Презентация по химии на тему: "Сложные эфиры. Жиры. Мыло" (9 класс). Презентация на тему сложные эфиры
Презентация на тему "Сложные эфиры"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Сложные эфиры Презентация для 10 класса Учитель химии Горбунова О.С. МБОУ СОШ № 71 г.Воронеж
2 слайд Описание слайда:Цели урока: Образовательная – познакомить учащихся с особенностями химического строения, свойствами органических веществ – сложных эфиров. Воспитательная – способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, начало формирования представлений о ценности физического здоровья. Развивающая – развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, делать выводы Тип урока – комбинированный.
3 слайдОбщая формула сложных эфиров карбоновых кислот Сложные эфиры – соединения с общей формулой RCOOR', где R и R' – углеводородные радикалы.
4 слайд Описание слайда:Сложные эфиры предельных одноатомных сиртов и монокарбоновых кислот – алкилалканоаты. Изомерия – структурная: *углеродного скелета в радикале; *межклассовая с карбоновыми кислотами.
5 слайд Описание слайда:Простейшие сложные эфиры (низших гомологов карбоновых кислот и спиртов) – бесцветные легкокипящие жидкости с приятным запахом почти не растворимы в воде, но хорошо растворимы в спиртах.
6 слайд Описание слайда:Эфиры низших карбоновых кислот и низших одноатомных спиртов имеют приятный запах цветов, ягод и фруктов. Эфиры высших одноосновных кислот и высших одноатомных спиртов – основа природных восков. Например, пчелиный воск содержит сложный эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта (мирицилпальмитат): Ch4(Ch3)14–CO–O–(Ch3)29Ch4
7 слайдХимия запахов
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:ЖАСМИНОВЫЙ ЗАПАХ
12 слайд Описание слайда:ОРХИДЕЙНЫЙ ЗАПАХ
13 слайд Описание слайда:ГРУШЕВЫЙ ЗАПАХ
14 слайд Описание слайда:Сложные эфиры высших кислот и одноатомных спиртов - воскообразные вещества. Воски не растворяются в воде. Их можно формовать в нагретом состоянии. Примерами животных восков могут служить пчелиный воск, а также ворвань(спермацет), содержащийся в черепной коробке кашалота.
15 слайд Описание слайда:Пчелиный воск и ворвань. Остатки гигантского котла для вытапливания ворвани неподалёку от старого голландского поселения XVII в. Смееренбург на Шпицбергене, Норвегия .
Cложные эфиры могут быть получены извлечением из природных продуктов. Некоторые из сложных эфиров готовятся искусственно и под названием «фруктовых эссенций» широко применяются в кондитерском деле, в производстве прохладительных напитков, в парфюмерии и во многих других отраслях Получение эфиров
17 слайд Описание слайда:Cложные эфиры могут быть получены при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами (реакция этерификации). Катализаторами являются минеральные кислоты. Получение эфиров
18 слайд Описание слайда:Химические свойства Эфиры в основном характеризуются их способностью гидролизоваться с образованием спиртов и кислот (или спиртов и солей при щелочном гидролизе, который называется омылением)
19 слайд Описание слайда:Применение сложных эфиров очень разнообразно…
20 слайдВопросы для контроля Какие вещества относят к сложным эфирам? Как называется эфир, молекула которого состоит из остатков этилового спирта и бутановой кислоты? Постройте структурную формулу данного вещества и двух его изомеров. Составьте уравнение взаимодействия метилформиата с гидроксидом натрия? Как называется этот процесс? Получите изопропиловый эфир пропановой кислоты? Как называется этот процесс? Опишите основные области применения эфиров, на каких свойствах они основаны? Рассчитайте массу эфира, который образуется при взаимодействии 20г уксусной кислоты с 20г метилового спирта 7. Найдите молекулярную формулу сложного эфира, содержащего (по массе) 54,4% углерода, 36,4% кислорода и 9,2% водорода. Относительная плотность его паров по водороду равна 44.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель химии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация к уроку в 10 классе по органической химии на тему "Сложные эфиры". Цели урока: образовательная – познакомить учащихся с особенностями химического строения, свойствами органических веществ – сложных эфиров;воспитательная – способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, начало формирования представлений о ценности физического здоровья;развивающая – развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, делать выводы. Тип урока – комбинированный.
Презентация позволяет более динамично провести урок, использовать иллюстративный материал, которого нет в учебнике, увеличивает объем выполненных заданий. На уроке учащиеся не только знакомятся с основными вопросами темы, но успевают их отработать и закрепить. Тема "Сложные эфиры" имеет практическую направленность, ребята знакомятся со строением эфиров, изучают свойства и наиболее значимые области применения.
Общая информация
Номер материала: 150586
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация по химии на тему "Сложные эфиры" (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тема урока: Сложные эфиры Девиз урока: «Может тот, кто думает, что может». Учитель химии МКОУ Кривоносовская СОШ Кривоносова Ирина Павловна
2 слайд Описание слайда:Органические вещества, которые образуются в реакциях карбоновых кислот со спиртами Общая формула O R – C – O – R1 Сложные эфиры
3 слайд Описание слайда:- Назовите формулу сложного эфира, который был получен при взаимодействии уксусной кислоты и этилового спирта? Этиловый эфир уксусной кислоты - Откуда в смеси появилась уксусная кислота? При взаимодействии ацетата натрия и серной кислоты
Номенклатура Названия сложным эфирам дают по названию кислот и спиртов, из которых они образованы.Часто названия соединений данного класса составляют из названий углеводородных радикалов, образующих спирт и названий кислотных остатков.
5 слайд Описание слайда:Изомерия сложных эфиров Общая формула сложных эфиров Сnh3nO2 Такая же формула у предельных одноосновных карбоновых кислот, значит есть межклассовая изомерия Изомерия сложных эфиров связана с изомерией УВ радикалов кислот и спиртов, входящих в состав эфиров - изомерия углеродного скелета
6 слайд Описание слайда:Задание: Составьте структурные формулы изомерных соединений состава С3H6O2, дайте названия изомерам, укажите вид изомерии
7 слайдРеакции взаимодействия кислот и спиртов, при которых образуется сложный эфир и вода, называются реакцией этерификации ,от лат «этер»,что в переводе означает «эфир». Ch4-C + HO-C2H5 Ch4-C + h3O O OH O O-C2H5 уксусная кислота этанол этиловый эфир уксусной кислоты (этилацетат) Н+ Особенности реакции этерификации: 1.Обратима 2.Протекает в присутствии ионов Н+ 3.От кислоты отщепляется группа ОН-
8 слайд Описание слайда:Долгое время ученые предполагали, что при взаимодействии кислот со спиртами водород должен отщепляться от молекулы кислоты, а гидроксильная группа – от молекулы спирта. Однако при помощи изотопа кислорода с атомной массой 18 ученым удалось установить, что гидроксильная группа отщепляется от молекулы карбоновой кислоты.
9 слайд Описание слайда:Гидролиз сложных эфиров Кислотный гидролиз O H+ O R1-C + h3O R1- C + HO - R2 R OH Щелочной гидролиз O Н2О O R1- C + NaOH R1- C + HO - R2 О – R2 ONa
10 слайд Описание слайда:Сложные эфиры широко распространены в природе. Они содержатся во фруктах, ягодах, цветах, обуславливая их запахи.
Сложные эфиры входят в состав эфирных масел растений, придавая им цветочный или фруктовый аромат. Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры. Сложные эфиры высших карболовых кислот и высших спиртов называют восками.
12 слайд Описание слайда:Свойства сложных эфиров Физические свойства: бесцветные жидкости, нерастворимые в воде и обладающие невысокими температурами кипения. Многие эфиры имеют приятный запах и являются хорошими растворителями органических веществ. В воде растворимы только сложные эфиры с небольшой относительной молекулярной массой. Химические свойства: гидролиз сложных эфиров.
13 слайд Описание слайда:Применение В пищевой промышленности В парфюмерной промышленности В медицине В производстве моющих средств Используют как растворители Получают искусственные волокна В производство лакокрасочных материалов В производстве пластмасс, резины, искусственной кожи В производстве взрывчатых веществ
Назовите сложные эфиры: изобутиловый эфир уксусной к-ты изоамиловый эфир уксусной к-ты этиловый эфир масляной к-ты СН3 метиловый эфир масляной к-ты
15 слайд Описание слайда:Вопросы Какие вещества называют сложными эфирами? Составьте 3 уравнения реакций их образования. Какой вид изомерии характерен для сложных эфиров? Напишите формулы 2-3 изомеров и их названия. Приведите уравнения реакций получения этилформиата, пентилацетата, метилакрилата.
16 слайд Описание слайда:Знаете ли вы, что …при взаимодействии изоамилового спирта и уксусной кислоты появляется запах груш, фенилэтилового спирта и муравьиной кислоты – хризантем, бензилового спирта и муравьиной кислоты – жасмина.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Урок изучения нового материала (10 класс) с элементами исследования. На нем использованы методы беседы, практического исследования, приемы сравнения и анализа. Урок сопровождается презентацией.
Цели урока: рассмотреть строение и виды изомерии сложных эфиров. Познакомить учащихся с номенклатурой этого класса соединений. Изучить особенности реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров. Рассказать о распространённости сложных эфиров в природе. Развивать умения анализировать, исследовать, формировать аналитическое мышление, воспитывать внимательность, аккуратность.
Общая информация
Номер материала: 364385
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
презентация по химии на тему "Сложные эфиры"
Тема урока: «Сложные эфиры»
Цель урока:
· Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
· Развивающие: формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
· Воспитательные: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Оборудование: Образцы сложных эфиров, оборудование и реактивы для проведения опыта и гидролиза сложного эфира. На столах учащихся: образцы фруктовых эссенций, оборудование для практической работы; определительные карточки для самостоятельной работы.
План урока:
I. Организационный момент урока.
II. Понятие о кислородсодержащих соединениях.
III. 1. Понятие о сложных эфирах:
а) определениеб) общая формулав) использование метода меченых атомов
2. Номенклатура, изомерия.
3. Нахождение в природе (самостоятельная работа)
4. Физические свойства (образцы фруктовых эссенций под №…) – эксп./работа
5. Химические свойства (гидролиз) – индивидуальная работа у доски
6. Применение.
7. Генетическая связь
IV. Закрепление изученной темы: групповая работа по определительным карточкам;
V. Задание на дом. Подведение итогов урока.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе 23
Используемые учебники и учебные пособия: Г.Е .Рудзитис Ф.Г.Фельдман- учебник
Используемое оборудование:
проэктор, при возможности…компьютер, презентация, напечатанные тесты - раздаточный материал
Краткое описание:
план урока: строение сложных эфиров, номенклатура, получение химические свойства, применение.
Организационный момент:
Актуализация опорных знаний.
Мы с вами уже изучили несколько классов кислородсодержащих веществ.
Давайте вспомним какие это классы, их определения и приведем примеры? Мы с вами знаем, что все органические вещества состоят из атомов С,Н,О, но как мы с вами можем различать классы?
Правильно, они различаются друг от друга строением функциональных групп, суффиксом в названии.
Но по мимо спиртов, альдегидов и карбоновых кислот, возможны и другие превращения органических веществ. Например при взаимодействии органических веществ из разных классов между собой образуются новые соединения с другими свойствами – новые классы органических веществ.
Одним из таких классов является класс Сложные эфиры.
Изучение нового материала:
Открываем тетради записываем число, тема урока: Сложные эфиры.
Мы живем в мире разнообразных запахов и ароматов, они будоражат наше воображение, напоминают о благоухающем саде, цветущем луге и свежести фруктов.
Сейчас вы посмотрели кадры, показывающие красоту и многообразие цветов – этих удивительно красивых и необыкновенно ароматных созданий природы и человека. Они излучают нежные ароматы, которые в жизни растений имеют большое значение. Ароматы цветов привлекают насекомых для опыления, а фруктовые запахи притягивают животных и способствуют распространению семян. У многих из нас самые яркие воспоминания связаны с определенными ароматами. Представьте весну, пробуждение природы. Какие ароматы всплывают в вашей памяти? (ароматы цветущей черемухи, смолянистых тополиных почек, первых весенних цветов).
Эфирные масла - бесценный дар природы!
Эфирные масла - бесценный дар природы! Они раздвигают привычные рамки окружающего нас мира, приоткрывают дверь в таинственную страну воображения и фантазии, создают совершенно неповторимое настроение! С букетом чудодейственных свойств ароматных растений человек познакомился уже много тысяч лет назад. Именно они были первыми косметическими средствами, лекарствами, а также снадобьями, которые люди использовали для создания определённой эмоциональной атмосферы, например, праздника или медитации.
Эфирные масла - душистые, легко летучие вещества, содержащиеся в различных частях растений, главным образом в цветах, листьях, плодах, корнях; Эфирные масла легко перегоняются из растительного сырья паром. В настоящее время известно более 2000 эфиромасличных растений. Содержание эфирных масел в растениях зависит от ряда причин и колеблется от 4% до 0,1%
Из истории эфирных масел.
Эфирные масла известны с древних времен. 6000 лет до нашей эры в Египте умели получать из растений скипидар и некоторые эфирные масла. Они применялись в основном для УМАСЛИВАНИЯ кожи тела, волос, для религиозных целей, а для запаха - в самую последнюю очередь. Масла стоили дорого и были, естественно, привилегией знати. В Японии более 2000 лет назад не только получали мятное масло, но и выделяли из него ментол. Эфирные масла применяли для благовонных курений, как косметические и лекарственные средства, при Бальзамировании. Масла считались символом божественного проявления и не даром именно маслом мирры "помазывали на царство". Мирра - один из наиболее древних ароматических ингредиентов, которое являет собой желто-коричневую смолу деревьев, произрастающих в Восточной Африке. В отличие от жирных растительных масел эфирные представляют собой многокомпонентные смеси летучих органических Соединений (ароматических, алициклических и алифатических карбонильных соединений, спиртов, кислот, эфиров и т.д.), вырабатываемых в особых клетках различных растений и обусловливающих их запах. Конечно, маслами нужно пользоваться очень аккуратно, тем более что практически все масла обладают лечебными свойствами. Масла производились и производятся до сих пор. Они положили начало непосредственно изобретению ТУАЛЕТНОЙ ВОДЫ. Первой ароматической водой на основе спирта и эфирных масел стала "Вода Королевы Венгрии". Создана она была в 1380 году и подарена 70-ти летней королеве неизвестным монахом. Дело в том, что королева была очень больна, но попробовав воду (а ароматические воды еще и пили!) вылечилась от болезни, помолодела и, даже, была просватана королем Польши. Если учесть, что продолжительность жизни в XIV веке составляла в среднем 50 лет, то ароматическая вода совершила поистине великое чудо. Эпоха Просвещения подарила миру новые возможности использования ароматических вод. И если в начале ароматизированные воды и масла использовались в основном как средств гигиены и служения религиозного культа, то с XVII века ароматизация стала самоцелью. Их используют для разных целей : включи свое…
При изучении карбоновых кислот мы уже познакомились со сложными эфирами. Эти два класса соединений генетически связаны между собой. Сложные эфиры широко распространены в природе, они имеют важное биологическое и техническое значение. Сегодня мы познакомимся поближе с этим классом органических веществ.
К сложным эфирам относятся органические вещества, которые образуются в реакциях межмолекулярной дегидратации карбоновой кислоты и спирта.
Где R – углеводородные радикалы, одинаковые или разные.
слайд
Получение:
реакцией этерификации- реакция образования сложного эфира из карбоновой кислоты и спирта
Общую формулу сложных эфиров можно выразить следующей формулой.
слайд Номенклура:
Названия сложных эфиров производят от названий соответствующих кислот и спиртов, остатки которых входят в их состав, с добавлением слова эфир.
Также названия образуются по типу названий солей, называя углеводородный радикал и кислотный остаток.
Попробуйте самостоятельно назвать данные вещества:
O
//
1. Ch4 – C - O - C3H7 пропиловый эфир уксусной кислоты/
пропилэтаноат
O
//
2.Ch4-Ch3-Ch3-C -O-Ch4 метиловый эфир масляной кислоты/
метилбутаноат
O
// бутиловый эфир пропионовой кислоты/
2. Ch4-Ch3-C-O-C4H9 бутилпропаноат
O
// этиловый эфир пропионовой кислоты/
4. Ch4 - Ch3-C-O-Ch3- Ch4 Этилпропаноат.
Посмотрим видео ролик синтез сложного эфира. (Если есть возможность)
Попробуем записать уравнение химической реакции: уксусная кислота + этанол.
Ch4COOH + C2 H5OH =Ch4COOC2H5 + h3O
Найдите соответствие формулы и названия:
№
Формула эфира
Запах
Название эфира
1
2
3
4
5
Н – СОО – С2Н5
С3Н7- СОО-С2Н5
СН3-СН(СН3)-СН2СОО- С2Н5
С4Н9-СОО-С5Н11
СН3-СОО- С2Н5
Вишнёвый
Абрикосовый
Яблочный
Апельсиновый
Грушевый
Этилметаноат
Этилбутаноат
Этил,3-метилбутаноат
Пентилпентаноат
Этилэтаноат
Химические свойства.
Сложные эфиры взаимодействуя с водой, снова превращаются в кислоту и спирт.
Реакция взаимодействия сложного эфира с водой, приводящая к образованию спирта и кислоты, называется омылением или гидролизом.
Следовательно реакция этерификации обратима. При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:
Учитель: «Реакция обратная реакции этерификации называется – гидролизом»
слайд
задание 3 Ch4COOC2H5 + h3O ↔
В-1. Составить уравнения реакций этерификации этилметаната и гидролиза этилэтаната
1.Н-СООН + С2Н5ОН ↔
2. С2Н5-СООС2Н5 + Н2О ↔
В-2.Составить уравнения реакций этерификации метилпропаната и гидролиза этилпропаната
1. СН3-СН2-СООН+ СН3-ОН ↔
2.СН3-СООС2Н5 + Н2О ↔
Учащиеся самостоятельно оценивают задание 3, за каждое правильно составленное уравнение ставят – 1 балл, если неверно – 0 баллов.
3. Физические свойства
Сложные эфиры – простейших одноосновных кислот и спиртов – легко воспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения ( летучие), легче воды, в большинст
infourok.ru
Презентация по дисциплине «Химия» на тему: «Сложные эфиры»
Открытие сложных эфиров
Тищенко Вячеслав Евгеньевич
Изомерия
Номенклатура
Классификация и состав сложных эфиров
Классификация и состав сложных эфиров
Классификация и состав сложных эфиров
Липиды
Воска
Таблица 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 4Рисунок 5Применение сложных эфиров
Применение сложных эфиров
Применение сложных эфировПрименение сложных эфировСтроение
Физические свойства
Химические свойства
Химические свойства
Получение сложных эфиров
Опыт на получение сложного эфираСвойства жиров
Свойства восков
Это интересно знать!Вопросы для проверки
Словарь основных терминов
Литература
Сложные эфиры – это производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещен на углеводородный радикал
Сложные эфиры низших кислот и спиртов составляют группу фруктовых эфиров. Если в образовании сложного эфира участвует ароматический спирт (содержащий ароматическое ядро), то такие соединения обладают, как правило, не фруктовым, а цветочным запахом. Все соединения этой группы практически нерастворимы в воде, но легко растворимы в большинстве органических растворителей.
Липиды (жиры) представляют собой сложные эфиры жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.
Сложные эфиры являются межклассовыми изомерами карбоновых кислот для насыщенных R и R’ имеют общую формулу Cnh3nO2. Им свойственна структурная изомерия.
Чтобы получить сложные эфиры в малых количествах, используем простой прибор. В широкую пробирку вставим узкую пробирку таким образом, чтобы одна треть широкой пробирки в ее нижней части оставалась незаполненной. Проще всего можно укрепить узкую пробирку с помощью нескольких кусочков резины, вырезанной из шланга или пробки. При этом необходимо учесть, что вокруг узкой пробирки обязательно нужно оставить зазор величиной не менее 1,5—2 мм, чтобы исключить избыточное давление при нагревании. Теперь нальем в широкую пробирку 0,5—2 мл спирта и приблизительно столько же карбоновой кислоты, при тщательном охлаждении (в ледяной воде или холодной проточной воде) добавим 5—10 капель концентрированной серной кислоты и в некоторых случаях еще несколько крупинок поваренной соли. Вставим внутреннюю пробирку, заполним ее холодной водой или еще лучше кусочками льда и укрепим собранный прибор в обычном штативе или в штативе для пробирок. Прибор нужно поставить подальше от себя и не наклоняться над отверстием пробирки (как и при проведении любого другого опыта!), потому что при неосторожном нагревании возможно разбрызгивание кислоты. Затем на самом малом огне горелки Бунзена будем кипятить смесь по крайней мере 15 минут (добавить «кипелки»!).
Сложные эфиры низших карбоновых кислот представляют собой летучие жидкости, многие из которых обладают приятным цветочным или фруктовым запахом. Они практически нерастворимы в воде и имеют более низкие температуры кипения, чем изомерные им карбоновые кислоты. Это связанно с тем, что в молекулах сложных эфиров отсутствуют межмолекулярные водородные связи.
Жиры, образованные предельными кислотами, обычно имеют твердую консистенцию, это жиры животного происхождения. С увеличением длины углеводородного радикала температура плавления жира увеличивается. Если в составе жира содержатся остатки непредельных кислот, они представляют собой вязкие жидкости и часто называются маслами.
Структурная изомерия может быть связанна с длиной углеродной цепи (приведенные ниже эфиры изомерны) в заместителях и строением углеродного скелета.
Воска - сложные эфиры одиночных жирных кислот и одноатомных спиртов с длинной углеводородной цепочкой.
Первооткрывателем сложных эфиров является русский академик Тищенко Вячеслав Евгеньевич (1861-1941).
|
rpp.nashaucheba.ru
"Сложные эфиры. Жиры. Мыло" (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Сложные эфиры. Жиры. Мыла. R–COOR' Автор презентации: Щербина Марина Яковлевна учитель химии высшей категории
2 слайд Описание слайда:Общая формула сложных эфиров где R – радикалы
3 слайд Описание слайда:Сложными эфирами - называют производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещен на углеводородный радикал. Их состав соответствует общей формуле R–COOR'
4 слайд Описание слайда:Гидролиз Данная реакция обратима. Обратный процесс – расщепление сложного эфира при действии воды с образованием карбоновой кислоты и спирта – называют гидролизом сложного эфира.
5 слайд Описание слайда:Специфический аромат ягод, плодов и фруктов Сложные эфиры широко распространены в природе. Специфический аромат ягод, плодов и фруктов в значительной степени обусловлен представителями этого класса органических соединений. Эфиры низших карбоновых кислот и низших одноатомных спиртов имеют приятный запах цветов, ягод и фруктов.
6 слайд Описание слайда:Воски Сложные эфиры жирных кислот и спиртов с длинными углеводородными радикалами называют восками. Например, пчелиный воск содержит сложный эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта Ch4(Ch3)14–CO–OCh3(Ch3)29Ch4.
7 слайд Описание слайда:Сложные эфиры. Физические свойства Сложные эфиры – жидкости, обладающие приятными фруктовыми запахами. Их плотность меньше плотности воды, они практически не растворяются в воде. Хорошо растворимы в спиртах.
8 слайд Описание слайда:Сложные эфиры имеют большое практическое значение Их применяют в промышленности в качестве растворителей и промежуточных продуктов при синтезе различных органических соединений. Сложные эфиры с приятным запахом используют в парфюмерии и пищевой промышленности. Сложные эфиры часто служат исходными веществами в производстве многих фармацевтических препаратов.
9 слайд Описание слайда:Жиры Ch3-O-CO-R1 I CH-О-CO-R2 I Ch3-O-CO-R3, где R1, R2 и R3 — радикалы (иногда различных) жирных кислот. - сложные эфиры трёхатомного спирта глицерина и высших одноатомных карбоновых кислот.
10 слайд Описание слайда:Общее название таких соединений - триглицериды
11 слайд Описание слайда:Из истории: Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский химик Мишель Эжен Шеврель
12 слайд Описание слайда:Из истории: То, что в состав жиров и масел входит глицерин, впервые выяснил в 1779 г знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле.
13 слайд Описание слайда:Состав жиров В состав жиров могут входить остатки предельных и непредельных кислот, содержащих четное число атомов углерода и неразветвленный углеродный скелет. Природные жиры, как правило, являются смешанными сложными эфирами, т.е. их молекулы образованны различными карбоновыми кислотами.
14 слайд Описание слайда:Физические свойства жиров: Жиры не растворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях – бензоле, гексане.(эта способность используется для чистки одежды от жировых пятен ) Плотность их меньше 1г/см3 Если при комнатной температуре они имеют твердое агрегатное состояние, то их называют жирами, а если жидкое, то – маслами. У жиров низкие температуры кипения. С увеличением длины УВ-радикала температура плавления жира увеличивается.
15 слайд Описание слайда:Классификация жиров
16 слайд Описание слайда:Жиры= высшие предельные карбоновые кислоты + глицерин Жиры, образованные предельными кислотами (масляной, пальмитиновой, стеариновой и др.), имеют, как правило, твердую консистенцию. Это жиры животного происхождения. Говяжий, свиной, бараний и др.
17 слайд Описание слайда:Животные жиры чаще всего твердые или полужидкие вещества: Классификация жиров: сливочное масло, животное сало, рыбий жир и др.
18 слайд Описание слайда:Жиры= высшие непредельные карбоновые кислоты + глицерин Если в составе жира содержатся остатки непредельных кислот (олеиновой и линолевой), они представляют собой вязкие жидкости – масла. Это: льняное, конопляное, подсолнечное, оливковое, соевое, кукурузное и др.
19 слайд Описание слайда:Растительные жиры называют маслами. Это обычно жидкие вещества: подсолнечное, оливковое, льняное, касторовое масла и др. Классификация жиров:
20 слайд Описание слайда:Жидкие жиры превращают в твердые путем реакции гидрогенизации (гидрирования). При этом водород присоединяется по двойной связи, содержащейся в углеводородном радикале молекул масел. Реакция гидрирования
21 слайд Описание слайда:Химические свойства жиров Гидрирование жиров : Ch4 Ch4 Ch4
22 слайд Описание слайда:Химические свойства жиров Гидролиз ( омыление с водой и щелочами – едким натром или едким кали).
23 слайд Описание слайда:Продукт гидрогенизации масел - твердый жир (искусственное сало, саломас). Маргарин – пищевой жир, состоит из смеси гидрогенизированных масел (подсолнечного, кукурузного, хлопкого и др.), животных жиров, молока и вкусовых добавок (соли, сахара, витаминов и др.).
24 слайд Описание слайда:Жирам как сложным эфирам свойственна обратимая реакция гидролиза, катализируемая минеральными кислотами. При участии щелочей гидролиз жиров происходит необратимо. Продуктами в этом случае являются мыла - соли высших карбоновых кислот и щелочных металлов.
25 слайд Описание слайда:Натриевые соли - твердые мыла, калиевые - жидкие. Реакция щелочного гидролиза жиров, и вообще всех сложных эфиров, называется также омылением.
26 слайд Описание слайда:Жиры получают: Сепаратированием. Является наиболее эффективным методом очистки жиров. Вытапливанием. Гидрированием. Гидрирование проводится в специальных автоклавах. Используется этот процесс для получения маргарина. Экстрагированием или прессованием. Сущность процессов прессования заключается в отжимании масла из измельченных семян.
27 слайд Описание слайда:Применение жиров Жиры Применение в пищу Производство мыла Производство краски В медицине Корм для животных Производство свечей Производство глицерина В парфюмерии
28 слайд Описание слайда:Значение жиров: Жиры имеют большое значение в жизни человека: они выполняют очень важные функции в организме, такие как энергетическая, защитная, строительная.
29 слайд Описание слайда:Вывод: Жиры - это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот. Жиры подразделяются на животные и растительные. Жиры получают вытапливанием, сепарированием, гидрированием, прессованием или экстрагированием. Жиры в организме человека выполняют энергетическую, защитную, строительную функции. Применение жиров разнообразно.
30 слайд Описание слайда:Задание №1 Составить формулы и дать названия эфирам, образованным 1 вариант: бутановой кислотой и метиловым спиртом; 2 вариант: метановой кислотой и пропиловым спиртом;
31 слайд Описание слайда:Ответ задание №1 1 вариант: О // СН3 – СН2 – СН2 – СООН + СН3–ОН → СН3 – СН2 – СН2 – С + Н2О бутановая кислота метанол метиловый эфир \ бутановой кислоты О - СН3 2 вариант: О О // // Н – С + СН3– СН2 - СН2 - ОН → Н – С + Н2О \ пропанол \ ОН О - СН2 - СН2 - СН3 метановая пропиловый эфир метановой кислота кислоты
32 слайд Описание слайда:Закончите реакцию, назовите полученные вещества 1 вариант: С5Н11СООН + С4Н9ОН → 2 вариант: С7Н13СООН + С2Н5ОН → Задание №2
33 слайд Описание слайда:Ответ задание №2 1 вариант: С5Н11СООН + С4Н9ОН → С5Н11СООС4Н9 + Н2О 2 вариант: С7Н13СООН + С2Н5ОН → С7Н13СООС2Н5+ Н2О
34 слайд Описание слайда:СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель химии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-176091
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru