не получила.

Идею о неподвижном эфире впервые, по-видимому, высказал Френель в 1818 г. в письме к Араго, затем эта идея была существенно развита и дополнена Лоренцем в работе "Теория электронов" . По идее Френеля эфир представляет собой сплошную упругую среду, в которой находится вещество частиц атомов, в общем никак не связанных с этой средой. Роль эфира -- передача механических колебаний и волн. При объяснении аберрации Френель сначала исходил из простого сложения скоростей Земли и света. Однако некоторые эксперименты, в частности опыт Араго (1818-1819 гг.) по интерференции поляризованных пучков света и эксперимент Восковича-Эре с телескопом, наполненым водой, показали, что дополнительных отклонений света, которые должны были быть, если бы эфир оставался неподвижным, нет. Для спасения гипотезы Френель предложил ввести коэффициент увлечения света средой

k = 1 - ( l/n)^2

где n - коэффициент оптического преломления среды .

Пояснение при этом сводится к тому, что движущаяся среда своими атомами пытается увлечь за собой свет, в то время как эфир, оставаясь неподвижным, препятствует этому. Учёт коэффициента увлечения позволил получить хорошее совпадение теории и опыта. Однако Френель также не пытался раскрыть причину увлечения эфира этой средой. Получается как бы три независимые физические субстанции: отдельно эфир, отдельно оптическая среда и, наконец, отдельно свет при полной неясности их физического взаимодействия.

Численно коэффициент увлечения Френеля хорошо объяснял результаты опыта Физо, проведённого последним в 1851 г. и повторенного Зееманом в 1914-1915 гг.

Герцем была выдвинута идея о полном захвате эфира материей. Гипотеза Герца, однако, находится в противоречии с экспериментом Физо, поскольку этот эксперимент показал лишь частичный захват эфира материей.

Предыдущие гипотезы имели своей целью объяснение частичного увлечения света рабочим телом, пропорционального первой степени отношения скоростей рабочего тела и света. В более поздних экспериментах, проведенных Майкельсоном в 1881 г. и повторяемых другими (Морли, Миллером, Пиккаром, Стазлем, Кеннеди, Илингвортом) вплоть до 1927 г., основную роль играл квадрат этого отношения.

В экспериментах Майкельсона - Морли с интерферометром был сделана попытка подтвердить теорию Френеля и Лоренца о неподвижном эфире. Эксперимент ставил своей целью обнаружить "эфирный ветер", который неминуемо был бы, если бы эфир был неподвижен в пространстве. Наличие эфирного ветра ожидалось обнаружить по изменению скорости света, пропускаемого вдоль направления эфирного ветра, направление которого, в свою очередь, определяется движением Земли вокруг Солнца со скоростью 30 км/с.

Считается, что ни в 1881, ни в 1887 гг. такое движение Майкельсоном и Морли не было обнаружено. Работы Миллера, которому удалось обнаружить эфирный ветер, нарастающий с увеличением высоты, были завершены только к 1927 г. и поэтому во внимание не принимались (так же, как и в настоящее время).

Лоренцем было сделано предположение о возможном сокращении плеч интерферометра, направленных по ходу движения эфирного ветра. Объяснение Лоренца исходило из того предполагаемого факта, что молекулярные и атомные силы вещества плеч интерферометра имеют электромагнитное происхождение, следовательно, перемещаясь в неподвижном эфире, эти силы начнут создавать дополнительную деформацию.

Теория Лоренца, однако, противоречит исходному представлению об эфире как о переносчике взаимодействий. В самом деле, если эфир не принимает никакого участия в движении вещества, то и вещество не может взаимодействовать с эфиром. Следовательно, эфир не может передать веществу энергию. Налицо логическое противоречие, проистекающее из отсутствия качественной картины строения и взаимодействия эфира и вещества.

В своих рассуждениях Ритц оперирует только математическими выкладками, и так же как и Лоренц, не указывает на характер связей между веществом и эфиром, не рассматривает природу света и строение эфира.

Таким образом, перечисленные гипотезы, модели и теории эфира, возникшие в XIX в., во-первых, рассматривали эфир как сплошную однородную среду с постоянными свойствами, одинаковыми для всех точек пространства и любых физических условий, во-вторых, не делали никаких предположений ни о структуре эфира, ни о характере взаимодействий между веществом и эфиром. Такое положение привело к невозможности в рамках этих теорий, фактически опирающихся на какое-либо одно частное свойство эфира, удовлетворить всему разнообразию известных явлений. Некоторое исключение всё же здесь составляет теория Френеля, поставившая скорость света в зависимости от свойств среды, в которой свет распространяется. Теория Френеля получила дальнейшее развитие в работах Эйнштейна.

_http://innovatory.narod.ru/acukovski_ether.html

Как-то вот так получается, что физический вакуум представляет из себя именно среду, заполненную различными частицами:

К концу ХХ века представления об эфире, как физической среде, нашли своё отражение в понятии физического вакуума. Первоначальные представления о вакууме как об абсолютно пустом пространстве, заполненном атомами, трансформировалось в понятие физического вакуума, который может породить пару античастиц или двух гамма квантов, образовавшихся при аннигиляции частиц. Существование данного факта привело к выводу, что Космос нельзя считать пустым пространством. Он заполнен материальной субстанцией, которую в настоящее время называют «физическим вакуумом».

Материальная субстанция физического вакуума играет важную роль во многих физических явлениях. Например, физический вакуум изменяет магнитный момент электрона так, что он вместо одного магнетона Бора становится равным 1,00116 магнетона, т. е. увеличивается на 0.1%. Такого же порядка вакуумные поправки известны в спектрометрии. Эти достоверные экспериментальные факты хорошо согласуются с теоретическими расчётами методами квантовой электродинамики (КЭД). Однако КЭД не получает доказательств существования физического вакуума из законов теории, а постулирует его. Понятно поэтому, что все свойства физического вакуума остаются в рамках КЭД далеко не выясненными. Невозможно извлечь информацию о физическом вакууме также из других широко известных физических теорий. Так, специальная теория относительности (СТО) принципиально не содержит понятия физического вакуума, рассматривая пространство идеально пустым.

К началу 50-х годов ХХ в. стало ясно, что удивительный мир «невидимого» физического вакуума исключительно плотно «заселён». Расчёт показал, что в 1cm³, например, протон-антипротонного вакуума находится примерно 10 в 39 частиц. Такой концентрации мы не знаем в изученной нами атомной материи. Если ещё учесть, что известные сейчас материальные формы занимают ничтожную часть объёма вселенной, то становится понятным, почему без учёта физических свойств вакуума авторы теорий элементарных частиц испытывают огромные трудности. До сих пор не выяснены вопросы, почему существует дискретный спектр масс частиц, почему одни устойчивы, а другие нет, почему у заряженных частиц один и тот же элементарный заряд, как рассчитать параметры частиц, хорошо известные из опыта, почему существует дискретный ряд основных взаимодействий (сильные, электромагнитные, слабые, гравитационные), как вычислить константы этих взаимодействий и т. д.

Источник: В.И. Балабай "История развития теории эфира (физического вакуума)"

_http://www.publishe.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1677

Может быть именно эти частицы и передают электромагнитные колебания и различные поля? Эту проблему рассматривает теория под названием АКУСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВАКУУМА. Акустика это -- упругие волновые процессы в различных средах, что полностью согласуется и с нашими представлениями в этой области, то есть акустика имеет прямое отношение к эфиру.

              Загадочные свойства вакуума-эфира.

Изменение поляризации электромагнитного излучения при прохождении через вакуум в присутствии сильных магнитных полей, зарегистрированное экспериментально, ставит новые вопросы перед современной физикой и космологией.

Как сообщает Physorg, в рамках эксперимента PVLAS, проведенного в национальной лаборатории Легнаро в Италии, учёным удалось наблюдать особый эффект воздействия физического вакуума на электромагнитное излучение. Работа ученых "Self-interacting dark matter in the solar system” опубликована в журнале Physical Review.

Экспериментальная установка PVLAS представляет собой вакуумную камеру, помещенную в мощное магнитное поле. Регистрировалось изменение характера поляризации линейно поляризованного лазерного пучка при прохождении его сквозь вакуум. Для увеличения крайне слабого эффекта в камере протяженностью 1 м был размещен резонатор Фабри-Перро, благодаря которому эффективный путь, проходимый фотонами, был увеличен до 60 км.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что свет при прохождении в вакууме в присутствии мощных магнитных полей "крайне слабо" взаимодействует с особым типом элементарных частиц. При этом вакуум ведёт себя подобно кристаллической структуре. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что именно эти гипотетические "псевдоскалярные" частицы могут являться одними из кандидатов на роль "тёмной материи".

"Мы полагаем, что интенсивное магнитное поле приводит к "смешиванию" света с определенным типом гипотетических частиц -- так называемых псевдоскалярных, -- отметил один из авторов эксперимента, доктор Панкай Джейн (Pankaj Jain) из индийского технологического института в Канпуре. -- Можно сказать, что свет частично превращается в эти частицы, а затем спустя очень короткий интервал времени возвращается в обычное состояние. Взаимодействие между фотонами и этими частицами -- крайне слабое. Вследствие этого последние могут рассматриваться в качестве одного из кандидатов на роль тёмной материи".

Правда, существующие космологические модели накладывают значительно более жёсткие ограничения на взаимодействие гипотетических псевдоскалярных частиц с фотонами -- значительно более жёсткие, чем это было обнаружено в ходе осуществлённого в итальянской лаборатории эксперимента. По мнению авторов эксперимента, расхождения можно объяснить предположением о достаточно "сильном" взаимодействии псевдоскалярных частиц друг с другом.

Исследования опубликованы в 2007 году. Источник: _http://rnd.cnews.ru

А если допустить, Что Эфир состояние ДухоМатерии?

 

 

http://www.razgovorium.ru/razdel66/tema486.html

svetmira.ucoz.ru


Смотрите также