Содержание
Русский роман смотреть онлайн прямой эфир
10:28 MSK08:15 — 11:45
Кошкин дом (12+)
Художественный фильм
Надежда Кошкина руководит частным кризисным центром, прозванным в народе Кошкиным Домом. В его стенах находят убежище женщины, попавшие в трудную ситуацию: битые жены, бездомные, потерявшие волю к жизни… Своих подопечных Кошкина понимает, как никто другой: ведь в юности она сама едва не погибла от рук своего любимого. Прошло много лет, и вот наконец-то Надя почти счастлива. Она собирается замуж. Но однажды в Кошкин Дом попадает Наталья Большова — известная телеведущая, о которой никто бы не подумал, что она — тоже жертва домашнего насилия. В муже Большовой Кошкина неожиданно узнает своего несостоявшегося убийцу
1HD
10:00 — 10:30
Only hits (12+)
2×2
09:55 — 10:30
Губка Боб Квадратные Штаны (Прилипалы на лице. Нянька Пат) (12+)
360 градусов
10:00 — 11:00
Новости 360 (12+)
365 Дней
09:55 — 12:00
Герои Шипки (12+)
Amedia 1
09:40 — 10:35
Клиент всегда мертв (Короткая свеча) (18+)
Amedia 1 HD
09:40 — 10:35
Клиент всегда мертв (Короткая свеча) (18+)
Amedia 2
10:15 — 10:45
Пациенты (Адель: Третья неделя) (16+)
Amedia Hit
10:10 — 11:05
Перри Мейсон (5-я серия) (16+)
Amedia Hit HD
10:10 — 11:05
Перри Мейсон (5-я серия) (16+)
Amedia Premium
09:40 — 10:30
Интергалактик (4-я серия) (18+)
Amedia Premium HD
09:40 — 10:30
Интергалактик (4-я серия) (18+)
Ani
10:00 — 11:00
Долина муми-троллей (12+)
Animal Planet
09:40 — 10:30
Полиция Филадельфии: Отдел по защите животных (Нападение с мачете) (12+)
BBC World News
10:00 — 10:30
BBC World News (12+)
Black
10:20 — 12:25
Король говорит (16+)
Bollywood HD
10:05 — 12:55
Мне нужна только любовь (12+)
Bridge TV
08:40 — 11:00
Music Hits (12+)
Da Vinci Learning
10:27 — 10:39
Особо Четкий Отдел (Пирогопокалипсис сегодня) (6+)
Deutsche Welle
10:00 — 11:00
Немецкая волна (12+)
Discovery Channel
10:00 — 10:30
Как это устроено? (Деревянные балки/Паркетные внедорожники/Вегетарианские бургеры/Сверла по дереву) (12+)
Discovery Channel HD
10:00 — 10:30
Как это устроено? (Деревянные балки/Паркетные внедорожники/Вегетарианские бургеры/Сверла по дереву) (12+)
Discovery Science
10:00 — 10:48
Сквозь пространство и время с Морганом Фрименом (Реальна ли удача?) (12+)
Discovery Science HD
10:00 — 10:48
Сквозь пространство и время с Морганом Фрименом (Реальна ли удача?) (12+)
Disney Channel
09:00 — 11:00
Доброе утро с Микки (12+)
English Club TV
10:25 — 10:30
All About (Episode 39) (12+)
EuroNews
10:27 — 10:30
Погода (12+)
Europa Plus TV
10:00 — 11:00
Хит нон-стоп (12+)
Eurosport 1
09:45 — 10:30
Лыжные гонки Кубок мира Лиллехаммер Mass start classic 20km . Men (12+)
Eurosport 1 HD
09:45 — 10:30
Лыжные гонки Кубок мира Лиллехаммер Mass start classic 20km . Men (12+)
Eurosport 2
09:00 — 10:30
Снукер. Home Nations Series. Scottish Open. Финал (12+)
Eurosport 2 HD
09:00 — 10:30
Снукер. Home Nations Series. Scottish Open. Финал (12+)
Fashion TV
10:00 — 10:30
FTV избранное (12+)
Fox
09:40 — 10:35
Кости (Предвестники в фонтане) (16+)
Fox HD
09:40 — 10:35
Кости (Предвестники в фонтане) (16+)
Fox Life
10:05 — 10:45
Говорящая с призраками (Пересечение) (16+)
Fox Life HD
10:05 — 10:45
Говорящая с призраками (Пересечение) (16+)
Galaxy TV
10:25 — 11:05
Научная фантастика (Живая Земля: Часть 3-я) (12+)
Gulli Girl
10:22 — 10:30
Зиг и Шарко (Незавершенное строительство) (12+)
History Channel
09:45 — 10:30
Необъяснимое (Загадочные древние руины) (12+)
History Channel HD
09:45 — 10:30
Необъяснимое (Загадочные древние руины) (12+)
JimJam
10:00 — 11:00
Jim Jam (12+)
MCM Top
07:00 — 17:30
Top mix (12+)
Mezzo
10:18 — 11:00
Интермеццо (12+)
Mezzo Live HD
09:45 — 11:30
Туган Сохиев и Национальный оркестр Капитолия Тулузы. Прокофьев, Шостакович (12+)
Nat Geo Wild
09:50 — 10:35
Акулы: База данных (Могущество белой акулы) (12+)
Nat Geo Wild HD
09:50 — 10:35
Акулы: База данных (Могущество белой акулы) (12+)
National Geographic
10:15 — 11:00
В дикой природе с Беаром Гриллсом (Натали Портман в пустыне Эскаланте) (12+)
National Geographic HD
10:05 — 10:35
Топ 10: загадки и тайны. 4-я серия (16+)
Nickelodeon
10:05 — 10:30
Губка боб квадратные штаны. 155-я серия — товарищеский матч. сентиментальный губка (6+)
Ocean-TV
10:00 — 10:30
Пешком вокруг света (6-я серия) (12+)
Outdoor Channel
10:00 — 12:00
Вещание Outdoor Channel (12+)
Outdoor Channel HD
10:00 — 12:00
Вещание Outdoor Channel (12+)
Paramount Comedy
10:05 — 10:30
Бруклин 9-9. 5-я серия (16+)
Paramount Comedy HD
10:05 — 10:30
Бруклин 9-9. 5-я серия (16+)
Red
09:35 — 11:35
Диана: история любви (16+)
Red HD
09:35 — 11:35
Диана: история любви (16+)
RTG HD
10:15 — 11:00
Природа Cестрорецкой низины (12+)
RTG TV
10:15 — 10:45
Валаамский архипелаг. Зима (12+)
RTVi
10:00 — 11:00
Израиль за неделю (12+)
RU TV
09:05 — 11:00
Хит за хитом (12+)
Russia Today
10:00 — 10:30
Headline News (12+)
Russia Today Doc
10:00 — 11:00
Russia Today Documentary (12+)
Sci-Fi
10:00 — 10:55
Доктор Кто (Праксей) (12+)
Setanta Sports Eurasia HD
08:00 — 11:00
MMA. UFC Fight Night: Томпсон vs. Холланд. Основной кард (12+)
Shopping Live
10:00 — 11:00
Guero стильный подход к комфорту (12+)
TiJi
10:21 — 10:31
Пожарный Сэм (22-я серия) (12+)
Travel + adventure HD
10:00 — 10:55
Под стук колес (Литва) (12+)
TV 1000
10:10 — 12:00
Супруги Морган в бегах (16+)
TV 1000 Action East
09:15 — 10:50
Миссия: Неадекватна (16+)
TV 1000 Русское кино
09:45 — 11:45
Каникулы строгого режима (12+)
TV XXI (TV21)
10:00 — 12:00
Прохожая из Сан-Суси (16+)
Viasat Explore
09:55 — 10:40
Бирюзовая лихорадка (Путь в Клауд 9) (12+)
Viasat History
09:55 — 10:55
Планета сокровищ (Европа) (12+)
Viasat Nature East
10:25 — 11:15
Красивейшие пейзажи мира (Канадские Скалистые горы) (12+)
ViP Comedy HD
09:40 — 11:05
Шрэк навсегда (12+)
ViP Megahit HD
09:25 — 11:10
Железная хватка (16+)
ViP Premiere HD
09:10 — 10:45
Зои (16+)
World Fashion
10:00 — 12:00
World Fashion (12+)
Авто 24
10:10 — 10:30
Путешествие по Британским каналам (9-я серия) (12+)
Авто плюс
10:05 — 10:35
Клиенты (Кастомный мотоцикл №2) (12+)
Беларусь 24
09:10 — 10:40
Главный эфир (12+)
Беларусь 5
08:40 — 10:35
Мини-футбол. Чемпионат Беларуси. Столица (Минск) — Дорожник (Минск) (12+)
Бобер
10:20 — 12:15
Идеальный ремонт (12+)
Бокс ТВ
10:05 — 11:00
Вечер звезд. 10-раундовый бой в первом среднем весе (до 69,9 кг). Магомед Курбанов (Россия) — Исмаил Илиев (Россия) (12+)
Вместе РФ
10:15 — 10:30
Актуальное интервью (12+)
Вопросы и ответы
10:00 — 10:55
Что? Где? Когда? (Эпизод 12-й) (12+)
Время
07:00 — 12:00
Убойная сила (16+)
Детский мир
10:10 — 10:30
Как казаки в футбол играли (12+)
Дом кино
09:50 — 11:30
Три богатыря и Конь на троне (12+)
Дом кино Премиум HD
09:00 — 10:30
Проклятый чиновник (16+)
Домашние животные
10:15 — 10:30
Аквасфера (10-я серия) (12+)
Домашний
09:45 — 10:52
Тест на отцовство (388-я серия) (12+)
Драйв ТВ
10:20 — 10:30
Наезд! (31-я серия) (12+)
Еврокино
10:20 — 12:05
Новая земля (12+)
Еда HD
10:00 — 11:00
FoodTime (12+)
Жара
10:15 — 13:00
Музыкальный блок (12+)
Живая Планета
10:10 — 10:40
Планета цветов (Цветы Азии) (12+)
Загородная жизнь
10:20 — 10:50
Вкусная клумба (Лекарственные растения в саду) (12+)
Звезда
09:20 — 11:20
Фронт без флангов (1-я серия) (12+)
Зоо ТВ
10:00 — 10:45
Антарктика. Взгляд сверху (12+)
Зоопарк
10:25 — 11:00
Морские секреты: аквариумные захватчики (9-я серия) (12+)
Иллюзион+
09:50 — 11:45
Три дня на убийство (12+)
Индийское кино
08:25 — 11:45
Иллюзионист (16+)
Интер
06:00 — 18:00
Информационный марафон (12+)
История
10:10 — 11:10
Музей Орсе: метаморфозы (12+)
К1
10:15 — 11:15
Специя (12+)
Калейдоскоп ТВ
10:00 — 11:00
Интерактивная программа (12+)
КВН ТВ
09:00 — 10:55
Игры команды Русская дорога (Армавир) (Высшая лига, 1/8 финала — 2016) (12+)
Кино ТВ
09:25 — 11:10
Знакомство с родителями (16+)
Кино ТВ HD
09:25 — 11:10
Знакомство с родителями (16+)
Кинокомедия
10:00 — 11:45
Шалун (12+)
Киномикс
10:20 — 12:00
Эйс Вентура 2: Когда зовет природа (12+)
Кинопоказ
10:10 — 11:45
Письма к Джульетте (12+)
Кинопремьера HD
10:15 — 11:45
Последний день Земли (16+)
Киносвидание
10:25 — 12:40
Привидение (16+)
Киносерия
10:15 — 11:15
Станица (9-я серия) (16+)
Кинохит
09:20 — 11:25
Великий уравнитель (16+)
Красная линия
10:00 — 11:00
Точка зрения (12+)
Крик-ТВ
10:00 — 10:30
Риэлторский вестник (12+)
Кухня ТВ
10:25 — 11:15
Мировая кухня (Наши любимые праздничные рецепты) (12+)
Мама
10:00 — 10:55
Инфоканал Мама (12+)
Мир
10:20 — 11:13
Турецкий гамбит (2-я серия) (16+)
Мир 24
10:25 — 10:35
Евразия. Регионы (12+)
Москва 24
10:00 — 10:30
Утреннее вещание (12+)
Моя планета
09:55 — 10:50
Сесиль в стране чудес (Астрахань) (12+)
Мужское кино
09:15 — 11:00
Рэмбо: Первая кровь (16+)
Муз ТВ
10:00 — 11:00
Спасите наши уши! Песни-вирусы (12+)
Музыка Первого
07:30 — 11:00
#Мюсли (12+)
Мульт
10:00 — 10:30
Фиксики (12+)
Мультиландия
10:25 — 10:30
Буба (Шоу) (12+)
Нано ТВ
10:00 — 22:00
Прямой эфир (12+)
Наука 2. 0
10:10 — 10:40
Тайные механизмы природы (Флуоресценция) (12+)
Наше любимое кино
09:50 — 11:55
Чтец (18+)
Наше новое кино
10:15 — 12:10
Самый лучший фильм 3-ДЭ (18+)
Ностальгия
10:00 — 11:00
Рожденные в СССР (12+)
НСТ
08:40 — 10:30
Голем (16+)
НТВ
10:00 — 10:35
Сегодня (12+)
НТВ HD
10:00 — 10:35
Сегодня (12+)
НТВ Хит
10:05 — 11:00
Легавый (23-я серия) (16+)
НТН (Украина)
09:00 — 11:05
Случайный свидетель (12+)
ОТР
10:10 — 11:00
Назад в СССР (1-я серия) (16+)
Охота и рыбалка
10:00 — 10:30
Карпфишеры (1-я серия) (12+)
Первый канал
09:55 — 10:45
Жить здорово! (12+)
Первый канал HD
09:55 — 10:45
Жить здорово! (12+)
Пятница
10:10 — 11:20
Руссо-экспрессо (5-я серия) (12+)
Пятый канал
10:25 — 11:20
Ментовские войны (Банда: Часть 2-я) (16+)
РБК
10:10 — 11:00
День. Главные темы (12+)
РЕН ТВ
08:59 — 10:57
Военная тайна с Игорем Прокопенко (1034-я серия) (12+)
Ретро-ТВ
10:15 — 12:00
Улица младшего сына (6+)
РЖД ТВ
10:00 — 11:00
Тема часа (12+)
Родное кино
08:45 — 10:55
Барышня-крестьянка (16+)
Россия 1
09:55 — 11:00
О самом главном (12+)
Россия 24
10:00 — 11:00
Вести (12+)
Россия HD
09:55 — 11:00
О самом главном (12+)
Россия К
10:15 — 11:10
XXIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов Щелкунчик (II тур. Струнные инструменты) (12+)
Русская комедия
09:50 — 11:20
Елки лохматые (6+)
Русский бестселлер
09:05 — 10:47
Все сокровища мира (1-я серия) (16+)
Русский детектив
09:51 — 10:47
Каменская (За все надо платить: Часть 2-я) (16+)
Русский иллюзион
08:40 — 10:35
Дневник его жены (16+)
Русский роман HD
08:15 — 11:45
Кошкин дом (12+)
Рыжий
10:00 — 11:10
Таинственные золотые города (12+)
Сарафан ТВ
09:30 — 12:15
Петросян-шоу (30-я серия) (12+)
Союз
10:00 — 11:30
Божественная литургия. Прямая трансляция (12+)
Спас ТВ
09:00 — 10:30
Утро на Спасе (12+)
СТС
09:55 — 11:00
100 Мест, Где Поесть (12+)
СТС Love
09:50 — 10:40
Не родись красивой (158-я серия) (12+)
ТБН
10:00 — 11:06
Пробуждение с пастором Этом Бошоффом (Пробуждение в эпоху COVID-19) (12+)
ТВ 3
10:05 — 10:40
Слепая (Ногти) (12+)
ТВЦ
10:00 — 10:55
Кабинет путешественника (2-я серия) (12+)
Телекафе
06:30 — 13:50
Не кончается синее море (16+)
Телепутешествия
10:25 — 11:20
Магия места (Южная Корея) (12+)
Техно 24
09:50 — 10:40
Предельная глубина (1-я серия) (16+)
ТНВ-Планета
10:00 — 11:00
ТНВ-Планета (12+)
ТНТ
09:00 — 11:00
Звезды в Африке (13-я серия) (12+)
ТНТ HD
09:00 — 11:00
Звезды в Африке (13-я серия) (12+)
ТНТ-Music
09:20 — 12:00
Плей-лист (12+)
ТНТ4
10:00 — 10:30
Универ. Новая общага (Сплит) (16+)
ТРО Союза
10:15 — 11:10
Что сказал покойник (9-я серия) (12+)
Уникум
10:20 — 10:35
Смешарики. пин-код (6+)
Усадьба
10:00 — 10:30
Дачные радости (Эпизод 32-й) (12+)
Футбол
09:24 — 11:17
Истанбул Б. — Галатасарай. Турецкая Суперлига. Сезон 22/23 (12+)
Че
10:25 — 10:55
+100500 (79-я серия) (12+)
Шансон ТВ
09:55 — 11:15
О чем поет страна (Лучшее) (12+)
Ю
10:00 — 11:00
Неверный (88-я серия) (16+)
Русский роман смотреть онлайн прямой эфир / Каналы
Уважаемый пользователь, канал «Русский роман» в настоящее время недоступен.
Вы можете посмотреть наш каталог каналов.
(Русский)
Круглосуточный телеканал российского мелодраматического кино. Романтические фильмы увлекают зрителей, заставляют их сопереживать героям, надеяться, страдать и радоваться вместе с ними. Программа составлена так, чтобы все лучшие фильмы шли в удобное для зрителей время.
ВсеНовыеКино и сериалыРазвлеченияСпортНовости и информацияОбщетематическиеПознаем мирДетямМузыкаДокументальныеВсе языкиАнглийскийРусскийУкраинскийАрмянскийТатарскийНемецкийАрабскийВенгерскийГреческийФранцузскийТурецкийПортугальскийИтальянскийИспанскийПерсидскийБолгарскийВьетнамскийФинскийСербскийКитайскийХиндиШведскийКорейскийУзбекскийБашкирский
- en
World Fashion Channel INT HD
- zh
CCTV-4中文国际(欧)
- en
CGTN
- en
CNC World English
- en
CGTN Documentary
- en
RT
- ru
Первый канал
- ru
Россия 1
- ru
Матч ТВ
- ru
НТВ
- ru
5 Канал
- ru
Карусель
- ru
ТВ3
- ru
ТВ Центр
- ru
ОТР
- ru
РЕН ТВ
- ru
Спас
- ru
СТС
- ru
Домашний
- ru
ТВ-3
- ru
Пятница
- ru
Звезда
- ru
Мир
- ru
Россия К
- ru
МУЗ ТВ
- ru
ТНТ
- ru
Россия 24
- ru
|18+| Крым 24
- ru
CGTN Русский
- ru
86
- ru
Конкурс 2021
- ru
|18+| Первый Республиканский
- ru
|18+| Юнион
- ru
|18+| ВТВ Плюс
- ru
|18+| Луганск-24
- ru
ОТВ 24
- ru
ЛенТВ24
- ru
Ретро
- ru
World Fashion Channel
- ru
Мюзикл
- en
Jenny Live
- ru
Ювелирочка
- ru
Shopping Live
- ru
Сказки Зайки
- ru
Ю
- ru
СТС Love
- ru
RT Д
- en
RT Doc
- ru
ТНТ4
- ru
Радость Моя
- ru
Fireplace
- en
Waves
- ru
Fishy Fishy
- ru
Продвижение
- ru
RUSSIAN MUSICBOX
- ru
Про Бизнес
- ru
Просвещение
- ru
Санкт-Петербург
- de
RT DE
- ru
Барс+
- ru
Союз
- ru
78
- ru
Ямал-Регион
- ru
ИНФО 24
- ru
Туапсе 24
- ru
Ника ТВ
- ru
ОТВ
- ar
CGTN العربية
- ar
RT Arabic
- es
CGTN Español
- es
RT Espanol
- fr
CGTN Français
- ru
Kazakh TV
- ru
Kazakh TV
- ru
Хабар 24
- ru
Ратник
- ru
ТНТ MUSIC
- ru
РТР-планета
- en
iFame TV
- ru
Че
- en
WHO?MAG TV
- en
DMTV
- en
WHO?MAG Video Vision
- ru
Мультиландия
- ru
MTV. AM
- en
DJ Central TV
- en
The Cadillac Bill Show
- en
TipstR TV
- en
CNC World Chinese
- uz
UZBEKISTON
- uz
TOSHKENT
- uz
UZBEKISTON-24
- uz
SPORT UZ
- uz
MADANIYAT VA MARIFAT
- uz
DUNYO BOYLAB
- uz
UZBEKISTON-TARIX
- uz
NAVO
- uz
MAHALLA
- uz
BOLAJON
- uz
FOREIGN LANGUAGES
- es
Miami TV Latino
- ru
Вместе. РФ
- ru
Омск ТВ
- ru
Рифей ТВ Пермь
- ru
НТС ТВ Иркутск
- ru
Липецкое время
- tt
Татарстан-24
- ru
Кавказ24
- ru
Каскад ТВК
- ru
ДОН 24
- ru
6ТВ
- ru
Наш дом
- ru
МТВ Волгоград
- ru
7 канал Красноярск
- ru
Нижний Новгород 24
- ba
АРИС 24
- ru
Саратов 24
- ru
Евразия
- ru
41 РЕГИОН
- ru
Радио Хит
- ru
Хабаровск
- ru
ТОЛК
- ru
Абакан 24
- ru
БСТ
- ru
Енисей
- ru
Крым 24
- ru
Первый крымский
- ru
Мордовия 24
- ru
Краснодар
- ru
Башкортостан 24
- ru
Царьград
- ru
«Жар Птица»
- ru
Детское кино
- ru
Nano
- ru
Nano HD
- ru
Кубань 24
- ru
Своё ТВ
- ru
Охотник и рыболов
- ru
Мультсезон
- ru
Неизвестная Планета
русская литература | История, книги, авторы, резюме, важность и факты
Пушкин Александр Сергеевич
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Лев Толстой
Федор Достоевский
Исаак Бабель
Александр Пушкин
Иван Тургенев
- Похожие темы:
- Социалистический реализм
лишний человек
попутчик
былина
Пушкинская премия
Просмотреть весь связанный контент →
Русская литература , совокупность письменных произведений на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.
Необычный облик русской литературной истории был источником многочисленных споров. Три крупных и внезапных разрыва делят его на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (Великого; годы правления 1682–1725), стремительно вестернизировавшего страну, создали настолько резкий разрыв с прошлым, что это было обычным явлением в XIX веке.века, чтобы утверждать, что русская литература зародилась всего за столетие до этого. Самый влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже назвал точный год (1739) начала русской литературы, тем самым лишив всех допетровских произведений статуса литературы. Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году привели к еще одному серьезному расколу, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический перелом. Что важно в этой схеме, так это то, что переломы были внезапными, а не постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.
Самым прославленным периодом русской литературы был XIX век, когда в поразительно короткий период были созданы бесспорные шедевры мировой литературы. Не раз отмечалось, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения было создано при жизни одного человека — Льва Николаевича Толстого (1828–1819).10). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни в одной культуре по чисто концентрированному литературному блеску.
Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет определяющими чертами глубокую озабоченность философскими проблемами, постоянное осознание своего отношения к культурам Запада и сильную тенденцию к формальному новаторству и нарушение принятых родовых норм. Сочетание формального радикализма и озабоченности отвлеченными философскими вопросами создает узнаваемую ауру русской классики.
Условный термин «Древнерусская литература» является анахронизмом по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, явно не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, этот термин, представляющий точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских произведений, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земли, тогда называвшейся Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также современный русский человек. Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к современной украинской и белорусской литературе. В-третьих, литературным языком, утвердившимся в Киевской Руси, был церковнославянский, который, несмотря на постепенное увеличение местных восточнославянских вариантов, связывал культуру с более широкой общностью, известной как Slavia orthodoxa — то есть восточно-православным южным славянам Балкан. В отличие от настоящего, это более широкое сообщество имело приоритет над «нацией» в современном смысле этого слова. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, можно ли эти тексты правильно называть литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения прежде всего эстетической функции, поскольку эти сочинения обычно писались для церковных или утилитарных целей.
Русский роман, который предвидел, но недооценил тоталитаризм
У меня есть предмет, которому я много лет отводил почетное место в каждом доме, в котором жил. Это своего рода настенная витрина, стеклянная витрина размером два на три фута, на которой напечатан распорядок дня. Он включает восемь с половиной часов сна; по часу на завтрак, обед и ужин; полчаса упражнений; три часа свежего воздуха; и три часа послеобеденных настольных игр и просмотра фильмов. Кто-то украл этот прекрасный предмет из психиатрической больницы в провинциальной России, чтобы преподнести мне в подарок. Я не устаю смотреть на него, как и моя дочь не устает указывать на запись «Час отдыха: 14:00-16:00». Как чудесно иметь возможность растянуть час отдыха на два, чтобы нарушить течение времени.
Каждый год, когда я читаю «Мы» Евгения Замятина со своими учениками, мне хочется, чтобы в классе висело расписание психиатрической больницы, потому что роман Замятина представлял собой регламентированный образ жизни, и потому что это тоже как бы ниспровергало течение времени. Родившийся в 1884 г., Замятин был революционером, даже большевиком; он был заключен в тюрьму и отправлен в ссылку в царскую Россию, а затем переехал на время в Англию, вернувшись всего за месяц до прихода к власти большевиков. Три года спустя он написал свою антиутопию, возможно, переработав ее в 1921 или 1922 г. К тому времени, когда он закончил окончательный вариант, большевики уже ввели цензуру и создали тайную полицию. Им потребовалось несколько лет, чтобы установить советскую власть на большей части территории, ранее принадлежавшей Российской империи, чтобы экспроприировать большую часть собственности и построить первый концлагерь, и еще больше времени потребовалось, чтобы установить царство террора. Но Замятин уже написал роман, в котором описаны многие особенности этого террора и других ужасов, грядущих в двадцатом веке.
Если вы слышали о «Мы», то вы слышали, что оно было пророческим и новаторским и что оно повлияло на Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла, чьи романы-антиутопии, в свою очередь, помогли сформировать наше понимание двадцатого века и последующих лет. «Мы» представляет собой Единое Государство, в котором у людей нет имен собственных; они отмечены комбинацией букв и цифр, как узники нацистских лагерей. Они носят одинаковую одежду, их волосы одинаково острижены, их пища синтетическая и чисто утилитарная, а их дома идентичны и прозрачны. (Советская жизнь с ее навязанным однообразием, с одной стороны, и крайней скудостью, с другой, в конечном счете стала менее эстетичной версией этого уравновешенного существования.) расписания отделения и определяет все, вплоть до часа занятий любовью, с партнером, которого назначает центральная власть. Они говорят на перевернутом языке; тиран называется Благодетелем. Средоточием общественной жизни является публичная казнь, которая прославляется и совершенствуется: человеческая жизнь, сведенная к небольшому количеству чистой воды и пепла. Замятин представлял себе это за двадцать лет до того, как нацистская Германия начала дезинфицированное промышленное массовое убийство людей, которых сократили. Антиутопия Замятина — это город, обнесенный стеной и куполом, и его жители не подозревают о существовании большего мира. Он представлял это за годы до того, как железный занавес закрыл Советский Союз.
Хотя Замятин написал «Мы» за несколько лет до того, как слово «тоталитаризм» появилось в политической речи, и за целых три десятилетия до того, как его определили и описали политические теоретики, он не только предсказал некоторые его характеристики; он предвидел ее определяющее условие, которое есть уничтожение личности. Ханна Арендт в «Истоках тоталитаризма» и в других местах утверждала, что тоталитаризм был новой формой правления, отличной от предшествовавших ему тираний. Тираны прошлого требовали повиновения — внешнего выполнения определенного поведения, — но тоталитарные режимы стремятся подавить, стереть сердцевину человека. Послушания недостаточно, равно как и проявления любви; режим требует этого и всего остального тоже. Контуры личности исчезают, и люди сливаются в то, что она называла «одним человеком гигантских размеров». Замятин нашел для него слово: мы .
«Мы» не могли быть изданы в Советской России. Он был переведен на английский язык в 1924 году, затем на чешский и французский языки. Через пару лет после чешской публикации Замятин — в то время писатель с хорошей репутацией, глава ленинградского отделения Союза писателей — был оклеветан всеми журналами и издательствами СССР. стать изгоем. В 1931 году по особому разрешению эмигрировал в Париж. К этому моменту советские границы были фактически закрыты.
Все вышесказанное верно, и все достаточно очевидно. Однако современный российский литературный критик Дмитрий Быков утверждает, что предсказания Замятина не оправдались. «Он боялся не того», — сказал Быков в лекции 2016 года. «Он представлял себе образцовое тоталитарное государство, построенное на абсолютном разуме, на логике. . . и навязанная тоталитарная благотворительность». Антиутопия Замятина была ясна, бесплодна, совершенна — а потому бездушна и душегубна. В действительности, продолжал Быков, не тирания совершенства сделала тоталитаризм двадцатого века таким ужасным; это была тирания худших.
Безусловно, ужасы двадцатого века были, как утверждал философ Зигмунт Бауман, функцией современности. Холокост шел по рельсам, расписанию и технологиям, которые сделали возможным массовое анонимное убийство. Замятин был человеком не только слова, но и науки; он получил образование инженера и работал в судостроении, как один из создателей гигантского русского ледокола. У него было острое чувство того, как технологии могут изменить человеческое существование, и это, возможно, позволило ему представить, что люди сведены к числам и к горсти пепла. Чего он не предвидел, как заметил Быков, так это непреодолимой апелляции к худшему в человеческой природе, той самой апелляции, которая связывает самые мрачные моменты двадцатого века с самодержцами и стремящимися самодержцами века двадцать первого. Они призывают своих последователей отказаться от условностей достоинства и ожиданий морали и вместе быть худшими из себя.
Режимы в нацистской Германии и Советском Союзе имели достаточно общего, чтобы позволить ученым создать новую категорию, включающую их: тоталитаризм. Оба режима полагались на пропаганду и террор; оба относились к своему населению как к ненужному. Но было одно существенное отличие, которое продолжает преследовать нас и по сей день: если Гитлер открыто апеллировал к худшему в человечестве, то большевики строили свое государство во имя красивых, гуманистических идей. Большевики рисовали себе государство, в котором все были совершенно равны, каждый получал по потребности и отдавал по способностям, и каждый существовал в полной гармонии с остальными. Антиутопия Замятина согласуется с этими идеями и предвосхищает их искажение. Как сын православного священника и сам русский революционер, Замятин глубоко понимал и даже любил идеалы коммунитаризма. Когда он визуализировал безобразный результат неумолимого навязывания этих идей, он использовал то, что, несомненно, когда-то считал красивым словом: мы — чтобы описать это.
В мире без личных границ, в мире без отклонений, конфликтов, случайностей, различий, в мире без «я», не может быть «нас». мы «Мы» — это скорее масса, чем сообщество людей. Замятин представлял себе, что если тоталитарный субъект начнет преследовать свои желания, а не следовать главному расписанию и приказам Благодетеля, он станет неспособным жить в мы . Его нужно было бы починить, казнить или выслать. В романе у главного героя, D-503, диагностировано развитие души — состояние, которое необходимо исправить, чтобы он мог реинтегрироваться в общество.
Как обычно рассказывают историю Замятина, так случилось и с ним. После публикации «Мы» за границей его исключили из всех советских учреждений и заставили просить Сталина разрешить ему эмиграцию. Это та история, которую я резюмировал выше. Это аккуратно, но это не совсем так. Первоначальная потеря Замятиным профессионального и общественного положения предшествовала публикации «Мы» за границей и, вероятно, предшествовала завершению романа. В 1921 году в эссе под названием «Я боюсь» он писал о том, что он видел как зарождающуюся советскую систему выбора идеологически надежных писателей и разрешения публиковаться только им. Он классифицировал писателей как «подвижных» и «не подвижных» и утверждал, что последняя группа — те, кто не в состоянии преподнести свои слова точно в соответствии с ожиданиями нового режима — была вынуждена молчать:
Настоящая литература может процветать только там, где ее создают не послушные и надежные бюрократы, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари и скептики. Там, где писатель должен быть разумным, верным, как католик, полезным в настоящий момент, где он не может цепляться за каждого, как Джонатан Свифт, или улыбаться всему, как Анатоль Франс, не может быть литературы, отлитой из бронзы, — не может быть литературы, отлитой из бронзы. быть только тем, что напечатано на бумаге, газетной бумагой, которую читают сегодня, а завтра используют для обертывания кусков мыла.