Министр образования в преддверии 1 сентября ответила на вопросы родителей со всей страны. Прямой эфир с министром образования


Всероссийское родительское собрание провела министр образования Ольга Васильева

На вопросы родителей со всей страны сегодня отвечала Ольга Васильева: Глава Минобрнауки провела Всероссийское родительское собрание. Сколько вопросов могло поступить - даже и представить сложно, на связи были регионы. Но большая часть проблем общая для всей страны, и это не только вопросы денег. Много говорили сегодня о том, какой должна быть школа в «человеческом» плане и, конечно, о качестве образования.

У Александры Усенко восемь детей - двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально - услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?

«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» - задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.

«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология - тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть - русский язык и литература», - пояснила министр образования.

Устная часть пока для учеников девятых классов. Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.

Следующий вопрос из зала о наболевшем перед 1 сентября.

Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»

«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», - пояснила Ольга Васильева.

В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.

«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», - сообщила министр.

Говорили и о бесплатном питании в школах для социально незащищенных семей - пока что этот вопрос решается в каждом субъекте на региональном уровне. О том, что пора ввести контроль качества - проверять в четвертых и девятых классах уровень образования по всей стране. И главное - минимизировать различие в программах. При переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.

Отдельная тема - уроки труда, которые родители вспоминают с ностальгией.

Вопрос: "В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга - электромонтажника, почему дети не работают руками?"

"Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли "труд", и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это "технологии". В 2017 году он будет запущен. Все, что касается "делать руками" и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии - будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему", - ответила министр.

Встреча с министром образования накануне нового учебного года в таком формате проходит в третий раз. Нынешнее собрание длилось около двух часов, было задано более 20 вопросов. Родители хотели и еще, но Ольга Васильева извинилась и попросила ее отпустить - ведь 1 сентября уже послезавтра. Дел очень много.

www.1tv.ru

20 тезисов из прямого эфира о ЕГЭ с министром образования Ольгой Васильевой

13 февраля 2018 года социальная сеть «ВКонтакте» встречала у себя серьёзного гостя. В прямой эфир пришла министр образования и науки РФ Ольга Васильева, чтобы ответить на вопросы пользователей о ЕГЭ. Руководитель Курсов ЕГЭ и ОГЭ LANCMAN SCHOOL Михаил Ланцман предлагает пройтись по основным тезисам прямого эфира.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Разговор о ЕГЭ в подобном формате, видимо, давно назревал, поэтому анонс мероприятия, где всех призывали спрашивать министра о наболевшем, вызвал шквал комментариев с вопросами. Некоторые из них не касались напрямую ЕГЭ и были связаны с другими аспектами реформ образования, но каждый из них был интересен по-своему. Действительно, впервые чиновник такого ранга решила обсудить важные темы и проблемы в прямом эфире. Я сформулировал для вас основные тезисы этого непростого разговора.

1. Ольга Васильева призвала не демонизировать ЕГЭ, не создавать вокруг него мифы и бросить запугивать «страшным зверем» в школах

«Бывает всё, и я искренне убеждена, что при очень тщательной подготовке может немножко не повезти, может быть какая-то нервная ситуация (хотя уверяю вас, что ничего страшного). Я против того, чтобы в школах происходило так называемое запугивание, рассказы о том, что вы не сдадите. Всё вы сдадите».

«Разговор о том, что нужно натаскивать на какие-то предметы, это разговор, мне кажется, ни о чём».

2. Подготовка к итоговой аттестации должна быть секретной операцией, чтобы избежать утечек

«Когда идёт разработка заданий по каждому предмету, сотрудники [ФИПИ] не могут вносить телефоны, не могут общаться больше положенного времени друг с другом, потому что любая утечка информации чревата. И хочу сказать, что за последние четыре года у нас не было ни одной утечки информации при подготовке единого государственного экзамена».

3. Рост количества иногородних студентов в столичных вузах и вузах крупнейших городов — это положительный тренд образовательных реформ, связанный именно с введением ЕГЭ

«Сейчас у нас в Москве и Санкт-Петербурге в процентном соотношении очень поменялось количество абитуриентов: у нас 70% иногородних ребят и 30% тех, которые живут в городах. Это очень здорово. Почему? Потому что сейчас появилась возможность для любого человека, закончившего российскую школу и хорошо сдавшего экзамен, отправить свои результаты в вузы и приехать туда. Это то, что совершенно по праву называется «социальная справедливость».

4. Итоговое сочинение, введённое три года назад, — это положительное решение, и мы будем совершенствовать его дальше

«Мы далеки от той классики, которая была (очень далеки), но то, что оно у нас есть, это хорошо».

5. Сдать ЕГЭ невозможно, просто «выучив справочник», и чудес на экзамене не бывает

«Разговор о том, что я „выучу справочник“ и сдам ЕГЭ, это мечта, которая, на мой взгляд, не имеет основания под собой, потому что, если я знаю, что я сдаю, то я сдам, как бы „справочник“ не был написан. И потом мы же прекрасно понимаем, что у нас десятки вариантов вопросов и ответов».

6. Расширение количества обязательных ЕГЭ — это логично и совсем не страшно

«Дальше опять крамола, которая может не показаться крамолой из уст министра образования и науки: 4 экзамена, 3 экзамена — маловато».

7. Статистика по ЕГЭ доступна в том объёме, в котором необходимо, остальное засекречено, чтобы цифры не влияли на рейтинг школы

«У нас рейтингование не идёт по ЕГЭ, это не было бы справедливо. Абсолютно несправедливая история, потому что мы сразу переходим к тому, что у нас разные школы, у нас разная есть программа углубленных классов, специализированных классов, и поэтому абсолютно несправедливо принимать ЕГЭ как основу какого-то рейтинга».

«Мы обычно, спустя какое-то время после ЕГЭ, обнародуем все баллы (средние по стране), это всё известные цифры. По всем предметам обязательно, по всем, которые у нас чаще сдаваемы, поэтому вся информация есть. Можете смотреть сайт Рособрнадзора, потому что вся информация, связанная как раз с итогами сдачи, будет там».

8. Введение базового уровня ЕГЭ по математике не является отменой обязательного среднего образования, хотя хотелось бы, чтобы все знали математику лучше

«В идеале я бы очень хотела, чтобы все дети страны сдавали углубленный экзамен по математике, но я прекрасно понимаю, что это не есть правильно. Если я гуманитарий, историк, и математику я в ходе своей жизни дальше на таком уровне изучать никогда не буду и вообще вряд ли к ней вернусь, то я думаю, что базового уровня хватит по окончании школы».

9. «Интересная историческая притча» о финском образовании

Пользователь посетовал, что в нашей школе очень много зубрёжки и спросил, не планируем ли мы реформировать систему по примеру Финляндии. Министр дала краткую справку о финских реформах, назвав это «исторической притчей».

«Надо заметить, что очень многое из лучшего российского, советского прошлого они [Финляндия] взяли в свои, так сказать, методики. Они этого никогда не скрывали. Поэтому когда мы начинаем приводить чей-то опыт, надо знать вообще историю возникновения. Там [в Финляндии] великолепная связь между школой и профессиональным образованием средним. Это действительно отработанная система, которая заслуживает внимания, и более того, стоит поучиться, что мы, в общем-то, и делаем».

10. Скукота на уроках связана с потерей навыков функционального чтения

«Либо ученик действительно хорошо подготовлен и ему скучно от того, что он это всё знает, либо вторая история, которая будет более тяжёлой…».

«На сегодняшний день 25% живущих у нас в стране людей не имеют функционального чтения».

«Тот объём, который есть в школе, осилит любой. Мы сейчас должны очень много внимания уделять тому, правильно ли мы читаем, есть ли у нас функциональное чтение, понимаем ли, что мы делаем. Если я не понимаю, то багаж того, что я не понимаю, он, естественно, расширяется, он накапливается как снежный ком, он накручивается. Сначала „мне страшно“, потом „мне скучно“, потом „мне противно“, потом „я туда идти не хочу“».

11. Идёт довольно жёсткая проверка олимпиадников: их баллы ЕГЭ тоже должны быть высокими. Обсуждается возможность начисления бонусных баллов абитуриентам за участие в научных проектах

«Часто бюджетные места занимают олимпиадники. Сейчас идёт жесткая проверка того, что реально происходит».

«Сейчас у нас идёт разговор о том, что, может быть, наряду с портфолио (я терпеть не могу это слово) в тех материалах, которые ребята предоставляют, говоря о себе, могут проявиться оценки их проектов. Кстати, некоторые вузы, включая Бауманский, по этому пути тоже идут».

12. Оплата труда учителей на ГИА — это региональная ответственность

«У нас оплата всей бюджетной сферы зависит от региона (от средней по региону), и это все прекрасно знают, и знают все учителя про это».

13. Национальная система учительского роста, которая сейчас разрабатывается, призвана мотивировать (в том числе и финансово) учителей работать лучше

«Я думаю, что в системе национального учительского роста как раз заложена та самая мотивация, о которой спрашивает наш пользователь».

«Каждый учитель должен знать свой предмет идеально, с чем он выходит в класс, куда и зачем он идёт. Это первое. Это и психолого-педагогическая оценка учителя, это тоже очень важный момент. И поэтому мы говорим о том, чтобы учитель (и это было всегда, на самом деле) не стоял на месте. Непрерывное образование — оно как раз про это».

14. Анонимный эксперимент по выявлению уровня компетентности учителей показал большие проблемы

«У нас в прошлом году прошло добровольно в 13 регионах тестирование предметное учителей русского языка и математики по знанию предмета (добровольно и анонимно). Большая часть с заданиями не справилась».

15. В предметную аттестацию для учителей обязательно войдёт тестирование по предмету, но никто не будет требовать от них 100 баллов (учитель может ошибиться)

«Я допускаю, что можно ошибиться».

16. Отсутствие бумаги для принтеров на ЕГЭ в Челябинске — это проблема муниципалов

«Это проблема вообще-то муниципальных чиновников от образования. Это их проблема, привезти бумагу в школу и сделать так, чтобы ГИА проходила спокойно».

17. Пока ВПР не влияют на формирование итоговых оценок, но мы планируем ввести ВПР по всем предметам, по которым не сдают ЕГЭ

«Мы вводим с недавнего времени (с прошлого года, а сейчас это будет набирать обороты) обязательные ВПР по всем предметам, по которым вы не сдаёте ЕГЭ, опять же для того, чтобы понять, что мы имеем в багаже, закончив нашу школу, просидев, проучившись там 11 лет».

18. Вузы начали спрашивать баллы ЕГЭ по истории (например, МГИМО в прошлом году). История и иностранные языки станут обязательными для сдачи в формате ЕГЭ (в 2020 и 2022 гг)

Обязательный ЕГЭ по иностранным языкам: «Сначала будут пилотные регионы, в 2020 году посмотрим, как это пойдёт, а в 2022 году это будет уже обязательно».

19. Министр Васильева очень много работает, мало спит и советует всем освоить скорочтение

Обычный понедельник министра образования и науки РФ:

  • ранний подъём;
  • быстрые сборы;
  • совещания вне Министерства;
  • совещание в Министерстве;
  • рабочие встречи;
  • работа с документами примерно до 23.00.
20. Самое важное в жизни — это оставаться человеком при любых обстоятельствах

» В самые разные периоды жизни самое важное будет меняться — это правда.

(Сейчас я скажу фразу, скажут: «Ну вот, говорит какую-то ерунду»).

Надо стараться, на мой взгляд, из своего личного опыта (поверите — нет, но попробуйте поверить) оставаться человеком в любой ситуации. Вот это самое важное. Потому что будут проблемы, без них нельзя. Будут взлёты и падения, без них тоже нельзя. Никому не верьте, что не будет результата. Будут результаты — надо просто трудиться».

Фото: Пресс-служба Минобрнауки России

mel.fm

Министр образования и науки России О.Ю.Васильева ответила на вопросы родителей в прямом эфире

В этом году площадкой для проведения мероприятия стал московский Центр образования №548 «Царицыно». Вопросы Министру задавали как непосредственные участники собрания в актовом зале Центра образования, так и родители по видеосвязи из Самарской, Белгородской, Тульской, Курганской, Калининградской областей, Приморского края, республик Крым, Дагестан и Хакасия. Министр также отвечала на вопросы, поступившие на сайт Минобрнауки России и через аккаунты Министерства в социальных сетях.Модерировал собрание писатель, философ, автор и бессменный ведущий телевизионной программы «Умницы и умники» Ю.П. Вяземский.В своем вступительном слове О.Ю. Васильева сообщила о существенном увеличении числа первоклассников.- В этом году в первый класс идет 1,8 миллионов наших малышей. Это ровно на 110 тысяч больше, чем в прошлом году. Это огромная радость, –  отметила Министр.Отвечая на вопрос родителей из Республики Хакасия об инклюзивном образовании и работе коррекционных школ, Ольга Юрьевна подчеркнула, что в этом году 11 тысяч школ приняли 476 детей с особенностями здоровья в рамках развития инклюзии, и ни одна коррекционная школа в 2016-м и текущем году закрыта не была.- У нас как было 1764 коррекционные школы, так и осталось, - сообщила Министр.Она выразила благодарность коллегам из Министерства промышленности и торговли РФ за совместную реализацию проекта для коррекционных школ: поставку комплексов для обследования здоровья детей. Специальные медицинские комплексы уже получили 360 школ, в течение трех лет планируется оснастить ими все коррекционные образовательные организации.Ольга Юрьевна проинформировала, что подготовку специалистов-дефектологов она планирует держать на личном контроле. Это особенно важно в условиях, когда российская дефектологическая школа восстанавливается в соответствии с лучшими научными традициями и педагогической практикой.Еще один вопрос, волнующий родителей, - это возвращение медицинских кабинетов в школы и предоставление данных о здоровье детей.Министр сформулировала свою позицию по этому вопросу.- Я убеждена, что школа должна знать об особенностях здоровья ребенка. Защита данных - вещь замечательная, но дело касается здоровья. Информация об этом должна быть в школах, возможно, она будет иметь заявительный характер, - подчеркнула Ольга Юрьевна.- Мамы по-разному к этому относятся. Но мне кажется, если есть проблемы, медики в школе должны о них знать, - сказала Министр.В качестве примера Ольга Юрьевна напомнила о трагических случаях в школах во время уроков физкультуры, зафиксированных в прошлом учебном году.Министр заявила, что вопрос о медицинских кабинетах и предоставлении информации о здоровье детей будет решаться совместно с Министерством здравоохранения РФ.В рамках собрания прозвучал вопрос из Дагестана о сборе денег на ремонты школ и покупку дополнительных пособий, зачастую оказывающихся ненужными в учебном процессе.Министр заявила, что недопустимо собирать средства и проводить ремонт зданий за счет родителей, и каждый отдельный случай следует рассматривать непосредственно с правоохранительными органами.- Вопрос о поборах нужно решать внутри самой школы, для начала, и с руководством муниципалитета, который является ее учредителем. Никаких поборов быть не должно. Поэтому каждый отдельный случай нужно решать, в том числе, и с правоохранительными органами, – заявила О.Ю. Василева.Отвечая на вопрос про пятидневную или шестидневную учебную неделю, О.Ю. Васильева проинформировала, что это решение также принимает школа.- Программа для малышей должна, как мне кажется, укладываться в 5 дней, а старшие дети, если требует необходимость, могут прийти и в субботу, - резюмировала Министр.Она добавила, что разговоры о перегруженности детей велись всегда, но часть занятий идет в рамках дополнительного образования, как кружки, и это дает возможность детям сменить вид деятельности и то же время получить новые знания и навыки.Во время собрания родители поинтересовались у Министра о возможном сокращении федерального перечня учебников. Ольга Юрьевна напомнила, что существующий перечень насчитывает 1376 учебников – и это «колоссальное количество».В рамках выполнения поручения Президента РФ в настоящее время проводится экспертная оценка содержания существующих учебников и формирование нового перечня. Ольга Юрьевна напомнила, что на площадке Дискуссионного клуба на сайте Минобрнауки РФ идет обсуждение качества учебников, в котором могут принять участие педагоги из всех регионов.Министр уточнила, что уже собрано большое количество пожеланий и замечаний, и в связи с активностью участников Дискуссионного клуба обсуждение закончится не 31 августа, как планировалось, а продлится еще две недели сентября.В течение двухчасового Общероссийского родительского собрания прозвучали вопросы, связанные с итоговой аттестацией, наибольший интерес вызвало введение устной части экзамена по русскому языку и перспективы появления обязательных экзаменов по иностранному языку и истории.Кроме того, обсуждалось возвращение в школьную программу астрономии – этот вопрос задали не только родители, он прозвучал непосредственно из космоса от Героя Российской Федерации, космонавта С.Н. Рязанского, председателя Российского движения школьников.Ольга Юрьевна также ответила на вопросы, связанные с трудовым воспитанием школьников, организацией детского отдыха, семейного образования и прокомментировала многие другие актуальные для родителей темы.Участие в беседе с родителями страны принимал также глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов.В завершение встречи Министр образования и науки России поблагодарила участников собрания и поздравила всех с наступающим учебным годом.- Хочу сказать большое спасибо тем, кто по призванию и зову сердца 1 сентября войдет в классы! Хочу пожелать здоровья им, счастья их семьям, чтобы этот год был у нас прекрасным, дети нас радовали. И я думаю, все у нас получится! – сказала Министр.

СправочноГлавным партнером в организации и проведении собрания выступила Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». На сегодняшний день она имеет отделения в 82 регионах и насчитывает свыше 30 тысяч участников, занятых в реализации десятков проектов в сфере родительского просвещения и творчества, семейной и демографической политики, воспитания подрастающего поколения, профилактики социального сиротства.

Источник: http://минобрнауки.рф/

minobr.nso.ru

Министр просвещения О.Ю. Васильева ответила на вопросы родителей страны

31 августа на площадке школы № 1409 города Москвы состоялось V Общероссийское родительское собрание (ОРС) с Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой.

Модератором собрания стал писатель, автор и ведущий телевизионной программы «Умницы и умники» Ю.П. Вяземский. Во встрече с помощью прямых включений приняли участие представители родительской общественности из Приморского края, Удмуртской Республики, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Кемеровской, Тюменской областей. Вопросы Министру задавали собравшиеся в актовом зале школы № 1409 родители из Москвы, Московской области и Смоленска. Также были озвучены вопросы, поступившие на сайт Минпросвещения России и сайт Национальной родительской ассоциации.

Отвечая на вопрос родителей о вероятности введения единой программы по всем школьным предметам и механизмах формирования единого образовательного пространства, Министр подчеркнула, что «обязательным для содержания образования является предметная концепция».

– Единое образовательное пространство – то необходимое, без чего не может существовать ни одна система образования. У нас предполагается единое видение, единое базовое содержание. Цель — чтобы качественное образование было одинаково доступно всем детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе. Обязательным для содержания образования является предметная концепция. У нас уже принят единый историко-культурный стандарт, принята предметная концепция по русскому языку и литературе. В октябре принимаем еще семь концепций. В том числе, по географии, обществознанию, дальше здесь естественно-научные предметы, а также технология, которая в национальном проекте «Образование» определяется как абсолютно новое звучание, абсолютно новое значение, - пояснила Ольга Юрьевна.

О.Ю. Васильева ответила на вопрос о формировании Федерального перечня учебников.

– Мы продолжаем работу по формированию нового перечня учебников. Сегодня в нём 1376 учебников. Новый подход экспертный, об этом я тоже много раз говорила, он сохранится, это приведёт к значительному сокращению учебников – до 30%. Мы закончим формирование федерального перечня учебников окончательно к концу этого календарного года, – заявила глава Минпросвещения России.

О.Ю. Васильева также прокомментировала вопрос о введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) для студентов организаций среднего профессионального образования.

– ЕГЭ не предусматривается в колледжах. Но мы должны чётко осознавать, что когда ребёнок после девятого класса пошёл в колледж, он наряду с профессией должен получить хорошее образование. Поэтому выпускные экзамены в колледже, а также вступительные экзамены в институте — это тот набор обязательных испытаний, который у студентов в колледжах есть, — сказала О.Ю. Васильева.

Прямую трансляцию V Общероссийского родительского собрания с Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой посмотрели более 200 000 пользователей официальной группы Минпросвещения России в социальной сети «ВКонтакте».

Всего Министру поступило свыше 2000 вопросов. В топ-5 тематических направлений вошли: изучение языков, сдача экзаменов, общее образование, труд учителей, финансирование школ.

Справочно

Первое Общероссийское родительское собрание с Министром образования и науки России прошло в 2014 году, с тех пор мероприятие стало ежегодным и существенно расширило географию участников. Сегодня оно охватывает всю страну.

Главным партнёром в организации и проведении Общероссийского родительского собрания традиционно выступает общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей».

edu.gov.ru

Глава Минобрнауки заявила о недопустимости ремонта школьных классов за счет родителей

Школьники должны сдавать личные мобильные телефоны и планшеты перед началом занятий, а для учебы использовать те, которые имеются в классах. Такое мнение сегодня высказала министр образования и науки Ольга Васильева во время Общероссийского родительского собрания. Оно уже по традиции проводится в режиме видеоконференции в преддверии 1 сентября.

Тем для обсуждения с главой ведомства у родителей накопилось очень много. В частности, говорили о введении пятидневки для младших классов. Глава Минобрнауки подчеркнула: самые юные школьники не должны учиться в субботу, в отличие от более взрослых ребят, которым такой режим может быть по силам. Коснулись и еще одной темы, волнующей многих родителей, - сбора денег на ремонт учебных заведений.

«У нас в регионе стало традицией, что на ремонт школ собирают деньги с родителей или в конце учебного года или в начале», - пожаловалась Халимат Сурхаева, руководитель Дагестанского отделения Национальной родительской ассоциации.

«Ни о каком ремонте за счет родителей речи быть не должно, вы прекрасно это понимаете. Поэтому, как только закончится это наше с вами собрание, естественно, я с министром поговорю. Это недопустимо. У нас существует наш базовый Закон об образовании, который не предполагает никаких правовых норм, никаких поборов, и поэтому каждый отдельный случай, его нужно решать, наверное, уже и с органами правоохранительными», - отметила глава Минобрнауки.

Также Ольга Васильева рассказала, что сейчас прорабатывается вопрос введения занятий по профориентации. Когда будущие выпускники могут освоить еще в школе рабочие специальности.

Говорили сегодня и проблемах с изучением иностранных языков. По мнению главы Минобрнауки, того количество часов, которое выделено, должно быть достаточно, однако должного результата нет.

www.1tv.ru

Новый министр образования и науки Ольга Васильева выступила на Общероссийском родительском собрании

Большое родительское собрание – общероссийское - сегодня прошло в Москве. Что изменится в экзаменах, в том числе, в ЕГЭ? В каких классах теперь планируют проводить проверку уровня знаний? Что не так в образовательных услугах? Об этом и не только сегодня рассказала новый министр Ольга Васильева. Причем, были затронуты практически все сферы школьной жизни.

Сюда, в школу № 1288 г.Москвы сегодня на встречу с министром образования Ольгой Васильевой пришли родители и учителя. К тому же из десяти регионов страны они выходили на связь при помощи видео-трансляции. Общероссийское родительское собрание проходило в формате «вопрос-ответ», к недавно вступившей в должность Ольге Васильевой вопросы сыпались самые разные - и системные, и основанные на личном школьном опыте. Больше всего обращений - по поводу Единого госэкзамена: каких изменений ждать в ближайшие три года?

«Мы сейчас уже этим делом занимаемся, анализируем то, что есть. Сразу хочу сказать, что будет в этом году. Физика, химия, биология – тестовые задания с готовыми ответами будут сняты. Это совсем другой подход. Первый раз в этом году у 9 класса будет устная часть - русский язык и литература. Это очень важно. Мы сделаем анализ того, что будет в девятом классе, каковы будут результаты, и будем двигаться дальше, уже в сами старшие классы, о которых мне задают вопросы. Поступательно, без резких скачков, используя все лучшее, что есть, будем двигаться вперед», - заявила Ольга Васильева.

Затронули вопросы и бесплатного питания в школах для социально незащищенных семей, введения общественно-полезного труда, проверки уровня знаний в 4 и 9 классах. Еще один важный момент - платные рабочие тетради. Они сейчас прилагаются ко многим учебникам, но законно ли вынуждать родителей их покупать?

«Если сама школа включает тетрадь в обязательный перечень, значит, она обязана его обеспечить. То есть, в это случае волюнтаризма не допускается», - заявила глава ведомства.

Из Астрахани родители поинтересовались, кто должен проверять качество дополнительного образования, то есть, работу кружков, которые дети посещают после учебы. Министр успокоила родителей – организаций, которые контролируют работу кружков, предостаточно, им не стоит волноваться.

Встреча с министром образования накануне нового учебного года в таком формате проходит третий год подряд. Нынешнее собрание длилось ровно два часа, прозвучало более двадцати вопросов. Родители хотели задать и еще, но Ольга Васильева извинилась и попросила ее отпустить - ведь 1 сентября уже послезавтра. Дел очень много.

www.1tv.ru

Министр образования в преддверии 1 сентября ответила на вопросы родителей со всей страны

Российские школы будут постепенно отказываться от уроков в субботу, но переход на пятидневку не коснется десятых и одиннадцатых классов. Это лишь одна из новостей, которые касаются миллионов учеников и их родителей, и которые приходили сегодня во время и после Всероссийского родительского собрания. Его в преддверии Дня знаний провела министр образования и науки Ольга Васильева. Вопросы ей поступали в том числе по видеосвязи из регионов; кто-то ради общения приехал в Москву сам.

У Александры Усенко восемь детей - двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально - услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?

«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» - задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.

«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология - тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть - русский язык и литература», - пояснила министр образования.

Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных классах. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.

Следующий вопрос из зала о наболевшем перед 1 сентября.

Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»

«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», - пояснила Ольга Васильева.

В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.

«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», - сообщила министр.

Говорили и о контроле качества образования - его будут проверять в четвертых и девятых классах по всей стране. И о том, что надо минимизировать различия в программах: при переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.

А во время видеомоста с Иркутской областью прозвучало пожелание помочь со школьным питанием для социально незащищенных семей.

Вопрос: «Может ли государство хотя бы софинансирвать завтраки и обеды в школьной столовой?»

«Питание для детишек из многодетных семей, детишек-сирот, детишек из неполных семей, попавших в трудные условия, от понедельника по пятницу в нашей Московской области есть. Здесь, чтобы вы правильно меня поняли, большая тяжесть ложится на регионы. Каждый регион, включая Ваш, Иркутский регион, должен принимать эти решения самостоятельно», - пояснила Ольга Васильева.

К министру образования, вступившей в должность 19 августа, сейчас внимание повышенное. Всем - учителям, родителям, даже самим ученикам - важно понять: что за преобразования впереди? Так, родители несколько раз поднимали тему трудового воспитания в школах. Сейчас школьники больше ведут конспекты, а раньше сами и готовили, и стругали, и шили, и сверлили.

Вопрос: «В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга - электромонтажника, почему дети не работают руками?»

«Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли «труд», и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это «технологии». В 2017 году он будет запущен. Все, что касается «делать руками» и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии - будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему», - ответила министр.

Общероссийское родительское собрание шло около двух часов. Примерно столько же, сколько длятся обычные классные собрания в школах. Знакомство с министром образования состоялось, впереди новый учебный год, который, к слову, наступит уже послезавтра.

www.1tv.ru