Эфирная теория. Эфир в философии


эфир - это... Что такое эфир?

ИТАЙ Эфир (транскрипция)

Категория, к-рой оперировали кит. мыслители кон. 19 - нач. 20 в. Заимствована из европ. естеств. наук и философии, где эфир рассматривался как вещество, заполняющее пространство между молекулами, а такие явления, как свет, теплота, магнетизм и электричество, объяснялись движением мирового эфира. В Китае это понятие претерпело существ, изменения.

Кан Ювэй трактовал И. как этим, начало, "гуманность" (жэнь (2)) и "сострадание" (бу жэнь (1)). Сунь Ятсен видел в И. творящий хаос, к-рый "в своем движении порождает электроны; электроны, сгущаясь, создают элементы; элементы, соединяясь, создают материю; материя, собираясь воедино, создает планету".

В системе идей Тань Сытуна И.- основополагающее понятие, не имеющее четких дефиниций и раскрываемое через множество близких, но не тождеств, характеристик. Важнейшие его атрибуты - вечность и несотворенносгь. Сфера его распространения не имеет предела: И. существует в микро- и макромирах, в явлениях реальной жизни и в надмировом абсолюте - "едином первоначале" (и юань). И. многофункционален, он одного порядка с "чувством" (цин (2)), "разумом" (синь (1)) и понятием "дянь" (момент наивысшего напряжения сил инь ян; переводится также как электрон, электричество). И.- это импульс развития и реальная основа мира; из него "рождаются миры (фа цзе), возникает пустота (кун) и появляется все живое". Он выступает как условие единства мира, некий наполнитель, "склеивающий" отд. явления: "И., все склеивая, (приводя) в соответствие, связывая, наполняет (собой) отд. вещи". И. удерживает все предметы и явления в равновесии, препятствует не только их распаду, но и слиянию. Его действие распространяется и на об-во, и на космич. явления, и на тело человека.

Тань Сытун тем не менее не наделял И. свойствами первоначала. Если И. разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то "единое первоначало" предполагает иерархию, к-рую оно же и венчает. Через "единое первоначало" И. соотносится со своим коррелятом - "гуманностью". Все характеристики И. распространяются на "гуманность", приобретая этич. окраску. Через "гуманность" И. и его свойства проецируются на об-во и его законы.

*Тань Сытун. Жэнь сюэ (Учение о гуманности) // Тань Сытун цюаньцзи (Полк. собр. соч. Тань Сытуна). Пекин, 1954; Сунь Ятсен. Программа строительства гос-ва // Сунь Ятсен. Избр. произв. М., 1985; "Большая энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1905. Т. 20; Ханьюй да цы-дянь (Большой словарь кит. яз.)/ Под ред. Ло Чжу-фэна. Т. 1. Шанхай, 1986; Стабурова Е.Ю. О категории "эфир" в философии Тань Сытуна // 12-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1981. См. также лит-ру к ст. "Жэнь сюэ", Тань Сытун.

Е.Ю. Стабурова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

dic.academic.ru

У наших предков было прекрасное мировоззрение, но когда в физику пришли жиды, они всё опошлили...

Что такое "дух Святой"?

Спроси сегодня любого священника, и он наговорит вам много разных слов про "дух", которого Христос называл Богом, но ничего ясного от служителей культа вы не услышите. А если учесть тот факт, что Отцом Небесным, сущим на Небесах, Иисус называл Солнце, а Богоматерью является буквально синее небо со звёздами, о чём говорит архитектура православных храмов, посвящённых Богородице, то чёткое и ясное представление о "духе Святом" мы обретаем едва ли не сразу, как только посмотрим на эту фотографию северной природы, буквально залитой светом Солнца.

S10L3og_RFA (1)

Свет как видимый, так и невидимый — и есть "дух Святой". В представлении наших далёких предков исходящий от Солнца свет был явлением прежде всего материальным. Свет рассматривался как движение наилегчайшей вездесущей субстанции, которая была названа Эфиром. Никому тогда не приходило в голову считать "дух Святой" некой "нематериальной сущностью", как не приходит сегодня никому в голову считать "нематериальной сущностью" ветер (под которым мы понимаем движение воздуха). Однако, с появлением в философии так называемого идеалистического направления, появилась группа людей, которая утверждает, что "нематериальные образования" существуют в природе, и одна из них — то, что религия называет "духом Святым".

Что говорили относительно Эфира древние философы и что говорят современные, вы можете узнать, прочитав подборку цитат из различных энциклопедий и словарей, которая представлена ниже.

sun

Философская энциклопедия:

ЭФИР:

1) термин древне-греческой философии, один из элементов, т. н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня).

2) Эфир миpовой, световой Эфир, гипотетич. всепроникающая среда, которой приписывалась роль переносчика света и вообще электромагнитных взаимодействий; представления об Эфире господствовали в физике до появления специальной теории относительности А. Эйнштейна.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983):

ЭФИР:

(от греч. aither – воздух над облаками)

в древнегреческой философии (у Анаксагора, Эмпедокла, пифагорейцев, Платона, Аристотеля, стоиков) тончайшее первовещество, у Платона и Аристотеля также «пятый элемент» ("квинтэссенция"), который по значению, однако, является первым, заполняя небесное пространство над Луной; у стоиков – тончайшее первовещество (огонь, пневма), из которого всё состоит, который (как «мировая душа») во всём действует (см. также Паладъи) и в который всё превращается после «мирового пожара». По Гердеру, эфир – это, возможно, «место пребывания Творца Вселенной»; по Канту – первоматерия, модификации (уплотнения) которой составляют отдельные вещества. Прежде в физике эфир – это гипотетическое вещество, наполняющее мировое пространство и проникающее во все тела.

Философский энциклопедический словарь. 2010:

ЭФИР:

(от греч. αἰϑήρ – верхние слои воздуха) – термин, выражавший в истории философии и физики представление о недоступной чувств. наблюдению невесомой субстанции, самом тонком среди считавшихся существующими первовеществ.

В греч. мифологии Эфир – самый верхний, чистый и прозрачный слой воздуха, место обитания богов; орфики понимали под ним всепроникающую мировую душу. Греч. натурфилософия сначала отождествляла Эфир с воздухом или огнём. Лишь у Платона Эфир выступает как особая, небесная стихия, четко отграниченная от четырёх земных – земли, воды, воздуха и огня (см. Phaed. 109 с, 111 в; Tim. 53 с – 58 с). Аристотель наделял Эфир способностью к вечному круговому (самому совершенному) движению и трактовал его как перводвигатель, имманентный мирозданию. Лукреций также рассматривал Эфир как начало, двигающее небесные тела и состоящее из самых легких и подвижных атомов.

В философии и науке нового времени Эфир начинает пониматься как субстанция, непрерывно заполняющая пространственные промежутки между любыми телами. Эфир становится неотличимым от воздуха и огня (Дж. Бруно, Декарт). Опыты О. Герике с безвоздушным пространством показали различие воздуха и Эфира, и начиная с Гюйгенса Э. трактуется как невесомая среда, из свойств которой можно объяснить многие физические явления. Под влиянием ньютоновской теории тяготения, основанной на принципе дальнодействия, стали отрицать участие Эфира в явлениях тяготения. Особые виды Эфира – флюиды – долгое время выступали в физике как объяснительный принцип для каждого рода физических явлений. Крах концепции невесомой среды привёл к тому, что единственной невесомой субстанцией в физике остался светоносный Эфир; этому особенно способствовала волновая теория света как поперечных колебаний в Эфир (О. Френель). После установления электромагнитной природы света (Фарадей, Максвелл) получила распространение гипотеза, объяснявшая электричество и магнетизм как состояния напряжения в Эфире. Неудачи построения механич. моделей Эфира и опровержение гипотезы Герца о полном увлечении Эфира движущимися телами привели к теории неподвижного всепроникающего Эфира (немеханич. природы), выдвинутой Лоренцом. На этой основе Эфира, наряду с функцией носителя электромагнитного поля, приобрёл функцию абсолютной системы отсчета как субстанция, заполняющая абсолютное пространство. Опыт Майкельсона показал отсутствие движения Земли относительно Эфира и, таким образом, заставил отвергнуть эту функцию Эфира. С дрругой стороны, специальная теория относительности позволяет считать электромагнитное поле самостоятельной реальностью, не нуждающейся в носителе. Поэтому современная физика считает Эфир несуществующим. Однако Эйнштейн указывал, что относительности теория не требует безусловного отрицания существования Эфира. Если не приписывать Эфиру никаких механических свойств, его можно продолжать считать существующим, отождествив с пространством (см. Собр. науч. трудов, т. 1, М., 1965, с.625, 685, и т. 2, М., 1966, с. 279).

Линия мышления, не допускающая существования пустого пространства, лишенного всяких физич. свойств,и реализовавшаяся в физике прошлого в представлении об Эфире, в современной физике реализуется в понятиях гравитационного поля (в общей теории относительности) и физического вакуума (в квантовой теории поля).

Лит.: Ми Г., Молекулы, атомы, мировой Э., пер. Ф. И. Павлова, СПБ, 1913; Ла-Роза Э., История однойгипотезы, пер. В. О. Хвольсон, СПБ, 1914; Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., ч. 1–3, М.–Л.,1934–36; Зубов В. П., Развитие атомистич. представлений до нач. 19 в., М., 1965; Larmor J., Aether and matter,Camb., 1900; Lodge O., Der Weltäther, Braunschweig, 1911; Whittaker E., A history of the theories of aether andelectricity, v. 1–2, L.–[a.o.], 1951–53.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970:

ЭФИР:

ЭФИР (греч. αίθήρ) — в древнегреческой эпической поэзии и у трагиков — верхний чистый слой воздуха,ясное небо в противоположность нижнему слою αήρ. Гомер называет эфир “чертогом Зевса” (Ил. XIV, 258), местом обитания бессмертных олимпийских богов (Ил. XV, 192). У Гесиода он — один из прародителей мира, сын Эреба и Ночи, брат Дня (Теог. 124). Эсхил и Еврипид называют эфир супругом Земли (Aesch. fr.44, Eur. fr. 836). В орфических гимнах он — мировая душа, божественный разум мира (Orph. hymn. 5).

В древнегреческой философии, начиная с Эмпедокла, эфир — один из космических элементов. Сам Эмпедокл еще традиционно отождествлял его с воздухом, но уже в платоновской Академии возникает представление об эфире как особом пятом элементе, не имеющем ничего общего с землей, водой, воздухом и огнём (см. Квинтэссенция). Его автором обычно считают Аристотеля, но, скорее всего, им был сам Платон. В “Тимее”, описывая процесс создания космоса, он сопоставляет каждому из элементов правильный многогранник: пирамиду — огню, куб — земле, октаэдр — воздуху, икосаэдр — воде ; но поскольку многогранников пять, то и элементов тоже должно быть пять. По словам Платона, “оставшимся в запасе пятым многогранным построением Демиург воспользовался для придания формы Целому” (Тим.55с). Ученики Платона (Ксенократ) истолковывали эту фразу в том смысле, что форма додекаэдров была придана молекулам пятого элемента, заполняющего самую крайнюю сферу мира. У Аристотеля учение об эфире имеет совсем другое обоснование. Он доказывает необходимость существования пятого элемента, исходя из анализа движения. Поскольку все тела заключают в себе движущий принцип, каждое из них характеризуется определённым видом движения, причём простым телам — элементам — свойственны простые движения. Простых движений два — прямолинейное и круговое, следовательно, и среди элементов должен быть такой, которому от природы было бы свойственно круговращение. Правильнее всего, говорит Аристотель, называть этот элемент эфиром, оттого что он “вечно бежит” (αεί θείν, сходная этимология у Платона в “Кратиле” 41 Ob). Эфир составляет субстанцию звездных сфер вплоть до сферы Луны. Он отделён от всего здешнего, не имеет ни тяжести, ни легкости, вечен и неизменен (De caelo 1,2).

В дальнейшем, благодаря Гераклиду Понтийскому (fr. 98, 99 Whrli) и стоикам, эфир всё больше начинает толковаться как нематериальная субстанция. Зенон и Клеанф считают его огнём и производят αί&ήρ отαϊθω — гореть, пылать. Весь мир проникнут эфирным огнем, который в отличие от обычного не сжигает и негубит вещи, но, наоборот, всему дарует бытие и жизнь. Он есть поэтому “творческий огонь” (πυρ τεχνικόν) иБог, человеческая душа — часть его. Звезды, состоящие из чистейшего эфира, суть разумные божественные существа. По некоторым представлениям, эфир — единственное, что остается после мирового пожара,чтобы дать начало новому космосу. Введенная стоиками гипотеза о двух видах огня дала возможность примирить учение о четырёх элементах (которого придерживался Платон) с аристотелевским учением об эфире. Её придерживались такие философы, как Антиох Аскалонский, Евдор и Филон Александрийский.

После открытия и публикации в 1 в. до н. э. аристотелевских сочинений интерес к эфиру и к пятомуэлементу возрастает. Платоники и неопифагорейцы возвращаются к идее соответствия пяти правильныхмногогранников пяти элементам или пяти областям космоса. Эфир называют небом, пятой сущностью, ему сопоставляют определенный род живых существ (демоны, праведные души) и одно из пяти чувств (зрение). В то же время учение об эфире подвергается резкой критике со стороны перипатетика Ксенарха, который указывает на недостатки и слабые места аристотелевских доказательств и один за другим опровергает всеаргументы в пользу существования особого небесного элемента. Птолемеевская астрономическая система нанесла сильный удар по аристотелевской теории. Учение об эфире предполагало, что субстанция звездных сфер с постоянной скоростью вращается вокруг центра космоса, однако введённая Птолемеем система эпициклов гораздо лучше объясняла движение планет, нежели любая из гомоцентрических теорий.

Первые неоплатоники (Плотин, Порфирий) отвергали представление об эфире как о пятом элементе. Они понимали под эфиром некую тонкую световидную материю, которая связывает между собой дух и тело ислужит человеческим душам как бы “повозкой” (αιθέρων δχημα), на которой те спускаются с небес в своигрубые земные тела. Только с Ямвлихом, видевшим в пятом элементе важное промежуточное звено в цепиэманации, школа приходит к постепенному признанию аристотелевского учения (Юлиан. “Речь к Солнцу”, IV). Как считает Прокл, оно не противоречит сказанному Платоном о природе звёзд. Небесный элемент, или эфир, по его мнению, представляет собой полудуховную субстанцию, в которой содержатся идеи (логосы) всех существующих в мире вещей, в т. ч. и четырех элементов (In Tim. Ill, 113, 5). Из этой субстанции состоят не только звезды, но и первые астральные тела душ.

Неоплатонические представления об эфире становятся ведущими у средневековых мыслителей. Боэций и Макробий говорят о “световидном теле души” (In Somn. Scip. 1,12,13). Исидор Севильский, как и Платон,помещает эфир между воздухом и огнём. Альберт Великий полагает, что прозрачность эфира является следствием его духовной природы. Давид Динанский называет эфир материей, общей для Бога, Ума и мира. Не без влияния аристотелевского учения о пятом небесном элементе сложилась и характерная для средневекового августинизма “метафизика света”, представление о свете как первопричине всего сущего (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон).

В эпоху Возрождения эфир опять начинает пониматься как квинтэссенция. Агриппа Неттесгеймский говорит о нём как о Spiritus mundi, животворящей силе и начале всякого движения. Согласно Парацельсу, все сущее имеет как бы два тела: одно — земное и видимое, другое — невидимое и астральное (Spiritus), являющееся субстратом всякой материи. И Агриппа, и Парацельс пытались выделить квинтэссенцию (философский камень) путем алхимических опытов, потому что обладание ею дало бы возможность получать какое угодно вещество. Согласно Дж. Бруно, эфир бесконечен и одушевлен. Он наполняет Вселенную и пронизывает как Spiritus universi все тела.

У философов 17 в. идея эфира тесно связана с идеей близкодействия, согласно которой тела не могут взаимодействовать друг с другом, находясь на конечном расстоянии, и, следовательно, должны передавать воздействие от одного тела к другому через промежуточную среду. Автором этой идеи можно считать Р.Декарта, предложившего механистическое толкование эфирной гипотезы. Поскольку природа не терпит пустоты, необходимо, по его мнению, допустить существование единой мировой материи (эфира), заполняющей все “пустые” промежутки между частицами известных нам веществ. Эта материя обладаетвсего двумя качествами: протяженностью и плотностью. Движением ее частиц легко объясняются многие физические явления, в частности образование солнечной системы, распространение света и т. д. Такого мнения придерживался в своих ранних работах и Исаак Ньютон (“Гипотеза света”, 1675). Однако позднее, разработав теорию всемирного тяготения, он отказывается от гипотезы универсального эфира и начинает объяснять взаимодействия тел дальнодействующими механизмами притяжения и отталкивания.

В начале 19 века под влиянием натурфилософских сочинений Шеллинга теория Декарта о “свободноциркулирующем, разлитом повсюду эфире” переживает настоящий ренессанс. Шеллинг истолковывает эфир ("праматери") как первое проявление той единой созидающей положительной силы, которая дала начало органической и неорганической природе и связала ее во всеобщий организм. “В этой силе мы вновь узнаем ту сущность, которую древняя философия приветствовала, прозревая в качестве общей души природы” (“О мировой душе” IV, 7). В поэзии Ф. Гёлвдерлина эфир выступает как небесный Отец всего сущего, чья любовь и забота оживотворяют природу.

В физической науке Нового времени предположение о существовании некой эфирной среды первоначально использовалось для объяснения различных взаимодействий. При этом вводились разные виды эфира, не имеющие ничего общего друг с другом: электрический, магнитный, световой и др. В связи с успехами волновой оптики наибольшее признание получила теория светового эфира (О. Френель). Волновая теория света, казалось, требовала наличия сплошной промежуточной среды между источником и приемником света. Было предпринято много попыток построить механическую модель этой среды, которые, правда, так и не увенчались успехом. Механическая модель эфира должна была обладать рядом трудно согласуемых свойств. Так, поперечность световых колебаний требовала, чтобы эфир обладал свойствами упругого твердого тела, а отсутствие продольных световых волн означало его несжимаемость. Эфир должен был обладать невесомостью, не оказывать сопротивления движущимся сквозь него телам и т. д. Все эти противоречивые требования были учтены в механической модели ирландского физика Мак-Келога (30-е гг.19 в.), однако сложность и малопонятность его модели привели, в конечном итоге, к отказу от дальнейшей разработки теории эфира. Однако после открытия электромагнитного поля интерес к эфиру возродился.Основные понятия теории поля (напр., ток смещения) вводились на основе механических представлений о нём (Дж. Максвелл). Это привело к дальнейшей разработке эфирных моделей. В частности, получила развитие вихревая модель, где эфир представлен в виде турбулентной жидкости. Но, как и прежде,предлагаемые модели не могли объяснить все наблюдаемые электромагнитные явления. Так, вихревая теория эфира строилась для объяснения распространения электромагнитных волн, но она не могла объяснить взаимодействия постоянных токов или неподвижных зарядов. Большие затруднения вызывал вопрос о взаимодействии эфира с веществом. Г. Герц выдвинул предположение, что эфир увлекается за собой движущимися телами. Оказалось, однако, что гипотеза Герца противоречит законам динамики сплошных сред, и тогда Э. Лоренц предложил теорию неподвижного эфира. Но наличие неподвижного эфира противоречит принципу относительности, поскольку система отсчета, в которой эфир как целое покоится, является абсолютной, т. е. отличается от других инерциальных систем, эквивалентных для механики. Если бы неподвижный эфир действительно существовал, то относительно движущегося сквозь него тела скорость света должна была бы различаться в направлении движения и в противоположном направлении. Различие скорости света могло бы быть экспериментально обнаружено, напр., относительно движущейся по орбите Земли. В 1887 Майкельсоном был поставлен опыт, показавший отсутствие движения Земли относительно эфира и тем самым заставивший отвергнуть гипотезу Лоренца.

Современная физика отрицает существование эфира. Теория электромагнитных явлений, построенная на основе теории относительности Эйнштейна, не нуждается в подобной гипотезе и несовместима с ней. Передача взаимодействий осуществляется полем. Поле рассматривается как самостоятельная реальность, не нуждающаяся в носителе. Но отказ современной физики от концепции эфира не означает возврата к представлению о пустом пространстве. Можно считать, что место эфира сейчас занимает представление о физическом вакууме, который даже при отсутствии каких-либо полей и вещества все же обладает некоторыми определенными свойствами, отличающими его от абсолютной пустоты.

Лит.: Розенберг Ф. История физики. М.—Л., 1933—36; Лауэ М. История физики. М.—Л., 1956; Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1984; Moraux Р. Quinta essentia, RE, Hlbd. 47,19б3,со1.1171-1263; DillonJ. The Middle Platonists. L., WT,iodgeO. Der \\feltäther. Braunschweig, 1911;WhittakerE. A history of the theories f ether and electrisity, v. 1—2. L., 1951—53. С. В. Месяц Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. strong. (Источник).

*   *   *Как видите, с приходом в физику жидов, главенствующее место, которое занимал Эфир в системе Мироздания, стал занимать так называемый "физический вакуум". Смысл этого словосочетания, если перевести его буквально с греческого или с латыни на русский язык — "природная пустота". То есть, нас пытаются убедить в том, что в фундаменте Природы находится "пустое место". Как говорится, выводы делайте сами. И то, что эти библейские мошенники говорят нам сегодня, что придуманная ими "пустота" — не совсем пустота, что она обладает "некоторыми определёнными свойствами, отличающими его от абсолютной пустоты", есть не что иное, как мозгокрутство и очередное издевательство над разумом человеческим...

Единицы высокопоставленных моральных уродов, страдающих манией величия, диктуют сегодня миру свою волю и навязывают ложные стереотипы мышления, при этом от их наглости, от их лжи и от их деяний страдают миллионы и миллиарды людей, живущих на планете.

Поневоле хочется спросить: доколе сию наглость и ложь терпеть то будем?

mpuKpiArogo

Приложение №1:

Брошюра "Учебники физики теперь придётся переписывать!".

Screenshot_199

Скачать: http://a-plagiata.net/za-tak/counters/counter.php?book=97

Приложение №2:

Что означает "нимб" на христианских иконах?

150px-Spas_vsederzhitel_sinay"Крещатый нимб" (икона Спаса Вседержителя из монастыря Святой Екатерины, Синай, VI век.

Справка: Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма, в христианском искусстве распространяется с IV века. В исламском искусстве, в частности, миниатюрах, нимб употребляется в изображении многих людей, не обязательно святых. В византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу.(Источник).

Откуда пошла традиция изображать светящийся круг — нимб — вокруг головы так называемого "святого" , нетрудно догадаться, если посмотреть на изображение древнеславянского Бога — Ярила. Так русичи называли весеннее Солнце, набирающее силу после окончания зимы.

1610308_300              Ярило-Солнце.

Приложение №3:

"Капля исторической правды накануне Рождества".

4 января 2015 г. Антон Благин

Post scriptum

lovelyman111: профессор, вы не устали бороться с Православием? Вашу бы энергию, да в правильное русло. Да уж. Антон Благин договорился до муслимских нимбов! Поздравляю.

Blagin_Anton: надо помимо Библии и другие книжки почитывать, тогда и про мусульманские нимбы знать будете. Касательно вопроса, "не устал ли я бороться с Православием?", отвечу так. Я борюсь с ложью и подменой изначальных смыслов на суррогаты, где бы это ни происходило. Поэтому от меня достаётся всем религиям без исключения. Везде есть ложь и есть подмены. Изначальная вера наших предков представляла собою ведичество и солнцепоклонство. Сюда входило и представление о гелиоцентрической системе мира, и свастика — символ солнцеворота, и представление о духе Святом. Отсюда и представление о священных камнях — Сейдах, отсюда и знание, что пирамиды — концентраторы духа Святого. Само слово "пирамида" означает "огонь в середине". И так далее, и тому подобное. Чем было плохо это мировоззрение и эта вера, опирающаяся на знания о многих секретах природы?

А что собою представляет нынешнее так называемое Православие? И кто его придумал?

Жиды его придумали и про Христа-Солнце легенду сложили.

Православный крест — это два в одном: "И Христос распятый и Солнце животворящее":

два в одном

Эти жиды, захватившие в свои руки религию и науку, не только извратили наше естествознание, но и свели весь духовный практический опыт наших предков к поклонению "святым мощам", оставшихся от немощных старцев.

Об этом я рассказал в двух своих статьях:

"Серьёзный разговор про Рождество и Новый Год"

"Нынешнее христианство похоже на труп Ленина, хранящийся в мавзолее".

За такие проделки, между прочим, на Руси было принято морду бить!

blagin-anton.livejournal.com

ЭФИР | Новая философская энциклопедия | Онлайн словари по философии

ЭФИР (греч. αἰθήρ) – в древнегреческой эпической поэзии и у трагиков – верхний чистый слой воздуха, ясное небо в противоположность нижнему слою ἀήρ. Гомер называет эфир «чертогом Зевса» (Ил. ХIѴ, 258), местом обитания бессмертных олимпийских богов (Ил. XV, 192). У Гесиода он – один из прародителей мира, сын Эреба и Ночи, брат Дня (Теог. 124). Эсхил и Еврипид называют эфир супругом Земли (Aesch. fr. 44, Eur. fr. 836). В орфических гимнах он – мировая душа, божественный разум мира (Orph. hymn. 5).

В древнегреческой философии, начиная с Эмпедокла, эфир – один из космических элементов. Сам Эмпедокл еще традиционно отождествлял его с воздухом, но уже в платоновской Академии возникает представление об эфире как особом пятом элементе, не имеющем ничего общего с землей, водой, воздухом и огнем (см. Квинтэссенция). Его автором обычно считают Аристотеля, но, скорее всего, им был сам Платон. В «Тимее», описывая процесс создания космоса, он сопоставляет каждому из элементов правильный многогранник: пирамиду – огню, куб – земле, октаэдр – воздуху, икосаэдр – воде; но поскольку многогранников пять, то и элементов тоже должно быть пять. По словам Платона, «оставшимся в запасе пятым многогранным построением Демиург воспользовался для придания формы Целому» (Тим. 55с). Ученики Платона (Ксенократ) истолковывали эту фразу в том смысле, что форма додекаэдров была придана молекулам пятого элемента, заполняющего самую крайнюю сферу мира. У Аристотеля учение об эфире имеет совсем другое обоснование. Он доказывает необходимость существования пятого элемента, исходя из анализа движения. Поскольку все тела заключают в себе движущий принцип, каждое из них характеризуется определенным видом движения, причем простым телам – элементам – свойственны простые движения. Простых движений два – прямолинейное и круговое, следовательно, и среди элементов должен быть такой, которому от природы было бы свойственно круговращение. Правильнее всего, говорит Аристотель, называть этот элемент эфиром, оттого что он «вечно бежит» (ἀεὶ θεῖν, сходная этимология у Платона в «Кратиле» 410b). Эфир составляет субстанцию звездных сфер вплоть до сферы Луны. Он отделен от всего здешнего, не имеет ни тяжести, ни легкости, вечен и неизменен (De caelo I, 2).

В дальнейшем, благодаря Гераклиду Понтийскому (fr. 98, 99 Wehrli) и стоикам, эфир все больше начинает толковаться как нематериальная субстанция. Зенон и Клеанф считают его огнем и производят αἰθήρ от αἴθω – гореть, пылать. Весь мир проникнут эфирным огнем, который в отличие от обычного не сжигает и не губит вещи, но, наоборот, всему дарует бытие и жизнь. Он есть поэтому «творческий огонь» (πῦρ τεχνικόν) и Бог, человеческая душа – часть его. Звезды, состоящие из чистейшего эфира, суть разумные божественные существа. По некоторым представлениям, эфир – единственное, что остается после мирового пожара, чтобы дать начало новому космосу. Введенная стоиками гипотеза о двух видах огня дала возможность примирить учение о четырех элементах (которого придерживался Платон) с аристотелевским учением об эфире. Ее придерживались такие философы, как Антиох Аскалонский, Евдор и Филон Александрийский.

После открытия и публикации в 1 в. до н.э. аристотелевских сочинений интерес к эфиру и к пятому элементу возрастает. Платоники и неопифагорейцы возвращаются к идее соответствия пяти правильных многогранников пяти элементам или пяти областям космоса. Эфир называют небом, пятой сущностью, ему сопоставляют определенный род живых существ (демоны, праведные души) и одно из пяти чувств (зрение). В то же время учение об эфире подвергается резкой критике со стороны перипатетика Ксенарха, который указывает на недостатки и слабые места аристотелевских доказательств и один за другим опровергает все аргументы в пользу существования особого небесного элемента. Птолемеевская астрономическая система нанесла сильный удар по аристотелевской теории. Учение об эфире предполагало, что субстанция звездных сфер с постоянной скоростью вращается вокруг центра космоса, однако введенная Птолемеем система эпициклов гораздо лучше объясняла движение планет, нежели любая из гомоцентрических теорий.

Первые неоплатоники (Плотин, Порфирий) отвергали представление об эфире как о пятом элементе. Они понимали под эфиром некую тонкую световидную материю, которая связывает между собой дух и тело и служит человеческим душам как бы «повозкой» (αἰθέριον ὄχημα), на которой те спускаются с небес в свои грубые земные тела. Только с Ямвлихом, видевшим в пятом элементе важное промежуточное звено в цепи эманации, школа приходит к постепенному признанию аристотелевского учения (Юлиан. «Речь к Солнцу», IV). Как считает Прокл, оно не противоречит сказанному Платоном о природе звезд. Небесный элемент, или эфир, по его мнению, представляет собой полудуховную субстанцию, в которой содержатся идеи (логосы) всех существующих в мире вещей, в т.ч. и четырех элементов (In Tim. III, 113, 5). Из этой субстанции состоят не только звезды, но и первые астральные тела душ.

Неоплатонические представления об эфире становятся ведущими у средневековых мыслителей. Боэций и Макробий говорят о «световидном теле души» (In Somn. Scip. I, 12, 13). Исидор Севильский, как и Платон, помещает эфир между воздухом и огнем. Альберт Великий полагает, что прозрачность эфира является следствием его духовной природы. Давид Динанский называет эфир материей, общей для Бога, Ума и мира. Не без влияния аристотелевского учения о пятом небесном элементе сложилась и характерная для средневекового августинизма «метафизика света», представление о свете как первопричине всего сущего (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон).

В эпоху Возрождения эфир опять начинает пониматься как квинтэссенция. Агриппа Неттесгеймский говорит о нем как о spiritus mundi, животворящей силе и начале всякого движения. Согласно Парацельсу, все сущее имеет как бы два тела: одно – земное и видимое, другое – невидимое и астральное (spiritus), являющееся субстратом всякой материи. И Агриппа, и Парацельс пытались выделить квинтэссенцию (философский камень) путем алхимических опытов, потому что обладание ею дало бы возможность получать какое угодно вещество. Согласно Дж. Бруно, эфир бесконечен и одушевлен. Он наполняет Вселенную и пронизывает как spiritus universi все тела.

У философов 17 в. идея эфира тесно связана с идеей близкодействия, согласно которой тела не могут взаимодействовать друг с другом, находясь на конечном расстоянии, и, следовательно, должны передавать воздействие от одного тела к другому через промежуточную среду. Автором этой идеи можно считать Р.Декарта, предложившего механистическое толкование эфирной гипотезы. Поскольку природа не терпит пустоты, необходимо, по его мнению, допустить существование единой мировой материи (эфира), заполняющей все «пустые» промежутки между частицами известных нам веществ. Эта материя обладает всего двумя качествами: протяженностью и плотностью. Движением ее частиц легко объясняются многие физические явления, в частности образование солнечной системы, распространение света и т.д. Такого мнения придерживался в своих ранних работах и И.Ньютон («Гипотеза света», 1675). Однако позднее, разработав теорию всемирного тяготения, он отказывается от гипотезы универсального эфира и начинает объяснять взаимодействия тел дальнодействующими механизмами притяжения и отталкивания.

В начале 19 в. под влиянием натурфилософских сочинений Шеллинга теория Декарта о «свободно циркулирующем, разлитом повсюду эфире» переживает настоящий ренессанс. Шеллинг истолковывает эфир (праматерию) как первое проявление той единой созидающей положительной силы, которая дала начало органической и неорганической природе и связала ее во всеобщий организм. «В этой силе мы вновь узнаем ту сущность, которую древняя философия приветствовала, прозревая в качестве общей души природы» («О мировой душе» IѴ, 7). В поэзии Ф.Гёльдерлина эфир выступает как небесный Отец всего сущего, чья любовь и забота оживотворяют природу.

В физической науке Нового времени предположение о существовании некой эфирной среды первоначально использовалось для объяснения различных взаимодействий. При этом вводились разные виды эфира, не имеющие ничего общего друг с другом: электрический, магнитный, световой и др. В связи с успехами волновой оптики наибольшее признание получила теория светового эфира (О.Френель). Волновая теория света, казалось, требовала наличия сплошной промежуточной среды между источником и приемником света. Было предпринято много попыток построить механическую модель этой среды, которые, правда, так и не увенчались успехом. Механическая модель эфира должна была обладать рядом трудно согласуемых свойств. Так, поперечность световых колебаний требовала, чтобы эфир обладал свойствами упругого твердого тела, а отсутствие продольных световых волн означало его несжимаемость. Эфир должен был обладать невесомостью, не оказывать сопротивления движущимся сквозь него телам и т.д. Все эти противоречивые требования были учтены в механической модели ирландского физика Мак-Келога (30-е гг. 19 в.), однако сложность и малопонятность его модели привели, в конечном итоге, к отказу от дальнейшей разработки теории эфира. Однако после открытия электромагнитного поля интерес к эфиру возродился. Основные понятия теории поля (напр., ток смещения) вводились на основе механических представлений о нем (Дж.Максвелл). Это привело к дальнейшей разработке эфирных моделей. В частности, получила развитие вихревая модель, где эфир представлен в виде турбулентной жидкости. Но, как и прежде, предлагаемые модели не могли объяснить все наблюдаемые электромагнитные явления. Так, вихревая теория эфира строилась для объяснения распространения электромагнитных волн, но она не могла объяснить взаимодействия постоянных токов или неподвижных зарядов. Большие затруднения вызывал вопрос о взаимодействии эфира с веществом. Г.Герц выдвинул предположение, что эфир увлекается за собой движущимися телами. Оказалось, однако, что гипотеза Герца противоречит законам динамики сплошных сред, и тогда Э.Лоренц предложил теорию неподвижного эфира. Но наличие неподвижного эфира противоречит принципу относительности, поскольку система отсчета, в которой эфир как целое покоится, является абсолютной, т.е. отличается от других инерциальных систем, эквивалентных для механики. Если бы неподвижный эфир действительно существовал, то относительно движущегося сквозь него тела скорость света должна была бы различаться в направлении движения и в противоположном направлении. Различие скорости света могло бы быть экспериментально обнаружено, напр., относительно движущейся по орбите Земли. В 1887 Майкельсоном был поставлен опыт, показавший отсутствие движения Земли относительно эфира и тем самым заставивший отвергнуть гипотезу Лоренца.

Современная физика отрицает существование эфира. Теория электромагнитных явлений, построенная на основе теории относительности Эйнштейна, не нуждается в подобной гипотезе и несовместима с ней. Передача взаимодействий осуществляется полем. Поле рассматривается как самостоятельная реальность, не нуждающаяся в носителе. Но отказ современной физики от концепции эфира не означает возврата к представлению о пустом пространстве. Можно считать, что место эфира сейчас занимает представление о физическом вакууме, который даже при отсутствии каких-либо полей и вещества все же обладает некоторыми определенными свойствами, отличающими его от абсолютной пустоты.

Литература:Розенберг Ф. История физики. М.–Л., 1933–36;Лауэ М. История физики. М.–Л., 1956;Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1984;Moraux Р. Quinta essentia, RE, Hlbd. 47, 1963, col. 1171–1263;Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977;Lodge O. Der Weltäther. Braunschweig, 1911;Whittaker E. A history of the theories of ether and electrisity, v. 1–2. L., 1951–53.

С.В.Месяц

platona.net

ЭФИР - это... Что такое ЭФИР?

  • ЭФИР —         (греч. ?? ?? верхние слои воздуха)         1) термин др. греч. философии, один из элементов, т. н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). см. Квинтэссенция.         2) Э. миpовой, световой Э., гипотетич. всепроникающая… …   Философская энциклопедия

  • ЭФИР —     ЭФИР (греч. αίθήρ), в античной философии один из космических элементов, составляющий субстанцию неба и звезд. В древнегреческой эпической поэзии и у трагиков эфир ясное небо, верхний чистый слой воздуха, противоположный нижнему слою аэру… …   Античная философия

  • ЭФИР — (от греч. aither воздух). 1) упругое, незначительной плотности вещество, наполняющее вселенную, колебаниями которого физики объясняют явления света, теплоты, электричества и т. п. 2) в химии: летучая жидкость, получаемая от соединения какой… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЭФИР — муж., греч. вообще, самое жидкое, тонкое, легкое и проницательное, что еле доступно чувствам, или даже от них укрывается; предполагаемое во всем пространстве вселенной вещество, по тонкости своей недоступное чувствам, служащее средою для передачи …   Толковый словарь Даля

  • эфир — эфира, мн. нет, м. [греч. aither]. 1. Первонач., в учении греческих философов тончайшая материя, наполняющая мировое пространство, т. наз. “пятая стихия” (квинтэссенция), в противоп. четырем основным (огню, воздуху, воде и земле). 2. перен.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭФИР — (греч. aither) мировой, световой эфир, гипотетич. всепроникающая среда, к рой наука прошлых столетий приписывала роль переносчика света и вообще эл. магн. вз ствий. Первоначально Э. понимали как механич. среду, подобную упругому телу. Соотв.… …   Физическая энциклопедия

  • ЭФИР — ЭФИР, в физике гипотетическое вещество, которое, заполняет все пространство и не оказывает никакого сопротивления движению. Считалось, что именно эфир способствует передаче электромагнитных излучений (отсюда известное выражение «выйти в эфир» о… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • эфир — воздушное пространство, вышина, среда, высь, поднебесье, воздух, высота (поднебесная), небесная высь, пространство; глицерид, лактон, антодин, формиат, метакрилат, гваякол, уретан, эстер, пальмитин, наркотик Словарь русских синонимов. эфир см.… …   Словарь синонимов

  • ЭФИР — ЭФИР, то же, что этиловый эфир …   Современная энциклопедия

  • ЭФИР — электронный финансовый рынок техн., фин. ЭФиР «Экономика, финансы и рынки» информационно аналитическая система «Интерфакса» http://efir.kiev.ua/​ фин …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Эфир — ЭФИР, то же, что этиловый эфир.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Эфирная теория — Alt-Sci

    Соответствующая статья Википедии: Эфир

    Эфир – промежуточное звено между пространством и материей, которое познается только мысленно, и проявляется только косвенно в виде наблюдаемых физических явлений и измеряемых физических величин. Существование эфира отрицается в связи с его нематериальностью, и поэтому его свойства делят между свойствами пространства и материи.

    Эфир заполняет все пространство и является причиной существования материи с ее законами, являясь первичной материей или праматерией. Материальные тела – сгустки плотного эфира.

    Вся мировая энергия заключена в эфире. Все виды энергии происходят от эфирной энергии, которая находится в вечном круговороте. Использование чистой (свободной) эфирной энергии создает эффект вечного двигателя.

    Основное проявление эфира в обыденной жизни – силы инерции и гравитации. Эфир придавливает предметы к земле, сопротивляется их разгону и торможению. Давление эфира почти прекращается во время свободного падения.

    Эфир – понятие древнегреческой и европейской философии. В японской философии эфиру соответствует сверхъестественная сила «мукёку». В китайской философии эфиру соответствует энергия «ци», заполняющая пустое пространство «тайсю». В индийской философии эфиру соответствуют «майя», «пракрити», «прана» и «акаша», хотя последние два понятия имеют в виду духовную энергию.

    В существование эфира, так или иначе, верили великие ученые и изобретатели:

    • Декарт Р. (1596–1650). Один из основателей алгебры, создатель аналитической геометрии, философ. Считал свет поступательным движением некой разреженной материи[1].
    • Гюйгенс Х. (1629-1695). Изобретатель, физик. Считал свет передачей движения от одной частицы эфира к другой.
    • Гук Р. (1635–1703). Один из основателей физики и механики. Вычислил формулу тяготения, авторство которой присвоено Ньютону единолично[2].
    • Ломоносов М.В. (1711–1765). Автор молекулярно-кинетической теории теплоты, ставшей основой термодинамики. Автор объяснения гравитации, как давления эфира[3].
    • Френель О. Ж. (1788–1827). Физик, основавший волновую теорию света. Считал эфир упругой средой.
    • Фарадей М. (1791–1867). Изобретатель, физик. Открыватель закона электромагнитной индукции, и ряда других явлений. Считал электромагнитные поля особыми состояниями эфира.
    • Гельмгольц Г. (1821–1894). Разносторонний ученый, автор теорий физиологического восприятия цвета и звука. Считал эфир идеальной несжимаемой жидкостью.
    • Менделеев Д.И. (1834–1907). Разносторонний ученый, химик, экономист. Автор периодической системы элементов. Как химик, считал эфир идеальным газом (Ньютоний).
    • Максвелл Дж. К. (1831–1879). Физик, создавший классическую электродинамику, основываясь на механических аналогиях. Однако, желая обосновать электромагнитные волны, выдумал несуществующий «ток смещения».
    • Томсон Дж. Дж. (1856-1940). Физик, открывший электрон. Автор идеи об эквивалентности массы и электромагнитной энергии.
    • Умов Н.А. (1846-1915). Физик, приближенно определивший уравнение эквивалентности массы и электромагнитной энергии[4].
    • Хэвисайд О. (1850–1925). Инженер и математик, создавший современную теорию электрических цепей. Автор электромагнитной теории эфира и знаменитой формулы \(E=mc^2\), авторство которой было присвоено Эйнштейну единолично.
    • Тесла Н. (1856–1943). Великий изобретатель различных трансформаторов, электрических машин (двигатели, генераторы), многофазной электросети переменного тока, а также множества малоизвестных устройств. Автор собственных неопубликованных физических теорий. Современник Эйнштейна, споривший с ним по поводу существования эфира.

    Убеждение в существование эфира было подорвано следующими физиками-теоретиками, несмотря на все их заслуги:

    Современные публикуемые эфирные теории имеют заблуждения, отрицая основные свойства эфира:

    • Эфир не является идеальным или реальным (как считает Ацюковский) газом в полном смысле этого слова, обладая температурой и т.п. В представлениях древних философов, эфир считался отдельным элементом наравне с газом (воздухом), плазмой (огнем), жидкостью (водой) и твердым веществом (землей). Эфир сам по себе – пустое пространство, не имеющее ни температуры, ни давления и т.п.
    • Эфир не является сплошной упругой средой, распространяющей механические волны, подобные звуковым. Свет является прямолинейным движением эфира в форме волны. Настоящие волны существуют только в веществе, и никогда не распространяются идеально прямолинейно в пустом пространстве, в отличие от световых лучей. Не существует, также, гравитационных волн.
    • Эфир несет в себе фундаментальные законы электромагнетизма как природы света, отличные от механических законов вызывающих инерцию и гравитацию. Современные эфирные теории разными путями сводят электромагнетизм к механическому давлению, забывая о различии электромагнитного и гравитационного взаимодействий.
    • Эфирные частицы не обладают собственной инерционной и гравитационной массой, а создают массу материи из электромагнитной энергии. Этому свойству наиболее соответствуют: пространство Тевари и торсионные фитоны Акимова и Шипова.

    Предлагаемая новая эфирная теория подразумевает следующую эфирную материалистическую структура мира:

    Компонент Категории Объекты
    Пространство и время Геометрия, кинематика, поле Абстрактные тела, лучи, поля
    Эфир (праматерия) Гравитация, динамика, магнетизм, электричество, оптика Электромагнитные и гравитационные поля, вихри, свет
    Материя Волны, отражение, преломление, рассеивание, химия, теплота, трение Атомы, молекулы, кристаллы

    Список физических явлений, объясняемых новой эфирной теорией:

    • Прямолинейное и рассеянное распространение света (см. Модель эфира, Магнетизм, Рассеяние и дифракция).
    • Элементарные частицы материи (см. Вещество, Материальные частицы).
    • Шаровые молнии (см. Макровихри, НЛО).
    • Грозовые облака, смерчи или торнадо.
    • Опыт Физо (см. Эффект Доплера, Интерференция).
    • Релятивистское замедление времени (см. Эффект Доплера, Масса и инерция).
    • Эффект Саньяка.
    • Радиоволны.
    • Торсионное поле.
    • Резонансная передача энергии.
    • Масса и инерция.
    • Гравитация.
    • Темная материя галактик и гравитационные волны.
    • Гравитационная линза.
    • Гравитационное замедление времени и смещение спектра.
    • «Расширение» вселенной и гравитационный парадокс.
    • Аномалии движения планет.
    • Вес, невесомость, перегрузки.
    • Диамагнетизм и парамагнетизм (см. Магнетизм частиц).
    • Магнитооптический эффект Фарадея (см. Магнетизм частиц).
    • Волны де-Бройля и дифракция частиц (см. Масса и импульс, Рассеяние и дифракция).
    • Фотоны.
    • Антиматерия.
    • Дефект массы и особенности строения атомных ядер.
    • Энергетические уровни электронов в атомах.
    • Туннельный эффект.
    • Эффект Казимира.
    • Холодный ядерный синтез.
    • Рост и снижение энтропии (см. Термодинамика).
    • Фононы Дебая (см. Теплоемкость).
    • Эффект Гребенникова (см. Форма).
    • Изобретения Шаубергера (см. Макровихри).
    • Источник магнитного поля и тепла планет (см. Космические тела).
    • Аномальные зоны Земли (см. Космические тела).
    • Эффект Капицы-Дирака (см. Рассеяние и дифракция).
    • Филадельфийский эксперимент (см. Невидимость).
    • Эффект Подклетнова (см. Антигравитация).

    Примечания

    1. ↑ Декарт Рене. Рассуждение о методе. Диоптрика. Метеоры. Геометрия. - М.: Изд.: АН СССР, 1953. - 656 с.
    2. ↑ В. И. Арнольд. Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук — первые шаги математического анализа и теории катастроф, от эвольвент до квазикристаллов — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. — 1989. — 96 с. — ISBN 5-02-013935-1.
    3. ↑ Ломоносов М. В. [Заметки о тяжести тел] / Пер. Я. М. Боровского // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983.Т. 1: Труды по физике и химии, 1738—1746. — М.; Л.: АН СССР, 1950. — С. 237—251.
    4. ↑ Умов Н. А. Теория простых сред и её приложение к выводу основных законов электростатических и электродинамических взаимодействий. — Одесса, т. 9, 1873.

    alt-sci.ru

    Эфир как философия физики

    3.       Эзотерическая картина мираПод термином «эзотерическая» (греч. esotericos - внутренний) понимают теорию, предназначенную только для посвященных, понятную лишь специалистам. Эзотерические знания передаются «от отца к сыну» или «от учителя к ученику». В начале 20 века русское общество было пронизано исканиями новых путей и новых смыслов. Появились множество изданий - от лекций и теософских журналов, трудов Е.П. Блаватской, русских мистиков до переводов экзотических текстов по индийской йоге. Тогда же изменились ориентиры в духовных поисках одного из интереснейших мыслителей этого времени - П.Д. Успенского. В 1911 г он издает книгу «Terium Organum» («Третий инструмент»), книгу, которая является по его словам, «ключ к загадкам мира». Труды Успенского интересны тем, что в них достаточно хорошо видны многие особенности оккультизма и мистицизма в одной из его наиболее логически разработанных форм.

    Рассматривая с разных сторон эволюцию человеческого духа и разбирая мнения и взгляды различных мыслителей, мы все время наталкиваемся на постепенные этапы, на последовательные стадии, через которые проходят все стороны духа без исключения. В ощущении пространства и времени, в образовании психических единиц мышления, в формах деятельности , в логике и математике, в формах сознания и познания - мы везде наталкиваемся на известные ступени, которые, очевидно, не могут быть обойдены и должны быть пройдены. Сопоставляя все вместе, мы видим, что этапы или стадии, или ступени разных областей эволюции - одни и те же. Они все соответствуют друг другу, все лежат параллельно.

    Переходя на новую ступень ощущения пространства, данное существо тем самым приобретает новое мышление, новую логику, новую математику, новую форму действий, новую форму познания, и даже новую мораль. И наоборот, приобретение новой логики или новой морали неизбежно приведет за собой проявление нового чувства пространства. Нельзя подняться на новую ступень в одной области без того, чтобы не подняться на соответствующие ступени во всех остальных. И мы видим четыре ступени (стадии) соответствующие: одномерному (состояние низшего животного), двумерному (состояние высшего животного), трехмерному (человек с ясным сознанием, пониманием, логикой) и четырехмерному ощущению пространства. Эволюция всех остальных сторон души идет по той же лестнице.

    Активное сознание человека, разделение на Я и не Я. Метагалактика конечных и постоянных чисел. Позитивная наука и дуалистический спиритуализм, разделение духа и материи. Чувство отдельности. Темнота в прошедшем, темнота в будущем. Нереальность настоящего. Мертвая Вселенная. Загадочность бытия.

    Четвертая стадия - чувство четырехмерного пространства. Новое ощущение пространства. Живая Вселенная. Космическое сознание. Реальность бесконечного. Чувство общения со всем. Единство всего. Новая мораль. Новая нравственность. Рождение сверхчеловека.

    Для перехода к миру многих измерений необходимо постичь высшую логику, которую можно назвать интуитивной логикой, логикой экстаза. Систему этой логики можно вывести из очень многих философских систем. Самая точная формулировка этой логики есть у Плотина в трактатах «О красоте». Успенский назвал систему этой высшей логики ключом к познанию мира, потому что это третье оружие мысли после Аристотеля и Бэкона. Человек, владеющий этим оружием, может без страха раскрыть двери мира причин.

    biologrefs.ru