Что относится к сложным эфирам, а именно жирам? К сложным эфирам относится
Что относится к сложным эфирам, а именно жирам?
Ca2+ + 2C17h45COONa?Ca(C17h45COO)2? + 2Na+
В настоящее время для стирки в быту, для промывки шерсти и тканей в промышленности используют синтетические моющие средства, которые обладают в 10 раз большей моющей способностью, чем мыла, не портят тканей, не боятся жесткой и даже морской воды.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сложные эфиры находят широкое применение, как в быту, так и в промышленности. Некоторые из сложных эфиров готовятся искусственно и под названием «фруктовых эссенций» широко применяются в кондитерском деле, в производстве прохладительных напитков, в парфюмерии и во многих других отраслях. Жиры используют для многих технических целей. Однако особенно велико их значение как важнейшей составной части рациона человека и животных, наряду с углеводами и белк
otvet.mail.ru
дисахариды относятся к сложным эфирам
В разделе Образование на вопрос Что относится к сложным эфирам, а именно жирам? заданный автором Приспособиться лучший ответ это Сложные эфиры - это продукт реакции спирта и кислоты. Если спирт - глицерин, а кислота жирная, то образованный сложный эфир входит в состав жира. К жирам относится и масло, на котором жарят пончики, и оно в процессе жарки не образуется. Но в процессе жарки масло (это непредельное вещество) может окислиться и стать вредным для здоровья.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что относится к сложным эфирам, а именно жирам?
Ответ от (=Читайте мой БлоЖИК =)[гуру]6.2 Применение сложных эфиров органических кислотНаибольшее применение в качестве растворителей получили эфиры уксусной кислоты - ацетаты. Прочие эфиры (кислот молочной - лактаты, масляной - бутираты, муравьиной - формиаты) нашли ограниченное применение. Формиаты из-за сильной омыляемости и высокой токсичности в настоящее время не используются. Определенный интерес представляют растворители на основе изобутилового спирта и синтетических жирных кислот, а также алкиленкарбонаты. Физико-химические свойства наиболее распространенных сложных эфиров приведены в таблице (см. приложение) .Метилацетат СН3СООСН3. Отечественной промышленностью технический метилацетат выпускается в виде древесно-спиртового растворителя, в котором содержится 50% (масс. ) основного продукта. Метилацетат также образуется в виде побочного продукта при производстве поливинилового спирта. По растворяющей способности метилацетат аналогичен ацетону и применяется в ряде случаев как его заменитель. Однако он обладает большей токсичностью, чем ацетон.Этилацетат С2Н5СООСН3. Получают методом этерификации на лесохимических предприятиях при переработке синтетической и лесохимической уксусной кислоты, гидролизного и синтетического этилового спирта или конденсацией ацетальдегида. За рубежом разработан процесс получения этилацетата на основе метилового спирта.Этилацетат подобно ацетону растворяет большинство полимеров. По сравнению с ацетоном его преимущество в более высокой температуре кипения (меньшей летучести) . Добавка 15-20 % этилового спирта повышает растворяющую способность этилацетата в отношении эфиров целлюлозы, особенно ацетилцеллюлозы.Пропилацетат СН3СООСН2СН2СН3. По растворяющей способности подобен этилацетату.Изопропилацетат СН3СООСН (СН3)2. По свойствам занимает промежуточное положение между этил- и пропилацетат.Амилацетат Ch4COOCh3Ch3Ch3Ch3Ch4, т. кип. 148° С, иногда называют «банановым маслом» (которое он напоминает по запаху) . Он образуется в реакции между амиловым спиртом (часто – сивушным маслом) и уксусной кислотой в присутствии катализатора. Амилацетат широко применяется как растворитель для лаков, поскольку он испаряется медленнее, чем этилацетат.Фруктовые эфиры. Характер многих фруктовых запахов, таких, как запахи малины, вишни, винограда и рома, отчасти обусловлен летучими эфирами, например этиловым и изоамиловым эфирами муравьиной, уксусной, масляной и валериановой кислот. Имеющиеся в продаже эссенции, имитирующие эти запахи, содержат подобные эфиры.Винилацетат Ch3=CHOOCCh4, образуется при взаимодействии уксусной кислоты с ацетиленом в присутствии катализатора. Это важный мономер для приготовления поливинилацетатных смол, клеев и красок.Мыла — это соли высших карбоновых кислот. Обычные мыла состоят главным образом из смеси солей пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Натриевые соли образуют твердые мыла, калиевые соли — жидкие мыла.Мыла получаются при гидролизе жиров в присутствии щелочей:Обычное мыло плохо стирает в жесткой воде и совсем не стирает в морской воде, так как содержащиеся в ней ионы кальция и магния дают с высшими кислотами нерастворимые в воде соли:Ca2+ + 2C17h45COONa?Ca(C17h45COO)2? + 2Na+В настоящее время для стирки в быту, для промывки шерсти и тканей в промышленности используют синтетические моющие средства, которые обладают в 10 раз большей моющей способностью, чем мыла, не портят тканей, не боятся жесткой и даже морской воды.ЗаключениеИсходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сложные эфиры находят широкое применение, как в быту, так и в промышленности. Некоторые из сложных эфиров готовятся искусственно и под названием «фруктовых эссенций» широко применяются в кондитерском деле, в производстве прохладительных напитков, в парфюмерии и во многих других отраслях. Жиры используют для многих технических целей. Однако особенно велико их значение как важнейшей составной части рациона человека и животных, наряду с углеводами и белк
22oa.ru
Урок "Сложные эфиры и жиры" на основе укрупнения дидактических единиц
Разделы: Химия
Одним из путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке является формирование у них навыков самостоятельной работы. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления [2]. В данной разработке я покажу, как можно осуществить изучение темы «Сложные эфиры и жиры» на основе укрупнения дидактических единиц, организуя самостоятельную работу обучающихся на уроке.
Цели:
- сформировать у обучающихся основные представления о сложных эфирах и жирах;
- создать условия для формирования мотивации учения и социализации обучающихся;
- продолжить развитие навыков самостоятельной деятельности обучающихся, умений работать в группах, делать выводы [1].
Дидактические задачи.
В ходе знакомства с новым материалом обучающиеся должны:
- иметь представление о классе сложных эфиров и жирах, как представителях сложных эфиров;
- уметь характеризовать химические свойства сложных эфиров;
- понимать закономерности протекания обратимых реакций на примере реакций этерификации и гидролиза;
- понимать идею развития органического мира от простого к сложному, на примере изучения состава сложных эфиров и жиров [3].
Развивающие задачи:
- развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа [2].
Воспитательные задачи:
- содействовать воспитанию взаимопомощи, культуры общения;
- учить быть трудолюбивым, ответственным при выполнении заданий по учебнику [3].
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и реактивы: проектор, экран для мультимедийной презентации, компьютер, пробирки, образцы фруктовых эссенций, уксусноэтиловый эфир, растительное масло, кусочек твердого жира, бромная вода, стеклянная палочка, ложечка, фильтровальная бумага.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;
- организация внимания.
2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
Учитель: при изучении спиртов и карбоновых кислот Вы не однократно встречались с их производными – сложными эфирами (слайд 1). Приятный аромат цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлен присутствием в них тех или иных сложных эфиров. Синтетические сложные эфиры в виде фруктовых эссенций используются в производстве фруктовых вод, при изготовлении духов. Некоторые сложные эфиры служат растворителями. К сложным эфирам относятся жиры. Они входят в состав всех растительных и животных организмов и составляют одну из основных частей нашей пищи. Рассмотрим этот класс кислородсодержащих соединений более подробно. Вы должны научиться определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров; характеризовать их химические свойства; иметь представление о жирах. Работать будем в группах. Итак, тема урока «Сложные эфиры и жиры».
3. Изучение нового материала.
Учитель: рассмотрим состав и номенклатуру сложных эфиров.
На экране появляется слайд 2 с формулами спиртов, карбоновых кислот, сложных эфиров.
Среди соединений, формулы которых записаны выше, выберите известные Вам вещества. Дайте им названия (слайд 3).
(№1 Ch4СOOH - уксусная или этановая кислота. Относится к карбоновым кислотам, так как содержит карбоксильную группу.
№2 С3H6O2 – пропионовая или пропановая кислота. Относится к классу карбоновых кислот, так как соответствует общей формуле предельных одноосновных карбоновых кислот Cnh3nO2.
№7 С2H5OH – этиловый спирт или этанол. Относится к спиртам, так как содержит гидроксильную группу).
Учитель: посмотрите внимательно на формулы веществ под номерами 3,4,5. Что общего в их составе? Попытайтесь написать их общую формулу.
(В составе данных веществ содержатся остатки карбоновых кислот и спиртов
Ученик записывает на доске общую формулу сложных эфиров. Вещества, соответствующие данной общей формуле относятся к сложным эфирам. Следовательно, вещества под номерами 3,4,5 – сложные эфиры (слайд 4).
Учитель: сравните состав вещества под номером 6 с составом сложных эфиров. В чем сходство? (Вещество под №6 также как вещества под номерами 3,4,5 содержат остаток кислоты и спирта. Значит, относятся к сложным эфирам (слайд 5).
Учитель: следовательно, в образовании сложных эфиров могут принимать участие не только органические кислоты, но и минеральные. Сравните состав веществ под номерами 8 и 9 с составом сложных эфиров (№ 3,4,5) (Вещества под номерами 8 и 9 можно отнести к сложным эфирам, так как они состоят из остатков кислот и трехатомного спирта – глицерина.)
Учитель: такие сложные эфиры называются жирами. В состав жиров могут входить остатки предельных и непредельных кислот, содержащих четное число атомов углерода и неразветвленный углеродный скелет (слайд 6).
Учитель: дайте определение классу сложных эфиров. (Сложные эфиры - органические соединения, состоящие из остатков кислородсодержащих кислот и спиртов).
Учитель: рассмотрим классификацию сложных эфиров. (Рассказывают обучающиеся первой группы, используя презентацию (слайд 7).
Учитель: рассмотрим номенклатуру сложных эфиров (слайд 8).
Учитель: назовите сложные эфиры под номерами 3,4,5,6 (слайд 9).
Учитель: сравните состав веществ под номерами 2 и 3. Чем являются данные вещества? (Вещества под номерами 2 и 3 имеют одинаковый состав. Они соответствуют общей формуле Cnh3nO2,являются межклассовыми изомерами (слайд 10).
Учитель: охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. (Сложные эфиры низших карбоновых кислот и спиртов – летучие жидкости, легче воды, многие из которых обладают приятным запахом, плохо растворяются в воде. Животные жиры в большинстве случаях - твердые вещества, растительные жиры - чаще всего жидкие вещества. Жиры не растворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях – бензоле, гексане.)
Учитель: рассмотрим получение сложных эфиров. При взаимодействии каких веществ они могут быть получены? Запишите уравнение реакции получения сложных эфиров в общем виде и ее название. (Один ученик записывает уравнение реакции на доске).
Учитель: К каким типам реакции её можно отнести? (Обратимая, каталитическая).
Учитель: Как называется процесс, противоположный реакции этерификации? (Гидролиз сложного эфира).
Учитель: Укажите условия смещения равновесия реакции в сторону образования сложного эфира (Необходимо удалить полученные в результате реакции продукты – воду и эфир из смеси).
Учитель: На практике так и поступают: удаляют воду из сферы реакции водоотнимающими средствами. Например, ведут реакцию в присутствии концентрированной серной кислоты. Применяют также отгонку образующегося эфира.
Учитель: Укажите условия смещения равновесия реакции в сторону гидролиза сложного эфира (В присутствии щелочи).
Учитель: Как влияет катализатор на скорость реакции этерификации? (Ионы водорода ускоряют прямой и обратный процессы).
Учитель: Напишите уравнения реакций получения этилового эфира уксусной кислоты и тристеарата (Два ученика работают у доски).
Учитель: Этилацетат производится в огромных количествах. Он применяется в технике в качестве растворителя и для синтеза лекарственных веществ. Жиры являются важной составной частью нашей пищи. Они играют роль запасающих веществ в организме и обладают наибольшим запасом энергии.
Учитель: Рассмотрим химические свойства сложных эфиров. В какие химические реакции должны вступать сложные эфиры? (Реакции гидролиза, горения).
Учитель: Запишите уравнения реакции горения этилацетата.
(слайд 11)
Учитель: Напишите уравнение реакции гидролиза тристеарата в присутствии ионов водорода.
(слайд 12)
Учитель: Какие условия, по-вашему, могут способствовать сдвигу равновесия в сторону образования глицерина и карбоновой кислоты? Ответ подтвердите уравнением реакции.
(слайд 13)
(Для смещения равновесия в сторону продуктов гидролиза её проводят в присутствии щелочей)
Учитель: Итак, гидролиз сложных эфиров – обратимая реакция, а щелочной гидролиз – необратимый процесс. Щелочной гидролиз называют омылением, так как одним из продуктов реакции является мыло.
Учитель: В какие ещё реакции должны вступать сложные эфиры? Для того чтобы ответить на этот вопрос сделайте опыт №3 лабораторной работы №10 на странице 178 учебника О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». (Так как в состав растительных масел входят сложные эфиры непредельных карбоновых кислот, они обесцвечивают бромную воду и вступают в другие реакции присоединения).
(слайд 14) Обучающиеся комментируют уравнения реакции.
Учитель: Процесс гидрирования жидких жиров лежит в основе получения в промышленности из растительного масла твёрдого жира – маргарина.
Учитель: Итак, состав сложных эфиров определяет их химические свойства, многие из которых лежат в основе их применения.
4. Первичное закрепление знаний. Первичная проверка усвоения знаний.
Тестовое задание с выбором ответа (на столах обучающихся).
- Общая формула, соответствующая сложным эфирам: А. RCOH Б. R – OH В. R – O – R1 Г.
- Название процесса получения сложных эфиров: А. Гидрогенизация. Б. Ароматизация. В. Гидратация. Г. Этерификация.
- Правильное утверждение для сложных эфиров и карбоновых кислот: А. Они являются гомологами. Б. Они являются изомерами. В. Для их получения в качестве катализатора используют серную кислоту. Г. Относятся к одному классу веществ.
- Жир, обесцвечивающий раствор бромной воды: А. Бараний. Б. Говяжий. В. Рыбий. Г. Свиной.
- Вещества, образующиеся при гидролизе сложных эфиров: А. Карбоновые кислоты. Б. Вода и спирты. В. Спирты и карбоновые кислоты. Г. Спирты и альдегиды.
- Процесс превращения жидких масел в твёрдые жиры называют: А. Гидролизом. Б. Гидратацией. В. Гидрированием. Г. Гидрогалогенированием.
- Вещество, которое может входить в состав твёрдого мыла: А. С17Н35СООNa. Б. С17Н35СООК. В. (С17Н35СОО)2Mg. Г. Все перечисленные вещества.
5. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: §15; рабочая тетрадь, с. 84, задание №4; с. 87, задание №3.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Приложение
Литература:
- О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.
- О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2008.
- О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004.
Презентацию вы можете получить у автора статьи.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тест по химии Сложные эфиры 10 класс
Тест по химии Сложные эфиры, Жиры, Мыла для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 2 частей. Часть А — 15 заданий с выбором ответа. Часть B — 5 заданий с кратким ответом.
Часть А
А1. Укажите верное суждение:
А) сложные эфиры — это производные карбоновых кислот, в которых атом водорода замещен на углеводородный радикал;Б) реакция получения сложных эфиров из карбоновых кислот и спиртов называется реакцией нейтрализации.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны
А2. В ходе реакции этерификации молекула воды образуется за счет
1) атома водорода кислоты и атомов гидроксила спирта2) атома водорода спирта и атомов гидроксила кислоты3) атома водорода кислоты и атома водорода спирта4) атомов гидроксила спирта и атомов гидроксила кислоты
А3. Реакция, обратная реакции этерификации, называется реакцией
1) нейтрализации2) дегидратации3) гидрирования4) гидролиза
А4. Катализатором реакции этерификации, который ускоряет достижение равновесия, но не сдвигает его, является
1) Ni2) H+3) NaOh5) Cактивир.
А5. В ходе реакции этерификации можно увеличить выход эфира, если добавить в систему
1) h3SO4(разб.)2) NaOh4) h3SO4(конц.)4) HCl
А6. Реакция гидролиза сложного эфира идет более полно при добавлении
1) NaCl2) h3SO4(конц.)3) h3SO4(разб.)4) NaOH
А7. Укажите сложный эфир, являющийся изомером этилацетата
1) этилформиат2) пропилформиат3) бутановая кислота4) метилацетат
А8. Сложные эфиры жирных кислот и спиртов с длинными углеводородными радикалами называют
1) жирами2) восками3) растворителями4) ароматизаторами
А9. Жиры — это сложные эфиры
1) этанола и высших карбоновых кислот2) этиленгликоля и высших карбоновых кислот3) глицерина и высших карбоновых кислот4) глицерина и низших карбоновых кислот
А10. Маргарин — это продукт переработки растительных масел путем их
1) щелочного гидролиза2) частичного окисления3) полного хлорирования4) каталитического гидрирования
А11. Взаимодействие жиров с растворами щелочей — это реакция
1) этерификации2) окисления3) омыления4) присоединения
А12. Мыло — это
1) смесь стеариновой и пальмитиновой кислот2) натриевые и калиевые соли стеариновой и пальмитиновой кислот3) натриевые и калиевые соли олеиновой кислоты4) натриевые и калиевые соли уксусной кислоты
А13. Определите молекулярную формулу метилового эфира предельной монокарбоновой кислоты, если массовая доля кислорода в этом эфире равна 0,3137.
1) СН3СООСН32) С2Н5СООСН33) С3Н7СООСН34) С4Н9СООСН3
А14. Для полного гидролиза 22,2 г сложного эфира предельной монокарбоновой кислоты потребовалось 200 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,06. Определите молекулярную формулу эфира, если этот эфир дает реакцию «серебряного зеркала».
1) СН3СООСН32) НСООСН33) С2Н5СООСН34) НСООС2Н5
А15. Природный жир массой 1 кг, содержащий 95% тристеарата глицерина, подвергли щелочному гидролизу с помощью гидроксида натрия. Определите массу полученного мыла — стеарата натрия, если реакция прошла с выходом 85%.
1) 833 г2) 844 г3) 855 г4) 866 г
Часть В
В1. Установите соответствие между схемой превращения и формулой вещества Х в этой схеме. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.
Схема превращений
А) Ch4COOC2H5 → X → Ch4COONaБ) Ch4COOH → X → C2H5OHВ) C3H7OH → X → Ch4COOHГ) Ch4ONa → X → HCOOCh4
Формула Х
1) СН3СООС3Н72) СН3ОН3) СН3СООН4) С2Н5ОН5) СН3СООС2Н5
В2. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые относятся к сложным эфирам с небольшой молекулярной массой
1) легче воды2) тяжелее воды3) хорошо растворимы в воде4) практически не растворимы в воде5) не имеют запаха6) имеют запахи фруктов7) легко воспламеняются8) не горят
В3. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые, как правило, относятся к жидким жирам — маслам
1) имеют растительное происхождение2) имеют животное происхождение3) хорошо растворимы в воде4) хорошо растворимы в органических растворителях5) содержат остатки предельных кислот6) содержат остатки непредельных кислот7) обесцвечивают бромную воду8) являются эфирами глицерина
В4. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые, как правило, относятся к твердым жирам
1) имеют растительное происхождение2) имеют животное происхождение3) хорошо растворимы в воде4) хорошо растворимы в органических растворителях5) содержат остатки предельных кислот6) содержат остатки непредельных кислот7) гидролизуются в щелочной среде8) являются эфирами глицерина.
В5. Установите соответствие между характеристикой жира и примером жира, соответствующего этой характеристике. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.
Характеристика
А) твердый жир растительного происхожденияБ) твердый жир животного происхожденияВ) жидкий жир животного происхожденияГ) жидкий жир растительного происхождения
Пример
1) льняное масло2) сливочное масло3) рыбий жир4) пальмовое масло
Ответы на тест по химии Сложные эфиры, Жиры, Мылачасть АА1-1А2-2А3-4А4-2А5-3А6-4А7-2А8-2А9-3А10-4А11-3А12-2А13-3А14-4А15-1часть BВ1-3512В2-1467В3-14678В4-24578В5-4231
testschool.ru
Тема урока: "Сложные эфиры". 11-й класс
Разделы: Химия
Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.Демокрит.
Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается урок в 11 классе, который является уроком изучения и систематизации нового материала по теме «Сложные эфиры». Этот урок актуален по следующим причинам: учащиеся развивают и расширяют свои знания ещё об одном классе кислородсодержащих органических веществ, знакомятся со строением молекул сложных эфиров, синтезом, физическими и химическими свойствами и широким применением сложных эфиров.
По мере знакомства с учащимися и с помощью психологов школы я составляю психолого-педагогическую характеристику учащихся и в зависимости от этого подбираю наиболее приемлемую форму организации урока.
Задача учителя - поддерживать и направлять деятельность учащихся, развивать умение работать с литературой, строить аргументированный рассказ.
Форма организации познавательной деятельности - дифференцированная групповая работа, в результате которой каждая группа вырабатывает общее мнение по заданной проблеме и делает сообщение об итогах своей работы.
Подобные уроки имеют также большое воспитательное значение и способствуют формированию и развитию нравственных качеств учащихся, таких, как коллективизм, способность к взаимовыручке, умение дружить.
Оборудование и реактивы: таблица «Использование карбоновых кислот и сложных эфиров», карточки с формулами веществ, карточки-задания для работы в группах, коллекция «Волокна»; на ученическом столе: посуда и реактивы для проведения кратковременной практической работы «Синтез этилацетата», образцы веществ: органическое стекло, лавсан, нитроглицерин, валидол, приводные ремни, жиры, витамин С, витамин Е.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя, побуждающее интерес к данной теме, использование всех умений учителя. Перед учащимися ставлю проблемный вопрос. Почему в школьном курсе изучают тему «Сложные эфиры»?
Актуализация знаний.
На странице 15 учебника Химия-11 (Гузей Л.С.) приведена таблица «Классы органических соединений», где видно, с каким классом органических соединений мы ещё не знакомы.
Предлагаю учащимся самостоятельную работу. Просмотрите выданную вам таблицу и определите, в какой строке вы не можете дать верный ответ.
Это мотивирует учащихся на получение знаний.
1) Индивидуальная работа. Используя следующие названия классов кислородсодержащих соединений: спирты, простые эфиры, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, кислородные гетероциклические соединения - определите, какие строки структурных формул в таблице им соответствуют. Проверяем работу, выясняем, какая строка вызвала затруднения.
2) Коллективная работа. Предлагаю учащимся карточки со структурными формулами веществ. Прошу назвать вещества. Учащиеся, кроме знакомых, видят формулы новых веществ.
Вопросы к уроку.
- Как вы думаете, какими веществами могут быть образованы новые для вас вещества?
- Почему возможно образование таких молекул веществ?
- Что нужно знать, чтобы предсказать способ получения сложного эфира, а далее и его химические свойства?
- Какое применение и значение в нашей жизни имеют сложные эфиры?
2. Организация работы в группах
Делю класс на малые группы, которые садятся за столы и распределяют между собой задания, выбирают консультанта, который будет следить за работой всех членов группы, помогать по необходимости и оценивать.
Предлагаю малым группам выбрать себе задание, даю на подготовку 5-7 минут (в том числе и у доски), группе, выполняющей практическую работу, 10 мин. на подготовку и проведение работы. Далее группы защищают свои задания, весь класс слушает выступления и записывает уравнения реакций, выводы; консультант оценивает и если нужно, аргументирует ответы участников своей группы. Очерёдность выступления групп определяется логикой освещения обсуждаемой на занятии темы. Во время выступления все остальные учащиеся слушают и не разговаривают, и не готовятся к своему ответу. По мере необходимости учащиеся задают вопросы. После вопросов и возражений делается обобщение изученной темы. Тот, чьё имя в стопке первое, обобщает изученный материал. Учитель проводит анализ работы групп, анализирует те моменты, которые были упущены при обсуждении, исправляет ошибки. Учитель по необходимости выставляет отметки. (Оценки должны быть стимулирующими, должны приводить к желанию работать на других занятиях).
Задание 1-ой группе.
- Дайте определение сложным эфирам. Напишите общую структурную формулу сложных эфиров, брутто формулу. У какого класса органических соединений такая же брутто формула?
- Назовите сложные эфиры по систематической номенклатуре. Приведите рациональные и тривиальные названия сложных эфиров.
- Какие виды изомерии характерны для сложных эфиров? Приведите по два примера для каждого вида изомерии.
- Расскажите о строении молекулы уксусной кислоты и этилового спирта, покажите смещение электронной плотности в этих молекулах и спрогнозируйте возможность химической реакции.
Задание 2-ой группе.
- Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров.
- Получение сложных эфиров. Покажите смещение электронной плотности в молекулах кислоты и спирта и запишите уравнение химической реакции с объяснением механизма взаимодействия. Назовите исходные вещества и продукты реакции.
- Напишите уравнение реакции алкилирования солей карбоновых кислот галогеналканами в общем виде.
- Расскажите о сложных эфирах жирных кислот и одноатомных спиртов -воскообразных веществах.
Задание 3-ей группе.
- Вашей группе предстоит синтезировать этиловый эфир уксусной кислоты. Один из учащихся (или двое) собирают прибор, как показано на рисунке 43.4 или рис. 43.2 на стр.174 или стр.179 учебника. Другой учащийся составляет уравнение реакции образования сложного эфира с указанием условий смещения химического равновесия в сторону прямой реакции (Т кипения эфира 770 С)
- Расскажите ребятам в классе, как вы выполняли практическое задание, соблюдая технику безопасности. Осторожно! Эфир легковоспламеняемая (ЛВЖ) жидкость.
Опишите миниопыт синтеза сложного эфира. Чтобы получить сложные эфиры в малых количествах, используем простой прибор. В широкую пробирку вставим узкую пробирку таким образом, чтобы одна треть широкой пробирки в её нижней части оставалась незаполненной. Укрепим узкую пробирку с помощью кусочков резины, вырезанной из резиновой трубки и оставим зазор, чтобы исключить избыточное давление при нагревании. Теперь нальём в широкую пробирку 2 мл этанола и приблизительно столько же карбоновой кислоты, тщательно охлаждённой в проточной воде, 5-10 капель концентрированной кислоты и несколько крупинок поваренной соли. Вставим внутреннюю пробирку с кусочками льда или снегом. Закрепим прибор в штативе и поставим подальше от себя. На самом малом огне будем кипятить смесь 10-15 минут (добавить «кипелки»!). Чем дольше нагревание, тем лучше выход. Внутренняя пробирка, заполненная водой, служит обратным холодильником. Уже до завершения опыта мы часто можем почувствовать приятный запах полученного сложного эфира, на который всё же накладывается едкий запах хлористого водорода. После охлаждения реакционную смесь нейтрализуем разбавленным раствором соды и тогда мы можем обнаружить запах чистого эфира, а также заметить множество маленьких маслянистых капелек сложного эфира, которые плавают на поверхности водного раствора, в то время как непрореагировавшие исходные вещества большей частью содержатся в растворе или образуют кристаллический осадок.
Задание 4-ой группе.
- Охарактеризуйте химические свойства сложных эфиров. Напишите реакцию кислотного и щелочного гидролиза сложного эфира. Объясните механизмы реакции. Как сместить химическое равновесие в сторону продуктов реакции?
- Запишите химическую реакцию каталитического восстановления сложных эфиров до спиртов.
- Запишите реакцию горения сложных эфиров.
Задание 5-ой группе.
- Расскажите о важнейших применениях сложных эфиров. Как получают органическое стекло? Запишите химическую формулу мономера макромолекулы органического стекла.
- Расскажите о синтетическом волокне лавсане. Из каких исходных веществ его получают? Напишите уравнение химической реакции получения лавсана. Расскажите о широком применении этих волокон в промышленности.
- Каким образом спирты реагируют с минеральными кислотами, какие при этом образуются продукты реакции и где они находят применение?
Задание 6-ой группе.
- Расскажите о применении эфиров в парфюмерии и в пищевой промышленности в качестве ароматизаторов, эссенций и др.
- Расскажите о применении сложных эфиров в медицине и в качестве растворителей.
- Расскажите о ещё одной группе соединений, являющихся сложными эфирами, - о жирах. Дайте определение классу жиров, напишите их общую формулу. Что происходит с жирами при попадании их в организм. Назовите важные вкусные пищевые продукты, в основе которых лежат жиры.
Вопросы группам.
- Какую роль выполняет серная кислота в реакции этерификации?
- Реакция этерификации обратимая. Какими воздействиями можно увеличить количество образующегося эфира?
3. Рефлексия
1. Для того, чтобы активизировать внимание класса, использую следующий методический приём. Для этой цели заготовлен комплект своего рода визитных карточек с фамилиями и именами всех учащихся класса. Перед началом работы групп все карточки перетасовываются и кладутся стопкой на стол учителя. Одна из карточек, естественно, оказывается наверху. Именно её владельцу и будет предложено в конце лекции выступить с резюме. До конца урока карточка не открывается. Это создаёт интригу, которая увлекает ребят.
2. Проводится кодированный диктант. Зачитывается несколько утверждений. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с каждым утверждением. Вместо ответа «да» они ставят 1, а вместо ответа «нет» - 0.
- Сложными эфирами называются соединения, в которых присутствует сложноэфирная группа и их общая формула R1-COO-R2 ,где R1 и R2.- углеводородные радикалы.
- Сложными эфирами также называют продукты взаимодействия одноатомных и многоатомных спиртов с сильными минеральными кислотами.
- Сложные эфиры можно получить только с помощью реакции этерификации.
- Ацетилсалициловая кислота относится к классу сложных эфиров.
- Щелочной гидролиз сложных эфиров называют омылением.
- Полиэфирные волокна в настоящее время по объёму производств находятся на первом месте среди синтетических волокон (около 50%).
- Простейшие сложные эфиры - это бесцветные легкокипящие жидкости, почти нерастворимые в воде.
- Натриевая соль цетилсерной кислоты является составной частью некоторых стиральных порошков.
Либо предлагаю учащимся следующий рефлексивный тест:
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было о чем подумать.
- На все вопросы, возникающие на уроке, я получил(а) ответы.
- На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Если вы с утверждением согласны, то ставьте «+». Чем больше плюсов, тем большее удовлетворение от урока получает учитель, который, говоря словами учеников Д. И. Менделеева: «Доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».
Обобщение
Сегодня на уроке мы познакомились с ещё одним классом кислородсодержащих соединений – сложными эфирами. Сложными эфирами называют соединения, в которых присутствует сложно – эфирная групп и общая формула эфиров.
Сложными эфирами также называют продукты взаимодействия одноатомных и многоатомных спиртов с сильными минеральными кислотами.
Основным методом получения сложных эфиров является реакция спирта с карбоновой или раствором сильной минеральной кислоты. Рассмотрели взаимное влияние атомов в молекулах спирта и кислоты и возможность протекания данной реакции.
Основным химическим свойством сложных эфиров является их гидролиз. Гидролиз может катализироваться кислотой или основанием.
Сложные эфиры имеют широкое применение в промышленности. Из них производят пластмассы и искусственные волокна, растворители для различных красок и лаков, основы для клея, синтетические моющие средства. В пищевой промышленности их используют в качестве ароматизаторов, и, конечно, в парфюмерии.
Рекомендуемая литература
- Гудкова А.С. От сложного к простому. - М.: Издательство Московского университета, 1983.
- Батаев В.А., Батаева Е.В. Справочник по органической химии. - М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2004.
- Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. - М.: Издательство «Мир», 1983.
- Энциклопедия Аванта + . «Издательский центр «Аванта +» , 2000.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Издательство «Химия», 1985.
- Зоммер К., Вюнш К.Х., Цеттлер М. Справочник школьника и студента. – М.: Издательство «Дрофа», 2000.
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2002.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai