Конспект урока по химии в 10 классе "Сложные эфиры и жиры". Конспект сложные эфиры
Конспект урока на тему "Сложные эфиры и жиры"
Тема урока: «Сложные эфиры и жиры»
Тип урока: Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.
Цели урока:
Образовательные - формирование знаний школьников о сложных эфирах как о самостоятельном классе органических соединений, обобщение и развитие знаний уч-ся о жирах как о сложных эфирах глицерина и высших карбонатных кислот, об особенностях их физико-химических свойств и о роли в живой природе.
Воспитательные - формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, духовно-нравственное воспитание.
Развивающие - развитие навыков, работа с текстом учебника, формирование умений самостоятельно выполнять лабораторные опыты. Продолжить работу по развитию умений школьников анализировать, обобщать, делать выводы.
Средства обучения. Реактивы: бензин, спирт, вода, раствор KMnO4, фильтровальная бумага, пробирки. Демонстрационные образцы: растительное масло, кусочки твердого жира, сливочное масло, маргарин, компьютерная презентация.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
1.Фронтальный опрос
-Как называется реакция взаимодействия карбоновых кислот со спиртами?
-Как называют вещества, получающиеся в реакции этерификации?
-Вспомните химические свойства кислородсодержащих органических соединений.
--Отметьте в таблице вещества, взаимодействующие друг с другом. Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте название карбоновой кислоты (показ слайда №2).
Химические свойства кислородсодержащих органических
Соединений
Название и формула вещества | ||||
Этанол | Фенол | Этаналь | Этановая кислота | |
Водород | С | Ц | П | Ц |
Натрий | А | Л | Щ | Ь |
Цинк | Ж | В | Л | М |
Оксид меди (II) при нагревании | И | О | В | Т |
Гидроксид натрия | Р | И | Д | Н |
Гидроксид меди (II) при обычных условиях | Ц | Ы | Б | О |
Гидроксид меди (II) при нагревании | Ч | | В | Р |
Азотная кислота | С | А | Ц | Т |
Карбонат калия | Р | Ю | Ь | Я |
Показ слайда №3
Пальмитиновая кислота относится к высшим карбоновым кислотам.
Высшие карбоновые кислоты и трёхатомный спирт глицерин образуют сложные эфиры, которые называют жирами.
Изучение нового материала.
Постановка целейРебята вспомните план изучения органических веществ (демонстрация слайда №4). Учащие самостоятельно формулируют цели урока.
Записать тему урока.
Сложные эфиры и жиры.
Зная общую формулу кислот и общую формулу спиртов, запишем в общем виде реакцию этерификации, покажем, от какой молекулы отщепляется атом водорода, а от какой– гидроксильная группа.
Учащиеся записывают в тетради реакцию (показ слайда №5).
O O
R – C +H-OR’ R – C +h3O
OH O – R’
Вопрос классу: охарактеризуйте реакцию этерификации по направлению и по наличию катализатора.
(Эта реакция обратима. По наличию катализатора это каталитическая реакция, она протекает в присутствии концентрированной серной кислоты, которая также выполняет роль водоотнимающего средства для смещения химического равновесия в сторону образования сложного эфир.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание учащимся класса.
Прочитать материалы учебника с 93 и ответить на вопросы (показ слайда №6)
1)Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. Растворяются ли они в воде? Ответ поясните.
2)Каково применение сложных эфиров? На основе каких свойств используют сложные эфиры?
3)Запишите уравнения реакции между муравьиной кислотой и этиловым спиртом. Как называется полученный эфир? Какой он имеет запах?
4)Что называют восками? Из чего их получают?
5)Ознакомьтесь с таблицей «Специфические запахи сложных эфиров» и дополните её, переписав в тетрадь. Показ слайда №7
Специфические запахи сложных эфиров
Формула эфира | Запах | |
Муравьино-этиловый | O H-C O-Ch3-Ch4 | рома |
Муравьино-амиловый | O H – C O – Ch3 – Ch3 – Ch3 –Ch3 – Ch4 | вишни |
Муравьино-изоамиловый | O H – C O – Ch3 – CH – Ch3 – Ch4 CH | сливы |
Уксусно-этиловый | O Ch4 – C O – Ch3 – Ch4 | освежающий |
Уксусно-изоамиловый | O Ch4 - C O – Ch3 – CH – Ch3 - Ch4 Ch4 | груши |
Масляно-этиловый | O Ch4 – Ch3 –Ch3 – C O – Ch3 – Ch4 | абрикосов |
|
Вопрос классу: Как классифицируют жиры? Показ слайдов №8,9
Работа с таблицей.
Группы жиров | Отдельные примеры | |
Происхождение | Растительные | Масло подсолнечное, горчичное, льняное. |
Животные | Говяжий жир, свиной жир, бараний жир. | |
Комбинированные (смеси животных и растительных жиров) | Маргарин, кулинарные жиры. | |
Консистенция | Твёрдые жиры | Говяжий, свиной жир, сливочное, топлёное, кокосовое масло. |
Жидкие жиры, масла | Подсолнечное, хлопковое, рыбий жир. |
Сообщение учащегося. Творческая работа на тему: «О пользе растительного масла»
Масла - это жидкие жиры растительного происхождения. Исключением является твёрдое пальмовое масло.
Нельзя не сказать, что два вышеупомянутых витамина - А и Е - относятся к веществам, препятствующим старению нашего организма. Их еще называют "эликсиром молодости"! Поэтому косметологи рекомендуют растительное масло всем, кто хочет избежать преждевременного появления морщин. Включать масло в ежедневный рацион советуют не только косметологи, но и кардиологи, которые рекомендуют его ради другого полезного вещества - на этот раз витамина F. Под этим названием скрываются несколько жирных кислот, которые обладают уникальным свойством препятствовать зарастанию сосудов. Ведь ни для кого не секрет, что с возрастом на стенках кровеносных сосудов откладывается холестерин. Этот процесс лежит в основе атеросклероза - заболевания, называемого "чумой XXI века". Растительное масло - это единственный продукт, который может повернуть болезнь вспять и растворить уже существующую атеросклеротическую бляшку, состоящую из холестерина жиров животного происхождения - мяса, яиц, кисломолочных продуктов...
Растительное масло лучше всего употреблять сырым или заправлять им салаты. Приблизительная норма для взрослого человека - одна столовая ложка масла в день. Этим полностью удовлетворяется потребность организма в жирах.
И еще - запомните: рекламе, которую некоторые пишут на этикетках: "Без холестерина" и "С витамином Е", вполне можно доверять - но знайте, что это не показатель высокого качества данного продукта, а свойства, присущие всем видам растительного масла! А вот если производитель указал на упаковке масла: "Содержит витамин С" - то это явная фальсификация, потому что витамин С растворим только в воде и никак не может добавляться в масло!
Самым доступным в нашей стране является подсолнечное - оно находится на первом месте по потребительскому спросу. Биологическая ценность нерафинированного масла очень высока: оно содержит массу полиненасыщенных жирных кислот, фосфор, йод и другие минералы, которые разрушаются при повышении температуры, поэтому хранить его следует при низких температурах (не выше 18 градусов). Рафинированное подсолнечное масло тоже непригодно для жарки, оно переносит лишь небольшой нагрев.
Льняное масло раньше широко применялось на Руси в связи с большой популярностью этой культуры. Кулинарные достоинства этого продукта очевидны: достаточно сказать, что по содержанию витаминов льняное масло лишь немногим уступает оливковому. Оно совершенно не выносит подогрева, моментально портится на свету и имеет небольшой срок хранения - не более 1-3 месяцев (поэтому при покупке этого масла особое внимание обращайте на дату его изготовления).
Учитель организует учащихся на проведение лабораторного опыта.
Лабораторный опыт «Взаимодействие подсолнечного масла с раствором перманганата калия»
Чтобы доказать, что в состав жиров входят остатки непредельных карбоновых кислот, ученики выполняют лабораторный опыт «Взаимодействие подсолнечного масла с раствором перманганата калия»
Двум ученикам было дано опережающее домашнее задание. Подготовить сообщение о физических свойствах жиров. Провести опыты, характеризующие растворение жиров в разных растворителях.
Учащиеся рассказывает о физических свойствах жиров, демонстрируя опыты по растворению жира в воде, спирте, бензине (показ слайда №10).
Учитель приглашает ученика-теоретика для выполнения индивидуального домашнего задания.
Ученик- теоретик выступает с рассказом о химических свойствах жиров. Отмечает, что для жиров, содержащих остатки непредельных карбоновых кислот, характерны все реакции этого типа соединений. Они обесцвечивают бромную воду, вступают в другие реакции присоединения. Из них наиболее важная в практическом плане реакция- это гидрирование жиров. Именно эта реакция и лежит в основе получения твёрдого жира из растительного масла- маргарина (демонстрация слайда №11).
Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.
Вопрос классу: Какие функции выполняют жиры в организме? Чтобы ответить на этот вопрос вспомните материал курса биологии.
(Строительная ( входят в состав клеточных мембран), энергетическая (1 г жира при окислении даёт 9 ккал энергии), защитная (теплорегуляционная, механическая защита органов), запасная (запас энергии и воды), регулирующая (обмен веществ в организме))
Беседа духовно-нравственного направления.
Ребята сейчас идёт время великого поста. Что означает это слово?
Это значит воздержание в пище, в разных увеселениях, отказ от развлечений, суетных дел и посвящение времени молитве. Как вы думаете, а должна ли поститься душа? А как она может поститься?
Мы с вами любим хорошо поесть. В этом нет ничего плохого. И мясо, и молоко, и фрукты, и овощи, и конфеты, и мороженое- всё это дары Божии человеку. Но умеем ли мы культурно относиться к своей еде, к этим дарам? Мы часто объедаемся, глотаем с жадностью вкусненькое. Пришли в гости, «глаза по столу разбегаются», наелись так, что выползаем из-за стола, как гусеницы или черепахи. Красиво ли это?
Делаем вывод:
Пост- школа культурного отношения к еде.
Рассказ учителя о пленных русских солдатах, которым в Великую Отечественную войну немцы предлагали продать Родину за похлёбку. Но они этого не делали. Почему? Объяснить происхождение фразеологизма «продать первородство за чечевичную похлёбку» и подчеркнуть, что людей, совершающих такое, презирают.
Делаем вывод:
Пост укрепляет силу духа.
Делаем вывод:
Пост оздоровляет тело.
Однако надо помнить, что пост- это не диета. Мы постимся не для того, чтобы похудеть или оздоровить тело. Главная цель поста - через воздержание в пище настроить свою душу на молитву, на покаяние, на добрые дела.
Пост существует не только для тела, но и для души. «При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла»(свет. Василий великий). Как вы думаете, если я воздерживаюсь от пищи, а ненавижу ближних, раздражаюсь, завидую, обзываюсь, то можно ли меня назвать постником? Получается, что такой человек мясо не ест, а людей «поедает» своей злобой.
Наши органы чувств подобны чувствам души. Как вы думаете, может ли «поститься» наш язык? А как? Не грубить, не ругаться, не говорить обидных и плохих слов. Как могут «поститься» наши уши: Надо стараться быть внимательным, не принимать к сердцу злобные, обидные слова, сплетни, любить тишину, слушать молитвенное пение. Как могут «поститься» глаза? Не смотреть на бессовестные картинки, не проводить время у телевизора, а читать душеполезные книги, взирать на картины природы.
И если мы будем соблюдать этот пост, то у нас будет любящее сердце!
Закрепление:
Показ слайда №12
1. Вещество, формула которого, называется:
1) метилацетатом; 3) метилформиатом;
2) метилэтиловым эфиром; 4) этилацетатом.
2. В результате гидролиза жидкого жира образуются:
1) твердые жиры и глицерин; 3) глицерин и непредельные кислоты;
2) глицерин и предельные кислоты; 4) твердые жиры и смесь кислот.
3. В каком веществе жиры не растворяются?
1) в бензоле; 3) в воде;
2) в бензине; 4) в хлороформе.
4. Для превращения жидких жиров в твердые используют реакцию:
1) дегидрогенизации; 3) гидрогенизации;
2) гидратации; 4) дегидроциклизации.
5. В результате гидрирования жидких жиров образуются:
1) твердые жиры и непредельные кислоты; 3) твердые жиры и глицерин;
2) твердые жиры и предельные кислоты; 4) твердые жиры.
6. В организме процесс переваривания жиров начинается с реакции:
1) гидролиза; 3) гидрирования;
2) полимеризации; 4) дегидрирования.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок, комментарий учителя
VI. Задание на дом: §13 n12 с 100. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия протекания реакций. Дайте названия всем соединениям.
1-й уровень
Ch5Ch4Cl Ch4OH HCOOH HCOOC3H7
2-й уровень
Этилен этанол ацетальдегид уксусная кислота этилацетат этанол углекислый газ
3-й уровень
Как из углеводорода (предельного, непредельного) перейти к сложному эфиру? Приведите примеры реакций, составьте свои «цепочки» превращений.
Что бы вы хотели рассказать одноклассникам о мылах и синтетических моющих средствах.
globuss24.ru
Конспект урока на тему «Сложные эфиры»
Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему «Сложные эфиры» для предмета : Химия. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Подготовила и провела:
Жукова Е.К.
Тема урока: «Сложные эфиры»
Цели урока:
Образовательные - дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
Развивающие - формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные - воспитание познавательной активности, доброже-
лательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Оборудование: Образцы сложных эфиров, образцы фруктовых эссенций, карточки для самостоятельной работы учащихся
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.
Дидактическое оснащение: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия: Органическая химия: Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение.
Ход урока
I. Организационной момент:
Сообщение темы и плана урока, постановка цели.
Цель: подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно.
II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся:
Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала.
Предварительная проверка знаний учащихся об кислородосодержащих соединениях в органической химии.
? Перечислите классы органических веществ, содержащих кислород или кислородсодержащие органические вещества. С какими из них вы знакомы? Приведите примеры.
Области применения сложных эфиров
Сложные эфиры применяют для изготовления приятно пахнущих так называемых искусственных фруктовых эссенций.
Их широко используют в производстве фруктовых вод и шипучих фруктовых порошков, кондитерских изделий, а также в парфюмерии.
Многие сложные эфиры используются в производстве пластмасс, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, лаков и синтетических волокон – лавсана и т. д.
Сложные эфиры широко распространены в природе, находят применение в технике и различных отраслях промышленности. Они являются хорошими растворителями органических веществ, их плотность меньше плотности воды, и они практически не растворяются в ней.
Схема. Применение сложных эфиров:
Сложные эфиры с относительно небольшой молекулярной массой представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения, имеют запахи различных фруктов. Их применяют как растворители лаков и красок, ароматизаторы изделий пищевой промышленности.
Например, метиловый эфир масляной кислоты имеет запах яблок, этиловый эфир этой кислоты — запах ананасов, изобутиловый эфир уксусной кислоты запах бананов.
Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют во скажи.
Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63;
Кашалотовый воск —
спермацет – сложный
эфир той же пальмити-
новой кислоты и
цетилового спирта
С15Н31СООС16Н33.
Сложные эфиры часто служат исходными веществами в производстве многих фармацевтических препаратов.
В завершение урока для закрепления изученного материала предлагается осуществить несколько заданий:
-
Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
-
Приведите уравнения реакций получения:
а) этилового эфира муравьиной кислоты;
б) пентилового эфира уксусной кислоты;
в) метилового эфира азотной кислоты.
Итоги урока:
Общая характеристика работы группы, анализ урока: успешность и недостатки, пути их устранения.
Выставление оценок за работу наиболее активных обучающихся.
Задание на дом.
docbase.org
Конспект урока по химии в 10 классе "Сложные эфиры и жиры"
Тема урока: «Сложные эфиры и жиры»
Тип урока: Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.
Цели урока:
Образовательные - формирование знаний школьников о сложных эфирах как о самостоятельном классе органических соединений, обобщение и развитие знаний уч-ся о жирах как о сложных эфирах глицерина и высших карбонатных кислот, об особенностях их физико-химических свойств и о роли в живой природе.
Воспитательные - формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, духовно-нравственное воспитание.
Развивающие - развитие навыков, работа с текстом учебника, формирование умений самостоятельно выполнять лабораторные опыты. Продолжить работу по развитию умений школьников анализировать, обобщать, делать выводы.
Средства обучения. Реактивы: бензин, спирт, вода, раствор KMnO4, фильтровальная бумага, пробирки. Демонстрационные образцы: растительное масло, кусочки твердого жира, сливочное масло, маргарин, компьютерная презентация.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
1.Фронтальный опрос
-Как называется реакция взаимодействия карбоновых кислот со спиртами?
-Как называют вещества, получающиеся в реакции этерификации?
-Вспомните химические свойства кислородсодержащих органических соединений.
--Отметьте в таблице вещества, взаимодействующие друг с другом. Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте название карбоновой кислоты (показ слайда №2).
Химические свойства кислородсодержащих органических
Соединений
Реагент | Название и формула вещества | |||
Этанол | Фенол | Этаналь | Этановая кислота | |
Водород | С | Ц | П | Ц |
Натрий | А | Л | Щ | Ь |
Цинк | Ж | В | Л | М |
Оксид меди (II) при нагревании | И | О | В | Т |
Гидроксид натрия | Р | И | Д | Н |
Гидроксид меди (II) при обычных условиях | Ц | Ы | Б | О |
Гидроксид меди (II) при нагревании | Ч | Л | В | Р |
Азотная кислота | С | А | Ц | Т |
Карбонат калия | Р | Ю | Ь | Я |
Показ слайда №3
Пальмитиновая кислота относится к высшим карбоновым кислотам.
Высшие карбоновые кислоты и трёхатомный спирт глицерин образуют сложные эфиры, которые называют жирами.
Изучение нового материала.
Постановка целейРебята вспомните план изучения органических веществ (демонстрация слайда №4). Учащие самостоятельно формулируют цели урока.
Записать тему урока.
Сложные эфиры и жиры.
Зная общую формулу кислот и общую формулу спиртов, запишем в общем виде реакцию этерификации, покажем, от какой молекулы отщепляется атом водорода, а от какой– гидроксильная группа.
Учащиеся записывают в тетради реакцию (показ слайда №5).
O O
R – C +H-OR’ R – C +h3O
OH O – R’
Вопрос классу: охарактеризуйте реакцию этерификации по направлению и по наличию катализатора.
(Эта реакция обратима. По наличию катализатора это каталитическая реакция, она протекает в присутствии концентрированной серной кислоты, которая также выполняет роль водоотнимающего средства для смещения химического равновесия в сторону образования сложного эфир.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание учащимся класса.
Прочитать материалы учебника с 93 и ответить на вопросы (показ слайда №6)
1)Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. Растворяются ли они в воде? Ответ поясните.
2)Каково применение сложных эфиров? На основе каких свойств используют сложные эфиры?
3)Запишите уравнения реакции между муравьиной кислотой и этиловым спиртом. Как называется полученный эфир? Какой он имеет запах?
4)Что называют восками? Из чего их получают?
5)Ознакомьтесь с таблицей «Специфические запахи сложных эфиров» и дополните её, переписав в тетрадь. Показ слайда №7
Специфические запахи сложных эфиров
Сложный эфир | Формула эфира | Запах |
Муравьино-этиловый | O H-C O-Ch3-Ch4 | рома |
Муравьино-амиловый | O H – C O – Ch3 – Ch3 – Ch3 –Ch3 – Ch4 | вишни |
Муравьино-изоамиловый | O H – C O – Ch3 – CH – Ch3 – Ch4 CH | сливы |
Уксусно-этиловый | O Ch4 – C O – Ch3 – Ch4 | освежающий |
Уксусно-изоамиловый | O Ch4 - C O – Ch3 – CH – Ch3 - Ch4 Ch4 | груши |
Масляно-этиловый | O Ch4 – Ch3 –Ch3 – C O – Ch3 – Ch4 | абрикосов |
|
Вопрос классу: Как классифицируют жиры? Показ слайдов №8,9
Работа с таблицей.
Признаки, лежащие в основе классификации | Группы жиров | Отдельные примеры |
Происхождение | Растительные | Масло подсолнечное, горчичное, льняное. |
Животные | Говяжий жир, свиной жир, бараний жир. | |
Комбинированные (смеси животных и растительных жиров) | Маргарин, кулинарные жиры. | |
Консистенция | Твёрдые жиры | Говяжий, свиной жир, сливочное, топлёное, кокосовое масло. |
Жидкие жиры, масла | Подсолнечное, хлопковое, рыбий жир. |
Сообщение учащегося. Творческая работа на тему: «О пользе растительного масла»
Масла - это жидкие жиры растительного происхождения. Исключением является твёрдое пальмовое масло.
Растительное масло - продукт совершенно уникальный по своим полезным свойствам. Оно содержит огромное количество витаминов А, Е и Д, которые необходимы всем нам для счастья и здоровья. В любом растительном масле их больше, чем в овощах и фруктах. Но дело тут даже не в количестве, а в усвояемости - ведь эти витамины являются жирорастворимыми, поэтому из растительного масла вы получаете их полностью.
Нельзя не сказать, что два вышеупомянутых витамина - А и Е - относятся к веществам, препятствующим старению нашего организма. Их еще называют "эликсиром молодости"! Поэтому косметологи рекомендуют растительное масло всем, кто хочет избежать преждевременного появления морщин. Включать масло в ежедневный рацион советуют не только косметологи, но и кардиологи, которые рекомендуют его ради другого полезного вещества - на этот раз витамина F. Под этим названием скрываются несколько жирных кислот, которые обладают уникальным свойством препятствовать зарастанию сосудов. Ведь ни для кого не секрет, что с возрастом на стенках кровеносных сосудов откладывается холестерин. Этот процесс лежит в основе атеросклероза - заболевания, называемого "чумой XXI века". Растительное масло - это единственный продукт, который может повернуть болезнь вспять и растворить уже существующую атеросклеротическую бляшку, состоящую из холестерина жиров животного происхождения - мяса, яиц, кисломолочных продуктов...
Растительное масло лучше всего употреблять сырым или заправлять им салаты. Приблизительная норма для взрослого человека - одна столовая ложка масла в день. Этим полностью удовлетворяется потребность организма в жирах.
И еще - запомните: рекламе, которую некоторые пишут на этикетках: "Без холестерина" и "С витамином Е", вполне можно доверять - но знайте, что это не показатель высокого качества данного продукта, а свойства, присущие всем видам растительного масла! А вот если производитель указал на упаковке масла: "Содержит витамин С" - то это явная фальсификация, потому что витамин С растворим только в воде и никак не может добавляться в масло!
Самым доступным в нашей стране является подсолнечное - оно находится на первом месте по потребительскому спросу. Биологическая ценность нерафинированного масла очень высока: оно содержит массу полиненасыщенных жирных кислот, фосфор, йод и другие минералы, которые разрушаются при повышении температуры, поэтому хранить его следует при низких температурах (не выше 18 градусов). Рафинированное подсолнечное масло тоже непригодно для жарки, оно переносит лишь небольшой нагрев.
Льняное масло раньше широко применялось на Руси в связи с большой популярностью этой культуры. Кулинарные достоинства этого продукта очевидны: достаточно сказать, что по содержанию витаминов льняное масло лишь немногим уступает оливковому. Оно совершенно не выносит подогрева, моментально портится на свету и имеет небольшой срок хранения - не более 1-3 месяцев (поэтому при покупке этого масла особое внимание обращайте на дату его изготовления).
Учитель организует учащихся на проведение лабораторного опыта.
Лабораторный опыт «Взаимодействие подсолнечного масла с раствором перманганата калия»
Чтобы доказать, что в состав жиров входят остатки непредельных карбоновых кислот, ученики выполняют лабораторный опыт «Взаимодействие подсолнечного масла с раствором перманганата калия»
Двум ученикам было дано опережающее домашнее задание. Подготовить сообщение о физических свойствах жиров. Провести опыты, характеризующие растворение жиров в разных растворителях.
Учащиеся рассказывает о физических свойствах жиров, демонстрируя опыты по растворению жира в воде, спирте, бензине (показ слайда №10).
Учитель приглашает ученика-теоретика для выполнения индивидуального домашнего задания.
Ученик- теоретик выступает с рассказом о химических свойствах жиров. Отмечает, что для жиров, содержащих остатки непредельных карбоновых кислот, характерны все реакции этого типа соединений. Они обесцвечивают бромную воду, вступают в другие реакции присоединения. Из них наиболее важная в практическом плане реакция- это гидрирование жиров. Именно эта реакция и лежит в основе получения твёрдого жира из растительного масла- маргарина (демонстрация слайда №11).
Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.
Вопрос классу: Какие функции выполняют жиры в организме? Чтобы ответить на этот вопрос вспомните материал курса биологии.
(Строительная ( входят в состав клеточных мембран), энергетическая (1 г жира при окислении даёт 9 ккал энергии), защитная (теплорегуляционная, механическая защита органов), запасная (запас энергии и воды), регулирующая (обмен веществ в организме))
Беседа духовно-нравственного направления.
Ребята сейчас идёт время великого поста. Что означает это слово?
Это значит воздержание в пище, в разных увеселениях, отказ от развлечений, суетных дел и посвящение времени молитве. Как вы думаете, а должна ли поститься душа? А как она может поститься?
Мы с вами любим хорошо поесть. В этом нет ничего плохого. И мясо, и молоко, и фрукты, и овощи, и конфеты, и мороженое- всё это дары Божии человеку. Но умеем ли мы культурно относиться к своей еде, к этим дарам? Мы часто объедаемся, глотаем с жадностью вкусненькое. Пришли в гости, «глаза по столу разбегаются», наелись так, что выползаем из-за стола, как гусеницы или черепахи. Красиво ли это?
Делаем вывод:
Пост- школа культурного отношения к еде.
Рассказ учителя о пленных русских солдатах, которым в Великую Отечественную войну немцы предлагали продать Родину за похлёбку. Но они этого не делали. Почему? Объяснить происхождение фразеологизма «продать первородство за чечевичную похлёбку» и подчеркнуть, что людей, совершающих такое, презирают.
Делаем вывод:
Пост укрепляет силу духа.
Православные кушают мясо и отказываются от него только в дни поста. Но стол во время поста может быть разнообразным. Вот как описывает постный стол писатель И. Шмелёв в романе «Лето Господне»: «…картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар- лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком! А постные пирожки с грудями, а гречневые блины с луком… А миндальное молоко с белым киселём… а грешники, с тёплой пустотой внутри!»
Делаем вывод:
Пост оздоровляет тело.
Однако надо помнить, что пост- это не диета. Мы постимся не для того, чтобы похудеть или оздоровить тело. Главная цель поста - через воздержание в пище настроить свою душу на молитву, на покаяние, на добрые дела.
Пост существует не только для тела, но и для души. «При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла»(свет. Василий великий). Как вы думаете, если я воздерживаюсь от пищи, а ненавижу ближних, раздражаюсь, завидую, обзываюсь, то можно ли меня назвать постником? Получается, что такой человек мясо не ест, а людей «поедает» своей злобой.
Наши органы чувств подобны чувствам души. Как вы думаете, может ли «поститься» наш язык? А как? Не грубить, не ругаться, не говорить обидных и плохих слов. Как могут «поститься» наши уши: Надо стараться быть внимательным, не принимать к сердцу злобные, обидные слова, сплетни, любить тишину, слушать молитвенное пение. Как могут «поститься» глаза? Не смотреть на бессовестные картинки, не проводить время у телевизора, а читать душеполезные книги, взирать на картины природы.
И если мы будем соблюдать этот пост, то у нас будет любящее сердце!
Закрепление:
Показ слайда №12
1. Вещество, формула которого, называется:
1) метилацетатом; 3) метилформиатом;
2) метилэтиловым эфиром; 4) этилацетатом.
2. В результате гидролиза жидкого жира образуются:
1) твердые жиры и глицерин; 3) глицерин и непредельные кислоты;
2) глицерин и предельные кислоты; 4) твердые жиры и смесь кислот.
3. В каком веществе жиры не растворяются?
1) в бензоле; 3) в воде;
2) в бензине; 4) в хлороформе.
4. Для превращения жидких жиров в твердые используют реакцию:
1) дегидрогенизации; 3) гидрогенизации;
2) гидратации; 4) дегидроциклизации.
5. В результате гидрирования жидких жиров образуются:
1) твердые жиры и непредельные кислоты; 3) твердые жиры и глицерин;
2) твердые жиры и предельные кислоты; 4) твердые жиры.
6. В организме процесс переваривания жиров начинается с реакции:
1) гидролиза; 3) гидрирования;
2) полимеризации; 4) дегидрирования.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок, комментарий учителя
VI. Задание на дом: §13 n12 с 100. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия протекания реакций. Дайте названия всем соединениям.
1-й уровень
Ch5Ch4Cl Ch4OH HCOOH HCOOC3H7
2-й уровень
Этилен этанол ацетальдегид уксусная кислота этилацетат этанол углекислый газ
3-й уровень
Как из углеводорода (предельного, непредельного) перейти к сложному эфиру? Приведите примеры реакций, составьте свои «цепочки» превращений.
Что бы вы хотели рассказать одноклассникам о мылах и синтетических моющих средствах.
kopilkaurokov.ru
Название и формула вещества | ||||
Этанол | Фенол | Этаналь | Этановая кислота | |
Водород | С | Ц | П | Ц |
Натрий | А | Л | Щ | Ь |
Цинк | Ж | В | Л | М |
Оксид меди (II) при нагревании | И | О | В | Т |
Гидроксид натрия | Р | И | Д | Н |
Гидроксид меди (II) при обычных условиях | Ц | Ы | Б | О |
Гидроксид меди (II) при нагревании | Ч | Л | В | Р |
Азотная кислота | С | А | Ц | Т |
Карбонат калия | Р | Ю | Ь | Я | Формула эфира | Запах |
Муравьино-этиловый | O H-C O-Ch3-Ch4 | рома | ||
Муравьино-амиловый | O H – C O – Ch3 – Ch3 – Ch3 –Ch3 – Ch4 | вишни | ||
Муравьино-изоамиловый | O H – C O – Ch3 – CH – Ch3 – Ch4 CH | сливы | ||
Уксусно-этиловый | O Ch4 – C O – Ch3 – Ch4 | освежающий | ||
Уксусно-изоамиловый | O Ch4 - C O – Ch3 – CH – Ch3 - Ch4 Ch4 | груши | ||
Масляно-этиловый | O Ch4 – Ch3 –Ch3 – C O – Ch3 – Ch4 | абрикосов | ||
| Группы жиров | Отдельные примеры | ||
Происхождение | Растительные | Масло подсолнечное, горчичное, льняное. | ||
Животные | Говяжий жир, свиной жир, бараний жир. | |||
Комбинированные (смеси животных и растительных жиров) | Маргарин, кулинарные жиры. | |||
Консистенция | Твёрдые жиры | Говяжий, свиной жир, сливочное, топлёное, кокосовое масло. | ||
Жидкие жиры, масла | Подсолнечное, хлопковое, рыбий жир. |
doc4web.ru
Конспект урока химии для 10 класса "Сложные эфиры. Получение и своиства"
Открытый урок
учителя химии МБОУ "СОШ им.И.С.Багаева с.Сунжа"
Алборовой Светланы Вардановны
на тему: «Сложные эфиры строение, свойства, получение и применение»
ЦЕЛИ:
Обучающая:
изучить класс «Сложные эфиры»; познакомиться с реакциями этерификации и гидролиза; выяснить условия реакций, изучить физические свойства некоторых представителей класса сложных эфиров.
Развивающая: углубить знания учащихся о химическом равновесии и его смещении на примере реакций получения сложного эфира; закрепить умение учащихся в составлении уравнений химических реакций и называния органических веществ.
Воспитывающая:
продолжить воспитание у учащихся ответственного и грамотного отношения к используемым в работе веществам, соблюдая ПТБ.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОД:
изучение нового материала, используя познавательные виды самостоятельной деятельности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
вопросник к уроку;
-схема-конспект; учебник О.Габрелян.
-таблица «Спирты и Альдегиды»;
-уксусно- этиловый эфир, пробирки с водой,
-этиловым спиртом.
ХОД УРОКА.
I. Актуализация знаний.
Провожу краткую беседу с учащимися, цель которой - обобщить знания учащихся об основных классах кислородсодержащих соединений, их составе, характерных группировках и связях, подготовить их к изучению сложных эфиров.
Какие вещества называются одноатомными спиртами? Какова их общая формула?
Назовите 5 первых представителей гомологического ряда одноатомных спиртов.
Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Какова их общая формула?
Назовите 5 первых представителей гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот.
Назовите функциональные группы перечисленных гомологических рядов.
Охарактеризуйте физические свойства метилового и этилового спиртов.
Охарактеризуйте физические свойства уксусной кислоты.
Растворяются ли в воде этанол, бутанол, уксусная кислота? Почему?
II. Изучение нового.
Сегодня на уроке мы с вами изучим еще одних представителей, относящихся к кислородсодержащим органическим соединениям.
Познакомимся с их строением, способами получения, химическими свойствами.
Новыми для вас сегодня будут:
- реакция этерификации, ее механизм
- реакция гидролиза как обратная этерификации.
Вам сегодня предстоит выяснить вопросы, связанные с химическим равновесием и условиями его смещения.
Для работы на уроке у вас имеются:
Вопросы к уроку для изучения данной темы самостоятельно.
1. Используя материал учебника, прочитайте «Получение и строение сложных эфиров».
2. Прочитайте следующий раздел учебника: «Физические свойства и нахождение в природе».
3. Изучите раздел учебника «Химические свойства».
ВОПРОСЫ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «Сложные эфиры»
I.«Получение и строение сложных эфиров»
1. Какая реакция называется реакцией этерификации?
2. Каков механизм реакции? За счет каких функциональных групп происходит образование воды?
3. Какое вещество получается при взаимодействии кислоты со спиртом? Дайте определение этому веществу.
4. Запишите реакцию между:
I. метиловым спиртом и уксусной кислотой
II. бутиловым спиртом и масляной кислотой.
II. «Физические свойства и нахождение в природе»
1.Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. 2.Рассмотрите предложенный вам образец уксусноэтилового эфира, соблюдая ПТБ. Какой он имеет запах?
III. «Химические свойства»
1.Какое химическое свойство характерно для сложных эфиров?
2.Как называется реакция взаимодействия сложных эфиров с водой?
3.Какая реакция называется реакция гидролиза? Какое еще используют название данной реакции?
4.Обратима ли реакция гидролиза?
5.Запишите уравнение реакции взаимодействия муравьиной кислоты и этилового спирта.
6.Как сместить равновесие в сторону образования сложного эфира?
7.При каких условиях равновесие будет смещено в сторону реакция гидролиза?
ТЕСТ.
1.Сколько веществ изображено?
а) одно
б) два
2.Укажите название данного вещества:
а) метиловый эфир пропионовой кислоты
б) метилформиат
3.С какими из спиртов быстрее будет протекать реакция этерификации уксусной кислоты?
а) с метиловым
б) с бутиловым.
4.В какую сторону сместится равновесие в реакции этерификации, если iувеличить концентрацию кислоты?
а) в сторону образования спирта
б) в сторону образования сложного эфира
в) равновесие не сместится.
5.Способны ли сложные эфиры вступать в реакцию «серебряного зеркала»?
а) способны, т.к. содержат карбонильную группу
б) только эфиры муравьиной кислоты
в) не способны.
VI.Дополнительное задание.
Изучив физические свойства сложных эфиров, мы пришли к выводу, что сложные эфиры имеют запах.
Зная этот факт, прошу из 3-х предложенных образцов определить, в какой из пробирок находится сложный эфир.
V. Домашнее задание: запишем домашнее задание:
§21 стр.196-200 конспект
Упр. 1-7
doc4web.ru
Конспект урока по химии Сложные эфиры (10 класс)
Бутиловый эфир пропионовой кислоты Пропионовобутиловый эфир Мы подробно изучим сложные эфиры, являющиеся производными карбоновых кислот. Выведем общую формулу сложных эфиров, образованных остатками предельных карбоновой кислоты и спирта. Сnh3nO2 Какие виды изомерии характерны для сложных эфиров? (Углеродного скелета, положения, межклассовая с карбоновыми кислотами.) Задание по группам: Запишите изомерные вещества состава: С6Н12О2 С5Н10О2 С7Н14О2 С4Н8О2 С8Н16О2 С9Н18О2 относящиеся к разным классам. Назовите все вещества. Получение сложных эфиров: 1. Реакция этерификации Задание по группам: Запишите уравнения реакций этерификации между следующими веществами: масляной кислотой и этиловым спиртом (ананас) масляной кислотой и бутиловым спиртом (персик) масляной кислотой и метиловым спиртом (яблоко) муравьиной кислотой и амиловым спиртом (пентанолом) (вишня) бензойной кислотой и этиловым спиртом (жасмин) уксусной кислотой и изобутиловым спиртом (банан) уксусной кислотой и октиловым спиртом (апельсин) уксусной кислотой и изоамиловым спиртом (груша) Назовите получившиеся сложные эфиры разными способами (по международной и тривиальной номенклатуре). О Взаимодействие хлорангидридов карбоновых кислот и спиртов СН3С-Сl+НО-С2Н5 О СН3С-О-С2Н5+НСl3. Взаимодействие хлорангидридов карбоновых кислот и алкоголятов щелочных металлов О ОСН3С-Сl+NaО-С2Н5СН3С-О-С2Н5+NaСl О О4. Взаимодействие ангидридов карбоновых кислот и спиртов СН3СОССН3+НОСН3 О ОСН3СОСН3+СН3СОН 5. Если в реакцию вступают двухосновные карбоновые кислоты и двухатомны
weburok.com
Конспект урока химии для 10 класса "Сложные эфиры. Получение и своиства"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока химии для 10 класса "Сложные эфиры. Получение и своиства" для предмета : Химия. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Открытый урок
учителя химии МБОУ "СОШ им.И.С.Багаева с.Сунжа"
Алборовой Светланы Вардановны
на тему: «Сложные эфиры строение, свойства, получение и применение»
ЦЕЛИ:
Обучающая:
изучить класс «Сложные эфиры»; познакомиться с реакциями этерификации и гидролиза; выяснить условия реакций, изучить физические свойства некоторых представителей класса сложных эфиров.
Развивающая: углубить знания учащихся о химическом равновесии и его смещении на примере реакций получения сложного эфира; закрепить умение учащихся в составлении уравнений химических реакций и называния органических веществ.
Воспитывающая:
продолжить воспитание у учащихся ответственного и грамотного отношения к используемым в работе веществам, соблюдая ПТБ.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОД:
изучение нового материала, используя познавательные виды самостоятельной деятельности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
вопросник к уроку;
-схема-конспект; учебник О.Габрелян.
-таблица «Спирты и Альдегиды»;
-уксусно- этиловый эфир, пробирки с водой,
-этиловым спиртом.
ХОД УРОКА.
I. Актуализация знаний.
Провожу краткую беседу с учащимися, цель которой - обобщить знания учащихся об основных классах кислородсодержащих соединений, их составе, характерных группировках и связях, подготовить их к изучению сложных эфиров.
Какие вещества называются одноатомными спиртами? Какова их общая формула?
Назовите 5 первых представителей гомологического ряда одноатомных спиртов.
Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Какова их общая формула?
Назовите 5 первых представителей гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот.
Назовите функциональные группы перечисленных гомологических рядов.
Охарактеризуйте физические свойства метилового и этилового спиртов.
Охарактеризуйте физические свойства уксусной кислоты.
Растворяются ли в воде этанол, бутанол, уксусная кислота? Почему?
II. Изучение нового.
Сегодня на уроке мы с вами изучим еще одних представителей, относящихся к кислородсодержащим органическим соединениям.
Познакомимся с их строением, способами получения, химическими свойствами.
Новыми для вас сегодня будут:
- реакция этерификации, ее механизм
- реакция гидролиза как обратная этерификации.
Вам сегодня предстоит выяснить вопросы, связанные с химическим равновесием и условиями его смещения.
Для работы на уроке у вас имеются:
Вопросы к уроку для изучения данной темы самостоятельно.
1. Используя материал учебника, прочитайте «Получение и строение сложных эфиров».
2. Прочитайте следующий раздел учебника: «Физические свойства и нахождение в природе».
3. Изучите раздел учебника «Химические свойства».
ВОПРОСЫ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «Сложные эфиры»
I.«Получение и строение сложных эфиров»
1. Какая реакция называется реакцией этерификации?
2. Каков механизм реакции? За счет каких функциональных групп происходит образование воды?
3. Какое вещество получается при взаимодействии кислоты со спиртом? Дайте определение этому веществу.
4. Запишите реакцию между:
I. метиловым спиртом и уксусной кислотой
II. бутиловым спиртом и масляной кислотой.
II. «Физические свойства и нахождение в природе»
1.Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. 2.Рассмотрите предложенный вам образец уксусноэтилового эфира, соблюдая ПТБ. Какой он имеет запах?
III. «Химические свойства»
1.Какое химическое свойство характерно для сложных эфиров?
2.Как называется реакция взаимодействия сложных эфиров с водой?
3.Какая реакция называется реакция гидролиза? Какое еще используют название данной реакции?
4.Обратима ли реакция гидролиза?
5.Запишите уравнение реакции взаимодействия муравьиной кислоты и этилового спирта.
6.Как сместить равновесие в сторону образования сложного эфира?
7.При каких условиях равновесие будет смещено в сторону реакция гидролиза?
ТЕСТ.
1.Сколько веществ изображено?
а) одно
б) два
2.Укажите название данного вещества:
а) метиловый эфир пропионовой кислоты
б) метилформиат
3.С какими из спиртов быстрее будет протекать реакция этерификации уксусной кислоты?
а) с метиловым
б) с бутиловым.
4.В какую сторону сместится равновесие в реакции этерификации, если iувеличить концентрацию кислоты?
а) в сторону образования спирта
б) в сторону образования сложного эфира
в) равновесие не сместится.
5.Способны ли сложные эфиры вступать в реакцию «серебряного зеркала»?
а) способны, т.к. содержат карбонильную группу
б) только эфиры муравьиной кислоты
в) не способны.
VI.Дополнительное задание.
Изучив физические свойства сложных эфиров, мы пришли к выводу, что сложные эфиры имеют запах.
Зная этот факт, прошу из 3-х предложенных образцов определить, в какой из пробирок находится сложный эфир.
V. Домашнее задание: запишем домашнее задание:
§21 стр.196-200 конспект
Упр. 1-7
docbase.org