Содержание
ДЕД ПАНАС как зеркало Советской Украины
Было много попыток снять его с эфира, но каждый раз на телеканал приходили тонны писем с требованием вернуть любимого нами рассказчика.
И я хорошо помню последний эфир діда Панаса, когда он (как говорят, уже после сигнала «эфир закончен») сказал фразу «Отака х..ня, малята».
«ВЕРНИТЕ ДЕДА ПАНАСА, РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЗАСНУТЬ!» —
требовали телезрители всякий раз, когда первую украинскую телезвезду снимали с эфира «за национализм». Сегодня исполняется 30 лет с того дня, как Дед Панас впервые появился на экране.
«Добрий вечiр, вам, малята, любi хлопчики й дiвчата!..» — эта фраза звучала с украинских телеэкранов каждый вечер на протяжении более чем трех десятков лет из уст человека, которого все называли Дед Панас. Фактически, его можно было бы назвать нашей первой украинской телезвездой. Но, ограничившись этим броским штампиком, мы можем, пожалуй, оскорбить его память и свести сущность явления до рамок определения.
Как вы понимаете, 30 лет назад такого понятия, как «раскрутка», на телевидении не существовало. Но подавляющее большинство наших нынешних «телезвезд» — всех этих бледнолицых и длинноногих — удавились бы, лишь бы иметь хоть десятую долю Его популярности, десятую часть Его дьявольского обаяния. Дед Панас скупал чистые детские души, проникал в детскую подкорку и оставался там навсегда — на подсознательном уровне, как сейчас модно говорить. Но опять же, все это детский лепет определений. Нужно признать, что Любовь тех лет и Популярность нынешних не имеют практически ничего общего.
Будущий телесказочник прошел через немецкий плен
Его знали все. Парадокс, но вместе с тем о самом первом украинском телесказочнике известно очень мало. Настоящее имя Деда Панаса — Петр Ефимович Векскляров. Родился он 9 июня 1911 года в селе Тальн Киевской области. До войны Векскляров играл в одном из областных театров. В 1941 он был призван в военный театр Юго-Западного фронта, но очень скоро вместе с миллионами других оказался в окружении и попал в плен. Его посадили в фильтрационный лагерь — ни офицером, ни комиссаром он не был, — так, актеришка, и опасности, как таковой, для рейха не представлял. Готовили для отправки на работу в Германию. Жилось в лагере не сахарно, конечно, но жить было можно. Впрочем, из «фильтра» Векскляров вскоре сбежал. Но в партизаны не пошел, а до линии фронта к тому времени было уже сотни километров.
Векскляров пришел в Киев, уже оккупированный к тому времени немцами, и устроился работать на железной дороге. Нормальные герои, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, как мы знаем из литературы, обычно налаживали какую-нибудь там подпольную группу, занимались вредительством… Векскляров же вскоре организовал из рабочих театральный кружок. В котором сам ставил пьесы, репетировал, играл три года — до прихода Красной Армии. Чудак, что и говорить. Такое ощущение, что театр, возможность играть были для Вексклярова важнее войны, вообще важнее всего.
И с приходом Красной Армии его, как ни странно, не посадили. Видимо, никакой информации на него не было, а про плен Векскляров никому не рассказывал. В общем, узнав о его довоенной профессии, Вексклярова направили в Луцкий театр. В этом городе он, кстати, едва не женился. Говорят, в Луцке до сих пор живет та, с которой он был помолвлен. В Луцком театре ему доставались главные роли — фактура была внушительная, одного росту в нем было метр восемьдесят. В 50-х годах его заметили и киношники, начали приглашать в кино. На съемках фильма «Иванна» на киностудии им. Довженко он познакомился со своей будущей и единственной женой, Она была монтажером. Несмотря на выгодные внешние данные, женился Векскляров довольно поздно — в 48, и прожили они вместе 35 лет. Детей у них не было, родственников у Вексклярова тоже — родители умерли, единственный брат погиб на войне.
Увидев Вексклярова, Корнейчук прослезился
Потом его пригласили играть в фильме «Кров людська — не водиця». Перед самыми съемками другого фильма — «Макар Дiброва» — умер известный украинский актер Амвросий Бучма, и на его роль решено было пригласить Вексклярова. Говорят, сам Корнейчук, увидев кинопробы, прослезился — до того Векскляров был похож на покойного Амвросия. «Никак не хуже играешь…», — вроде бы даже сказал ему бог советской драматургии. (После выхода фильма на экраны вдове Бучмы часто говорили — дескать, видели вашего мужа в кино, хорошо играет, дай Бог ему здоровья, передавайте, мол, привет товарищу актеру Бучме). Так и пошло: в «Вие» Векскляров сыграл такого седого деда с чубом, если кто помнит. В «Лiсовiй пiснi» — дядька Лева. В советских фильмах — «Гадюке» по Алексею Толстому и «Сталеварах» — Векскляров тоже играл пожилых мозолистых представителей рабочего класса. И с той поры как-то так повелось, что Вексклярова постоянно стали приглашать только на роли «дiдiв» — хотя ему и было тогда всего около сорока, не больше. Приглашали его в таком амплуа и на «Армянфильм», и на «Белоруссфильм», и даже в Москву. И сделал бы наверняка «дед» карьеру пожилого «актера второго плана», как говорят на вручении Оскара, но вот одна незадача, которая закрыла ему путь в большое советское кино: Векскляров абсолютно не знал русского языка(!). Случай уникальный и вызывающий по тем временам. В фильмах его роли озвучивал российский актер Борис Беленький. В те же времена Дед иногда играл и в театр им. Ивана Франко — в качестве приглашенной звезды — в кино-то народ тогда ходил не в пример нынешним, и его уже узнавали.
В конкурсе на «должность» Деда Панаса участвовало 200 актеров
Справедливости ради нужно отметить, что Векскляров стал вторым по счету Дедом Панасом. До него уже существовал один Дед Панас, который, начиная с пятидесятых, читал вечерние сказочки на украинском радио. И когда тот по возрасту стал нуждаться в партнере, подвернулся «дед» Векскляров. Который вначале подменял старичка, а потом и вовсе стал читать за него сказки на радио под тем же псевдонимом, начиная с 62-го года. Ну чем не судьба, как сейчас говорят?
Примерно в конце 60-х, с появлением первых телевизоров, было решено преобразовать радиоидею в телеверсию. Объявили конкурс. Надо заметить, что тогда на телевидение брали только актеров — все передачи шли в прямом эфире, а такого понятия, как телеведущие, еще не существовало. Да и украинского телевидения еще не было — все начиналось с нуля. В конкурсе на «должность» Деда Панаса, например, участвовало 200 актеров. Хотя, говорят, когда Векскляров очутился в кадре, пробы остальных были уже пустой формальностью. Так, из актера Петра Вексклярова он окончательно превратился в Деда Панаса и оставался им до конца жизни, и даже после смерти.
А график работы у него, господа нынешние телезвезды, был такой: вечером Панас учил текст, утром трижды прочитывал и вечером того же дня — прямой эфир. И так — 25 лет, изо дня в день. Сценарии передач Дед писал сам, сказки он не читал, а рассказывал наизусть — то ли в кадре, то ли за кадром, под рисованную картинку. Еще читал письма детишек, поздравлял их с днем рождения. Очень скоро украинская малышня уже не могла заснуть без его казочки. Дети просто прикипали к экрану, в его манере рассказывать было что-то гипнотическое, завораживающее. Кстати, именно Дед Панас ввел на телевидении такое понятие как «вечерняя сказка». Все тети Вали и дяди Володи, все Хрюши и Степашки на общесоюзном ТВ появились гораздо позже. Редактором у Панаса была, кстати, еще одна культовая украинская телестар — будущая соведущая Тетя Катя из программы «Катрусин кинозал».
А потом страна начала бороться с национализмом. Под эту общесоюзную метлу попадали тогда и за дело, и без дела, и вообще случайно. А уж мимо телеобраза Деда в вышиванке, рассказывающего сказочки на украинском языке, недремлющее ГБ-шное око уж точно пройти не могло. На Панаса запросто могли накапать простые бдительные граждане, уже вышедшие из детского возраста. В 70-е Деда несколько раз сокращали свои же — от греха подальше. На редакцию тотчас же обрушивался шквал звонков: «Куда девался Дед Панас?..» Несколько раз «старшие товарищи» из Москвы пытались заменить образ непокорного Деда на более лояльный — то какого-то молодца интернационального вида с книжкой посадят, то вообще куклу — мишку там, зайчика… Результат был один: редакцию заваливали мешками писем, звонили, угрожали, умоляли, требовали вернуть. «Ребенок не может заснуть без Деда Панаса, сделайте что-нибудь!!!» — писали взволнованные мамаши НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! Таким образом, все попытки снять Панаса с позором проваливались. Иначе, чем магнетическим воздействием на детские души, подобное явление объяснить никак нельзя. Органы оказались бессильны в борьбе против чистой младенческой слезы. Шутка.
От передачи «Надобранiч, дiти!» сохранилось всего 22 секунды пленки
А что наш Дед Панас?.. Работал, как и прежде. Человек он был, по воспоминаниям, весьма душевный, сердечный, никому слова плохого не сказал. Ни одного плохого слова о нем не могут сказать и его бывшие коллеги — просто не воспоминания, а какая-то рекомендация в партию получается. (В партии, естественно, он не состоял.) Зарплата тогда у актеров была маленькая, поэтому Дед Панас халтурил, как и все. То есть в свободные дни ездил по селам с «творческими встречами». Дед рассказывал людям «про кино», отвечал на вопросы. С собой возил самодельную пленочку — на ней смонтированы были отрывки из кинофильмов с его участием, ну и, конечно же, эпизод из всем известной «Надобранiч, дiти». Именно благодаря этой чудом уцелевшей самопальной пленочке и сохранилась единственная запись «Надобранiч» — всего 22 секунды метража. Все. Из всего многокилометрового материала передачи осталось только это свидетельство — Дед выступал в прямом эфире, и запись попросту никто не вел. Да и зачем — вот он, живой Дед Панас, каждый день идет пешком по Крещатику на работу. Дети его узнавали, для них он был живым воплощением, продолжением сказки — подбегали, здоровались, делились своими детскими радостями или горестями.
Кажется, на каком-то этапе он и для взрослых людей стал чем-то вроде сказочного персонажа, каким-то полуреальным, полумифическим существом. Он настолько сжился со своей телеролью, что для младшего поколения телевизионщиков он был только Дедом Панасом — они и фамилии его толком не знали. На сказках Деда Панаса уже выросло два поколения детей, превратившись во взрослых, угрюмых дядек и теток, а он так и оставался вне возраста, НЕ СТАРЕЛ — вечный Дед Панас. Как-то незаметно он стал для людей чем-то большим, нежели просто актером или ведущим. Пожалуй, в те времена он остался чуть ли не единственным напоминанием о чем-то украинском и даже более — носителем украинской идеи, эдакой «невмирущостi», что ли. (Образ Деда вообще для Украины всегда был символичным — вспомните хотя бы шевченковых кобзарей.) Даже жена его называла Дедом Панасом. Так он превращался в легенду. А где легенда, там и байки.
Однажды во время прямого эфира Дед упал со стула
В последние годы, например, ходила о нем такая общеизвестная байка, которая всплывала, как только он ненадолго пропадал с телеэкранов. Народ ведь наш всегда объяснял все по-своему: дескать, прямой эфир, выпил Панас лишку, забылся, ну и возьми да и ляпни в конце сказочки: «Отака-то х…я, любi малятка…» За то и пострадал. Нет ни одного свидетельства тому случаю — по рассказам его сослуживцев, Дед никогда не пил перед эфиром, хотя на телевидении эта славная традиция сложилась еще в 60-е. Да и бранных слов не употреблял. Зато, опять же, по слухам, ходила в те годы по рукам пленочка, на которой дед якобы рассказывал анекдоты. Самые разнообразные. Если есть у кого — отзовитесь!.. Правда, с возрастом Панас действительно стал чудить. Ведь он выходил в эфир без партнера, до 80 лет! Бывало, и слова забудет, молчит секунд 40 в камеру. А однажды даже со стула упал во время передачи.
Почти всю жизнь он прожил в однокомнатной квартире, с приемной дочкой и женой. И только в 1988 году получил, наконец, приличную, в доме киноактеров, что на Саксаганского, 24. Но никакой мемориальной доски там нет — за всю 60-летнюю кино-теле-карьеру Дед Панас не был удостоен ни какого-либо звания, ни правительственной награды. Даже умер Панас крайне «невовремя» — 5 января 1994 года, как раз между Новым годом и Рождеством. Стало плохо, «неотложка», умер в больнице. Поскольку у живых людей продолжался праздник — народ пребывал в традиционном запое — Деда даже домой не повезли — сразу из морга на киностудию им. Довженко, где он продолжал числиться в штате, повезли «прощаться». По страшному стечению обстоятельств в тот день на студии хоронили еще восьмерых. «Прощались в ритме конвейера — 15 минут и следующий», — вспоминает его вдова. Похоронили его на Байковом. Было ему 82 года. Прямо на надгробной плите — простая табличка с надписью. Позже сделали фотографию, и, если разгрести опавшие листья, может почудиться, будто бы Дед подмигивает с фотокарточки. Вдова его вслед за дочкой уехала за границу — дочь вышла замуж за американца. В штатах они до сих пор и живут. До недавнего времени про Деда Панаса ничего не было известно, словно и не было человека. Даже в Доме Кино в галерее украинских актеров места для его фотографии не нашлось.
Эпилог
Слава Богу, новейшая история Деда Панаса продолжается благодаря стараниям двух украинских литераторов — братьев Виталия и Дмитрия Капрановых. Именно они буквально за две недели до отъезда разыскали вдову Панаса-Вексклярова и расспросили ее о муже. Потом у братьев возникла идея создать музей Панаса, следом — клуб шанувальникiв Деда Панаса. Зачем? А вот зачем. В украинской истории всегда было подозрительно много борцов — сплошь одни разрушители. Но на именах одних борцов страну — ее менталитет и культурно-историческую память — не построишь. Нужны позитивные герои, созидатели, способные сплотить разобщенное общество. По мнению Капрановых, Дед идеально подходит для этой культовой роли. Он любил всех и никому не причинил зла. На его сказках выросло четыре поколения украинцев. Панас ни диссидентствовал, ни боролся и не призывал, но для независимости Украины, а уж тем более, для сохранения украинского языка, он своими сказками сделал гораздо больше, чем многие борцы. Среди его телезрителей были и будущие коммунисты, и патриоты, и бизнесмены, и те, кто нами руководит сейчас. Еще братья хотят, чтобы Деду Панасу поставили памятник — большой, размером с ленинский. Как истинному символу Украины. Как человеку, бывшему украинцем всегда, а не тогда, когда это выгодно.
И последнее. Недавно стараниями продюсерского агентства «Зеленый Пес» («ФАКТЫ» уже писали о нем) были выпущены две видеокассеты, которые так и называются — «Казки Дiдуся Панаса». На них — те самые 22 секунды с изображением Панаса, а остальное время звучит его голос за кадром. На экране — картинки из сказочек, которые рассказывал Дед. И странное дело — говорят, нынешние дети, перекормленные вроде бы всякими трансформерами и чип-и-дейлами, смотрят все эти простейшие, с точки зрения мультпрогресса, сказочки, прямо прикипая к экрану. Да-да. Просто не оторвать.
Будем признательны всем, кто может поделиться какой-либо информацией о Петре Ефимовиче Вексклярове, кино- и фотодокументами о нем. Поделится информацией можно по адресу 254071, г. Киев, а\я 110, «Джерела М».
© Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ «ФАКТЫ» 27 октября 1999. Культура
Метки: ДЕТИ, ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА, КУЛЬТУРА, НАЦИОНАЛИЗМ, ПАМЯТЬ, СОВЕТСКОЕ, СССР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, УКРАИНА, УССР
Дід Панас. Зіркова і печальна історія легенди українського телебачення
- Станіслав Цалик
- Письменник, краєзнавець, для BBC News Україна
Автор фото, Кадр з «Вечірньої казки»
Підпис до фото,
Петро Вескляров в образі Діда Панаса у програмі «Вечірня казка» (1984)
10 червня легендарному Петру Весклярову, який в образі Діда Панаса ощасливлював вечірньою казкою з телеекранів кілька поколінь дітей, виповнилося б 110 років. Його фірмове вітання «Добрий вечір вам, малятка, любі хлопчики й дівчатка» одразу переносило в якийсь дивовижний світ і віщувало фантастичну пригоду.
Часто буває, що знані й улюблені артисти залишаються невідомими як люди. Біографія Петра Весклярова тому виразний приклад.
Мемуарів не залишив, інтерв’ю з ним майже не робили. Збереглися нечисленні спогади його колег. А також легенди й анекдоти про нього, які в деяких публікаціях подаються як факти. Існування отих міфів — ознака слави і свідоцтво неординарності людини.
- Як КДБ стежив за принцом Філіпом у Києві
- Василь Вишиваний: австрійський ерцгерцог, що міг стати гетьманом України
З аматорів — у професіонали
Він народився на Черкащині в містечку Тальне 10 червня (за новим стилем) 1911 року. В ті часи це був Уманський повіт Київської губернії. Хлопчика звали Пінхас Векслер, він походив з єврейської родини.
Прізвище батька згадане в списку людей юдейського віросповідання, які мешкали в Тальному на початку ХХ сторіччя, але відсутнє в списку євреїв-виборців на виборах до Думи 1906 року. Сім’я, отже, була незаможною.
«Місто мого дитинства — Тальне, — розповів Дід Панас кореспондентові «Черкаської правди» у вересні 1983-го. — Батько був муляром».
Автор фото, ЦДКФФА України
Підпис до фото,
Синагога в Тальному, яку відвідувала родина Векслерів. Фото 1914 року
З настанням радянської влади Векслери чи не найпершими вступили до комуни «Вулик і Бджола» — кілька родин власноруч збудували двоповерховий будинок і замешкали там. Кожна мала свою кімнату, все майно було спільним. Харчувалися разом у спільній їдальні.
«З гордістю згадую той перший будинок, зведений руками членів комуни, — на його будівництво батько брав і мене, привчаючи до роботи», — розповідав артист. Хлопець тоді мав 10 років. «Після трудового дня, — продовжував, — збиралися в хаті-читальні або клубі — на репетиції драмгуртка».
У 1929-му до Тального приїхав Черкаський робітничо-селянський пересувний театр. Режисер Олексій Громов відвідав спектаклі місцевого драмгуртка.
«Уявіть мій стан, — оповідав Вескляров, — коли я, 18-річний юнак, отримав від нього запрошення до професійного театру».
Голова комуни Федір Дубковецький переконав гуртківця пристати на пропозицію Громова.
Невдовзі новачок став провідним актором цього театру.
Врятували зовнішність і українська мова
Прізвище та ім’я він змінив під час Другої світової.
З початком німецько-радянської війни його мобілізували до військового похідного театру Південно-Західного фронту. В стислі терміни трупа підготувала виставу «Ключі Берліна» за п’єсою Костянтина Фінна і Михайла Гуса (про події Семирічної війни у XVIII столітті), прем’єра відбулася на Бориспільському військовому аеродромі.
30-річний артист з військами потрапив в оточення й опинився в таборі для полонених, де назвався Петром Вескляровим. Його врятували нетипова зовнішність і соковита українська мова.
Наприкінці осені 1941-го німці почали потроху відпускати додому полонених українців — Вескляров опинився на волі. Повертатися на Черкащину, де знали правду про його походження, не став — два роки окупації перебував у Києві.
Коли місто знову стало радянським, Вескляров повернувся до фронтового театру. Демобілізувався 1946 року.
Йому не дозволили оселитися в столиці УРСР (через перебування на окупованій території — «чорна мітка» в анкеті на все життя), направили до Луцька.
Автор фото, Станіслав Цалик
Підпис до фото,
У цьому будинку після Другої світової війни працював Волинський обласний музично-драматичний театр. З поштівки 1972 року
Виступав у Волинському обласному музично-драматичному театрі. Грав переважно класичний репертуар — Городничий в «Ревізорі», Командор у «Камінному господарі», Микола Задорожний в «Украденому щасті» тощо.
Одружився з секретаркою театру Галиною, в 1949-му народився син Богдан. Сім’я мешкала в самісінькому центрі Луцька — в триповерхівці на теперішньому проспекті Волі, 17, де мали кімнату в комуналці.
На знімальних майданчиках кіностудій
Життя актора змінилося 1958-го, коли київський кінорежисер Віктор Іванов приїхав до Луцька в пошуках артистів для фільму «Олекса Довбуш». Запросив Весклярова на Кіностудію ім. Довженка — хотів спробувати його на роль діда Петрія.
Автор фото, Кадр з фільму «Олекса Довбуш»
Підпис до фото,
Петро Вескляров (праворуч) в образі діда Петрія — дебют в кіно. Кадр з фільму В. Іванова «Олекса Довбуш» (1959)
Акторські проби пройшли вдало, Вескляров дебютував у кіно.
Поява в знімальному павільйоні колоритного чоловіка з Волині не пройшла непоміченою: режисер Віктор Івченко запропонував велику роль у фільмі «Іванна», дія якого теж відбувається на Західній Україні.
Загалом 1959 року Вескляров знявся в п’яти картинах Кіностудії ім. Довженка! Йому запропонували перейти в штат кіностудії.
Автор фото, Кадр з фільму
Підпис до фото,
У фільмі В. Івченка «Лісова пісня» (1961) Петро Вескляров зіграв дядька Лева
І тут розігралася драма — дружина була категорично проти переїзду до Києва… Після довгих вагань, сімейних суперечок і сварок актор ухвалив їхати до столиці. Шлюб розпався.
Він оселився на кіностудії — в гуртожитку. Роботи вистачало: в наступному 1960 році знявся в п’яти фільмах, в 1961-му — в чотирьох. І далі грав по 2-3 ролі на рік.
Його запрошували провідні режисери Кіностудії ім. Довженка: Володимир Денисенко, Микола Мащенко, Віктор Івченко, Ісаак Шмарук, Анатолій Буковський, Микола Ільїнський, Михайло Іллєнко, Олександр Муратов та інші.
Крім того, знімався на Одеській та Ялтинській студіях, на «Вірменфільмі», на «Білорусьфільмі», на Кіностудії ім. Горького.
Одержав навіть запрошення з «Мосфільму» — Василь Шукшин хотів зняти його в ролі запорожця в стрічці «Я прийшов дати вам волю» (про бунтаря XVII століття Степана Разіна). Сценарій надзвичайно сподобався актору. «Це мед!» — захоплено повідомив колезі. Але фільм не відбувся — режисер помер.
Дідом Панасом став у 51 рік
Ще одним доленосним для Петра Весклярова став 1962 рік. Українське радіо шукало заміну літньому Габріелю Нелідову, який з 1954-го вів вечірню передачу «Казки дідуся Панаса» (до речі, найпершу в СРСР вечірню казку для дітей — її московський аналог «Спокойной ночи, малыши» з’явився лише 1964-го, одразу в телевізійному варіанті).
На конкурс подалися, як розповідали, близько 200 осіб — Вескляров серед них. Насамперед він шукав підробіток, адже утримував ще й родину свого брата, який загинув під Сталінградом, а також мав допомагати синові, що залишився з мамою в Луцьку.
На прослуховуванні Вескляров зачарував комісію тембром голосу і манерою розповідати. І — переміг, ставши другим (після Нелідова) дідусем Панасом. Мав 51 рік. Хіба міг знати, що саме ця роль стане його головною і найуспішнішою в житті?
Але справжня слава була попереду.
Автор фото, Кадр з фільму «Довіра»
Підпис до фото,
У фільмі М. Ільїнського «Довіра» (1972) Петро Вескляров, він же Дід Панас, виглядав приблизно так, як у житті
За сім років керівники Держтелерадіо УРСР постановили перенести вечірню казку для дітей з радіоефіру на телевізійний екран. Петро Вескляров одяг вишиванку (власну, не з реквізиту) й театральну сиву перуку (сховав лисину), сів за стіл ніби в сільській хаті, оздобленій вишитими рушниками — і став телеведучим.
Його п’ятнадцятихвилинна програма «На добраніч, діти!» виходила щоп’ятниці о 20.45 протягом 17 років (!).
Після кожного випуску редакція одержувала стоси листів — малеча надсилала малюнки, запитання, віршики, а батьки — слова подяки.
Одного разу посеред програми Дід Панас закашлявся — програми йшли наживо, — за кілька днів пошта доставила до телецентру десятки тисяч посилок з медом, малиною, травами, щоб улюблений казкар лікувався.
Колосальний успіх, на жаль, не означав гідної оплати. За кожен випуск культовий ведучий, кумир мільйонів глядачів, одержував стандартну ставку — 8 рублів. Плюс за репетицію, плюс за ефір — всього, за словами режисера тієї програми Олени Сторожук, виходило 16 рублів. На місяць, отже, 64 рублі. Стільки ж на телебаченні одержувала прибиральниця.
У вільні дні Вескляров їздив по селах з творчими зустрічами. Це теж приносило копійчину. Жив з новою дружиною Лілею та її донькою Тетяною в скромній однокімнатній квартирі навпроти Кіностудії ім. Довженка.
Лише 1988 року переїхав з сім’єю до середмістя, одержавши простору квартиру в будинку по вул. Саксаганського, 24, де мешкали відомі кінематографісти.
Автор фото, Станіслав Цалик
Підпис до фото,
Будинок за адресою Саксаганського, 24 у Києві, в якому мешкав Петро Вескляров
Факти і вимисли
Нині про нього циркулює чимало вигадок.
Розповідають, наприклад, химерні історії на кшталт того, що наприкінці якогось випуску дід, бувши напідпитку, попрощався з маленькими глядачами, вживши нецензурне слово…
Якби таке сталося, актор ніколи більше не переступив би порогу телестудії. Було інше: одного разу з’явився трохи «підшофе», його відправили додому, а замість казочки поставили мультфільм. Натомість «міцних» слів Вескляров, за розповідями колег, ніколи не вживав.
Інколи стверджують, що артист не знав російської мови… Правильніше сказати: не користувався нею в побуті. Але володів, бо під час війни виступав з фронтовим театром на передовій, по війні знімався за межами України. Та й згаданий сценарій Василя Шукшина прочитав російською.
Автор фото, Кадр з фільму «Сон»
Підпис до фото,
У фільмі В. Денисенка «Сон» (1964) Петра Весклярова в гримі не впізнати (в центрі, в ролі придворного)
Пишуть, ніби популярність Діда Панаса перекреслила акторську кар’єру Петра Весклярова.
«Я пам’ятаю якийсь фільм, — згадував багаторічний редактор програми «На добраніч, діти!» Володимир Заманський, — він там грав хірурга. І він з’явився в білому халаті, вуса… і зал закричав: «Дід Панас!» Після цього жоден режисер не хотів його брати у свій фільм».
Йдеться про дитячу кінокомедію «Два дні чудес» (1970). Можливо, хтось з юних глядачів справді впізнав артиста, проте фатальним для нього це не стало: після згаданої стрічки знявся ще в 14 фільмах Київської та Одеської кіностудій.
Телевізійна кар’єра діда завершилася 1988-го не через переслідування за націоналізм, як дехто каже.
Він став забувати текст, паузи в ефірі тривали інколи 40 секунд. Траплялося, плутав казки — починав розповідати одну, перескакував на іншу…
Звільнили його некрасиво, не по-людськи. Вескляров прийшов на ефір і почув: «Ви тут уже не працюєте». Образився. Більше не приходив до телецентру, а на телефонні дзвінки відповідав коротко і швидко закінчував розмову.
Артист дожив до незалежності України — помер у січні 1994 року.
В рідному містечку Тальне вшанували славетного земляка. В листопаді 2018-го там відкрили меморіальну дошку: Петро Вескляров зображений в образі Діда Панаса.
Її встановили на фасаді школи, адже саме на тому місці стояв будинок, у якому народився і прожив перші 10 років кумир дітлашні УРСР.
Хочете отримувати головні новини в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram або Viber!
от объектива от воды и дедушка Панас для участия в телевизионных программах прямо с дивана — Международное агентство масс-медиа
Какими были первые телевизоры, как выглядело оборудование телевидения и что показывали украинцам, более 60 лет назад, Я узнал сегодня. Для этого мы использовали «машину времени» — экспозицию Музея телевидения Национального общественного телевидения Украины.
Как рассказала нам заведующая музеем Лариса Богданова, украинское телевидение имеет две даты рождения 1 19 февраля39 (механический телевизор в Киевской студии Украинского радиокомитета) и 5 ноября 1951 года — электронный, также в Киеве, на Крещатике, 26. О количестве телевизоров в Киеве до войны точных данных нет. Но в 1951 году во всем Киеве с населением около 600 тысяч человек было всего 662 телевизора — 29-килограммовых «КВН-49». Это примерно один телевизор на тысячу жителей.
По словам Богдановой, точные цифры известны, потому что в те времена каждый телевизор фиксировал имя и адрес владельца. За пользование аппаратом взимается абонентская плата — 10 $/мес. «Пить» часто прерывается — это название расшифровывается как «купил, включил, не работает». Показал камеру три телепрограммы, имел экран диагональю 18 см. Чтобы изображение было больше перед экраном, конструкторы установили полую стеклянную линзу, которая была заполнена водой.
«Первый показ 5 ноября был пробным — показывали фильм «Алитет уходит в горы» — о хорошей жизни чукчей после революции. Более того, пленку сначала запустили задом наперёд, потом поправили, — рассказывает Богданов. — 7 ноября прошла прямая трансляция парада в честь 34-й годовщины Октябрьской революции. В дальнейшем телевизионные программы состояли из фильмов, концертов, театральных постановок, мультфильмов, новостей. И, конечно же, никакой рекламы!
Сердце камеры. Стоимость как 4-5 окладов
Сначала ведущие обратились к народу «товарищи радиодетали». Каждый ретро-экспонат — это история. Например, вот макет самых первых камер, до которых работали колонки, аппаратура, транслирующая футбольные матчи Олимпиады-80 и визит в Киев президента Леонида Брежнева. На фоне света цифровых камер ходят из-за монстров, кажущихся «динозаврами».
Был очень надежен, но много весил
Среди ретро техники и старых телевизоров можно увидеть кукол — девочку Катру, Зайку, Соломенного бычка. Они были «ведущими» детских программ, самые известные из них — «Катрусин кино» и «Вечерняя сказка» с легендарным дедушкой Панасом (заслуженный артист Украины Петр Веклеров). Оно помнит не одно поколение украинцев, ведь дедушка Панас укладывал детей спать почти четверть века с 1964 по 1988 год. До сих пор ходит легенда, что дед Панас был уволен за наступление в прямом эфире. Якобы звукорежиссер не выключил звук, а сказочник не заметил и загнул: «Ось, такая… малята!». Но ведущие коллеги утверждают, что это байк. Говорят, дед Панас с годами умел путать истории, но ненормативной лексики не допускал. Хотя из эфира ее снова убрали: некоторых партийных чиновников раздражал чрезмерный «национализм» сказочника, который вел программу на украинском языке и в той же вышиванке.
Дед Панас. Рассказала «Вечерняя сказка» 24
ОКНО МИРА: ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Многие думают, что телевидение существует с незапамятных времен, а массовому телевидению чуть больше 80 лет. И те еще живы, кто помнит времена, когда телевизора в доме вообще не было, а на почетном месте стояла радиола.
1843: ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРЕДПОСЕДНИК
Первая идея передачи изображения на расстояние появилась еще до изобретения радио! В 1843 г. Александр Бейн запатентовал факсимильный аппарат, основанный на фотомеханических процессах, а патент на радиосигнал выдан в 1866 г. Однако изображение Бейна было контурным, без полутонов. Нынешнее телевидение стало возможным благодаря открытию фотопроводимости селена в 1873 г.
1928: МЕХАНИКИ ПРОТИВ ЭЛЕКТРИКА
Первые телевизоры были механическими. Их работа основана на использовании вращающегося диска с множеством отверстий. Это свет, который позволяет преобразовывать изображение в электрические сигналы для отправки по проводу, а затем собирать головоломку на экране с помощью механического приемника. Первая телевизионная программа вышла в эфир в Чикаго 12 июля 1928 года. Это была 25-минутная трансляция концерта.
1930: МЕХАНИЧЕСКИЕ «ХАРДИ-ГЕРДИ»
Серийные механические телевизоры появились в США в 1929 г. За вращающийся диск их называют «шарманками». Они стоят 100 долларов при средней зарплате 117 долларов. Механические телевизоры просуществовали до начала 1940-х гг. Первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой начали производить в 1934 году в Германии, с 1936 года — в Англии, цена — 440 долларов. В СССР в 30-х годах выпускались механические телевизоры «Б-2» (см. фото), их сделали более 2000 штук, а с 1940 года — первые образцы электронных, но помешала война. Их производство в странах антигитлеровской коалиции возобновилось в 1945.
1946: СЧЕТ ПОШЕЛ НА МИЛЛИОНЫ
Если до 1939 года в мире было менее 30 тысяч телевизоров, то с 1946 года начался взрывной рост. В промежутке осталась не затронутая войной, в 1947 г. было продано 180 тыс. единиц телевизоров, в 1951 г. — 10 млн, а к 1962 г. 90% домохозяйств имели черно-белые телевизоры. В СССР в 1947 году был освоен выпуск телевизоров «Москвич-Т1», «Ленинград-Т1», в 1949 году — КВН-49, ставший самым массовым в 1950-х годов их было выпущено сотни тысяч в разных модификациях. Стоимость КВН-49 около 500 рублей при средней зарплате 100 рублей.
1953: ТЕЛЕМИР БЫЛ ЦВЕТНЫМ
Появление цветного ТВ обусловлено в первую очередь насыщением рынка. В 1953 году в США появилась первая модель, которая стоила 1000 долларов — это месячная зарплата квалифицированного рабочего. На эту передовую роль в «телевизионном радио» стали выходить из Японии. В СССР полноцветная передача началась 7 ноября 19 г.67 — трансляция парада на Красной площади в Москве. Цветные телевизоры в СССР стоили очень дорого — около 1000 долларов. при средней зарплате 120-130 руб.
1970: ПОЛУПРОВОДНИКИ И «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
С заменой электронных ламп на полупроводники и уменьшением длины трубки за счет увеличения угла отклонения электронного луча с 50 градусов до 110 градусов телевизор начал терять в весе и габаритах, прибавляя в надежности. Уже в 1974 отпустил пульт. В СССР о таких новшествах могли только мечтать. Но размер экрана по диагонали и наш телевизор достиг солидных 61 см.
1990-е годы: «ВИДЕОДВОЙКИ» И МОНСТРЫ
1990-е годы характеризовались некоторой стагнацией на рынке телевидения. Появляются видеодвойки с телевизором и видеомагнитофоном в одном корпусе, экраны увеличиваются в размерах, а огромные телевизоры становятся атрибутом мебели: их снабжают ножками-подставками, полками для видеокассет. В Украине после обретения независимости появляются иностранные модели по доступной цене, но отечественное производство прекращено.
2000: ПЕРЕХОД В «САМОЛЕТ»
Новое тысячелетие ознаменовалось технологическим прорывом: «коробка» стала плоской благодаря появлению жидкокристаллических и светодиодных панелей. Последние дешевле, но дают более низкое качество изображения, поэтому сейчас постепенно уходят с рынка. Гигантские экраны сейчас, до 1,5 м и более по диагонали. Современные модели имеют множество разъемов для подключения цифровой техники, поддерживают разные форматы аудио, фото и видео, вплоть до 3D.
2010: ТВ ВЫХОДИТ В ИНТЕРНЕТ
ТВ кардинально меняет принцип работы аналоговое становится цифровым. Это позволяет не только значительно улучшить качество изображения, но и фактически делает телевизоры и компьютеры, так как они имеют доступ в интернет — так называемое Smart TV. Минус — высокая стоимость смарт-ресиверов на заказ по сравнению с обычными телевизорами и необходимость платить за возможность просмотра интернет-контента.
Я СМОТРЕЛА В СССР: ФИЛЬМЫ, МУЛЬТФИЛЬМЫ, TIME
Что касается содержания телепрограмм, то в СССР все контролировалось государством. Везде в обязательном порядке было центральное телевидение, транслировавшее официальные новости, прежде всего знаменитая программа «Время», патриотические и развлекательные фильмы, в 1980-е годы появились первые сериалы. Все это укладывается сначала в две, затем в три общесоюзные и национальные программы. Сейчас украинские телеканалы делятся на общественные и коммерческие.
ОЛЕГ ПАНУТА: ТВ НЕ «УМИРАЕТ»
Каким может быть телевидение будущего, «Сегодня» пообщались с ведущим
анала «Украина» Олегом Фенитой.
«Будущее телевидения, несмотря на все апокалиптические предсказания, кажется мне достаточно уверенным и интересным, — прогнозирует Понита. — Неслучайно количество телевизоров в мире не уменьшается, а увеличивается. Так что людям удобна и интересна именно такая форма просмотра, восприятия информации и даже общения.
Кто бы что ни говорил, телевидение сегодня — самый универсальный способ одновременно охватить как можно большее количество людей. Будь то политические новости, футбол или новый сезон «Игры престолов» — большинство из нас смотрит его по телевизору, а потом, если нас поймают, делимся этим в соцсетях, смотрим повторы в интернете, узнаем больше информации из других СМИ.
Часто это происходит даже одновременно с просмотром телевизора, когда вы только что увидели гол, услышали громкое политическое заявление, а потом делитесь эмоциями, обсуждайте новости в социальных сетях. Это лишь одна из особенностей будущего телевидения, которое начинается уже сегодня, просмотр телепередач в сочетании с активным использованием смартфона, планшета и даже компьютера.
Сегодня ясно, что можно ожидать дальнейшей интеграции традиционного телевидения с возможностями Интернета. Больше интерактивности, вовлеченности в происходящее на экране. И я говорю не только о том, как задавать вопросы или делиться комментариями во время прямых трансляций. Это уже сегодня реальность. Я говорю, что у человека будет возможность быть вовлеченным в творческий процесс, быть активным участником реалити-шоу, не выходя из дома или влиять на судьбы героев любимых сериалов, когда, например, для разных аудитория конец истории может быть другим. То есть в будущем ТВ Стан станет более персонифицированным, более адаптированным к интересам, вкусам, потребностям отдельных лиц не только в рекламе, но и в телевизионных программах, передачах, фильмах, телепередачах. В современном мире все более необходимым становится «отложенный просмотр».
Возможно, телевизор будет более подстраиваться под образ жизни человека, показывая, что ему интересно, когда ему нужно или удобно.
Двадцать первый век. Новостной телеканал «Украина» на уровне мировых стандартов. Фото: телеканал «Украина»
Комментарии
Комментарии
Оглядываясь 30 лет назад — Peekskill Herald
- 2022
- Back в день
- Old Peksil0135
- Peekskill History
Салли Бентли
21 января 2022
«Давным-давно» было принято хотя бы думать о новогодних обещаниях, как и сегодня. Удержать их — это была другая история в 1992 году, и в наши дни это почти такая же проблема.
В одном из выпусков Herald за 1992 год были опубликованы некоторые «Решения и надежды» для Peekskill, написанные местными светилами. «Единственное желание» мэра Винсента С. Веске по-прежнему может служить общественной целью: «Если бы у меня было одно желание, я бы хотел, чтобы наш город был свободен от наркотиков и преступности», — написал новый мэр. Недавно я обратился к мэру Весче в его прекрасном доме семьи Тюдоров в Англии, чтобы получить новости, и он был достаточно любезен, чтобы приостановить сборы и сокращение дома, чтобы обдумать желание для нашего города в 2022 году. «Я не верю, что наше общество сделало большой прогресс за последние 30 лет в областях, которые интересовали меня тогда. В дополнение к подтверждению моих желаний на 1992, я бы добавил, что мы все должны принять решение проявлять гораздо большее уважение друг к другу, чем то, что, казалось бы, стало нормой». Подпишите меня на это!
В 1992 году «Mr. WLNA», радиокомментатор Джерри Десмонд , также поделился надеждами на сообщество, которое он помог сплотить за десятилетия работы в эфире местных новостей и продвижения общественных мероприятий и ресурсов. «Я надеюсь, что в центре Пикскилла произойдет бум процветания и оживление». И «Я решил создать более позитивный имидж Пикскилла и сделать все, что в моих силах, чтобы улучшить жизнь бездомных и нуждающихся». Я дал Джерри и его жене, Энн , позвонили на этой неделе и узнали, что они наслаждаются выходом на пенсию в своем прекрасном викторианском доме и до сих пор не желают ничего, кроме добрых пожеланий Пикскиллу от этого дома!» Со своим обычным хорошим настроением Энн продолжила: «Мы желаем всем прекрасного Нового года и всего наилучшего для Peekskill в 2022 году».
Говоря о прекрасном жилом фонде в Пикскилле, выпуск от 9 января содержал приветственный заголовок «Процентные ставки по ипотечным кредитам резко упали в этом районе» и сообщал, что ставки по ипотечным кредитам в размере от 16 до 17 %80-х опустились до 4 7/8 процентов. Банк Нью-Йорка «активно искал покупателей домов со средним доходом, желающих взять ипотеку». В статье описывалась «программа покупки общественного жилья для семей с доходом менее 73 600 долларов США, имеющих право на покупку дома с 5-процентным первоначальным взносом». Кто не хотел бы прочитать подобную историю в эти дни жилищных проблем?
На страницах «Геральд» за 1992 год была по крайней мере одна семья, которая первой обратилась в банк за жилищной помощью. В газете был подробный отчет о серьезном пожаре в Ривер Хаусе, когда у молодой семьи сгорел арендованный дуплекс. Кит и Синди Болер только начинали свой день вместе с дочками Кристен , двух с половиной лет и Кейтлин , четыре месяца и 10-летним племянником, Тимоти Конклингом . Синди схватила детей, а Кит вызвал огонь и распространил тревогу среди других жильцов. Шесть пожарных машин, 50 пожарных-добровольцев, начальник пожарной охраны Роберт Феррис и другие аварийно-спасательные службы отреагировали и спасли дом от полного разрушения. Но семье пришлось провести следующие несколько месяцев с семьей или в другом арендованном жилье, пока их дом не был восстановлен.
В те дни пожарная служба Пикскилла полностью управлялась добровольцами, в том числе членом Джоном Д’Англео , итальянским иммигрантом, присоединившимся к Columbia Hose до 1960 года. Во время пожара у Болеров не было сильных связь с пожарной службой, но они делают это сейчас. В настоящее время Кейтлин Мальдонадо и Кристен Болер-Мейси являются уважаемыми членами Washington Engine Company и членами Ассоциации пожарных добровольцев Peekskill. Их младший брат, 9 лет0029 Эрик , сотрудник пожарной службы Верпланка. И они называют 90-летнего Джона Д’Анджело, старейшего пожарного-добровольца в городе, «дедушкой», когда предлагают подвозить его на собрания и мероприятия департамента. Хотя молодые женщины не встречались с мистером Д’Анджело, пока не поступили в пожарную часть, их пути уже пересекались. В конце концов семья Болеров переехала в конец Гэллоус-Хилл-роуд, и там, в самом начале Гэллоус-Хилл-роуд, Джон Д’Анджело воспитывал свою семью. Теперь Джон может рассчитывать на своих «внучек» пожарной службы, которые будут держать его в курсе последних новостей пожарной службы.
В газете было много статей о пожарных-добровольцах, в том числе информация о сборе средств, запланированном компанией Cortlandt Hook & Ladder Company в пользу тренера по борьбе Мэтта Мура. Мур, учитель школы Пикскилл, а также член Cortlandt Hook & Ladder, прошлой осенью получил серьезную травму в матче по регби на выходных. Собранные средства будут использованы для покрытия растущих медицинских счетов Мура, и сотни жителей, в том числе студенты-спортсмены, поддержали мероприятие. Одним из этих спортсменов был успешный старшеклассник, 9 лет.0029 Chapman Manzer , широко известный как «Чаппи».
Тридцать лет назад город искал оплачиваемого административного начальника пожарной части. В январе этого года на эту должность был принят штатный руководитель.
Три статьи в выпуске Herald от 9 января 1992 года описывали таланты этого молодого человека и послужили предсказанием того, что Манцер вырастет и станет важным фактором, влияющим на качество жизни в Пикскилле. Одна история с заголовком «Звезда рестлинга Manzer» рассказывает об успехе 126 фунтов. старший, которому только что вручили награду Con Edison Scholar/Athlete Award. В другой статье говорилось об академических успехах Чаппи и отмечалось, что он был отмечен за свои научные достижения вместе с 7 другими студентами из Вестчестера в Исследовательском центре Томаса Дж. Уотсона IBM. Студентов угостили обедом с исследователями, а затем провели экскурсию по лабораториям и увидели демонстрации передового научного оборудования.
Читая это, я вспомнил, как несколько лет назад Чаппи выступал на собрании Клуба садоводов Пикскилла, где он поделился своей личной формулой «компостного чая», который, по его мнению, во многом способствовал его успеху в ландшафтном дизайне. Он описал смешивание кусков компоста в большом резервуаре с водой и добавление таких вещей, как морские водоросли, рыбная эмульсия и другие органические ингредиенты, в зависимости от потребностей почвы и растений. И последнее упоминание о Чаппи в том старом Вестнике описывало его победы в борцовских дивизионах, где он выиграл все свои матчи и получил награду «Самый ценный борец». В конце концов, Чаппи посвятил свой сезон своему давнему бывшему тренеру Мэтту Муру.
Полдинг-стрит, вторая империя викторианской эпохи, где Чаппи Манзер научился пользоваться газонокосилкой. Photo by Gene Panczenko
В детстве Чаппи проводил много времени в доме 927 Pauding Street, милостивом семейном доме его мамы, Christine Rasbeck . Он впервые почувствовал вкус к ландшафтному дизайну, когда дедушка указал ему на газонокосилку и заставил его работать. К счастью для Пикскилла, Чаппи никогда не уходил далеко от дома и возвращался сюда после колледжа. Он поддерживал связь со своим уважаемым тренером Муром и даже помогал в сборе средств для травмированного тренера. В 1999 Чаппи принял предложение тренера Мура устроиться на работу помощником тренера по борьбе в средней школе Уолтера Панаса. 12 декабря 1999 года The New York Times опубликовала длинную профильную статью об энергичной борьбе Мэтта Мура за преодоление проблем, связанных с травмами, и отметила, что Чаппи и его коллега-борец PHS, Крис Болл , являются частью большой сети поддержки Мура, пока парализованный тренер работал. трудно восстановить свои силы и найти способы вернуться к преподаванию.
В конце концов Чаппи начал свой собственный бизнес и в 2001 году открыл Manzer’s Landscape Design & Development. Его философия бизнеса отражает его уважение и любовь к сообществу, поскольку он нанимает множество местных сотрудников и направляет их всех на практику экологического, экологического и этического ландшафта. решения. Его бизнес поддерживает многие местные организации и благотворительные организации. Давний член Ротари-клуба Пикскилла, он сыграл ключевую роль в сборе средств для многочисленных грантов, которые Ротари-клуб присуждает каждый год. Чаппи возглавил проект Клуба по посадке 100 вишневых деревьев в парке Риверфронт-Грин и председательствует на их ежегодном Фестивале цветения сакуры в конце апреля. В этом году на мероприятии будут распродажи растений и ремесел, а также большая лотерея, прогулки среди цветущей сакуры и детские мероприятия. На следующий день будет проведен специальный учебный семинар для старшеклассников области, которые будут учиться изобразительному искусству строительства стен из сухого камня. В разгар пандемии COVID в прошлом году Чаппи заботился не только о газонах, но и о раздаче горячей еды местным жителям.
Сегодня Чаппи борется с новой потребностью в его заботе и доброте. Ранее на этой неделе ему позвонила жена тренера Мура, Маргарет , и узнала печальную новость о смерти Мэтта Мура. Когда я заканчиваю писать эту колонку, Чаппи находится в Холодной Весне в доме Муров, пытаясь помочь семье справиться с их новой реальностью.
Сейчас, как и в прошлом, Пикскилл прекрасен тем, что через него протекает живописная река Гудзон.