Словарь: Элементы радиоэфира. Тишина в эфире как называется


Екатеринбуржец отстоял в суде свое право на спокойный сон — Российская газета

Каждую ночь в течение двух с лишним лет врачу-хирургу Михаилу Т. приходится засыпать под немелодичную колыбельную жужжащего и грохочущего лифта.

Шум мешает и другим жильцам, живущим на последнем этаже дома по улице Ангарской в Екатеринбурге: именно над их квартирами расположено машинное отделение лифта, в котором без конца, и днем, и ночью, работают моторы. Вроде бы и не слишком громкий, по силе напоминающий дребезжание старого советского холодильника, звук все равно не дает расслабиться после тяжелого рабочего дня. Со временем начинает казаться, что гудит не снаружи, а внутри тебя.

Очень долго Михаил спасался от назойливого гула во время дежурств на работе, но там не очень-то выспишься. Под новый 2012 год он не выдержал - и пожаловался на неспокойную жизнь в территориальный отдел Роспотребнадзора. В ночь с 22 на 23 декабря специалисты ведомства приехали к нему в квартиру и измерили с помощью специального прибора уровень шума. Оказалось, что он действительно превышен: 36 децибел при норме в 25.

Когда жалоба Михаила нашла фактическое подтверждение, сотрудники Роспотребнадзора выписали товариществу собственников жилья, управляющему домом, 10-тысячный штраф и представление об устранении нарушения. Но председатель ТСЖ платить отказался под предлогом того, что лифт в их доме обслуживает приглашенная со стороны организация, она и должна отвечать за качество работы оборудования. Началась тяжба, завершившаяся лишь недавно в областном суде фиаско ТСЖ. Теперь оно не только должно уплатить штраф в казну, но и в течение установленного Роспотребнадзором срока исправить прорехи в звукоизоляции машинного отделения лифта, чтобы жильцы смогли наконец спать спокойно.

Описанный случай и типичный, и прецедентный одновременно. Сотни людей, особенно в больших городах, живут в ситуации чрезмерного шумового загрязнения окружающей среды, но почти никто не пытается отстаивать свое право на тишину. А между тем сделать это не так сложно благодаря существованию специальных санитарных норм и правил, регламентирующих допустимый уровень шума дома и на работе, в дневное и ночное время. Чтобы добиться тишины, как правило, обычно достаточно обратиться с заявлением в Роспотребнадзор.

- По каждому обращению мы проводим выездную проверку, - рассказывает Игорь Тибилов, начальник отдела надзора за физическими и радиационными факторами управления Роспотребнадзора по Свердловской области. - Если выявляем превышение установленных СанПиНами показателей, выдаем ответственному юридическому лицу административный протокол и предписание об устранении нарушения. Не исполнят в срок - составим бумагу о невыполнении предписания. В таком случае документы уходят в суд, где выносится решение о взыскании штрафа за невыполнение поручения надзорного органа. Следом Роспотребнадзор выписывает новое предписание.

Казалось бы, так можно до бесконечности ждать, пока нарушение исправят. Но это не совсем так. Когда становится очевидно, что ответчик пытается любыми способами затянуть дело, суд может принять меры, более жесткие и действенные, нежели небольшой штраф, например, дисквалифицировать руководителя. Сами понимаете, ни одному директору УК или председателю ТСЖ такая перспектива не улыбается, так что на этой стадии, как правило, все нарушения ликвидируются.

Жаловаться в Роспотребнадзор можно на гул лифтового мотора, завывание насосов для подкачки воды и даже на слишком громкую езду машин под окном (такие прецеденты в Екатеринбурге были). А вот на соседей, любящих громко петь, лучше сразу писать заявление участковому. Дело в том, что в компетенцию санитарных врачей входит лишь измерение уровня постоянных, а не периодически возникающих шумов.

Однако бывает так, что спокойному сну мешают не звуки, а слишком яркий свет от уличного фонаря или рекламного щита. К нам в редакцию как-то приходила читательница, которая жаловалась на неоновый щит, установленный прямо напротив окон ее квартиры. Женщина потеряла сон: от постоянного мигания разноцветных лампочек не спасали даже плотные шторы. Она была в отчаянии и не знала что делать.

- Для таких случаев разработан специальный норматив, который называется "засветка окон", - говорит и. о. руководителя лаборатории физических и радиационных факторов управления Роспотребнадзора по Свердловской области Иван Таскаев. - Точно так же, по обращению, мы выезжаем на дом к заявителю и измеряем люксметром освещенность окна в ночное время. Если норматив превышен, требуем у владельца источника света устранить нарушение.

Надо учитывать тот факт, что в разных районах города требования к уровню засветки окон разные: на магистрали - одни, в спальном квартале - другие. Поэтому может случиться, что свет от рекламы или фонаря мешает, но формально нормативов не превышает. В таком случае ничего, кроме покупки плотных штор или балдахина, сделать нельзя. Еще надо помнить, что специалисты Роспотребнадзора смогут измерить лишь уровень освещенности от стационарного источника. А вот с движущимися, например с фарами проезжающих машин, так или иначе придется мириться.

На заметку

Кроме шума и света, жильцов, бывает, беспокоят резкие посторонние запахи. Например, одна коллега не раз жаловалась: всякий раз, когда она приезжает в гости к родителям, в подъезде жутко пахнет ацетоном. У нее даже были подозрения, что в одной из квартир поселились наркоманы, которые по выходным варят какое-то синтетическое "зелье". На самом деле все оказалось значительно проще: соседи долго, смакуя, делали ремонт. 

"РГ" попыталась выяснить, можно ли как-то отстоять свое право на чистый воздух.

- Ситуация такая же, как с шумами и светом, - пояснил Игорь Тибилов. - Нужно написать заявление в Роспотребнадзор и указать источник неприятных запахов. Если в доме на первом этаже располагается магазин, скажем, бытовой химии или лаборатория, которая работает с химреагентами, у них должна быть автономная система вентиляции. Как правило, наши сотрудники, приезжая на место, проверяют именно ее наличие. Нет вентиляции - выписывают штраф и выдают предписание.

Если же с вентиляцией все в порядке, но запах ощущается, санитарные врачи берут пробы воздуха и определяют, частицы каких веществ в нем содержатся, измеряют количество этих частиц и сравнивают его с показателями предельно допустимой концентрации (ПДК). Карательные меры к владельцам кафе или магазина применяются, если фактическое содержание частиц вещества в воздухе превышает ПДК.

Кстати

Жители одного из домов на улице Московской в Екатеринбурге, оказавшегося в непосредственной близости от недавно построенной автомобильной развязки, подали в суд на администрацию города.

Поводом для иска стало превышение допустимого уровня шума в квартирах из-за увеличения числа автомобилей, проезжающих под окнами. Не спасли даже шумопоглощающие экраны, которые установили вдоль путепровода.

Специалисты называют этот процесс крайне сложным, поскольку до сих пор не ясно, кто на самом деле должен отвечать за нарушение санитарного законодательства - строители или заказчик. Как бы то ни было, "РГ" будет следить за ходом этого разбирательства.

rg.ru

Словарь: Элементы радиоэфира - adview.ru

В этом выпуске словаря: основные понятия структуры сетки вещания, составляющие звукового имиджа радиостанции и оформления эфира.

Анонс

— предварительное оповещение о чем-либо.

Аутро

— проигрыш в конце песни.

Диджеи часто начинают свой разговорный блок на его фоне.

 

Банка

— заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио.

Блок

— элемент сетки вещания и часть клока.

Блоки делятся на типы: 

— разговорный, — музыкальный, — новостной, — рекламный, — информационный.

 

Влет

— джингл (короткий звуковой фрагмент 3-5 секунд).

Предназначен для корректного прерывания основного эфира головной радиостанции и выхода на начало локального вещания.

 

Вокс Поп (VoxPop)

— то же самое, что и ток стрит: опрос народа на улице.

Вылет

— то же самое, что влет, но для выхода из регионального эфира на головную радиостанцию (короткий звуковой фрагмент 3-5 сек).

Дженерал

— часовая отбивка, позывные станции в начале часа.

Джингл

— «музыкальный логотип», позывные радиостанции, который помогает идентифицировать ту или иную волну. Джингл состоит из музыкального отрезка, вокала и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 15 секунд.

Добивка

— музыкальная композиция в конце часа, которая звучит до вступления в эфир рекламного блока, а также музыка в конце рекламного блока в случае автоматических рекламных врезок.

Используется, чтобы рекламный блок был корректным по времени в случае нехватки рекламы и не выбивался из клока.

 

Дыра

— тишина в эфире.

Заставка

— короткий музыкальный фрагмент, предваряющий в эфире начало какой-либо радиопередачи. Цель — быстрое, ассоциативное представление новой радиопередачи.

Идентификатор (ID)

— короткий вокальный эфирный элемент. Как правило состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность — не более 5 секунд.

Интро

— вступление, проигрыш в начале песни.

Зачастую диджеи на этом фоне анонсируют продолжение своей программы и объявляют исполнителя, чья песня уже в эфире.

 

Клаттер

[clutter]

— избыток побочной непрограммной информации (рекламных вставок, титров, анонсов), мешающих восприятию основной интересующей аудиторию программы.

Клок

— эфирный час на радио, 60 минут.

Используется для формирования эфирной сетки и делится на сегменты (см. «шаг»).

 

Кода

— фактическое завершение песни.

Лайнер

— название радиостанции и частота, которые проговаривают обычным текстом.

Начитка

— текст в рекламном ролике.

Одежда эфира

— эксклюзивное звуковое оформление радиостанции, которое помогает ее идентифицировать. В этот пакет входят джинглы, отбивки, лайнеры, заставки и проч.

Отбивка

— звуковой фрагмент (текст + музыка, шумы) предваряющие и завершающие программы и рубрики (выпуски новостей, хит-парады, авторские программы), а также радиочас.

Пакет

— сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.

Перебивка

— короткий звуковой фрагмент (не обязательно музыкальный), назначение которого — «срыв контекста» обсуждения.

Применяется при изменении темы внутри передачи.

 

Пилот

— пробный выпуск программы.

Подложка (подлога, подкладка, подклад)

— музыкальный фон, для выступления ведущего, рекламных роликов и программ.

Рамп

— длинный джингл, переходный по текстуре и настроению. Состоит из музыкального отрезка, вокализа, вокальной пачки и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 30 секунд.

Свипер

— элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах.

Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы.

 

Хронометраж

— не более тридцати секунд. Иногда просто свистящая или шуршащая отбивка, которая закрывает эфирный час.

Сетка вещания

— составляется вещателем и содержит перечень, последовательность, наименования и время выхода в эфир радиопрограмм на конкретный период вещания.

Транзишн

[англ. transition — переход]

— джингл, предназначенный для смены темпа и настроения при переходе от одной песни к другой. В основном нужен для «цементирования» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп» (не путать с автоматической системой вещания).

«Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций и описываются схемами:

  • fast to slow (от медленного к быстрому),
  • middle to fast (от среднего к быстрому) и т.д.

Таким образом,они становятся мостиком между разнородными песнями.

Чаще всего транзишны — это вариации на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах.

 

Фальш-кода

— фальшивая оконцовка песни.

Фичер

[feature]

— документальная программа.

Фонотека

— собрание, архив звукозаписей, фонограмм.

Хрип (хрипушка)

— аудиозапись, сделанная по телефону.

Часовая отбивка

— (лого, отбивка часа, шапка часа) часто имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов.

Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени-свипер-шотган.

 

Читалка

— рекламный текст, который начитывает ведущий

Шотган

[shotgun — дробовик]

— короткий джингл, базируется на вокальной пачке и звуковых эффектах. Длительность — от 1 до 3 секунд.

Шпигель

— анонс новостей в начале новостного выпуска.

Шумотека

— собрание звуков, которые можно использовать для оформления эфира.

Beat-Matched Sweeper

— вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или как многие говорят, «хуки», выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке.

В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили» «Европа плюс», радио Maximum, Love Radio, «Новости онлайн». И сегодня, не потеряв своей актуальности, однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже — новостным выпуском) и последующими песнями.

 

Fade-in, Fade out

— плавное нарастание, соответственно затухание звука. Плавный вход и выход ведущего программы.

 

 

adview.ru

TOMIN.BY - Тишина в эфире

 

По дороге в республиканский санаторий «Белая вежа» на последнем километре редкий пассажир маршрутки Каменец — Брест не обратит внимания на высокие, поросшие сосной холмы в лесу. Не все знают: они — рукотворные. Это грунт, который 45 лет назад достали из земли при строительстве армейского узла связи «Рубрика».

Военные давно ушли. Но телефонная трубка коммутатора пункта управления войск стран Варшавского Договора в руках журналиста оказалась впервые. Переключила тумблер, прислушалась — тишина в эфире. Узел недействующий. Однако за полуторачасовую экскурсию меня ни на секунду не покидало чувство, что связисты в погонах здесь были еще вчера...

 

Две разные «Рубрики»

Комендант объекта подполковник в отставке Анатолий Шоричев открывает ворота на территорию некогда сверхсекретного бункера. Сторожевой пес Барон, высунув любопытную мордашку из будки, лениво гавкнул — пропустил. Оглядываюсь по сторонам. Караульное помещение, флагшток, градирня — устройство для охлаждения воды направленным потоком атмосферного воздуха. Тишина.

Комендант показывает ориентир — дверь невысокого здания:

— Вход в некогда защищенный запасной пункт управления войск западного направления — узел связи «Рубрика». Раньше по двойному периметру стоял забор с системой сигнализации «Радиан». Даже заяц не мог пробежать.

«Рубрика» — в прошлом одна воинская часть и два узла связи. Передатчики располагались около деревни Дворцы Каменецкого района. А пункт управления — в поселке Приозерный. Между ними — почти тридцать километров. Передающая «Рубрика» разворована. В январе спасатели в очередной раз закрыли туда входы плитами, установили таблички, предупреждающие сталкеров, — «Опасно!». А вот специальное фортификационное сооружение для оперативного состава сохранилось почти в оригинале. Благодаря МЧС. Анатолий Шоричев служил здесь. В 1988 году приехал с Дальнего Востока. Остался. Теперь — комендант. На объекте, кроме него, работают 4 сторожа и электрик.

В годы «холодной войны» подземные кабели тянулись от «Рубрики» во все стороны. Нужно было лишь поднять трубку — и на том конце звучал позывной. Сегодня уникальные коммуникации — только на охраняемой территории. За забором уже поработали добытчики цветных металлов. Если бы не сторожа, от принимающей «Рубрики» остались бы пустые стены за неделю.

Подполковник Шоричев не может относиться к этому равнодушно:

— В сторону Пружан копали. По полю. В открытую. Я и милицию вызывал. И сам ловил. В ответ: «Благодарим. Ничего не можем сделать». Нет сегодня статьи, по которой воров можно привлечь к ответственности...

 

Три этажа вниз

По ступенькам спускаемся в бункер. На третий этаж, откуда начинаем экскурсию. Самое тяжелое оборудование установлено внизу.

Комендант открывает двери:

— Три дизеля мощностью 500 киловатт. Это 800 лошадиных сил. Они обеспечивали автономное электропитание объекту и военному городку в случае выхода из строя кабеля.

Сохранились системы оповещения. На стенах — часы. Пожарный рукав...

В отдельном помещении — фреоновые установки для охлаждения воды.

В зависимости от того, в каком режиме находилась часть, диспетчер выбирал режим воздухообеспечения. На самый экстренный случай в отдельном помещении ровненько стояли черные баллоны со сжатым воздухом. Точнее, стоят.

— Давление 50 атмосфер поддерживаем специально, чтобы внутри не ржавели.

Дальше — большая насосная. Резервуар охлажденной воды. Компрессор. Электробойлеры. Кухня: котел, раковина, электрическая плита...

И вот наконец мы — в диспетчерской. Смахнув пыль, с ощущением важности события сажусь в кресло–вертушку на толстой металлической ножке. Глубоко вдыхаю и нажимаю кнопки, тумблеры, смело двигаю джойстик. Можно! Когда–то отсюда контролировался режим работы объекта. Заходили по паролю. После военных хозяевами объекта стала гражданская оборона. Дежурили. С 2001 года объект — у МЧС.

— Секретное что–нибудь осталось?

 

— Нет. Оборудование, документацию забрали россияне. Сотрудники КГБ в первую очередь увезли все свое, — разочаровывает комендант.

Дальше — коммутатор. Схема перед глазами. Линии от узла связи «Рубрика» тянутся к «Абрикосу», «Чародею», «Снаряду»... Беру в руку трубку. Рубин (это — Москва) не отвечает. Глобус (Минск) — молчит...

 

— Дозвониться можно было в любую точку СССР, даже на Кубу, — с сожалением о былой мощи вспоминает мой провожатый.

И вот мы — в сердце бункера. Здесь стояла аппаратура, которая принимала и выдавала каналы связи — телефонные, телеграфные. Аппаратуры нет. На столе — забытый кубок с табличкой «Лучшему посту связи»...

Видимость завтрашнего дня

В 1991 году планировалась реконструкция объекта. На аналогичных бункерах в Польше и Германии она уже шла. Часть оборудования завезли в Каменец. Но на модернизации поставили крест Вискули.

— А оборудование где?

— Не могу знать, — пожимает плечами комендант.

В военном городке рядом с бункером в 1999 году вырос республиканский санаторий «Белая вежа». Жизнь, уже не секретная, продолжается.

— Почему нельзя использовать бункер с пользой?

Анатолий Шоричев разводит руками:

— Если бы все было наверху. А то ж погреб. Здесь столько всего завязано... Чтобы сделать вентиляцию, надо восстанавливать водоснабжение, отопление.

В общем, нужны деньги. Большие. По этой причине МЧС отказалось обустраивать здесь командный пункт для учений по гражданской обороне. Главврач санатория хотел было сделать для своих пациентов экскурсии под землю. Писал. Обращался. Отказали. Кто–то из россиян хотел купить. Отказался.

Отсутствие вентиляции и запах захватывающего фортификационные стены грибка вряд ли полезны туристам. Выйдя из бункера на поверхность, я жадно дышала. Но зато впечатлений — на всю жизнь. Без преувеличения. Здесь понимаешь, какая мощь была — Советская Армия...

Надеюсь, бункер не засыплют, не взорвут, а оборудование не отправят на металлолом. Возможно, когда–нибудь тут будет музей. Желающие соприкоснуться с историей великой страны станут выстраиваться в очередь. Второго такого бункера в Беларуси нет.

А пока за воротами, на которых остался лишь след от красной звезды, — тишина...

 

В Каменецком районе 45 лет назад начали строить секретный бункер (60 фото)

«Рубрика» времен «холодной войны». Секретный бункер в Каменецком районе сегодня таит опасность

tomin.by

кого в России оставят без телевидения / ИТ / Лента.co

   Читать оригинал публикации на bfm.ru   

Телевизоры, не имеющие функции приема цифрового сигнала, могут превратиться в бесполезные коробки. Как заявил министр связи России, аналоговое телевидение перестанет работать через два года

Фото: YAY/ТАСС

Через два года в России перестанет работать аналоговое телевидение, заявил министр связи Николай Никифоров. По его словам, в 2018 году государство прекратит субсидировать это направление. Эксперты считают, что министр поторопился с прогнозом. Если через два года аналоговый сигнал пропадет, значительная часть населения страны может оказаться без телевидения вообще.

Как только государство перестанет поддерживать аналоговое вещание деньгами, оно тут же умрет, заявил министр. Исключения, по словам Никифорова, возможны в паре регионов. Субсидии должны закончиться к 2018 году, после чего останется только цифровое телевидение, уверен министр.

Государство давно определилось со списком каналов, которые должны транслироваться бесплатно в цифровом качестве. Они объединены в так называемый первый мультиплекс: «Первый канал», «Россия-1», «Россия-2», «Россия-24», НТВ, «5 канал», «Культура», «Карусель», ОТР и ТВЦ. Есть еще второй мультиплекс, куда попали «Рен ТВ», СТС, ТВ3, ТНТ и еще несколько каналов. Они транслируются без взимания абонентской платы с телезрителей, но при этом не являются обязательными для бесплатного распространения. Большие проблемы с финансированием есть даже у вещателей из первого списка, говорит директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов.

Алексей Самохвалов директор Национального исследовательского центра телевидения и радио

«Государство не может полностью нести расходы по переходу цифрового вещания. Даже участники первого мультиплекса, который сейчас вещает в цифровом формате, не могут полностью оплачивать те суммы, которые им выставляют за этот переход, и многие уже задолжали РТРС значительные суммы».

«Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) — это естественная монополия в области связи, осуществляющая эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов по всей стране. Она же является единственным исполнителем мероприятий по развитию сети цифрового эфирного телерадиовещания.

Однако далеко не каждый телевизор в России способен принимать цифровой сигнал. Для того чтобы в отсутствие аналогового сигнала каждая бабушка в любой деревне смогла смотреть любимый сериал и новости, на ее старой коробке с кинескопом, накрытой салфеткой, должен появиться ресивер — прибор, преобразующий цифровой сигнал. Государство должно купить бабушке или этот прибор, или новый телевизор. Сколько таких бабушек, судя по всему, пока никто не знает, а надо бы, прежде чем делать такие резкие заявления, как у министра Никифорова, считает генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily

«Отключая аналоговый сигнал, государство должно быть в силах понять, какое количество людей может остаться без телевидения вообще, что в XXI веке невозможно. Это можно узнать через исследования ВЦИОМ либо других организаций. Поэтому были бы возможны два варианта: либо удлинить срок выхода аналогового сигнала, либо субсидировать определенное количество приставок, которые позволяли бы принимать сигнал с имеющимся у людей оборудованием».

Ситуация в крупных городах тоже ухудшается. По данным исследования TelecomDaily, россияне почти перестали подключаться к платному телевидению. Если два-три года назад компании ежегодно подключали по два-три миллиона абонентов, то сегодня на такие темпы уже никто не рассчитывает.

lenta.co

Отрядный огонёк на тему: Три минуты тишины

Разработка А.В. Мирошевской, воспитателя ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Возраст участников: с 8 лет. Цель: диагностическая – выявление проблем, беспокоящих детей, снятие агрессии и развитие коммуникабельности. Дает возможность рассказать о своих проблемах и, может быть, обратиться за помощью, тем самым, ослабляя негативные эмоции, снимая стресс.

Легенда:

«Каждый из вас понимает, что такое радиосвязь, рация, и знает, для чего они. Для того чтобы в любой точке планеты, как бы далеко это не было, человек не остался в одиночестве, мог общаться с другими людьми, узнавать, что происходит в мире. И все вы знаете, что существует такой тревожный и беспокойный сигнал: «СОС». «СОС» – это значит, что с кем-то что-то случилось, кому-то нужна помощь, и он ее просит.

Для этого сигнала нет препятствий и барьеров: его знают и понимают все люди на планете. Так вот, плыл по морю корабль. Красивый, сильный. На корабле было много людей, которые даже не предполагали, что с таким кораблем может что-то случиться. Все они занимались своим делом: капитан, его помощники, матросы и радист. Он сидел в своей рубке около радиоприемника и слушал, что же происходит в эфире.

А в этом приемнике жили три буковки: «С», «О» и «С». Они, в этот момент, тоже наслаждались покоем. И вдруг поднимается буря, волны захлестывают корабль, а большая льдина оставляет пробоину в его борту. Корабль начинает тонуть, один в большом сердитом океане, и рядом нет никого, кто мог бы помочь. И тогда радист выстукивает на своем приемнике три буквы: СОС. Маленькие буковки срываются с места, они летят через ветер и вьюгу, им очень трудно, но они так хотят успеть позвать помощь. Не останавливаясь, они пробегают по разным странам, из разных приемников кричат людям: «СОС»!

В большом океане тонет корабль, гибнут люди! Помогите!». И никто не остается равнодушным к этому отчаянному зову. Бросая свои дела, люди спешат на помощь. Англичане, бросив заводы, бегут к берегу. По пустыне мчатся египтяне на своих, таких обычно медленных, а сейчас подобных ветру, верблюдах. Чукчи погоняют сани, запряженные собаками, торопятся изо всех сил. И, наконец, буковки находят еще один корабль, плывущий неподалеку от терпящего бедствие. Тут же корабль меняет курс, спеша к тонущим. И он успевает. Люди спасены. А усталые буковки забираются обратно в радиоприемник отдыхать, им надо набраться сил, чтобы, когда это понадобится, опять лететь по свету и звать на помощь».

А кто из вас слышал про три минуты тишины? Это такое время в эфире, когда ни одна радиостанция не имеет права подать голос, но все внимательно слушают эту тишину. Потому что это – время СОС. Только этот сигнал может звучать в эфире, и его обязательно услышат.

Сейчас мы с вами представим, что каждый из вас – это маленькая радиостанция со своими буковками СОС, и у нас наступают свои минуты тишины. Закройте глаза и не открывайте их, пока наши минуты тишины не закончатся.

В нашем эфире будет звучать только СОС: то, что вас беспокоит, на что вы хотите обратить внимание других, ваша просьба о помощи. Итак, наступает тишина. Когда какая-либо радиостанция захочет дать свой сигнал, он должен начаться именно с этих трех букв «СОС».

Лучше, чтобы во время огонька дети сидели не в кругу, а вразнобой. Можно пускать «Три минуты тишины» вечером в течение смены, каждый день, определяя область – отряд. Это позволит постоянно наблюдать за настроем коллектива, состоянием отдельных детей, не допускать конфликтности в отряде, а также приучить ребят к открытости, доверию и мирному способу решения проблем.

vozhatiki.ru