Раздел I История западной философии. Генезис философии древней греции. Эфир в древней греции


Эфир в древней греции. Эфир

мифология или основа научных знаний?

Понятие "эфир" мифология древних народов определяет как некую божественную субстанцию. Одно из древнейших философских понятий, оно перекочевало из мифов в труды ученых и мыслителей.

Мифологическое описание

Олицетворение темноты – богиня Никта и ее брат Эреб, бог вечного Мрака, - родились из Хаоса. От их союза появился вечный Свет – Эфир, светлый День – Гемера. И стала ночь сменять день, а темнота – свет. Теперь живет Никта в самой бездне Тартара. Каждый день около медной двери, отделяющей царство мертвых от нашего мира, встречается богиня тьмы с Гемерой, и по очереди обходят они землю.

Так описывает эфир мифология Древней Греции. Это самая популярная версия, изложенная в так называемой «Мифологической библиотеке» Аполлодора. Поэма «Титаномахия», авторство которой приписывается фракийскому слепому певцу Фамирису, повествует о том, что Эфир и Гемера породили Гею, Урана, Тартара и Понта. Латинское изложение древнегреческих мифов Гигина рассказывает о том, что Эфир был порождением Хаоса и мглы. Некоторые древние авторы называют Эфира отцом Зевса или Урана. Возможно, это второе имя Урана.

Орфей посвятил пятый стих божеству Света, в котором оно предстает в другой ипостаси. Объясняет, что такое эфир, мифология так: сверхмирное место, невидимая и неосязаемая сущность, которая ограничивает вверху все постижимое и непостижимое в мироздании. Возвышается над видимым миром всего живого и понятного человеку.

Говоря более простым языком - это верхний слой воздуха, место, где живут древнегреческие боги, – вершина Олимпа.

Эфир – основа мироздания

Неиссякаемый источник энергии для всего живого – так определяли лучшие умы древности эфир. Греческая мифология стала основой научных трудов.

По мнению Платона, величайшего мыслителя Эллады, из этой субстанции был создан весь мир. Аристотель вводит понятие "эфир" как пятую стихию помимо огня, земли, воды и воздуха. Он считал его неким бессмертным телом божественного происхождения. Эфир стал краеугольным камнем его космологической теории. Считалось, что это вещество обладало особым свойством: оно могло двигаться только по кругу, в отличие от других четырех стихий, которые могли совершать прямолинейное движение. Гесиод в своей «Теогонии» также называет эфир одной из составляющих всего материального в окружающем мире.

Многие ученые и философы древности, такие как Демокрит, Эпикур, Пифагор, использовали определение «эфир» в своих рассуждениях об устройстве мироздания. Пифагорейцы считали его не только одной из стихий, но и частью души человека.

«Эфир» в древнем Риме

Выдающийся древнеримский поэт и философ Лукреций давал более определенное объяснение понятию «эфир». Ученый считал, что это материальная субстанция, только более тонкая, чем привычные для человеческого глаза материи. Движение планет, Солнца и Земли происходит благодаря постоянному перемещению эфира в пространстве. В состав человеческой души входит как один из вещественных компонентов, он легче воздуха и практически неосязаем.

Древнеиндийские представления

Интересно то, что схожие суждения есть и в древнеиндийских сказаниях. Эфир мифология Индии именует «акашей», но суть этого вещества остается прежней: некая субстанция, которая является началом всего живого. Древние упоминания «акаши» говорят лишь об одном его проявлении - первичном звуке, который не воспринимается человеческим слухом и находится в сфере тонких вибраций. Акаша – первичное нематериальное вещество, которое не имеет формы, но дает основу мирозданию и всему многообразию вещей.

Считается, что именно индийская теория об «акаше» и заложила основу такого понятия, как «эфир» в древнегреческой философии и науке. Поражает воображение то, что много столетий назад мыслители древности благодаря наитию и чутью определили свойства неиссякаемого источника энергии, который смог обнаружить только в 20 веке сербский физик Никола Тесла.

fb.ru

Мифы Древней Греции - сериал онлайн

Описание: Производство: Франция, 2015 Режиссер: Сильвен Бержер

Мифы и легенды Древней Греции - величайшее культурное наследие человечества, интерес к которым не ослабевает в современном мире. Греческая мифология складывалась веками, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение и оказала серьезное влияние на развитие культуры и искусства всего мира, положила начало бесчисленному количеству религиозных представлений о человеке, богах и героях. Она дошла до нас в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других.

В древних преданиях отражено представление древних греков об устройстве мира и всех процессах, происходящих в природе и обществе, их миропонимание и мировоззрение.

1-я серия. "Антигона. Та, что сказала "нет" Антигона представляет собой идеал любви к родителям и благородного самоотвержения. Ее нравственные убеждения стояли выше законов абсолютной власти. Оказавшая сопротивление во имя совести, Антигона заплатила жизнью за свою невероятную дерзость.

2-я серия. "Афродита. Повелительница любовных желаний" Ее волосы - поток золота, ее глаза сияют, будто звезды, ее тело - воплощение совершенства. Кожа ее бела, словно пена. Никто из смертных женщин и ни одна из богинь не могут сравниться с ней красотой. Ни мужчины, ни боги не могут устоять перед чарами Афродиты.

3-я серия. "Аполлон. Свет и тьма" Аполлона принято считать богом солнца, чистоты и красоты, но это далеко не все. Как и смертные, он состоит из парадоксов. В нем сочетаются свет и тьма. Аполлон - многоликий бог.

4-я серия. "Афина. Мудрая воительница" Боги горды, надменны и вспыльчивы. Они полны ума и хитрости. Чаще всего они используют эти два качества для ссор, заговоров и предательств. Но богиня Афина всегда руководствуется разумом так же, как другие боги своими страстями. Она склонна к размышлениям, способна объединять, а не разделять, строить мир, а не готовиться к войне.

5-я серия. "Беллерофонт. Человек, который хотел быть равным богам" О человеке, захотевшем любой ценой остаться в памяти людей наравне с героями и посмевшем назвать себя равным богам, и о котором все забыли.

6-я серия. "Дедал и Икар. Рухнувшая мечта" Дедал был гениальным изобретателем - этому искусству его обучила сама богиня Афина. Он был прекрасным архитектором, великолепным рисовальщиком и скульптором, чье мастерство было настолько совершенно, что его прекрасные творения выглядели абсолютно живыми. По просьбе его сына, Икара он сделал крылья, с помощью которых можно было летать подобно птицам. Но их единственный полет окончился трагически. Почему же Дедал согласился рискнуть жизнью единственного дорогого человека?

7-я серия. "Дионис. Чужой в родном городе" Жил-был на свете юноша, который больше всего любил петь, танцевать и переодеваться. Всюду, куда бы он ни шел, его сопровождала шумная свита белокожих нимф с длинными черными волосами и сатиров с козлиными рогами. Вел он себя легкомысленно и беспутно. Определенно, этот юноша очень отличался от всех. Окружающие воспринимали его как чужака, считали бродягой и отщепенцем. А он на самом деле был богом.

8-я серия. "Аид. Царь поневоле" Подземным миром, откуда нет возврата, и который даже у богов вызывает отвращение, правит владыка мертвых Аид. Он правит царством, которого не желал, но которое ему досталось, вопреки его воле.

religionpeace.ru

Премьера. "Мифы Древней Греции" / Новости культуры / Tvkultura.ru

С 25 марта, по выходным, в дневном эфире телеканала "Россия К" – премьера документального французского сериала "Мифы Древней Греции".

Мифы и легенды Древней Греции – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которым не ослабевает в современном мире. Греческая мифология складывалась веками, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение и оказала серьезное влияние на развитие культуры и искусства всего мира, положила начало бесчисленному количеству религиозных представлений о человеке, богах и героях. Она дошла до нас в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других.

В древних преданиях отражено представление древних греков об устройстве мира и всех процессах, происходящих в природе и обществе, их миропонимание и мировоззрение. Согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы и могучие Титаны – грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом – Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной и обители богов – горы Олимп. Этот мир удивителен и тем, что, несмотря на страх людей перед величием обитателей Олимпа, жители Греции порой делали им вызов, споря с ними. А иногда даже не боялись отдавать своих дочерей в жены небожителям.

Зрителям телеканала "Россия К" представляется возможность погрузиться в этот удивительный мир во французском документальном сериале "Мифы Древней Греции". Их ждут увлекательные и поучительные истории об Антигоне, чьи нравственные убеждения стояли выше законов абсолютной власти, о повелительнице любовных желаний Афродите; о многоликом боге Аполлоне и мудрой воительнице Афине; о Дионисе, который больше всего на свете любил петь и танцевать, и о владыке подземного мира Аиде; о прославленном герое Геракле и о непредсказуемом вестнике богов Гермесе; о Медее, чья безмерная любовь несла смерть, и о страшной трагедии Эдипа; о невозможной любви гениального Орфея и о Персее, победившего медузу Горгону; о мятежнике Прометее и безрассудном Тесее, и, конечно же, о любвеобильном владыке Олимпа – Зевсе.

25 марта в 14:35 в эфире первый фильм – "Зевс. Завоевание власти". Победив всех врагов, Зевс забрал себе верховную власть и выбрал своей резиденцией небо. Посейдона, старшего брата, он обещал сделать царем морей. Аиду, другому брату, он вручил ключи от подземного царства и дал ему власть над инфернальными силами. Он изгнал всех бывших обитателей неба: или запер их в Тартаре, или отправил на землю – к смертным. Так родился всемогущий бог. Так Зевс выстроил иерархию и организовал Вселенную. Зевс будет править миром, но перед ним стоит непростая задача: поддерживать порядок, но не стать деспотом.

26 марта в 14:35 – второй фильм "Зевс. Любвеобильный бог". Зевс – владыка Олимпа, но, когда в его жизнь входит любовь, он поддается желаниям, как любой смертный человек. Этому царю богов не чуждо ничто человеческое. Любовные победы Зевса неисчислимы. У возлюбленных-богинь он брал качества, которых ему недоставало. Но часто он проводил время в поисках красавиц исключительно ради их очарования, их красоты, которой он наслаждался, будь то красота богини или прелесть обычной смертной женщины.

Пресс-служба телеканала "Россия К"

tvkultura.ru

Древнегреческая философия для чайников — Блоги — Эхо Москвы, 12.10.2016

Относительная свобода в сфере представлений о богах способствовала развитию в Древней Греции оригинальных технологических механизмов и соответствующей материальной и духовной практики. Эта же свобода породила еще один самобытный феномен греческой культуры – философию.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ

На стенах храма дельфийского Оракула было начертано семь емких высказываний, представляющих собой своеобразные уроки житейской мудрости — «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Мера — важнее всего», «Всему свое время», «Главное в жизни — конец», «В толпе нет добра», «Неси ответственность только за себя». Греки считали, что эти правила оставили семь мудрецов древней истории, среди который был Фалес Милетский, знаменитый математик и философ. 

Сократу: жениться или нет? Поступай как хочешь — все равно пожалеешь 

Легенда гласит о том, что однажды рыбаки с острова Кос достали со дна моря филигранно сделанный золотой треножник. Оракул повелел отдать его самому мудрому человеку Греции. Треножник отнесли Фалесу, на что тот сказал: «Я не самый мудрый» — и отослал треножник Бианту Приенскому. Бриан переслал его Питтаку Митиленскому, Питтак — Клеобулу Линдскому, Клеобул — Периандру из Коринф, а тот — Хилону Спартанскому, Хилон — афинскому законодателю Солону, а Солон — обратно Фалесу. Тогда основоположник арифметики отослал его снова в Дельфы с подписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, тот, кто был дважды признан мудрейшим среди эллинов».

Взгляды и занятия Фалеса зачастую вызывали недоумение у простых обывателей: «Он не может совладать с нехитрыми житейскими заботами и потому притворяется, что занят сложными небесными делами!» Чтобы доказать свою правоту, Фалес рассчитал по климатическим признакам и народным приметам, когда будет большой урожай оливок, скупил заранее все давильные аппараты для масла в округе, и, когда урожай был собран и всем понадобилось сделать оливковое масло, он сумел получить неплохой доход на перепродаже маслодавилен. «Видите, — сказал он, — разбогатеть философу легко, но неинтересно».

ЭЗОП

Самый главный сочинитель басен Эзоп по рождению был рабом, а потому возможность говорить то, что он в действительности думает, была ему недоступна. Именно по этой причине он и придумал пресловутый «эзопов язык», чтобы в иносказательной форме рассказывать поучительные и забавные истории. Сама жизнь Эзопа стала чередой удивительных случайностей, полных остроумия и удивительного мастерства слова. На острове Самос жил философ Ксанф, человек простого нрава. Как-то он увидел трех рабов, предлагающихся к продаже: двое из них отличались завидной красотой и силой, а третьим был Эзоп — горбатый, с толстыми губами и короткими руками, подпирал руками свой огромный живот. Ксанф спросил: «Что умеете делать?». Первый и второй хвастливо ответили: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего! Все мои друзья умеют все, значит мне ничего не осталось». Ксанф осведомляется, хочет ли Эзоп стать его рабом, на что тот отвечает: «Купи меня в советники, тогда и сможешь спрашивать, чего я хочу». «Ты всегда такой болтливый? — спросил Ксанф. «За говорящих птиц дороже платят» — «Да ведь ты не птица, а страшилище!» — «Бочки в погребе тоже страшные, а вино в них хорошее» — парировал Эзоп, после чего Ксанф решил купить приобрести такого смышленого помощника.

Уже встречавшиеся в истории с Фалесом Дельфы стали местом гибели Эзопа. Дело в том, что местные жители отказывались заниматься земледелием или ремеслами, а содержали себя за счет тех жертв, которые совершали просители Оракула. Это паразитическое поведение возмутило Эзопа и он готовился сочинить остроумнейшую басню, в которой мог бы всецело осмеять расчетливых дельфийцев. Испугавшись возможного резонанса, жители Дельф подкинули Эзопу в мешок золотую чашу из храма Аполлона, после чего схватили его, обвинили в краже и приговорили к смерти за совершенное преступление. Правда, совсем в духе античной трагедии, богини мщения Эринии не заставили себя ждать: вероломные дельфийцы стали жертвами страшной чумы, уничтожившей большую часть населения города.

ПИФАГОР ИЗ КРОТОНА

Древнегреческий мыслитель Пифагор прославился не только математическими теоремами, но и чудесами, связанными в народном сознании с его именем. Белый орел прилетал к нему прямо с неба и позволял себя гладить. 

Пифагор был участником Олимпийских игр и стал чемпионом по кулачному бою 

Переходя вброд небольшую речку Сирис, Пифагор приветственно сказал: «Здравствуй, Сирис!», на что река явственно прошумела: «Здравствуй, Пифагор!» Как-то раз, в одно и то же полуденное время его видели одновременно в двух местах — Кротоне и Метапонте, хотя между этими городами неделя пути. Пифагор любил повторять: «Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества». Однажды на берегу моря он увидел рыбаков, ловивших рыбу в тяжелую сеть, и сказал им, что им удалось поймать ровно 518 рыб. Рыбаки подсчитали свой улов, вывалив рыбу на сухой песок, и у них получилась как раз та сумма, названная Пифагором.

Как и семь древнегреческих мудрецов, Пифагор давал емкие и жизненно важные советы, касающиеся быта и пристрастий обычных людей, однако, в особой, отличительной парадоксально-иносказательной манере. «Не разгребай огонь ножом» — означает, что вспыльчивого человека не следует дразнить словами. «Что упало, не поднимай» — не цепляйся за жизнь в минуту смерти. «Не ходи по протоптанной дороге» — не следуй мнениям толпы, а выбирай свой собственный путь. 

Пифагор были вегетарианцем и верил в переселение душ

Однако, самым знаменитым парадоксальным высказыванием Пифагора стал его запрет употреблять бобы, причины чего до сих мучают умы толкователей мистических заповедей математика: это может объясняться и тем, что бобы слишком насыщены белками, или потому, что они состоят из двух половинок, также как и человек, у которого двое конечностей или дуальное деление полушарий мозга. Именно бобы стали причиной смерти Пифагора. Любимец знати, математик был в весьма натянутых отношениях с простыми земледельцами, которые даже подняли восстание против Пифагора и его учеников. Убегая от погони, философ оказался перед бобовым полем и, выбирая между жизнью и смертью, странным образом предпочел выбрать смерть — главное, не топтать бобы.

ЭМПЕДОКЛ

Философ Эмпедокл был не только мыслителем, но и несомненно обладал мистическими способностями и поэтическим даром. Ученик Пифагора, Эмпедокл хотел быть пророком и творить чудеса. Когда ему была предложена царская власть, он отверг ее со словами: «Лучшее из растений — лавр, из животных — лев, из людей — мудрец, но совсем не царь». 

Эмпедокл решил прыгнуть в Этну и остаться невредимым

Однако в своем стремлении сравниться с богами он мог соперничать с самым властным из царей. Философ облачал себя в пурпурный плащ, носил золотую тиару на голове и медные сандалии. Когда в городе Олимпии его колесница одержала победу на ежегодных состязаниях, Эмпедокл принес в виде традиционной благодарственной жертвы быка, сделанного из медового теста и приправленного пряностями — будучи страстным поклонником Пифагора, Эмпедокл свято чтил запрет на убийство животных.

Желая доказать всему миру свое избранничество и сходство с богами, Эмпедокл решил сжечь себя в жерле вулкана Этна, чтобы подобно Гераклу, войти в божественный пантеон.

ПАРМЕНИД

Побороть постоянно изменяющийся поток времени — одно из основных философских стремлений древнегреческой мысли. Универсальное логическое решение этой проблемы предлагает мыслитель Парменид и его ученик Зенон — история с Ахиллом и черепахой подтверждает, что бесконечности не существует. Стремительный длинноногий Ахилл хочет догнать медлительную черепаху, которая находится на 100 шагов впереди него. И вот вопрос: когда Ахилл сможет догнать черепаху? Ответ — никогда! За то время, когда Ахилл добежит 100 шагов до черепахи, она уже успеет уйти вперед на 1/100 шага, а преодолев и эту сотую, черепаха продвинется еще на микроскопическое расстояние и так далее до бесконечности — даже если разрыв между Ахиллом и черепахой будет исчисляться в самых маленьких величинах, он все равно никогда не исчезнет.

Спустя некоторое время другой древнегреческий философ Демокрит сумел доказать доводы здравого смысла в этой казалось бы неразрешимой логически ситуации. Сначала Ахилл, повинуясь своему физическому естеству, будет делать большие шаги, потом — в угоду Зенону — все более крошечные, чтобы искусственно создать видимость шага, сопоставимого со скоростью черепахи. В конце концов, даже самый маленький шажок сделать не удастся — и, опять же повинуясь своему естеству, Ахилл наконец-то догонит черепаху.

Демокрит прожил 100 лет, и в конце своей жизни ослеп. Причем, вероятно, он ослепил себя сам, смотря на отражение солнца в медном блюде, пытаясь сделать все возможное, чтобы ничто в мире не отвлекало его от научных занятий и философских размышлений.

Читайте также: 

О короле Швеции Карле XII — человеке, который тягался с Петром I

Феминистки: коротко о тех, кто стоял у истоков борьбы за права женщин

Когда Иисус — суперзвезда. Как снимали скандальный фильм по культовой рок-опере

echo.msk.ru

Мусейоны древней греции. 6)Домузейные собрания Древней Греции

1.1 Мусейоны Древней Греции. Возникновение музея как феномена культуры

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древней Греции

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного...

Возникновение музея как феномена культуры

1.2 Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания...

Жаккардовая ткань в интерьере. Керамика Древней Греции

Тема 3. Керамика Древней Греции

Кратер краснофигурный. VII в. до н.э. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся...

История грима

1.4 Костюм Древней Греции

В VII - I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела 1 замечательная культура Древней Греции. Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира...

История грима

1.5 Прически Древней Греции

Парикмахерское искусство Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемкими и занимали массу времени. Возможно...

История костюма Древней Греции

1. Женский костюм Древней Греции.

...

История развития искусства

4. Художественная культура Древней Греции

Античной цивилизацией и культурой принято обозначать древнюю историю Греции и Рима, а также стран, испытавших их культурное влияние, в период с нач. I тысячелетия до н.э. по V век н.э. Это была цивилизация...

История развития риторики как науки

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы-- в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера...

Костюм как средство коммуникации

Сияние Древней Греции

И не будешь иных богов ты почитать, Кроме тех, кого сами мы славим: Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык - Вот священная тройца! Аристофан Древняя Греция жила своей жизнью. Каждое общественное собрание походило на всенародный праздник...

Культура греческой античности

5. Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: · гармония, · уравновешенность, · упорядоченность и красота форм, · четкость...

Культура Древней Греции

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя...

Культура Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса...

Культура косметики разных народов

1.2 Косметика Древней Греции

косметика уход кожа декоративный В XII-VIII вв. до нашей эры - во времена Гомера - гречанки уделяли много внимания уходу за кожей лица и тела, а вот декоративная косметика была им практически незнакома...

Своеобразие римской культуры

1.1 Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман...

Скульптура Древней Греции

1. Скульптура Древней Греции

...

cult.bobrodobro.ru

6)Домузейные собрания Древней Греции

К протомузейным формам эпохи античности в Греции относят мусейон, пинакотеку, портики (галереи). В Др. Греции мусейонами (место, посвященное музам) называли святилища, создававшиеся для почитания муз(богинь поэзии, искусств и наук). Мусейоны представляли собой постройки в виде портика (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны) с жертвенником. Предметы, которые приносились музам, в честь одержанной над врагом победой - назывались вотивными (посвященные богам). Из этих предметов складывались первые коллекции античного мира, находившиеся в святилищах, храмах, а также в специально сооружаемых сокровищах. Ведали ими особые служители, занимавшиеся охраной и учетом ценностей. Дальнейшее развитие культа муз связано с появлением мусейонов как научных и философских объединений. Самый известный мусей древней Греции был в Александрии. Функции мусея: обнаружение и хранение рукописей и материальных предметов + научной работой и преподаваниее. Т.О. в античном мире слово музеум никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Изначально им называли святилище муз, а в ходе ист. развития мусеи приобрели значение места для занятия литературой, наукой и философией.

Пинакотеки – места для размещения и хранения живописных произведений. Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных дощечках. Самая известная пинакотека находилась в афинском Акрополе. Были и хранители пинакотек - прокураторы пинакотекусы.

7)Частные и общественные собрания Древнего Рима.

Мусейон – место ведения дипломатических бесед. Трофеи: оружие, украшения, статуи и др. богатства – завоевания (выставлялись в публичных местах, помещались в храмах). Частное коллекц-иепояв в 1в.до н.э. Первые опыты коллекц-ия – военные дары, ими ведали служители (охраняли предметы, вели учёт, сост.описи, уничтожать их не разрешалось). Ценности хранились в резервуарах (подземных хранилищах). Пинаки – картинывосковыми красками на деревянных дощечках. Домуз. Сбрания Рима: *форм.стихийно, *были достоянием общин, *носили сакральный х-р,*имели неоднородный состав.

Римские жители, известные своей успешной захватнической политикой, награбленные реликвии и предметы (= трофеи), размещали в храмах. После демонстрации, произведения триумфального шествия помещали в храмы и портики (представляли собой отдельно стоящую крытую галерею), во дворцы и виллы. Пинакотеки. Коллекционеры собирали вазы, кубки, изделия из золота и бронзы, предметы из горного хрусталя. В 38 году в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей. Развивается экспозиционная практика – осмотр храмовых собраний проходил в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции гида. Посетители проводились по устоявшимся маршрутам, а сообщаемая им информация касалась прежде всего связанных с предметом легенд, авторства и прежних владельцев. Корнелий Сулла, императоры Нерон, Адриан, Август.

8)Домузейные собрания древневосточных цивилизаций (Египет, Ассирия, Вавилон)

. Предполагают, что именно в составе мусейона находилась и знаменитая Александрийская библиотека,считавшаяся самым крупным книгохранилищем античности. Расположенный в узкой плодородной долине реки Нила, Египет уже в глубокой древности представлял собою страну с высокой культурой. Об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники - гробницы, храмы, статуи, предметы религиозного культа и быта. Как известно, в Египте с древнейших времён культивировался заупокойный культ, который был связан с верой в загробное существование. Отсюда - очень высокое искусство бальзамирования и мумификации. Тело покойника, очищенное от внутренностей, обезвоживали с помощью едкого натра. Затем оно наполнялось душистыми веществами, сверху покрывалось смолами и обвивалось льняными бинтами. На лицо покойника накладывалась маска с головным убором. В таком виде тело помещалось в гроб. Мировое значение имеет музейное собрание фаюмских портретов и коптских тканей.

religionpeace.ru

Генезис философии древней греции. 1. Генезис философии в Древней Греции

1. Генезис философии в Древней Греции. Философия: Учебник для вузов

1. Генезис философии в Древней Греции

У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, так и философ с глубокой древности задается проблемой: что такое бытие? что значит быть? Эта специфика философии проливает известный свет и на вопрос о том, почему и когда философия возникает. В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется само собой понятным, – значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом, в традиционном типе знания и поведения.

Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в сознании людей возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Тут и появляется потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Это различение рождается вместе с философией, и неудивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые греческие философы выступили как критики традиционной мифологии, прежде всего мифологии Гомера, обвиняя ее в логической непоследовательности и безнравственности.

Но, выступая как критик, философ полностью не порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной общности, к которой сам принадлежит. Весь драматизм истории философии – а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична – коренится в отношении философа к традиции – религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. Философ ставит все это под сомнение, но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама данная традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит – быть? что такое бытие? А ухватившись за эти корни, ответив на поставленный фундаментальный вопрос и начиная развертывать положительное решение других вопросов, философ – в той или иной форме, в той или иной мере – опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа. Какие-то из традиционных жизненных ориентиров он поддерживает, углубляет и обосновывает, другие изменяет, корректирует, третьи отбрасывает, как вредные заблуждения и предрассудки. Но все это тем не менее разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.

Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности. Не случайно – потому что с этих жизненно непреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.

Какая же общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению философии? В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. И не только возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды, как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение и остро встает вопрос: как быть дальше?

Возникновение античной философии приходится на тот период (VI в. до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Древнегреческая религия и мифология – это политеизм, или многобожие; боги – антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе; последняя есть слепая и грозная, неотвратимая сила, уклониться от которой не дано никому. Боги не отделены от людей непроходимой пропастью: они, как и люди, обуреваемы страстями, могут быть и доброжелательными, и коварными, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы, влюбляются друг в друга и в смертных, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что всякое божество завистливо и непостоянно, стоит на страже общего уровня и низвергает того, кто слишком возвысился над этим уровнем, – идея, глубоко укорененная тогда в сознании. Боги блюдут справедливость и являются гарантами всех принятых в обществе установлений. Так, богини мщения Эринии карают за клятвопреступления, за преступления против семьи, за обиду, нанесенную нищим, и т. д.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX—VII вв. до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизации новых земель расширялся географический горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда доплывали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

К VI в. до н. э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальных отношений, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались: это были природные боги, олицетворение природно-космических сил. Сознание человека в мифологическую эпоху еще не вполне индивидуализировано; человек мыслит себя не столько как нечто самостоятельное, сколько как включенный в свое сословие, свою социальную общность, затем – в свой народ, свою религию.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков – с VII по IV в. до н. э. – наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Схватка эта, впрочем, протекала в разных формах. Ее первый этап был изображен в греческой трагедии. Нравственность, выросшая на почве родовых отношений, вступает в конфликт не просто с частным интересом отдельного лица. Между собой сталкиваются, с одной стороны, родовая, семейная нравственность, которая представляет всеобщее начало, но данное в его природной непосредственности, а с другой – новый, нарождающийся тип всеобщего, по отношению к которому отдельный род, семья выступают как нечто частное: это – государство,

religionpeace.ru

Женский атлетизм в Древней Греции

Существует устоявшееся мнение о том, что рассказы об амазонках являлись вымыслом античных историков, так как нынешнее патриархальное общество не желает считать воинствующих женщин исторической реальностью, не смотря на многочисленные факты свидетельствующие об обратном.

Серию постов об амазонках я хочу начать небольшим рассказом о восприятии древними греками женской физической мощи. Дело в том, что именно представления греков о социальном месте женщин и вытекающем отсюда их облике, лежат в основе многих выводов о невозможности существования амазонок в древности, мол общество у греков было патриархальным (как и у всех индоевропейцев), поэтому подобное безобразие было лишь маркером характеризующим варварство. Считалось (и считается), что воинствующие женщины могли обитать лишь на границах тогдашнего цивилизованного мира вместе с песьеголовыми людьми и прочими вымышленными персонажами. По мысли многих исследователей рассказы об амазонках должны были усиливать контраст между миром греков и враждебным к ним миром варварских племен, древние авторы как будто говорят нам - "смотрите, эти люди такие дикие, что у них воюют даже женщины".

Однако анализ греческих женских изображений 6 в. до н.э. показывает, что могучие воительницы могли присутствовать и на территории исторической Греции - в Аттике и, прежде всего, в Спарте.

Битва Геракла с амазонками, чернофигурная амфора 6 в. до н.э.

Для начала нужно вспомнить, что наиболее почитаемым божеством у греков (особенно в Аттике) была богиня войны Афина. Сам факт, что войну олицетворяло именно женское божество, говорит о многом, причем войну организованную, ведь Афина также и греческая богиня мудрости, что еще более поразительно, ведь мудрость и организованность в патриархальных обществах всегда считались мужскими добродетелями, женщина же мыслилась носительницей темного начала и низких страстей.

Некоторое объяснение этому феномену дает Платон в своем "Критии":"Ведь даже вид и изображение нашей богини, объясняемые тем, что в те времена занятия воинским делом были общими у мужчин и у женщин и в согласии с этим законом тогдашние люди создали изваяние богини в доспехах, — всё это показывает, что входящие в одно сообщество существа женского и мужского пола могут. вместе упражнять добродетели, присущие либо одному, либо другому полу. "

Могучая Афина громит врагов, чернофигурный килик 6 в. до н.э.

По мысли Платона в древние времена военное дело было также и женским занятием. Хорошо дополняет это мнение облик богини Афины на керамике архаического времени, в 7-6 вв. до н.э. в Греции появляется много изображений людей, прежде всего богов и героев, ранее человеческих изображений у греков почти не было или они были схематичны. Облик богов периода архаики сильно отличается от изображений последующей классики греческого искусства.

Играющие Ахилл и Аякс, между ними стоит богиня Афина, она похожа на деревянный ксоан своими вытянутыми пропорциями, чернофигурная амформа 510 г. до н.э. Здесь можно разглядеть ее массивные плечи и мускулистые руки, уже в 5 в. до н.э. Афину изображали с более женственными формами. В архаический период же еще сохранялось представление об Афине как о суровой воительнице, как тут не вспомнить Платона -  "даже вид и изображение нашей богини, объясняемые тем, что в те времена занятия воинским делом были общими у мужчин и у женщин".

Ниже, мраморная девушка (Кора) с Афинского акрополя, 540 г. до н.э. Трудно не заметь у этой девушки при узкой талии чудовищно развитую мускулатуру плечевого пояса, которому позавидовал бы любой нынешний тяжелоатлет.Для этой девушки из Афин подходит описание спартанки Лампито в комедии "Лисистрата" Аристофана: "Румяна как и телом как упитанна! Да ты быка задушишь!" - она отвечает без ложной скромности: "Ну еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю".При взгляде на эту статую, понимаешь, что "задушить быка" это не какая-то фигура речи или шутка, а вполне возможная реальность.

Еще одна чернофигурная амфора 6 в. до н.э. из Аттики. Изображение богини Афины здесь целиком не сохранилось, зато хорошо заметна ее рука с бицепсом профессионального культуриста. Можно не сомневаться, что прототипом этих изображений на керамике была статуя (или статуи) Афины в храмах.

Кроме Афины можно вспомнить еще один весьма воинственный греческий женский персонаж - героиню Аталанту (др.-греч. Ἀταλάντη «непоколебимая»), участницу похода аргонавтов, в поединках одна побеждала множество мужчин. Одним из развлечений Аталанты была игра в догонялки со своими женихами, когда она убивала копьем того, кто бежал медленнее нее. Мифы о богатырше Аталанте проистекают из древнего обряда брачного поединка, во время которого жениху, действительно, нужно было победить невесту, и видимо не всегда это занятие легко и позитивно завершалось для него.

Борцовский поединок Аталанты и Пелея, чернофигурная гидрия 550 г. до н.э.

Белый персонаж, что справа, тоже Аталанта, на чернофигурной керамике женщин почти всегда выделяли белым цветом.

Можно подумать, что мужеподобные атлетки - это или дань моде на мужские черты, или неумение изображать женщин вообще. Однако оба эти предположения скорее неверны. Ибо от 6 в. до н.э. дошло множество женских образов с вполне себе женственными формами.

Например, вот суда Париса и несколько богинь, чернофигурная амфора 530 г. до н.э.

Или оплакивание Ахилла, чернофигурная гидрия 560-550 гг. до н.э. Все женщины вполне миловидны и хороши собой.

Сюда же можно добавить сражение Геракла с амазонками, где сии воительницы при всей своей свирепости не изображены мускулистыми культуристками. Чернофигурная гидрия, 530 г. до н.э.

Можно предположить, что греческие художники при изображении людей руководствовались какими-то индивидуальными предпочтениями, так как какая-либо устоявшаяся иконография не прослеживается до времен греческой классики ( до 5 в. до н.э.) В классический период увидеть женщин с гипертрофированными мышцами уже невозможно, этот факт можно расценивать двояко, как рост реалистичности изображений, так и потерю самой традиции женского атлетизма.

Правда, тут есть один хитрый момент, дело в том, что реалистичность греческого искусства лишь кажется таковой, на самом деле все изображения людей в классической Греции излишне идеализированны, мы почти не найдем у греков людей с какой-то нетипичной внешностью, например, очень толстых или наоборот худых. Индивидуальные черты всегда прослеживаются слабо, почти все греческие изображения демонстрируют людей с усреднено идеальными телами. В связи с этим так важны образы именно архаического периода, когда можно проследить если не саму реальность, то хотя бы варианты представления о ней.

Ниже, интересное изображение комастов - участников ритуального шествия в честь бога Диониса. Можно подумать, что мы тут наблюдаем какой-то гомосексуализм, но половина персонажей здесь женщины-гетеры, хотя выглядят они весьма внушительно, не уступая ни в росте, ни в силе мужским участникам вакханалии. Это говорит о том, что сильная женщина у греков была вполне обычным явлением, но, естественно, это изображения специфической женской касты.

Чернофигурная аттическая амфора с изображением комастов и гетер. Ок. 560 г. до н. э.

У спартанцев занятия атлетикой были обязательны как для мужчин, так и для женщин, считалось, что физические упражнения готовят тело женщины к тяготам материнства. Видимо, в Спарте долгое время сохранялись самые архаичные черты общественного устройства дорийских племен. Женщины в спартанском обществе имели существенно больше прав, чем их сестры, например, в Афинах. В Спарте длительно сохранялась полиандрия (многомужество) - женщины там имели право спать и рожать детей от нескольких мужчин, наследование имущества происходило тоже по женской линии, поэтому жители других греческих полисов считали спартанских женщин развратными и корыстными.

Из рассказа Плутарха о Горго - жене царя Леонида (это тот, который из 300 спартанцев)"Какая-то женщина, видимо, чужестранка, сказала ей: "Одни только вы, лаконянки, властвуете над мужьями". "Да, но одни только мы рождаем мужей", - откликнулась Горго."

Спартанские бегуньи. Бронзовые статуэтки, 6 в. до н.э.

Спартанская бегунья своей позой похожа на подобную фигурку амазонки, практически один в один, только существование спартанских атлеток никем не оспаривается, а вот бытие амазонок почему-то часто отрицается. Отдельный вопрос, почему фигурку с оружием и в шлеме считают определенно амазонкой, ведь никаких надписей на ней скорее всего нет, считается, что любое изображение смертной женщины с оружием это обязательно уже амазонка.

Еще одна бегунья из Спарты 6 века до н.э. с невероятно развитыми икроножными мышцами, любой современный культурист знает, что мышцы голени хуже всего увеличиваются в объеме, так как плохо поддаются тренировкам, огромные мышцы голени показатель высокого класса спортсмена. Справа, еще одна амазонка.

Ниже, одно из ранних изображений амазонки с характерным "скифским" обликом, она уже во фригийском колпаке и с лошадью, чернофигурная амфора 510 г. до н.э. По объему мускулатуры эта амазонка не уступает Аталанте, такой бицепс руки, как у нее, не увидишь даже на изображениях самого Геракла, плюс, чудовищные ноги профессионального штангиста. Справа, стоит еще одна амазонка с впечатляюще развитыми мышцами рук.

На последнем фото, две наездницы амазонки, обе тоже весьма атлетичные. Эти всадницы демонстрируют несколько иной тип вооружения, чем у предыдущих воительниц. Если раньше оружие и доспехи были у всех греческие, то у этих всадниц фригийские колпаки, щиты и копья пельтастов. Считается, что легкая пехота у греков (пельтасты) комплектовалась во Фракии, но оружие фракийцев применялось и в Малой Азии - у лидийцев и фригийцев. С учетом малоазийского происхождения амазонок можно предположить, что эти всадницы имеют не балканское, а именно восточное происхождение.

Напрашивается вывод, что образ атлетичной женщины был весьма популярен в Древней Греции, а для Спарты женщина мечущая копья на спортивных соревнованиях была вообще абсолютной нормой. Вполне допускали греки и женскую агрессию. В силу этого, они не могли воспринимать воинственность амазонок как нечто не имеющее отношение к реальности, наоборот, устойчивость образов женских воительниц, а рассказы об амазонках создавались весь период античности, свидетельствует о реальном опыте контактов греков с  женскими военными отрядами.

arbatovagidepar.livejournal.com

Мифы, культура и искусство Древней Греции (стр. 1 из 5). Культура мифы древней греции

Премьера. "Мифы Древней Греции" / Новости культуры / Tvkultura.ru

С 25 марта, по выходным, в дневном эфире телеканала "Россия К" – премьера документального французского сериала "Мифы Древней Греции".

Мифы и легенды Древней Греции – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которым не ослабевает в современном мире. Греческая мифология складывалась веками, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение и оказала серьезное влияние на развитие культуры и искусства всего мира, положила начало бесчисленному количеству религиозных представлений о человеке, богах и героях. Она дошла до нас в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других.

В древних преданиях отражено представление древних греков об устройстве мира и всех процессах, происходящих в природе и обществе, их миропонимание и мировоззрение. Согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы и могучие Титаны – грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом – Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной и обители богов – горы Олимп. Этот мир удивителен и тем, что, несмотря на страх людей перед величием обитателей Олимпа, жители Греции порой делали им вызов, споря с ними. А иногда даже не боялись отдавать своих дочерей в жены небожителям.

Зрителям телеканала "Россия К" представляется возможность погрузиться в этот удивительный мир во французском документальном сериале "Мифы Древней Греции". Их ждут увлекательные и поучительные истории об Антигоне, чьи нравственные убеждения стояли выше законов абсолютной власти, о повелительнице любовных желаний Афродите; о многоликом боге Аполлоне и мудрой воительнице Афине; о Дионисе, который больше всего на свете любил петь и танцевать, и о владыке подземного мира Аиде; о прославленном герое Геракле и о непредсказуемом вестнике богов Гермесе; о Медее, чья безмерная любовь несла смерть, и о страшной трагедии Эдипа; о невозможной любви гениального Орфея и о Персее, победившего медузу Горгону; о мятежнике Прометее и безрассудном Тесее, и, конечно же, о любвеобильном владыке Олимпа – Зевсе.

25 марта в 14:35 в эфире первый фильм – "Зевс. Завоевание власти". Победив всех врагов, Зевс забрал себе верховную власть и выбрал своей резиденцией небо. Посейдона, старшего брата, он обещал сделать царем морей. Аиду, другому брату, он вручил ключи от подземного царства и дал ему власть над инфернальными силами. Он изгнал всех бывших обитателей неба: или запер их в Тартаре, или отправил на землю – к смертным. Так родился всемогущий бог. Так Зевс выстроил иерархию и организовал Вселенную. Зевс будет править миром, но перед ним стоит непростая задача: поддерживать порядок, но не стать деспотом.

26 марта в 14:35 – второй фильм "Зевс. Любвеобильный бог". Зевс – владыка Олимпа, но, когда в его жизнь входит любовь, он поддается желаниям, как любой смертный человек. Этому царю богов не чуждо ничто человеческое. Любовные победы Зевса неисчислимы. У возлюбленных-богинь он брал качества, которых ему недоставало. Но часто он проводил время в поисках красавиц исключительно ради их очарования, их красоты, которой он наслаждался, будь то красота богини или прелесть обычной смертной женщины.

Пресс-служба телеканала "Россия К"

tvkultura.ru

Мифы Древней Греции: Культура

Древняя Греция и ее культура имеют важное значение для мировой истории. Здесь собраны лишь некоторые интересные факты о Древней Греции, культуре, обычаях, особенностях греков и другом.

1. Слово «педагог» ведет свое начало из Древней Греции. Оно имеет дословное значение — «ведущий ребёнка». Но в те времена называли так не учителя, как сейчас, а раба, который должен был уводить ребёнка в школу и приводить обратно.

Чаще всего в педагоги предпочитали брать рабов, которые были непригодны для какой-нибудь другой работы, но отличались верностью дому.

Обязанностью педагога были охрана своего воспитанника, а также сохранение его морального и физического здоровья. Помимо этого в обязанности педагога входило обучение ребенка самым простым вещам, до того момента, как подопечный поступит в школу.

2. Греческое слово scole, от которого произошло наше современное слово «школа», обозначает досуг, отдых, праздность. Однако сейчас это слово обозначает учебные заведения, в которых происходит главная работа школьников, а отнюдь не отдых. Как это произошло? Началось все в Древней Греции, в I веке до н.э. В местах общественных стали возводить скамьи полукруглой формы, которые были предназначены для отдыха. Люди могли посидеть на них, поговорить по душам. Со временем эти скамьи стали любимым местом ораторов, у них стали появляться постоянные слушатели, а ранее скамейки, которые были предназначены для праздного отдыха, вдруг стали местом напряженных и длительных дискуссий. Когда подобные встречи «учеников» и «учителей» стали носить постоянный характер, возникла необходимость создания учебных заведений, действующих на постоянной основе, со своими собственными помещениями. По традиции заведения стали называть «схолами».

3. По представлениям древних греков, для того, чтобы попасть в царство мертвых, тень умершего человека должна была пересечь одну из четырех рек, которые окружали царство Аида – Ахеронт, Стикс, Пирифлегетон или Кокит. Харон, служащий перевозчиком теней мертвых через эти реки, был мрачным, но энергичным старцем в грязном рубище. За свою услугу он требовал с каждой тени определенную плату в один обол.

В связи с этим родственники почившего клали ему под язык монетку. Это называлось в те времена «правом мертвых». Помимо этого, в руку покойника вкладывалась медовая лепешка. Она нужна была, чтобы умилостивить Цербера с тремя головами, который охранял вход в царство мертвых. Если же никто из родственников не клал монету умершего, то его тень была обречена коротать все свое время на берегу.

4. Имеется одно заблуждение, связанное с легендой о Диогене, который жил в бочке. Диоген не мог бы жить в бочке, так как в то время древние греки просто-напросто не умели их делать. приютом философу послужил глиняный сосуд, который называется «пифос». Как правило пифосы высотой около 1,5 — 2 метров полностью закапывали в землю для сохранения зерна.

5. По свидетельству многих авторов античности, солдаты Древней Греции носили особенные доспехи, имевшие название «линоторакс». Даже сам Александр Македонский был изображён в подобных доспехах на мозаике из Помпей. Самая популярная у историков версия гласит, что линоторакс был изготовлен из нескольких слоёв льна, которые скреплялись между собой клеем. Учёные Висконсинского Университета воссоздали подобный материал, учитывая материалы и технологии, которые были доступны в то время. В результате они обнаружили, что подобная одежда прекрасно защищает от ударов холодным оружием и выстрелов из лука.

6. Парфенон- белоснежный храм, который возвышался над морем и землей был построен как храм богини Афины, покровительницы великого города Древней Греции. Гигантская статуя богини стояла поблизости от храма. Её сверкающий в лучах солнца позолоченный шлем служил подобием маяка для кораблей, подходящих к городу. От Парфенона начиналась широкая лестница из мрамора. Она была окружена храмами и портиками; лестница спускалась к рыночной площади города, «агоре». Днем здесь кипела толпа продавцов и покупателей, а вечером торговля стихала, греческий народ собирался здесь, чтобы обсудить дела и узнать последние новости. Также здесь происходило народное собрание раз в десять дней.

7. Древние греки не умели плавать и боялись моря. Плавать они могли только вдоль побережья, открытого моря они остерегались. Если же берега же не было видно, они впадали в истеричное состояние и молили богов о свое

religionpeace.ru