Эфир (стихия). Эфир стихия


Эфир (стихия) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Эфир.

Эфи́р (лат. aether от др.-греч. αἰθήρ «верхний слой воздуха») — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.

Содержание

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элементПравить

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной)[1][2][3]. Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни[4]. Души умерших в оккультизме называются элементёры, это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья, гунами, индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь»[3]. Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме «Пятый элемент», где пятым элементом была любовь героев[5][6], которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович.

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются некроманты, подобная магическая система есть в играх Might and Magic[7], Diablo, Lineage 2, и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовкиПравить

В Юникоде есть алхимический символ эфира (лат. quinta essentia).

Кодировка по Unicode и HTML Графема Unicode HTML Код Название Шестнадцатеричное Десятичное Мнемоника
🜀 U+1F700 ALCHEMICAL SYMBOL FOR QUINTESSENCE 🜀 🜀
  1. ↑ Агриппа Неттесгеймский. Глава XVI. О разумах и духах, и об их трех видах, и их различных именах, и об инфернальных и подземных духах // Оккультная Философия. Книга 3 = De Occulta Philosophia Libri III. — Гренобль, 1531.
  2. ↑ Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звезды. // Свет Египта = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2.
  3. ↑ 1 2 Поль Седир. Царство астрала // Магические зеркала : Теория развития ясновидения и девинация (гада­ние) как практическое применение = Les Miroirs magiques : 1894, 3-е изд. 1907 : [пер. с фр.] / Пер. А. В. Трояновского, 1907. — Вязьма : Издание В. Н. Запрягаева, типография Р. Писаревской, 1907. — 117 с.
  4. ↑ Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  5. ↑ Witherington B. (англ.)русск., Witherington A. The Lazarus Effect: A Novel. — Wipf and Stock Publishers (англ.)русск., 2008. — P. 148. — 270 p.
  6. ↑ Harper G. (англ.)русск., Rayner J. R. Cinema and Landscape. — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  7. ↑ 1 2 См., например, магическую систему в играх серии Might and Magic
  8. ↑ Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.

ru-m.wiki.ng

Боги и мистические существа: Эфир - Дух

ЭфирЗаканчивая цикл блогов о Стихиях, сегодня я расскажу о совершенно особой, пятой стихии — Эфире.

Почему же особой?

 

 

 

В древней Греции этот элемент Мироздания называли «пятая сущность» — quinta essentia. А мы знаем нынешнее значение слова «квинтэссенция» — главное, наиболее существенное, важное. Это значение берет начало в убеждении античных философов, что Эфир – основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным: воде, земле,огню и воздуху. Эфир – одновременно результат взаимодействия фундаментальных стихий, а с другой стороны – источник, из которого они происходят.

Истоки Западной Магии традиционно находят не только в античном мире, но и в древнем Египте, а их символ Мироздания – Пирамида (с квадратным основанием). Это и есть символическое изображение 5 стихий, где фундаментальные 4 находятся в основании, а пятая, Эфир – вершина Пирамиды.

Еще более точным является сакральный символ пирамиды с отсеченной вершиной и глазом Гора наверху. Его легко может увидеть каждый на 1-долларовой банкноте США.

пирамида

Если в Восточной Традиции 5й элемент – это Металл, по сути – очищенная Земля, то в Западной – Эфир – это очищенный (более тонкий) Воздух. Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат Боги.

Эфир – это, разумеется, Дух, и даже в русском языке можно найти его подтверждение связи со стихией Воздуха в самом слове – Воз-Дух.

Эфир или Дух, неразрывно связан с таким процессом жизнедеятельности человека как Дыхание. В индуизме идея Эфира выражена в Пране (дыхание, жизнь), в китайской Традиции – это Ци (энергия, воздух, пар). У многих народов есть подобное понятие, в частности у славян – это энергия Жи (от этого происходят слова жизнь, живот – средоточие Жи и т.д.)

Конечно, некоторые теоретики и практики могут упрекнуть меня в игнорировании тонких различий между вышеупомянутыми энергиями/понятиями :) В оправдание скажу лишь, что это сильно выходит за пределы темы моего блога.

Качества элемента Эфир: Всеобъемлющ, ёмок, всесодержащ, легкоизменчив.

Эфир объединяет собой все Стихии и существа. Все существа имеют свои энергии, способны ощущать и чувствовать, у высших животных есть мыслеобразы. Эфир влияет на все чувства, мысли, чаяния, желания, надежды, настроение, здоровье и поступки человека. В свою очередь, Эфир впитывает все мысли, чувства, желания, чаяния, надежды и энергии человека, и всех других существ.

Проявлениями стихии Эфир являются биоволны, энергоинформационные волны и поля, торсионные поля, эгрегоры – семейные, родовые, общественные, политические, национальные, религиозные, духовные.

Некоторые эзотерики считают элементалями Стихии Эфир – нас, людей :) Не могу с этим согласиться, но и опровергать не стану – оставлю выбор доверять ему или нет моим уважаемым читателям.

Духами стихии Эфир (в разных культурах и с разными названиями) являются: Боги, Полубоги, Ангелы/Архангелы, Берегини и другие духи. Кроме этого, Духи других стихий живут не в самой своей Стихии (огне, земле, воздухе или воде), а в ее эфирной составляющей, т.к. Духи – существа гораздо менее плотные, чем сами Стихии.

Как обычно, предлагаю вашему вниманию Медитацию Эфира (или Неба).

Эфир близок Воздуху, поэтому лучше всего проводить ее на открытом месте, на природе (и другие рекомендации подготовки к медитации Воздуха, см. мой соответствующий блог).

Медитировать желательно сидя в позе со скрещенными ногами, хотя самые первые занятия можно осваивать и лежа. Расслабиться и закрыть глаза, 3-6 раз прочесть мантру АУМ и на 0,5-1,5 минуты подумать и зрительно представить необъятные просторы Вселенной, вспомнить о Боге, ее сотворившем. Затем приступайте к самому упражнению.

С закрытыми глазами представьте, что вокруг вас кристально чистое голубое небо. Вы парите в небе, и только оно окружает вас. Находясь в небе, вы чувствуете, что ваша поза тверда, внизу — пелена из облаков, вы находитесь выше уровня облачности, и куда бы вы ни посмотрели — везде одно чистое голубое небо. Голубизна неба одухотворяет вас, и вас радует этот волшебный полет...

Позвольте этому ощущению наполнить вас, а когда оно закончится, без напряжения отпустите и вновь осознайте себя сидящим (лежащим) на земле.

Продолжаю публиковать способы очищения физического тела (применительно к каждой из Стихий) по Леонарду Орру.

Эфир — это, в некотором смысле – наш Разум, а с другой стороны – Божественная Сила, поэтому приведу сразу 2 категории очищения из книги Леонарда.

Ум

  — Следите за качеством своих мыслей.

  — Практикуйте мантра-йогу и аффирмации.

  — Живите, медитируя, анализируя и удивляясь (раджа-йога). 

  — Исцелите свою эмоциональную сферу ума и исцелитесь от стремления к смерти.

  — Читайте великие книги и писания (Слово Божье).

  — Предпочтите жизнь (и личную практическую жизнеспособность) смерти.

  — Познайте силу преданности (бхакти-йога).

Благодать

  — Осознайте значение посвящения.

  — Практикуйте Присутствие Бога.

  — Не полагайтесь лишь на благодать, пренебрегая всеми правилами.

Ум: Этот аспект йоги требует от нас ответственного отношения к качеству своих мыслей. Мантра-йога – это медитация над именем Бога. Вы можете использовать любое Его имя, но Бабаджи объяснил мне, что ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ – это Махамантра. Это имя было сообщено Моисею, когда он смотрел на горящий куст, и известно многим религиям мира. На иврите «Ом Шивайя» произносится наоборот: «Йа Вах Шим Омен». Католическая церковь заменила «Омен» на «Аминь». Санскритское слово транслитерируется как «Ом» и как «Аум». Идея заключается в том, чтобы ежедневно очищать ум, повышая качество мыслей и чувств. Произносить имена Бога – самый быстрый и легкий способ осознания собственной божественной природы. Постоянное повторение имени Бога соединяет наше сознание с сознанием Бога. Это – одна из высших практик жизнеспособности и мудрости.

Чтение писаний и других духовных текстов также повышает качество ваших мыслей. Мы должны исцелить эмоциональную сферу своего ума, даже если для этого потребуются столетия.

Благодать: Благодать – та самая смазка, без которой все эти практики [очищение другими Стихиями] работать не смогут. Благодать, отдых и преданность необходимы для нашего здоровья и жизнеспособности. Практика присутствия Бога – это, возможно, высшая цель подлинной жизни.

Благодать непредсказуема, ибо она – продолжение Бога во Вселенной. Качество и количество благодати, получаемой нами во время практики, зависит от нашей любви к Богу и от любви Бога к нам. Медитация на благодать раскрывает личные отношения между нами и Богом. Благодать и духовное очищение составляют вечный парадокс.

Невозможно обойти стороной и наследие наших предков – славян. Вот как они понимали и описывали силы природы.

По воле Рода Всевышнего все сущее наполнилось могущественными силами и сложили они Мироздание (Здание Мира). Сии силы, воплощающие в себе магию разных состояний материи плотной и материи духовной, именуются Стихиями. Они обладают зримыми и ощутимыми качествами, кои «истончаются», становятся более «идеальными» при возрастании частоты их вибраций. Развиваясь далее, четыре стихии переходят в духовную область, сферу понимания и осознания скрытой сущности сил Всемирья. И в то же время все стихии заключены в человеке, являясь основой всех его тел – плотных, полуплотных и духовных. Постигая суть законов Прави, человек в то же время постигает и себя самого, открывая в себе безграничный потенциал стихий, осознавая свое единство с окружающей его ПриРодой.

Итак, две из четырех стихий материального мира – женские (тяжелые), воплощающие в себе созидательные материнские силы Природы, находящиеся сами по себе в покое. Это — Земля и Вода.

И две мужские (легкие), воплощающие в себе все жаждущее творения и управления всем по законам Прави. Огонь и Воздух.

Кроме сих стихий, существует также и еще одна составная Мироздания. Она называется Эфир. Пращуры звали сию Сущность «Весь», т.е. «все». Сие – суть сам Род – единый и множественнопроявленный, Всебог, сущий во всем зримом и незримом, темном и светлом. «Весь», или эфир – то, что объединяет весь Мир, пронизывая все проявленное, в т.ч. человека.

В этот раз я также приведу славянскую (вендскую) руну, которую я ближе всего могу соотнести с элементом Эфир.

Рок— РОК (по работам А.Платова)

Ключевые слова: Дух; Непроявленное; Непознаваемое; Рок

 

Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. Славяне называли это Рок, древние скандинавы — Örlög, древние англо-саксы — Wyrd. Нет смысла говорить об этом — есть смысл только ощущать. Нордический Вирд, или Рок, похож на восточное Дао. Предопределенного судьбой не может избежать даже бог — это слова Геродота. Ничего нет вне Рока. Рок, Вирд, Орлёг — это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто — Все-Что-Есть… При гадании выпавшая руна Рока укажет на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Из рун Старшего Футарка лишь отчасти значение руны Рока передается рунами Перт, Эваз и Хагалаз. В определенном смысле близки по значению нортумбрийские руны Эар, Квеорт и Гар. Однако повторим, однозначного соответствия здесь нет.

Богов и Богинь, которых можно соотнести со Стихией Эфир в славянской Традиции много. Безусловно, к Эфиру относится, так сказать, линия передачи Верховной Власти от Непроявленного Единства (Единый Бог РОД) к Власти Небесной (Сварог) и далее – к Власти Земной (Даждьбог). О Едином Боге Роде я писала в начальных блогах моей рубрике, а о двух других напишу позже.

Сегодня же я расскажу вам о Богине, олицетворяющей Эфир как великую Силу Жизни – Богиню Живу.

ЖиваБОГИНЯ ДЖИВА (Дева Жива, Дива, Сива) — Богиня Вечной Вселенской Жизни, Богиня младых и чистых Душ Человеческих.

1 мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день.

Жива – это Сила Живления (поддержания жизни), Оживления и Питания, которая течет к нам из Прави, центра мироздания (мира Богов). В особенности мощный поток этой вселенской силы проявляется во время праздников, когда люди, внутренне очищаясь, начинают воспринимать ее более полно, она ощущается как эмоциональный подъем, радость и счастье. В слове Жива, «Жи» символизирует всепобеждающую творческую силу жизни, а «Ва» (во) показывает ее текучесть и всеохватность.

Упоминания об этой всеобщей (универсальной), единой и многопроявленной силе, мы можем найти во многих славянских сказках – это те символические два источника с живой и мертвой водой, которые бьют из-под камня Алатыря в Ирии.

Жива — богиня весны, как расцвета всего живого, начала жизни. Весеннее поклонение Ладе (о ней я писала ранее) и Живе свидетельствуют о том, что они часто отождествляются как единое божество и относятся к светоносному началу – к всеобщей любви и жизни природы. Также считается, что Жива — Дочь Лады, супруга Дажьдьбога.

Богиня Джива дает каждому человеку при рождении в Мире Яви чистую и светлую Душу (по другим источником это задача Богини Макошь), а после праведной земной жизни даёт человеку испить Божественной Сурицы из Чаши Вечной Жизни.

Богиня Джива, является олицетворением плодоносной силы Жизни, вечной молодости, юности и влюблённости, а также наивысшей Красоты всей Природы и человека.

ЖВ славянском алфавите Живе соответствует буква — Ж, ж (Жизнь). Написание этой буквы, как вы можете заметить, полностью повторяет славянскую руну РОК.

 

Напоследок приведу Гимн-Правьславление Богини Дживы:

Джива-Матушка! Душ Хранительница!

Ты, Родам всем нашим Покровительница!

Призываем Тя, Прославляем Тя,

Светлых Душ дарительницей величаем Тя!

Подари людям всем утешение,

а Родам древним нашим размножение.

И прибудешь Ты, извечно в сердцах наших,

ныне и присно и от Круга до Круга.

Тако бысть, тако еси, тако Буди!

www.liveexpert.ru

Эфир (стихия) - Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Эфир.

Эфи́р (др.-греч. αἰθήρ — верхний слой воздуха; лат. aether) — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь , совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Этот термин сохранился в и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.

Квинтэссенция[ | ]

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элемент[ | ]

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной)[1][2][3]. Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни[4]. Души умерших в оккультизме называются элементёры, это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья, гунами, индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь»[3]. Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме «Пятый элемент», где пятым элементом была любовь героев[5][6], которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович.

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как Нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются некроманты, подобная магическая система есть в играх Might and Magic[7], Diablo, Lineage 2, и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовки[ | ]

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: Свет[8] и Тьма, Добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п.[7] Особенно такая систематика развита в ролевых играх — компьютерных, настольных и коллекционных карточных, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах.

Юникод[ | ]

В Юникоде есть алхимический символ эфира (лат. quinta essentia).

Кодировка по Unicode и HTML Графема Unicode HTML Код Название Шестнадцатеричное Десятичное Мнемоника
🜀 U+1F700 ALCHEMICAL SYMBOL FOR QUINTESSENCE 🜀 🜀

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Агриппа, 1531.
  2. ↑ Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звезды. // Свет Египта = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2.
  3. ↑ 1 2 Седир. М.зеркала, 1907.
  4. ↑ Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  5. ↑ Witherington B. (англ.), Witherington A. The Lazarus Effect: A Novel. — Wipf and Stock Publishers (англ.), 2008. — P. 148. — 270 p.
  6. ↑ Harper G. (англ.), Rayner J. R. Cinema and Landscape. — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  7. ↑ 1 2 См., например, магическую систему в играх серии Might and Magic
  8. ↑ Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.

encyclopaedia.bid

Эфир (стихия) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Эфир.

Эфи́р (лат. aether от др.-греч. αἰθήρ «верхний слой воздуха») — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.

Квинтэссенция

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элемент

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной)[1][2][3]. Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни[4]. Души умерших в оккультизме называются элементёры, это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья, гунами, индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь»[3]. Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме «Пятый элемент», где пятым элементом была любовь героев[5][6], которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович.

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются некроманты, подобная магическая система есть в играх Might and Magic[7], Diablo, Lineage 2, и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовки

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: Свет[8] и Тьма, Добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п.[7] Особенно такая систематика развита в ролевых играх — компьютерных, настольных и коллекционных карточных, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах.

Юникод

В Юникоде есть алхимический символ эфира (лат. quinta essentia).

Кодировка по Unicode и HTML Графема Unicode HTML Код Название Шестнадцатеричное Десятичное Мнемоника
🜀 U+1F700 ALCHEMICAL SYMBOL FOR QUINTESSENCE 🜀 🜀

См. также

Примечания

  1. ↑ Агриппа Неттесгеймский. Глава XVI. О разумах и духах, и об их трех видах, и их различных именах, и об инфернальных и подземных духах // Оккультная Философия. Книга 3 = De Occulta Philosophia Libri III. — Гренобль, 1531.
  2. ↑ Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звезды. // Свет Египта = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2.
  3. ↑ 1 2 Поль Седир. Царство астрала // Магические зеркала : Теория развития ясновидения и девинация (гада­ние) как практическое применение = Les Miroirs magiques : 1894, 3-е изд. 1907 : [пер. с фр.] / Пер. А. В. Трояновского, 1907. — Вязьма : Издание В. Н. Запрягаева, типография Р. Писаревской, 1907. — 117 с.
  4. ↑ Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  5. ↑ Witherington B. (англ.)русск., Witherington A. The Lazarus Effect: A Novel. — Wipf and Stock Publishers (англ.)русск., 2008. — P. 148. — 270 p.
  6. ↑ Harper G. (англ.)русск., Rayner J. R. Cinema and Landscape. — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  7. ↑ 1 2 См., например, магическую систему в играх серии Might and Magic
  8. ↑ Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.

wikiredia.ru

Эфир (стихия) — википедия фото

У этого термина существуют и другие значения, см. Эфир.

Эфи́р (лат. aether от др.-греч. αἰθήρ «верхний слой воздуха») — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.

Квинтэссенция

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элемент

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной)[1][2][3]. Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни[4]. Души умерших в оккультизме называются элементёры, это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья, гунами, индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь»[3]. Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме «Пятый элемент», где пятым элементом была любовь героев[5][6], которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович.

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются некроманты, подобная магическая система есть в играх Might and Magic[7], Diablo, Lineage 2, и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовки

Юникод

В Юникоде есть алхимический символ эфира (лат. quinta essentia).

Кодировка по Unicode и HTML Графема Unicode HTML Код Название Шестнадцатеричное Десятичное Мнемоника
🜀 U+1F700 ALCHEMICAL SYMBOL FOR QUINTESSENCE 🜀 🜀

См. также

Примечания

  1. ↑ Агриппа Неттесгеймский. Глава XVI. О разумах и духах, и об их трех видах, и их различных именах, и об инфернальных и подземных духах // Оккультная Философия. Книга 3 = De Occulta Philosophia Libri III. — Гренобль, 1531.
  2. ↑ Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звезды. // Свет Египта = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2.
  3. ↑ 1 2 Поль Седир. Царство астрала // Магические зеркала : Теория развития ясновидения и девинация (гада­ние) как практическое применение = Les Miroirs magiques : 1894, 3-е изд. 1907 : [пер. с фр.] / Пер. А. В. Трояновского, 1907. — Вязьма : Издание В. Н. Запрягаева, типография Р. Писаревской, 1907. — 117 с.
  4. ↑ Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  5. ↑ Witherington B. (англ.)русск., Witherington A. The Lazarus Effect: A Novel. — Wipf and Stock Publishers (англ.)русск., 2008. — P. 148. — 270 p.
  6. ↑ Harper G. (англ.)русск., Rayner J. R. Cinema and Landscape. — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  7. ↑ 1 2 См., например, магическую систему в играх серии Might and Magic
  8. ↑ Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.

org-wikipediya.ru

Эфир (стихия) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Эфир.

Эфи́р (др.-греч. αἰθήρ — верхний слой воздуха; лат. aether) — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.

Квинтэссенция

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элемент

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной)[1][2][3]. Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни[4]. Души умерших в оккультизме называются элементёры, это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья, гунами, индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь»[3]. Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме «Пятый элемент», где пятым элементом была любовь героев[5][6], которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович.

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как Нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются некроманты, подобная магическая система есть в играх Might and Magic[7], Diablo, Lineage 2, и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовки

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: Свет[8] и Тьма, Добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п.[7] Особенно такая систематика развита в ролевых играх — компьютерных, настольных и коллекционных карточных, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах.

Юникод

В Юникоде есть алхимический символ эфира (лат. quinta essentia).

Кодировка по Unicode и HTML Графема Unicode HTML Код Название Шестнадцатеричное Десятичное Мнемоника
🜀 U+1F700 ALCHEMICAL SYMBOL FOR QUINTESSENCE 🜀 🜀

См. также

Напишите отзыв о статье "Эфир (стихия)"

Примечания

<imagemap>: неверное или отсутствующее изображение

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете [http://o-ili-v.ru/wiki/index.php?title=%D0%AD%D1%84%D0%B8%D1%80_(%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%8F)&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 15 мая 2011 года.
[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Эфир (стихия)Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Эфир (стихия)Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Эфир (стихия)
  1. ↑ Агриппа, 1531.
  2. ↑ Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звезды. // [http://padaread.com/?book=26159&pg=208 Свет Египта] = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2.</span>
  3. ↑ 1 2 Седир. М.зеркала, 1907.
  4. ↑ Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  5. ↑ Witherington B. (англ.)русск., Witherington A. [https://books.google.ru/books?id=m1ZKAwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false The Lazarus Effect: A Novel]. — Wipf and Stock Publishers (англ.)русск., 2008. — P. 148. — 270 p.
  6. ↑ Harper G. (англ.)русск., Rayner J. R. [https://books.google.ru/books?id=zA-ngYdpUkIC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Cinema and Landscape]. — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  7. ↑ 1 2 См., например, [http://mm6world.ru/7_spells.htm магическую систему в играх] серии Might and Magic
  8. ↑ Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.
  9. </ol>

Отрывок, характеризующий Эфир (стихия)

– А ты не смейся! Мы должны что-то придумать. Только я пока ещё не знаю – что... Но я подумаю... – совершенно серьёзно заявила малышка. Я очень любила в ней это не по-детски серьёзное отношение к жизни, и «железное» желание найти положительный выход из любых появившихся проблем. При всём её сверкающем, солнечном характере, Стелла также могла быть невероятно сильным, ни за что не сдающимся и невероятно храбрым человечком, стоящим «горой» за справедливость или за дорогих её сердцу друзей... – Ну что, давай чуть прогуляемся? А то что-то я никак не могу «отойти» от той жути, в которой мы только что побывали. Даже дышать тяжело, не говоря уже о видениях... – попросила я свою замечательную подружку. Мы уже снова с большим удовольствием плавно «скользили» в серебристо-«плотной» тишине, полностью расслабившись, наслаждаясь покоем и лаской этого чудесного «этажа», а я всё никак не могла забыть маленькую отважную Марию, поневоле оставленную нами в том жутко безрадостном и опасном мире, только лишь с её страшным мохнатым другом, и с надеждой, что может наконец-то её «слепая», но горячо любимая мама, возьмёт да увидит, как сильно она её любит и как сильно хочет сделать её счастливой на тот промежуток времени, который остался им до их нового воплощения на Земле... – Ой, ты только посмотри, как красиво!.. – вырвал меня из моих грустных раздумий радостный Стеллин голосок. Я увидела огромный, мерцающий внутри, весёлый золотистый шар, а в нём красивую девушку, одетую в очень яркое цветастое платье, сидящую на такой же ярко цветущей поляне, и полностью сливавшуюся с буйно пламенеющими всеми цветами радуги невероятными чашечками каких-то совершенно фантастических цветов. Её очень длинные, светлые, как спелая пшеница, волосы тяжёлыми волнами спадали вниз, окутывая её с головы до ног золотым плащом. Глубокие синие глаза приветливо смотрели прямо на нас, как бы приглашая заговорить... – Здравствуйте! Мы вам не помешаем? – не зная с чего начать и, как всегда, чуть стесняясь, приветствовала незнакомку я. – И ты здравствуй, Светлая, – улыбнулась девушка. – Почему вы так меня называете? – очень удивилась я. – Не знаю, – ласково ответила незнакомка, – просто тебе это подходит!.. Я – Изольда. А как же тебя по правде зовут? – Светлана, – немного смутившись ответила я. – Ну вот, видишь – угадала! А что ты здесь делаешь, Светлана? И кто твоя милая подруга? – Мы просто гуляем... Это Стелла, она мой друг. А вы, какая Изольда – та, у которой был Тристан? – уже расхрабрившись, спросила я. У девушки глаза стали круглыми от удивления. Она, видимо никак не ожидала, что в этом мире её кто-то знал... – Откуда ты это знаешь, девочка?.. – тихо прошептала она. – Я книжку про вас читала, мне она так понравилась!.. – восторженно воскликнула я. – Вы так любили друг друга, а потом вы погибли... Мне было так жаль!.. А где же Тристан? Разве он больше не с вами? – Нет, милая, он далеко... Я его так долго искала!.. А когда, наконец, нашла, то оказалось, что мы и здесь не можем быть вместе. Я не могу к нему пойти... – печально ответила Изольда. И мне вдруг пришло простое видение – он был на нижнем астрале, видимо за какие-то свои «грехи». И она, конечно же, могла к нему пойти, просто, вероятнее всего, не знала, как, или не верила что сможет. – Я могу показать вам, как туда пойти, если вы хотите, конечно же. Вы сможете видеть его, когда только захотите, только должны быть очень осторожны. – Ты можешь пойти туда? – очень удивилась девушка. Я кивнула: – И вы тоже. – Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла. – О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой... – Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я. – Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда. – А как же – «Тристан»? – Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было. – А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски! – А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем... – Как – русские?.. – растерялась я. – Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было... – А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда? – Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно... – А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было... – Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»... – А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя? – Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было. – Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться? – Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось. – А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я. Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.

o-ili-v.ru

Эфир (стихия) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Эфир.

Эфи́р (лат. aether от др.-греч. αἰθήρ «верхний слой воздуха») — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. πέμπτον σῶμα, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.

Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.

Приблизительно в таком смысле (небесное вещество) этот термин употребляли в ранней древнегреческой философии досократики — Анаксагор, Эмпедокл.

Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.

Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.

Квинтэссенция[ | код]

Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.

Душа и жизнь как пятый элемент[ | код]

В натурфилософии и оккультизме четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация — пять элементов связывалась с тонкими телами человека (разум — инд. манас, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной)[1][2][3]. Пятый элемент Платон и Аристотель считали важнейшим. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни[4]. Души умерших в оккультизме называются элементёры, это слово похоже на элементали — мифических существ, связанных с 4 физическими стихиям. Понятие 5 элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья, гунами, индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь»[3]. Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фильме «Пятый элемент», где пятым элементом была любовь героев[5][6], которых играли Брюс Уиллис и Милла Йовович.

Таким образом к 4 стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». К стихии Смерти в современном фэнтези и эзотерике причисляют таких мифических существ как нежить (оживших мертвецов), а призывающие её персонажи называются некроманты, подобная магическая система есть в играх Might and Magic[7], Diablo, Lineage 2, и многих других. Соответственно персонаж развивающийся по стихии Жизни овладевает умениями лечения, призыва элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением мёртвых игроков.

Другие трактовки[ | код]

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: Свет[8] и Тьма, Добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п.[7] Особенно такая систематика развита в ролевых играх — компьютерных, настольных и коллекционных карточных, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах.

Юникод[ | код]

В Юникоде есть алхимический символ эфира (лат. quinta essentia).

Кодировка по Unicode и HTML Графема Unicode HTML Код Название Шестнадцатеричное Десятичное Мнемоника
🜀 U+1F700 ALCHEMICAL SYMBOL FOR QUINTESSENCE &#x1F700; &#128768;

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Агриппа Неттесгеймский. Глава XVI. О разумах и духах, и об их трех видах, и их различных именах, и об инфернальных и подземных духах // Оккультная Философия. Книга 3 = De Occulta Philosophia Libri III. — Гренобль, 1531.
  2. ↑ Бургон Т. Г. Глава V. Заключение об основных принципах. Алхимия и звезды. // Свет Египта = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2.
  3. ↑ 1 2 Поль Седир. Царство астрала // Магические зеркала : Теория развития ясновидения и девинация (гада­ние) как практическое применение = Les Miroirs magiques : 1894, 3-е изд. 1907 : [пер. с фр.] / Пер. А. В. Трояновского, 1907. — Вязьма : Издание В. Н. Запрягаева, типография Р. Писаревской, 1907. — 117 с.
  4. ↑ Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  5. ↑ Witherington B. (англ.)русск., Witherington A. The Lazarus Effect: A Novel. — Wipf and Stock Publishers (англ.)русск., 2008. — P. 148. — 270 p.
  6. ↑ Harper G. (англ.)русск., Rayner J. R. Cinema and Landscape. — Intellect Books, 2010. — P. 293. — 315 p.
  7. ↑ 1 2 См., например, магическую систему в играх серии Might and Magic
  8. ↑ Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.

ru.wikibedia.ru


Смотрите также