Содержание
Сложные эфиры | План-конспект урока по химии (10 класс) по теме:
Тема урока: Сложные эфиры
І. Организационный момент. (1 мин.)
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию.
3. Организация внимания.
ІІ. Проверка домашнего задания. (7 мин.)
Для проверки домашнего задания (повторение химических свойств спиртов и карбоновых кислот) обучающимся выдаются карточки с заданиями (2 варианта). Работы выполняются в тетрадях для самостоятельных работ. По истечении времени ребята сдают работы учителю.
Задания 1 варианта:
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ:
Этан → Этилен → Этиловый спирт → Уксусная кислота → Ацетат натрия
2. К раствору, содержащему 24,4 г карбоната натрия прибавили избыток уксусной кислоты. Определите массу образовавшейся соли.
3. В двух склянках без этикеток находятся два вещества: этилен, этанол. Как определить эти вещества химическим путем?
Задания 2 варианта:
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ:
Карбид кальция → Ацетилен → Этилен → Этанол → Уксусная кислота
2. К раствору, содержащему 24,4 г карбоната натрия прибавили избыток уксусной кислоты. Определите объем (н.у) выделившегося газа.
3. В двух склянках без этикеток находятся два вещества: глицерин, уксусная кислота. Как определить эти вещества химическим путем?
III. Изучение нового материала (25 мин)
Учитель. При изучении кислот мы неоднократно встречались с их производными — сложными эфирами. Рассмотрим этот класс соединений более углубленно. Откройте, пожалуйста, §29, страница 135. Органические вещества, которые образуются в реакциях кислот со спиртами, относят к сложным эфирам. (Дети записывают определение)
Реакции образования сложных эфиров идут с отщеплением воды:
O O
// //
R — C + H-O-R1 → R — C + h3O
\ \
O-H O-R1
карбоновая спирт сложный
кислота эфир
(R и R1 – радикалы углеводородов, одинаковые или разные).
При помощи изотопа кислорода с массовым числом 18 удалось установить, что гидроксильная группа в этой реакции отщепляется от молекулы карбоновой кислоты:
O O
// //
R — C + H 188O-R1 → R — C + h3O
\ \
O-H 188O-R1
Физкультминутка. (1 мин.)
Упражнения для глаз.
- Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
- Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Учитель. Молодцы! А теперь продолжим изучать сложные эфиры. Итак, номенклатура.
Названия сложных эфиров образуют от названий соответствующих спиртов и кислот, например: (дети записывают формулы и названия веществ)
O O
// //
H — C R — C
\ \
O-Ch4 O-C2H5
метилформиат, этилацетат,
или метиловый эфир или этиловый эфир
муравьиной кислоты уксусной кислоты
O
//
H — C
\
O-Ch3-Сh3-CH-Ch4
|
Ch4
изопентилацетат,
или изопентиловый эфир уксусной кислоты
Физкульминутка. (1 мин.)
Выполнение несколько упражнений для улучшения мозгового кровообращения и для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Учитель. Изучим нахождение сложных эфиров в природе и физические свойства.
ЦОР: Нахождение сложных эфиров в природе
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfad-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch20_21_03.jpg
Сложные эфиры содержатся в цветках, фруктах, ягодах. Сложные эфиры простейших одноосновных кислот и спиртов — жидкости, легче воды, летучие и в большинстве случаев обладающие приятным запахом. Например, изопентиловый эфир уксусной кислоты (изопентилацетат) имеет запах груши, бутиловый эфир масляной кислоты — ананаса (рис.37, страница 136). Синтетические сложные эфиры в виде фруктовых эссенций используются наряду с другими душистыми веществами в производстве вод, кондитерских изделий, при изготовлении духов и одеколонов. Некоторые из сложных эфиров (например, этиловый эфир уксусной кислоты) служат растворителями.
Температуры кипения и плавления сложных эфиров ниже, чем соответствующих органических кислот. В воде растворимы только сложные эфиры с небольшой относительной молекулярной массой.
Учитель: Рассмотрим получение эфиров. В лаборатории получают эти вещества путем взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Реакции образования сложных эфиров называют реакциями этерификации.
Реакции этерификации обратимы. Чтобы сместить равновесие такой реакции в сторону выделения сложного эфира, обычно пользуются концентрированной серной кислотой, которая связывает воду.
Сложные эфиры получают также при взаимодействии минеральных кислот со спиртами, например при нитровании глицерина.
Лабораторная работа
Тема: Получение уксусноэтилового эфира
Цель: провести реакцию этерификации и получить уксусноэтиловый эфир
Оборудование: прибор для получения галоидоалканов, штатив, горелка, огнезащитная прокладка, мерный цилиндр, мерная пробирка.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с кислотами и правила работы с горючими жидкостями.
Ход работы:
Проведем реакцию этерификации в приборе для получения галоидоалканов. В реакционную колбу поместим этиловый спирт, уксусную кислоту и концентрированную серную кислоту. Серная кислота используется как водоотнимающее средство. Так как реакция этерификации обратима, необходимо удалять воду. В холодильник нальем насыщенный раствор поваренной соли. В этом растворе растворимость эфира минимальна. При нагревании смеси образуется летучий уксусноэтиловый эфир. Он конденсируется в холодильнике. Он легче воды и раствора соли. Поэтому он образует верхний слой жидкости. Для лучшей видимости прибавим в холодильник подкрашенную воду. Эфир растворяет краситель, и верхний слой становится хорошо заметен.
СН3СООН + С2Н5ОН = h3О + Ch4COOС2Н5
Примечание: Видео «Получение уксусноэтилового эфира»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2638df79-e8e5-0109-e2e2-cd2fa153a7bb/index.htm
Учитель: Рассмотрим химические свойства. Характерное свойство сложных эфиров — их взаимодействие с водой — гидролиз:
O O
// //
Ch4 — C + HOH → Ch4 — C + C2H5OH
\ \
O-C2H5 OH
этилацетат уксусная кислота этанол
Гидролиз протекает как в кислой, так и в щелочной среде. В щелочной среде гидролиз становится необратимым, поскольку щелочь связывает карбоновую кислоту в соль:
Реакцию щелочного гидролиза сложного эфира называют омылением.
O O
// //
R1 — C + NaOH → R1 — C + R2-OH
\ \
O-R2 ONa
Учитель: Применение сложных эфиров
ЦОР. Применение сложных эфиров
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfae-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch20_21_04.jpg
Рассмотрим рисунок 38, страница 137. Полиметилакрилат (полимер сложного эфира Ch3=CH-COOCh4) широко используются в производстве пластмасс.
В конце XIX — начале ХХ века, когда органический синтез делал свои первые шаги, было синтезировано и испытано фармакологами множество сложных эфиров. Они стали основой таких лекарственных средств, как салол, валидол и др. Как местнораздражающее и обезболивающее средство широко использовался метилсалицилат, в настоящее время практически вытесненный более эффективными средствами.
Ребята, скажите, пожалуйста, где применяются сложные эфиры? (Ответы: в парфюмерной, пищевой промышленностях, как растворители, для получения волокон (нитрона)).
Учитель: Рассмотрим схему 7 на странице 130. На схеме показана генетическая связь сложных эфиров с другими классами органических веществ. Из каких веществ можно получить сложные эфиры? (Ответы: из карбоновых кислот и спиртов).
IV. Закрепление знаний. (7 мин.)
Учитель. Для закрепления знаний выполним задания №1, 2, 3, 4, 5(а) по учебнику, страница 138.
Задание №1
Какие вещества относят к сложным эфирам? Составьте две-три уравнения реакций их образования.
Задание №2
Какой вид изомерии характерен для сложных эфиров? Напишите формулы двух-трех изомеров и их названия.
Задание №3
Охарактеризуйте физические и химические свойства сложных эфиров. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Задание №4
Где применяют сложные эфиры?
Задание №5
Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
СН → Сh4OH
↓
C2h3 → ? →Ch4COOH →Ch4COOC2H5
Задание №6
Какую массу (в г) этилацетата можно получить из 60 г уксусной кислоты и 70 г этанола, если выход сложного эфира равен 80%?
V. Домашнее задание. (1 мин.)
§ 29, №5 (б), 6 с.138
Творческое задание: подготовить сообщение «Сложные эфиры в медицине»
VI. Рефлексия. (1 мин.)
Ответьте на утверждение знаком «+» или «–».
1. На уроке было над чем подумать.
2. Я понял новую тему.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация.
5. На уроке я поработал добросовестно.
VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)
Сложные эфиры – класс соединений на основе минеральных (неорганических) или органических карбоновых кислот, у которых атом водорода в НО-группе замещен органической группой R. Реакции образования сложных эфиров называют реакциями этерификации. Характерное свойство сложных эфиров — их взаимодействие с водой. Реакцию щелочного гидролиза сложного эфира называют омылением. Сложные эфиры содержатся в цветках, фруктах, ягодах. Применяются сложные эфиры в парфюмерной, пищевой промышленностях, как растворители, для получения волокон (нитрона).
Спасибо за внимание! До свидания!
Конспект лекций по дисциплине «Органическая химия» Для студентів напряму підготовки 040106 «Екологія, охорона навколишнього середовища та збалансоване природокористування»
©dereksiz. org 2022
әкімшілігінің қараңыз
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД«ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ»ФАКУЛЬТЕТ ЕКОЛОГІЇ ТА ХІМІЧНОЇ ТЕХНОЛОГІЇ з вибіркової навчальної дисципліни циклу професійної та практичної підготовки Галузь знань — 0401 «Природничі науки»Напрям підготовки: 6. та збалансоване природокористування» Спеціалізація: «Управління екологічною безпекою» — ЕП Донецьк, 2011 р. МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД«ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ»Кафедра «Фізична і органічна хімія» КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Органическая химия» Для студентів напряму підготовки — 6.040106 «Екологія, охорона навколишнього середовища та збалансоване природокористування» – ЕП Донецк 2011 Содержание
ВВЕДЕНИЕ Основой, на которой строится курс, является теория химического строения и взаимного влияния атомов, а также теория переходного состояния, которые в настоящее время не потеряли актуальности и наиболее широко используются химиками – органиками, специализирующимися в области физической органической химии. Одной из важнейших задач курса является изучение возможностей квантовохимической теории реакционной способности и механизмов реакций и реакционной способности органических соединений, а также на более высоком уровне понимание связи современных теорий строения вещества с классическими представлениями качественной электронной теории в органической химии. Многочисленные примеры конкретных реакций, имеющих отношение главным образом к технологии органического синтеза, позволят студентам более легко и качественно справиться с решением контрольных заданий. Теоретические основы органической химии, изложенные в данном курсе лекций, содержат сведения по самым главным моментам программы: номенклатуре и изомерии органических веществ, основным методам синтеза, широко применяемым в промышленности, а также основные правила органической химии. С целью более углубленного рассмотрения вопросов химических превращений органических веществ, а также ориентирующего влияния заместителей в бензольном кольце, приведены механизмы соответствующих процессов. Конечной целью данного курса является формирование глубокого понимания общих закономерностей, связывающих строение органических соединений с их реакционной способностью и умения прогнозировать изменения в механизме и в основном направлении реакции даже при небольших изменениях в строении реагирующих соединений и условий реакции. Лекции 1-2: Основные теоретические положения органической химии.
Общие представления Органическая химия – это химия соединений углерода, атомы которого связаны с атомами других элементов ковалентными, преимущественно мало поляризованными связями. Органические соединения, или соединения углерода, отличаются от неорганических многочисленностью и многообразием превращений. Если неорганических соединений насчитывается порядка 200 тысяч, то органических соединений известно свыше 2 миллионов. Законы химии управляют поведением как неорганических, так и органических веществ. Однако органические соединения имеют ряд отличительных особенностей. Так, большинство неорганических соединений – тугоплавкие вещества, а для органических соединений характерно состояние газов, жидкостей и низкоплавких твердых тел; большинство неорганических соединений не горючи, органические легче окисляются и горят, чем неорганические. К низкомолекулярным относят органические соединения с длиной цепи от 2 до 50 углеродных атомов, к высокомолекулярным – с длиной цепи порядка 200-200000 углеродных атомов и молекулярным весом порядка 104-106 у.е. Органические соединения при длине цепи порядка 200 атомов углерода обладают уже смолоподобными и каучукоподобными свойствами. Если цепи атомов кислорода, азота, фосфора, серы, бора и других элементов мало устойчивы, то длинные цепи атомов углерода в силу большой энергии С-С — связи (339 КДж) — весьма устойчивы. Каталог: bitstream -> 123456789 жүктеу/скачать 2.14 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
Антимикобактериальная активность эфиров на основе циннамата тритерпенов бетулиновой, олеаноловой и урсоловой кислот.
Журнальная статья
- Обзор
- Фон
- Личность
- Дополнительная информация о документе
- Посмотреть все
Обзор
Резюме
Дата публикации
- 2008 г.
Издатель
- Уайли
Опубликовано в
- Журнал ХимИнформ
Фон
Цитата
- Таначатчайратана Т.
, Бремнер Дж. Б., Чокчайсири Р. и Суксамрарн А. (2008). ХимИнформ Реферат: Антимикобактериальная активность циннаматных эфиров тритерпенов бетулиновой, олеаноловой и урсоловой кислот. Химинформ, 39(32), вып. дои: 10.1002 / chin.200832182
Идентификатор
Цифровой идентификатор объекта (doi)
- 10.1002/кил.200832182
Регистрационный номер Web Of Science
Обзор
Резюме
Дата публикации
- 2008 г.
Издатель
- Уайли
Опубликовано в
- Журнал ХимИнформ
Фон
Цитата
- Таначатчайратана Т.
, Бремнер Дж. Б., Чокчайсири Р. и Суксамрарн А. (2008). ХимИнформ Реферат: Антимикобактериальная активность циннаматных эфиров тритерпенов бетулиновой, олеаноловой и урсоловой кислот. ХимИнформ, 39(32), нет. дои: 10.1002 / chin.200832182
Идентификатор
Цифровой идентификатор объекта (doi)
- 10.1002/кил.200832182
Регистрационный номер Web Of Science
Химические последствия сквозного взаимодействия четырех s-связей в сложных эфирах моносульфоната пергидронафталин-1,4-диола. — Research@WUR
Язык оригинала | Английский |
---|---|
Название принимающей публикации | Резюме 9th Int. конф. Органический синтез, Монреаль, Канада |
Стр.![]()
Орру, Р. Орру, Р.В.А. ; Дженнискенс, L.H.D. ; Вейнберг, J.B.P.A. ; де Гроот, Ae. / Химические последствия сквозного взаимодействия по четырем s-связям в эфирах моносульфокислоты пергидронафталин-1,4-диола. Реферат 9-й междунар. конф. Органический синтез, Монреаль, Канада. 1992. стр. 105 @inbook{bc96c28586354f2c80fc326880a9211b, title = «Химические последствия сквозного взаимодействия четырех s-связей в сложных эфирах моносульфоната пергидронафталин-1,4-диола», автор = «Р.В.А. Орру и Л.Х.Д. Дженнискенс и Дж.Б.П.А. Вейнберг и {де Гроот}, Э.», год = «1992», язык = «английский», страницы = «105», книга = «Реферат 9-й Международной конференции по органическому синтезу, Монреаль, Канада», } Орру, Р. Химические последствия сквозного взаимодействия по четырем s-связям в сложных эфирах моносульфоната пергидронафталин-1,4-диола. / Орру, Р.В.А.; Дженнискенс, LHD; Вейнберг, JBPA; де Гроот, Ae. Резюме 9-го междунар. конф. Органический синтез, Монреаль, Канада. 1992. с. 105. Результаты исследования: глава в книге/отчете/материалах конференции › реферат › академический TY – ГЛАВА T1 — Химические последствия сквозного взаимодействия четырех s-связей в сложных эфирах моносульфонатов пергидронафталина-1,4-диола. AU — Орру, Р.В.А. AU — Jenniskens, L.H.D. AU — Wijnberg, J.B.P.A. AU — де Гроот, Ае. Begin typing your search term above and press enter to search. Press ESC to cancel. Back To Top
|