Эфир в эзотерике: Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. 5-й доклад : philologist — LiveJournal

Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. 5-й доклад : philologist — LiveJournal

Берлин, 30 сентября 1905 года

Уже не раз подчеркивалось, что для оккультного развития надо быть как можно более позитивным и как можно менее негативным по отношению к миру, т.е. больше говорить о том, что есть, нежели о том, чего нет. Если этому способствует обычная жизнь, это является предпосылкой для работы в оккультном. Оккультист не должен спрашивать, обладает ли камень жизнью, но: где находится жизнь камня, где можно найти сознание царства минералов? — Это высшая форма некритизирования. Как раз в отношении высших вопросов нужно выработать подобный настрой. В обычной жизни различают три телесных состояния: твердое, жидкое и газообразное. Твердое необходимо отличать от минерального. Воздух и вода тоже являются минеральными. В теософских текстах упоминаются еще четыре более тонких вида веществ. За воздухом следует более тонкий элемент, расширяющий его, насколько это позволяет пространство. Этот рассеивающий воздух элемент — тепло; тонкое эфирное вещество, представляющее собой первую степень эфира, тепловой эфир.

За ним следует второй вид эфира, световой эфир. Светящееся тело излучает вещество, которое обозначается в теософии как световой эфир. Третий вид эфира выступает как носитель всего того, что придает тончайшим веществам форму, формирующий эфир, называемый также химическим эфиром. То, например, что кислород соединяется с водородом, является следствием действия этого эфира. И, наконец, самый тонкий, образующий жизнь эфир — это прана или жизненный эфир. Наука смешивает все эти четыре вида эфира в одну кучу. Их открытие ей еще предстоит. Здесь мы называем их согласно традиции розенкрейцеров, в то время как индийская литература говорит о четырех различных степенях эфира.

Для начала рассмотрим твердое. На первый взгляд, оно полностью лишено жизни. Но если войти со своей жизнью в твердое — что происходит, когда человек бодрственно живет в состоянии, называемом миром снов, и пытается затем отыскать твердое, например, скалистый ландшафт, и войти в него — тогда можно почувствовать изменение собственной жизни, почувствовать, как она пронизывается другой жизнью. Там находится тогда не ваше сознание, а ваше эфирное тело, ваша собственная жизнь; вы находитесь тогда в том месте, в том состоянии, которое называют махапаринирвана-план. Здесь протекает жизнь твердого. Этот план — другой полюс твердого. Пребывание жизнью на махапаринирвана-плане подтверждается восприятием других влияний. Вернувшись оттуда, человек испытывает результат воздействия существ этого плана. Там имеет свою жизнь твердый камень. Вторым следует жидкое, вода. Если в состоянии сновидческого сознания вы отождествитесь с морем, словно бы вы сами стали морем, происходит слияние с жизнью жидкого на паринирвана-плане. Благодаря подобным процедурам можно узнать нечто о различных планах.

В-третьих, через слияние в грезах с газообразным, воздухоподобным, вы оказываетесь на нирвана-плане. Нирвана дословно означает «гасить», погасить себя в воздухе, как гасят огонь. Если ищут жизнь там, оказываются на нирвана-плане. Человек вдыхает воздух. Переживание жизни воздуха в себе самом — это путь, ведущий на нирвана-план. В этом смысл дыхательных упражнений йоги. Никто не может достигнуть нирвана-плана, по-настоящему не практикуя дыхательных упражнений. Выполняемые на ложной ступени, они являются лишь упражнениями хатха-йоги; иначе это упражнения раджа-йоги. Тогда действительно вдыхают жизнь, нирвана-план. В четвертых: ниже нирвана-плана лежит буддхи- или шушупти-план. Здесь обладает жизнью тепло. Когда в человеке разовьется Буддхи, вся кама превратится в самоотверженность, в любовь. Животные, еще не развившие в себе тепло, тоже свободны от страстей. На более высоких ступенях развития человек снова достигнет этой бесстрастности, поскольку его жизнь будет находиться на шушупти-плане.

Пятым следует деваханический или ментальный план. Здесь находится жизнь светового эфира. На деваха-ническом плане живет солнечный свет; поэтому и существует внутренняя связь между мудростью и светом. Переживая в сновидческом состоянии свет, человек переживает мудрость. Так было всегда, когда Бог являлся человеку в образе света. Чтобы передать мудрость, в горящем терновнике — то есть в свете — являлся Иегова Моисею. Шестой — астральный план. Здесь живет химический эфир. В сомнамбулическом состоянии человек воспринимает на этом плане свойства химических соединений, химические свойства, поскольку на астральном плане находится жизнь химического эфира. Седьмой — физический план. Здесь в своем собственном элементе живет жизненный эфир. В нем человек воспринимает жизнь. Жизненный эфир называется также атомистическим, поскольку он имеет собственную жизнь, свой собственный центр, на этом плане. То, что живет, на определенном плане, на этом же плане имеет и свой центр.

Эти семь планов фактически содержат в себе все, что нас окружает. Они действительно постоянно находятся вокруг нас. Нужно только спросить себя: где жизнь твердого, где жизнь газообразного? — и так далее. Итак, уже было сказано, что тепло обладает своей собственной жизнью на буддхи- или шушупти-плане. Так существуют определенные связи между всеми вещами. Очевидна, например, связь между ухом и речью. Эволюционно ухо появилось гораздо раньше речи. Ухо является воспринимающим органом, а речь звукопроизводящим органом. Эти две вещи, ухо и речь, существенно дополняют друг друга. Звук, как мы его воспринимаем, является воспроизведением колебаний в воздухе; каждому тону соответствует особое колебание. Пифагорейцы говорили: изучая то, что снаружи, вне вас, является в звуке, вы изучаете арифметику воздуха. Равномерно заполненное пространство было бы беззвучным; звучащее пространство всегда организовано арифметически.

Здесь мы имеем пример того, как можно заглянуть в Акаша-хронику. Возвысившись до восприятия внутренней арифметики, которая остается от звука в пространстве, можно в любое время услышать то, что когда-то кем-то было сказано. Например, можно услышать, что сказал Цезарь, переходя Рубикон. Внутренняя арифметика звука остается в Акаша-хронике. Звуку соответствует нечто от того, что называют Манасом. То, что для уха является как звук, представляет собой мудрость мира. Слыша звук, человек воспринимает мировую мудрость; и эта мудрость является миру, когда человек говорит сам. Все арифметическое в нашей речи остается в Акаша-хронике. Когда человек слушает или говорит, он выражает себя непосредственно в мудрости. Мышление это форма, в которой человек может в настоящее время выразить свою волю в речи. Мы можем сейчас проявлять свою волю только в мышлении. И только в будущем человек сможет проявлять свою волю через мышление в слове.

Следующая ступень связана с теплом. Активность человека мы должны искать в том, что он излучает как внутреннее тепло. Из того, что является следствием проявления тепла — из увлечений, побуждений, инстинктов, вожделений, желаний — возникает карма. Далее, как орган речи является параллельным органом по отношению к уху, так органом, параллельным сердечному теплу, является слизистое тело, гипофиз. Сердце воспринимает внешнее тепло, как ухо воспринимает звук. Так оно воспринимает тепло мира. Дополняющим органом, который мы должны иметь для того, чтобы сознательно производить тепло, является слизистое тело в голове, стоящее теперь лишь в самом начале своего развития. Как звук воспринимают ухом и воспроизводят гортанью, так тепло мира воспринимают сердцем и снова изливают его посредством находящегося в мозгу слизистого тела. Когда будет развита эта способность, производить тепло, тогда сердце станет тем, чем оно, собственно, должно быть. В этом смысл сказанного в тексте «Свет на пути»: «Прежде чем душа сможет предстать перед Мастерами, её сердце должно омыть стопы кровью». Тогда будет источаться кровь нашего сердца, как теперь наши слова переполняют мир. Позднее человека будет переполнять душевное тепло.

Несколько позже в эволюции, по сравнению с органом тепла, стоит орган зрения. В порядке возникновения друг за другом следуют: орган слуха, орган тепла и орган зрения. Орган зрения еще находится на стадии только принятия. Ухо уже воспринимает глубинную сущность в звуке — например, в звучании колокола. Тепло должно струиться к нам из самого существа. Глаз обладает только образом, ухо — восприятием самого существа. Восприятие тепла — это прием в себя некоего излучения. В дополнение к глазу в будущем также возникнет активный орган. Зачаток его мы имеем сегодня в шишковидной железе, эпифизе. Этот орган сможет придавать реальность тем образам, которые сегодня возникают посредством глаз. Оба этих органа, шишковидная железа и гипофиз, должны развиться в активные органы, дополняющие соответственно орган зрения (глаза) и орган тепла (сердце). Фантазия является сегодня залогом для творческого созидания в будущем. Сейчас человек получает в лучшем случае имагинации. Позже он будет обладать магической силой. Это крияшакти, сила, которая будет расти с развитием на физическом плане шишковидной железы.

В теперешних взаимоотношениях между ухом и гортанью мы наблюдаем образ будущего. В будущем мышление будет пронизано теплом, а затем человек сам научится создавать нечто. Сперва речь идет о создании образов; затем человек научится создавать излучение, то есть нечто, посылаемое вовне; и, наконец, существ. Масоны называют эти три силы: Мудрость, Явленное (Schein) или Красота (Schönheit), и Сила (см. «Сказку» Гете). Тепло обладает жизнью на шушупти-плане. Сознательно использовать его может лишь тот, кто познал жизнь тепла и овладел им так, как теперь человек в определенной степени владеет жизнью воздуха. Уже сегодня человек должен в развитии понемногу подступаться к силам шушупти-плана (Буддхи-манаса). Задачей пятой подрасы (пятого культурного периода), по преимуществу, является развитие Кама-манаса. Манас мы находим во всем, что поставлено на службу человеческому духу. В настоящее время, однако, все это, по сути, находится на службе камы. Высшие достижения духа поставлены на службу каме. То есть высшие достижения современности стоят на службе тех потребностей, которые животные удовлетворяют и без этих достижений.

Теперь, однако, должен развиваться Буддхи-манас. Человек уже должен быть способен делать нечто большее, нежели просто говорить. С речью необходимо соединять теперь некую другую силу, действие которой мы обнаруживаем, например, в книгах Толстого. Речь идет не столько о том, что он говорит, сколько о том, что за сказанным стоит элементарная сила, содержащая в себе, нечто от Буддхи-манаса, который должен войти в нашу культуру. Слова Толстого и действуют на нас так сильно потому, что в сознательном противопоставлении западноевропейской культуре они содержат нечто новое, элементарное. Еще содержащееся в них своего рода варварство позднее изгладится. Толстой — просто малое орудие высокой духовной силы, которая стояла и за готским посвященным Вульфилой. Эта духовная сила использует Толстого в качестве своего орудия.

См. также:
— Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. 1-й доклад
— Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. 2-й доклад
— Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. 3-й доклад
— Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. 4-й доклад

Боги и мистические существа: Эфир — Дух

Заканчивая цикл блогов о Стихиях, сегодня я расскажу о совершенно особой, пятой стихии — Эфире.

Почему же особой?

 

 

 

В древней Греции этот элемент Мироздания называли «пятая сущность» — quinta essentia. А мы знаем нынешнее значение слова «квинтэссенция» — главное, наиболее существенное, важное. Это значение берет начало в убеждении античных философов, что Эфир – основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным: воде, земле,огню и воздуху. Эфир – одновременно результат взаимодействия фундаментальных стихий, а с другой стороны – источник, из которого они происходят.

Истоки Западной Магии традиционно находят не только в античном мире, но и в древнем Египте, а их символ Мироздания – Пирамида (с квадратным основанием). Это и есть символическое изображение 5 стихий, где фундаментальные 4 находятся в основании, а пятая, Эфир – вершина Пирамиды.

Еще более точным является сакральный символ пирамиды с отсеченной вершиной и глазом Гора наверху. Его легко может увидеть каждый на 1-долларовой банкноте США.

Если в Восточной Традиции 5й элемент – это Металл, по сути – очищенная Земля, то в Западной – Эфир – это очищенный (более тонкий) Воздух. Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат Боги.

Эфир – это, разумеется, Дух, и даже в русском языке можно найти его подтверждение связи со стихией Воздуха в самом слове – Воз-Дух.

Эфир или Дух, неразрывно связан с таким процессом жизнедеятельности человека как Дыхание. В индуизме идея Эфира выражена в Пране (дыхание, жизнь), в китайской Традиции – это Ци (энергия, воздух, пар). У многих народов есть подобное понятие, в частности у славян – это энергия Жи (от этого происходят слова жизнь, живот – средоточие Жи и т.д.)

Конечно, некоторые теоретики и практики могут упрекнуть меня в игнорировании тонких различий между вышеупомянутыми энергиями/понятиями 🙂 В оправдание скажу лишь, что это сильно выходит за пределы темы моего блога.

Качества элемента Эфир: Всеобъемлющ, ёмок, всесодержащ, легкоизменчив.

Эфир объединяет собой все Стихии и существа. Все существа имеют свои энергии, способны ощущать и чувствовать, у высших животных есть мыслеобразы. Эфир влияет на все чувства, мысли, чаяния, желания, надежды, настроение, здоровье и поступки человека. В свою очередь, Эфир впитывает все мысли, чувства, желания, чаяния, надежды и энергии человека, и всех других существ.

Проявлениями стихии Эфир являются биоволны, энергоинформационные волны и поля, торсионные поля, эгрегоры – семейные, родовые, общественные, политические, национальные, религиозные, духовные.

Некоторые эзотерики считают элементалями Стихии Эфир – нас, людей 🙂 Не могу с этим согласиться, но и опровергать не стану – оставлю выбор доверять ему или нет моим уважаемым читателям.

Духами стихии Эфир (в разных культурах и с разными названиями) являются: Боги, Полубоги, Ангелы/Архангелы, Берегини и другие духи. Кроме этого, Духи других стихий живут не в самой своей Стихии (огне, земле, воздухе или воде), а в ее эфирной составляющей, т.к. Духи – существа гораздо менее плотные, чем сами Стихии.

Как обычно, предлагаю вашему вниманию Медитацию Эфира (или Неба).

Эфир близок Воздуху, поэтому лучше всего проводить ее на открытом месте, на природе (и другие рекомендации подготовки к медитации Воздуха, см. мой соответствующий блог).

Медитировать желательно сидя в позе со скрещенными ногами, хотя самые первые занятия можно осваивать и лежа. Расслабиться и закрыть глаза, 3-6 раз прочесть мантру АУМ и на 0,5-1,5 минуты подумать и зрительно представить необъятные просторы Вселенной, вспомнить о Боге, ее сотворившем. Затем приступайте к самому упражнению.

С закрытыми глазами представьте, что вокруг вас кристально чистое голубое небо. Вы парите в небе, и только оно окружает вас. Находясь в небе, вы чувствуете, что ваша поза тверда, внизу — пелена из облаков, вы находитесь выше уровня облачности, и куда бы вы ни посмотрели — везде одно чистое голубое небо. Голубизна неба одухотворяет вас, и вас радует этот волшебный полет…

Позвольте этому ощущению наполнить вас, а когда оно закончится, без напряжения отпустите и вновь осознайте себя сидящим (лежащим) на земле.

Продолжаю публиковать способы очищения физического тела (применительно к каждой из Стихий) по Леонарду Орру.

Эфир — это, в некотором смысле – наш Разум, а с другой стороны – Божественная Сила, поэтому приведу сразу 2 категории очищения из книги Леонарда.

Ум

  — Следите за качеством своих мыслей.

  — Практикуйте мантра-йогу и аффирмации.

  — Живите, медитируя, анализируя и удивляясь (раджа-йога). 

  — Исцелите свою эмоциональную сферу ума и исцелитесь от стремления к смерти.

  — Читайте великие книги и писания (Слово Божье).

  — Предпочтите жизнь (и личную практическую жизнеспособность) смерти.

  — Познайте силу преданности (бхакти-йога).

Благодать

  — Осознайте значение посвящения.

  — Практикуйте Присутствие Бога.

  — Не полагайтесь лишь на благодать, пренебрегая всеми правилами.

Ум: Этот аспект йоги требует от нас ответственного отношения к качеству своих мыслей. Мантра-йога – это медитация над именем Бога. Вы можете использовать любое Его имя, но Бабаджи объяснил мне, что ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ – это Махамантра. Это имя было сообщено Моисею, когда он смотрел на горящий куст, и известно многим религиям мира. На иврите «Ом Шивайя» произносится наоборот: «Йа Вах Шим Омен». Католическая церковь заменила «Омен» на «Аминь». Санскритское слово транслитерируется как «Ом» и как «Аум». Идея заключается в том, чтобы ежедневно очищать ум, повышая качество мыслей и чувств. Произносить имена Бога – самый быстрый и легкий способ осознания собственной божественной природы. Постоянное повторение имени Бога соединяет наше сознание с сознанием Бога. Это – одна из высших практик жизнеспособности и мудрости.

Чтение писаний и других духовных текстов также повышает качество ваших мыслей. Мы должны исцелить эмоциональную сферу своего ума, даже если для этого потребуются столетия.

Благодать: Благодать – та самая смазка, без которой все эти практики [очищение другими Стихиями] работать не смогут. Благодать, отдых и преданность необходимы для нашего здоровья и жизнеспособности. Практика присутствия Бога – это, возможно, высшая цель подлинной жизни.

Благодать непредсказуема, ибо она – продолжение Бога во Вселенной. Качество и количество благодати, получаемой нами во время практики, зависит от нашей любви к Богу и от любви Бога к нам. Медитация на благодать раскрывает личные отношения между нами и Богом. Благодать и духовное очищение составляют вечный парадокс.

Невозможно обойти стороной и наследие наших предков – славян. Вот как они понимали и описывали силы природы.

По воле Рода Всевышнего все сущее наполнилось могущественными силами и сложили они Мироздание (Здание Мира). Сии силы, воплощающие в себе магию разных состояний материи плотной и материи духовной, именуются Стихиями. Они обладают зримыми и ощутимыми качествами, кои «истончаются», становятся более «идеальными» при возрастании частоты их вибраций. Развиваясь далее, четыре стихии переходят в духовную область, сферу понимания и осознания скрытой сущности сил Всемирья. И в то же время все стихии заключены в человеке, являясь основой всех его тел – плотных, полуплотных и духовных. Постигая суть законов Прави, человек в то же время постигает и себя самого, открывая в себе безграничный потенциал стихий, осознавая свое единство с окружающей его ПриРодой.

Итак, две из четырех стихий материального мира – женские (тяжелые), воплощающие в себе созидательные материнские силы Природы, находящиеся сами по себе в покое. Это — Земля и Вода.

И две мужские (легкие), воплощающие в себе все жаждущее творения и управления всем по законам Прави. Огонь и Воздух.

Кроме сих стихий, существует также и еще одна составная Мироздания. Она называется Эфир. Пращуры звали сию Сущность «Весь», т.е. «все». Сие – суть сам Род – единый и множественнопроявленный, Всебог, сущий во всем зримом и незримом, темном и светлом. «Весь», или эфир – то, что объединяет весь Мир, пронизывая все проявленное, в т.ч. человека.

В этот раз я также приведу славянскую (вендскую) руну, которую я ближе всего могу соотнести с элементом Эфир.

РОК (по работам А.Платова)

Ключевые слова: Дух; Непроявленное; Непознаваемое; Рок

 

Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. Славяне называли это Рок, древние скандинавы — Örlög, древние англо-саксы — Wyrd. Нет смысла говорить об этом — есть смысл только ощущать. Нордический Вирд, или Рок, похож на восточное Дао. Предопределенного судьбой не может избежать даже бог — это слова Геродота. Ничего нет вне Рока. Рок, Вирд, Орлёг — это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто — Все-Что-Есть… При гадании выпавшая руна Рока укажет на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Из рун Старшего Футарка лишь отчасти значение руны Рока передается рунами Перт, Эваз и Хагалаз. В определенном смысле близки по значению нортумбрийские руны Эар, Квеорт и Гар. Однако повторим, однозначного соответствия здесь нет.

Богов и Богинь, которых можно соотнести со Стихией Эфир в славянской Традиции много. Безусловно, к Эфиру относится, так сказать, линия передачи Верховной Власти от Непроявленного Единства (Единый Бог РОД) к Власти Небесной (Сварог) и далее – к Власти Земной (Даждьбог). О Едином Боге Роде я писала в начальных блогах моей рубрике, а о двух других напишу позже.

Сегодня же я расскажу вам о Богине, олицетворяющей Эфир как великую Силу Жизни – Богиню Живу.

БОГИНЯ ДЖИВА (Дева Жива, Дива, Сива) — Богиня Вечной Вселенской Жизни, Богиня младых и чистых Душ Человеческих.

1 мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день.

Жива – это Сила Живления (поддержания жизни), Оживления и Питания, которая течет к нам из Прави, центра мироздания (мира Богов). В особенности мощный поток этой вселенской силы проявляется во время праздников, когда люди, внутренне очищаясь, начинают воспринимать ее более полно, она ощущается как эмоциональный подъем, радость и счастье. В слове Жива, «Жи» символизирует всепобеждающую творческую силу жизни, а «Ва» (во) показывает ее текучесть и всеохватность.

Упоминания об этой всеобщей (универсальной), единой и многопроявленной силе, мы можем найти во многих славянских сказках – это те символические два источника с живой и мертвой водой, которые бьют из-под камня Алатыря в Ирии.

Жива — богиня весны, как расцвета всего живого, начала жизни. Весеннее поклонение Ладе (о ней я писала ранее) и Живе свидетельствуют о том, что они часто отождествляются как единое божество и относятся к светоносному началу – к всеобщей любви и жизни природы. Также считается, что Жива — Дочь Лады, супруга Дажьдьбога.

Богиня Джива дает каждому человеку при рождении в Мире Яви чистую и светлую Душу (по другим источником это задача Богини Макошь), а после праведной земной жизни даёт человеку испить Божественной Сурицы из Чаши Вечной Жизни.

Богиня Джива, является олицетворением плодоносной силы Жизни, вечной молодости, юности и влюблённости, а также наивысшей Красоты всей Природы и человека.

В славянском алфавите Живе соответствует буква — Ж, ж (Жизнь). Написание этой буквы, как вы можете заметить, полностью повторяет славянскую руну РОК.

 

Напоследок приведу Гимн-Правьславление Богини Дживы:

Джива-Матушка! Душ Хранительница!

Ты, Родам всем нашим Покровительница!

Призываем Тя, Прославляем Тя,

Светлых Душ дарительницей величаем Тя!

Подари людям всем утешение,

а Родам древним нашим размножение.

И прибудешь Ты, извечно в сердцах наших,

ныне и присно и от Круга до Круга.

Тако бысть, тако еси, тако Буди!

Историческая справка и обзор «Эфирного воображения в философии процесса» — Footnotes2Plato

Я понял, что на прошлой неделе дважды публиковал один и тот же раздел, так что вот настоящий исторический и обзорный раздел моего диссертационного предложения.

———————————————————————

В диссертации исследуется метафизика воображения в философии процесса Шеллинга и Уайтхеда через герменевтическую призму определенное течение западной эзотерики. Описывая процессно-философское воображение как эфирное, я стремлюсь, в частности, перекрестно оплодотворить традицию процесса концепцией эзотерика 20-го века Рудольфа Штайнера об Ätherleib, или эфирном теле. Концепция эфирного тела возникла не у Штейнера, но он дает пример современного герметика, чье знание естествознания и глубокое знакомство с эзотерической историей философии, в особенности с немецким идеализмом, делают его одним из лучших возможных кандидатов на такую ​​роль. сравнительный проект. Известно, что точное происхождение западной эзотерической традиции трудно проследить. Согласно Католической энциклопедии, зарождение эзотеризма «долгое время было предметом споров и до сих пор в значительной степени является предметом исследований. Чем больше эти истоки изучаются, тем дальше они, кажется, уходят в прошлое». В своем новаторском исследовании герметизма эпохи Возрождения Фрэнсис Йейтс утверждала, что постхристианская датировка герметических текстов Исааком Кейсобоном, по мнению магов эпохи Возрождения, таких как Фичино, предшествует Моисея, который окончательно «одним ударом разрушил» все концептуальное здание эзотерических прапси теологов. 6 В отличие от Йейтса, Гарт Фоуден утверждает, что эти ранние герметические тексты в большей степени связаны с египетской алхимической традицией, чем предполагал Кейсобон.7 Вопрос Происхождение любой традиции по своей сути является спорным. Истинный источник герметической традиции вызывает особые споры, в немалой степени из-за ее склонности к религиозной гибридизации. Вместо того, чтобы пытаться определить позицию в этом противоречии, мое исследование странного семейства эзотерических традиций будет продолжаться без каких-либо предположений о чистоте. Штейнер выдвигается на первый план только из-за его знакомства с Шеллингом и современной наукой, а не потому, что его антропософия является каким-то наиболее «подлинным» выражением эзотеризма.

Во введении к «Герметику Делезу» (2012) Джошуа Рэми сетует на «общее академически-философское предубеждение» против эзотеризма, предполагая, что это предубеждение «представляет собой симптоматическое подавление сложности как истории современной философии, так и интересов современной философии». современной культуре».8 Более пессимистическое отношение Рэми смягчается С. Дж. МакГратом, который во введении к книге «Темная почва духа: Шеллинг и бессознательное» (2012) предполагает, что эзотеризм «завоевывает уважение в нефундаменталистских академических кругах» во многом благодаря «постмодернистское отсутствие авторитетных аргументов для дальнейшего исключения целых жанров западной литературы из более канонически респектабельных исследований в области религии и философии».

Подобно эзотерическим традициям, традиция процесса также оказалась на периферии западного философского канона, и только совсем недавно ее творчески изобрели несколько ученых, занимающихся различными дисциплинами. Большинство стандартных прочтений истории современной философии рассматривают Шеллинга как простую ступеньку между субъективным идеализмом Фихте и абсолютным идеализмом Гегеля. Хотя его обычно характеризуют как «идеалиста» вместе с ними, я буду следовать мыслителям, таким как Иэн Гамильтон Грант10 и Арран Гаре11, помещая Шеллинга в традицию процесса как мыслителя, прежде всего относящегося к природе (будь то человеческая, божественная или космическая природа).

Исследователь современного Шеллинга Джейсон Вирт считает прискорбным тот факт, что «многие долгое время думали, что с Шеллингом покончено, что он — «мертвая собака»». корпуса Шеллинга на его различные периоды и фазы,… выявлять несоответствия в его мышлении, присоединять различные измы к его аргументам [и/или] помещать его в какое-либо повествование в рамках истории философии». отчасти благодаря усилиям Вирта и Гранта это мнение, кажется, меняется; как пишет Вирт, «после более чем полуторавекового забвения пришло время Шеллинга»14. задача переосмысления отношений между человечеством и землей в свете планетарного экологического кризиса.

Многолетнее пренебрежение к Шеллингу, особенно в англо-американской академии, не было безосновательным. Действительно, есть что-то странное и экстравагантное, даже оккультное, в мысли Шеллинга, по крайней мере, если судить с точки зрения интеллектуальной строгости современной академической философии. Однако серьезность экологического кризиса поставила под сомнение многие основополагающие положения современной философии15, открыв путь для пересмотра не только шеллинговской концепции одухотворенного космоса, но и целого ряда прежде маргинализованной эзотерической философской литературы. Подход Шеллинга к философии находился под сильным влиянием теософии Якоба Беме, Фридриха Кристофа Этингера, Филиппа Маттеуса Гана и Франца фон Баадера, что делает взаимообогащение процесса и эзотерических традиций, искомое в моей диссертации, еще более уместным.

Несмотря на некоторое влияние на американских теологов во второй половине 20-го века, до недавнего времени Уайтхед, как и Шеллинг, игнорировался академическими философами. По словам Мишеля Вебера и Андерсона Уикса, это пренебрежение в значительной степени является ошибкой самих сторонников Уайтхеда, чья почти полная сосредоточенность на схоластической текстовой экзегезе и отсутствие междисциплинарного охвата угрожают идеям Уайтхеда исчезновением, создавая впечатление, что они доступны только «в ископаемой форме». 16. Негативная оценка Вебером и Уиксом исследований Уайтхеда за последние полвека может быть несколько преувеличенной, особенно если принять во внимание множество примеров междисциплинарного взаимодействия в работах теологов-уайтхедов, таких как Чарльз Хартсхорн, Джон Кобб и Дэвид Рэй Гриффин. Хотя мог существовать элемент «схоластики», предполагающий превосходство технической системы Уайтхеда в разрешении и переводе междисциплинарных разногласий, более вероятной причиной академической маргинализации философии процесса является тот факт, что она рассматривает природу как зачарованную и принимает такие понятия, как панпсихизм и существование энкосмического божества всерьез.

Независимо от того, преувеличили Вебер и Уикс обособленность первой волны ученых Уайтхеда или нет, они представляют собой часть второй волны аутсайдеров, которые, как они выразились, «штурмуют музей». Изабель Стенгерс утверждает, что палитра Уайтхеда в настоящее время значительно обогащается «практиками из самых разных кругов, от экологии до феминизма, практиками, которые объединяют политическую борьбу и духовность с науками об образовании… исключительно живым и настойчивым образом». Вместо того, чтобы обратиться к Шеллингу и Уайтхеду как к куратору музея, моя диссертация будет направлена ​​на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в их мысли, подумать вместе с ними в направлении более творческой философии разума и природы, обогащенной спекулятивными ресурсами эзотерической мудрости.

Согласно МакГрату, хотя эзотерические школы представляют собой разнообразный набор теорий и практик, тем не менее их «объединяет общий враг: десакрализация природы (материальной природы, человеческой природы, космологической природы) техно-наукой и капиталистическим потребительством. 19 Он утверждает, что критика эзотеризма как «регрессивного», «антимодернистского» и «антинаучного» ошибочна. Хотя эзотеризм разделяет «импульс современности к улучшению человека с помощью науки», он стремится к этому улучшению через альтернативную концепцию отношения человека к космосу: «Западная эзотерическая натурфилософия отказывается следовать господствующей естественной науке и отделяет разум от материи, дух от животного, конечное из бесконечного… Эзотерическая современность — это путь, по которому не шла история науки… современный подход к природе, который был открыто отвергнут в семнадцатом веке, потому что он не давал нам вычислительного контроля, которого техно-наука требовала от западного разума». 20 Одна из главных целей этой диссертации — показать, что наряду с западным эзотеризмом философия процесса также содержит семена альтернативной концепции современности, более не склоняющейся к господству над человеческой и земной природой отчужденными модусами теоретической и практической рациональности. . И эзотерическая, и процессуальная традиции обеспечивают философию новым способом видения вселенной — способом видения (т. .

Воображение само по себе имело довольно напряженные, даже бурные отношения с философией, восходящие к Платону, который позорно отказывал поэтам в доступе в свой идеальный город. рациональные и часто эротически заряженные силы считались крайне подозрительными как по эпистемологическим, так и по этическим причинам — даже когда воображение играло центральную роль в их собственных философских системах! Например, как утверждает Александр Шлуц, хотя Декарт «решительно исключает воображение из своей концепции cogito»,22 он, тем не менее, неоднократно обращается к его поэтической силе в своих физических спекуляциях и даже признает это в своем автобиографическом повествовании в «Рассуждениях о методе»: 1637), что «само сомнение… является продуктом воображения»23. Точно так же, хотя Кант утверждает воображение как «незаменимую функцию человеческой души», он также порочит его как «потенциальный источник безумия, заблуждения и душевного расстройства. 24 Я буду вновь рассматривать парадокс этого «двойного жеста» крупных фигур истории философии на протяжении всей своей диссертации, связывая его с полярным, колебательным динамизмом, столь характерным для воображения. Я попытаюсь сформулировать менее двусмысленный, эзотерически ориентированный подход к философскому воображению, который отвечает вызовам, очевидным для которых являются эти крупные фигуры.

Сноски

5 Католическая энциклопедия , Том IV: Эзотеризм и гностицизм.

6 Йейтс, Джордано Бруно и герметическая традиция (1964), 400.

8 Рэми, Герметик Делез , 6-8.

9 МакГрат, Темная земля духа: Шеллинг и бессознательное (2012), 21.

10 Философия природы по Шеллингу (2006).

11 «От Канта до Шеллинга и метафизики процесса: на пути к экологической цивилизации» в Космос и история: Журнал естественной и социальной философии , том. 7, нет. 2, 2011.

12 Вирт, Заговор жизни: размышления о Шеллинге и его времени (2003), 1. Вирт здесь использует эпитет философа Готхольда Эфраима Лессинга, первоначально придуманный как ссылка на Спинозу, противоречивую фигуру в Германии на рубеже 19го века, а также большое влияние на Шеллинга.

13 Вирт, Заговор жизни: размышления о Шеллинге и его времени (2003), 1-2.

14 Wirth, ed., Schelling Now: Contemporary Readings (2005), 9. начало (у Декарта) имеет общий недостаток, заключающийся в том, что для него недоступна природа и отсутствует живая почва» (9).0031 Философские исследования сущности свободы человека , 26).

16 Процессуальные подходы к сознанию в психологии, нейробиологии и философии разума (2009), 2.

17 Процессуальные подходы к сознанию в психологии, нейробиологии и философии, 20023 2.

18 Stengers, Thinking With Whitehead: A Free and Wild Creation of Concepts (2011), 6.

9 (2012), 22 21 Хотя, конечно, отношение Платона к воображению и поэзии не так однозначно. Возможно, он изгнал поэтов из своей республики, но сам он был одним из самых изобретательных и поэтичных писателей в истории литературы.

22 Schlutz, Мир разума: воображение и субъективность от Декарта до романтизма (2009), 4.

23 Schlutz, Мир разума: воображение и субъективность от Декарта до романтизма 7 0 230 7 0 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 24 Шлуц, Мир разума: воображение и субъективность от Декарта до романтизма (2009), 4.

Оценить:

Нравится:

Нравится Загрузка…

9 Podcasts on AppleEther Ether0001

47 серий

Изучение скрытых концепций и альтернативных идей

  1. # 46: Оккультное происхождение идей

    #46: Оккультное происхождение идей

    В этом эпизоде ​​мы обсуждаем скрытое происхождение идей и вдохновения. Похоже, что в нашем мозгу происходит что-то гораздо более глубокое, чем просто химические реакции, откуда мы берем наши идеи, подсказки находятся в нашем языке. Как к этому относились древние культуры? Как эти концепции описываются в оккультных терминах? И какие основополагающие идеи, на которых мы строим наше общество, нуждаются в переоценке? Наслаждаться!

    Если у вас есть вопросы, комментарии или вы просто хотите связаться с нами, свяжитесь с нами по адресу [email protected]

  2. # 45: Нет повестки дня IV

    #45: No Agenda IV

    Добро пожаловать в очередной эпизод! Мы немного задержались с выпуском этого из-за непредвиденных обстоятельств. Как и в нашей серии без повестки дня, мы обсуждаем множество тем и текущих событий. Мы начнем с нашего взгляда на современные манипуляции со СМИ и использование страха как самой мощной формы контроля над разумом. Затем мы переходим к некоторым из наших походов, надвигающемуся экономическому кризису и подробному обсуждению сада пермакультуры и того, как читать ландшафт, исходя из того, что где растет. С большим количеством касательных между ними это было весело, наслаждайтесь!

    Если у вас есть вопросы, комментарии или вы просто хотите связаться с нами, свяжитесь с нами по адресу [email protected]

  3. # 44: Повестка дня финальной стадии ВЭФ

    #44: Повестка дня финальной стадии ВЭФ

    В этом эпизоде ​​мы обсуждаем Всемирный экономический форум и его Повестку дня на период до 2030 года. Уже не секрет, что председатель ВЭФ Клаус Шваб оказывает влияние на лидеров в политике, образовании, промышленности и культура, когда они ежегодно встречаются в Давосе. Но какова их повестка дня? Кто такой Клаус Шваб? Каким он и его группа молодых мировых лидеров видят наше будущее? Каков финал? И как мы можем ориентироваться в этом в будущем?
    Осведомленность об этом учреждении и его деятельности поможет пролить столь необходимый свет на сотрудничество (известное как заговор) между этими неизбранными представителями и нашими так называемыми выборными должностными лицами. Наслаждаться!

    Если у вас есть вопросы, комментарии или вы просто хотите связаться с нами, свяжитесь с нами по адресу [email protected]

  4. # 43: Сакральная геометрия — Квадривиум

    #43: Сакральная геометрия — Квадривиум

    В этом выпуске мы продолжим наш разговор о гуманитарных науках со второй темой Квадривиума, геометрией.
    Геометрия — это изучение чисел в пространстве. Определенные геометрические формы, встречающиеся в природе, были известны на протяжении веков, культуры признавали повторяющиеся формы и узоры и с почтением боготворили эти формы в своих искусствах и артефактах и ​​даже в своих мегалитических сооружениях, которые стоят до сих пор. Эти геометрические формы, составляющие саму ткань, в которой мы существуем, с тех пор приобрели символическую ценность и значение, что, в свою очередь, привело к тому, что они стали известны как священные.
    Чтобы понять принципы и качественную сторону этого предмета, мы должны совершить путешествие из одной точки в линию, выйти на план, через третье измерение и дальше, возвращаясь к точке, чтобы увидеть, что мы находим на этом пути. . Наслаждаться!

    Если у вас есть вопросы, комментарии или вы просто хотите связаться с нами, свяжитесь с нами по адресу [email protected]

  5. # 42: Чтобы нести разум — ферментация и связь между разумом и кишечником

    #42: To Carry the Mind — Fermentation & the Mind-Int Connection

    В этом выпуске мы поговорим о кишечном микробиоме, нашем другом мозге, связи между разумом и кишечником, а также о важности ферментированных продуктов для обеспечения всего этого. в баланс.
    Некоторые говорят, что это ирония, что в эти гермафобные времена одни из самых полезных продуктов и напитков, которые мы можем потреблять для нашего благополучия, — это те, которые зависят от процветающей колонии бактерий.
    Мы затрагиваем многие области, в том числе важность кишечника, его влияние на разум и разнообразие микробиома, процесс лактоферментации — старейшей и наиболее простой формы консервирования пищи, магию соли и почему она так ценна, проблемы с магазинным чайным грибом и другими ферментированными продуктами, некоторые методы и советы по приготовлению собственных ферментов и многое другое. Наслаждаться!

    Любые вопросы, комментарии или просто хотите связаться с нами по адресу [email protected]

  6. # 41: Психоделики — ключ к раскрытию реальности

    #41: Психоделики — ключ к разгадке реальности

    В этом выпуске мы поговорим о психоделиках. Поскольку мы оба пробовали различные психоделические вещества на протяжении многих лет, и они оказали глубокое влияние на нашу жизнь, мы подумали, что поделимся некоторыми из наших собственных переживаний.

Related Posts

Begin typing your search term above and press enter to search. Press ESC to cancel.

Back To Top