Прямой эфир стс кузбасс: Смотреть СТС онлайн 📢 по кемеровскому времени

Программа передач СТС в Кемерово на неделю

Удобная программа передач СТС в Кемерово с возможностью просмотра онлайн трансляции прямого эфира.
Теперь не надо включать телевизор, просто заходи на наш сайт и сразу смотри нужную передачу.

Телепрограмма СТС на сегодня

Передачи СТС в четверг

08:35 Пиноккио. Правдивая история
10:20 Одни дома
12:20 Ирония судьбы в Голливуде
14:15 Мадагаскар-2. Побег в Африку
15:50 Мадагаскар-3
17:25 Как приручить дракона
19:15 Кролецып и Хомяк Тьмы
21:00 RRR: Рядом ревет революция
00:35 Снегурочка против всех
01:45 Страна чудес
03:05 Шоу «Уральских пельменей»
04:10 6 кадров

Сейчас идет на других каналах

Жизнь своих

Приключения Шерлока Холмса . ..

Одни дома

Четыре свадьбы (37-я серия)…

Испытательный срок…

Оранжевая корова (Сборник 1…

Ты в бане!

Домисолька. Новогодняя сказ…

Совбез

Сто к одному

Дневной дозор

Гадалка (Золотая кнопка)…

Онлайн вещание СТС (прямой эфир)

Телепрограмма СТС на неделю

Четверг 05.01.23

05:50 Ералаш
06:00 Ералаш
06:25 Мультфильмы
08:35 Пиноккио. Правдивая история
10:20 Одни дома
12:20 Ирония судьбы в Голливуде
14:15 Мадагаскар-2. Побег в Африку
15:50 Мадагаскар-3
17:25 Как приручить дракона
19:15 Кролецып и Хомяк Тьмы
21:00 RRR: Рядом ревет революция
00:35 Снегурочка против всех
01:45 Страна чудес
03:05 Шоу «Уральских пельменей»
04:10 6 кадров

Пятница 06. 01.23

05:50 Ералаш
06:00 Ералаш
06:30 Мультфильмы
08:30 Шоу «Уральских пельменей»
09:50 Белль и Себастьян
11:40 Здравствуй, папа, Новый год
13:25 Здравствуй, папа, Новый год! 2
15:20 Волшебный парк Джун
16:55 Двое: я и моя тень
18:45 Как стать принцессой
21:00 Дневники принцессы-2: Как стать королевой
23:10 Нянька на Рождество
00:55 Красотка на всю голову
02:40 Шоу «Уральских пельменей»
03:45 6 кадров

Суббота 07.01.23

05:50 Ералаш
06:00 Ералаш
06:30 Мультфильмы
08:35 Шоу «Уральских пельменей»
10:00 Белль и Себастьян: Приключения продолжаются
11:45 Белль и Себастьян: Друзья навек
13:25 Как стать принцессой
15:40 Дневники принцессы-2: Как стать королевой
17:45 Ледниковый период
19:20 Ледниковый период-2: Глобальное потепление
21:00 Этерна: Часть первая
22:35 Прибытие
00:45 Одни дома
02:30 Шоу «Уральских пельменей»
03:40 6 кадров (40-я серия)

Воскресенье 08. 01.23

05:50 Ералаш
06:00 Ералаш
06:25 Мультфильмы
09:50 Три кота и море приключений
11:05 Астерикс: Земля Богов
12:40 Большое путешествие
14:15 Кролецып и Хомяк Тьмы
15:55 Ледниковый период-3: Эра динозавров
17:40 Ледниковый период 4: Континентальный дрейф
19:15 Ледниковый период: Столкновение неизбежно
21:00 Шпион по соседству
22:45 Все или ничего
00:50 Нянька на Рождество
02:20 Шоу «Уральских пельменей»
03:35 6 кадров

СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ — Энциклопедия телевидения Кузбасса

Развлекательная программа продолжительностью 1 час.

Впервые вышла в эфир на канале «СТС-Кузбасс» 10 сентября 2001 г. и стала первым дневным ток-шоу в открытой студии, с несколькими героями-гостями из самых разных отраслей и тематических сфер, конкурсами, розыгрышами, интерактивом, дискуссиями, активным участием зрителей (и в студии, и по телефону), кроме того, использовались модные для начала нулевых гаджеты для связи со зрителем – пейджеры. С обязательными перерывами на рекламу.

Руководитель программы, главный режиссёр молодёжной редакции кемеровской студии телевидения — Г. БИБИК,

режиссеры — М. ИЛЬЮШЕНКО, Т. СМИРНОВА,

звукорежиссер — В. СМИРНОВ,

ведущие: Н. СИМАНОВСКИЙ, В.ОСИПОВ, Т.ГОЛОУШКИНА: В течение программы у нас обязательно была какая-то одна тема, например, вопрос насущный «Кого можно назвать героем нашего времени?», было несколько гостей, которые представляли какое-то своё тематическое направление (медики, поэты, нумизматы, сомелье и другие), но и соотносились с общей темой передачи. Причём за час эфирного времени в студии могло быть до пяти гостей. Это очень много, особенно если учесть, что в этом же часе у нас были и какие-то рубрики, та же «Юридическая консультация», одно время мы делали кулинарный мастер-класс, у ребят были свои блоки с играми и розыгрышами, а ещё мы должны были в эфире отвечать на звонки и общаться с телезрителями и зрителями в студии. Короче: очень интенсивное такое ток-шоу было, стремительное, и этот час пролетал мгновенно. Утомиться не успевали ни мы, ни гости, ни телезрители.

Ежедневная программа в прямом эфире требовала слаженной командной работы: роль у каждого ведущего была своя. Причём не только в эфире, но и при подготовке программы.

Т.ГОЛОУШКИНА: Продумывание идей, тем, подбор гостей и экспертов, это всё была прерогатива ребят. Вова также ведал творческой частью, например, музыку подбирал, Коля всегда писал рыбу к сценарию программы. А я и Галина Михайловна работали с нашими героями уже в студии, собирали всех гостей, составляли предварительный разговор. За полчаса – час до эфира с экспертами нужно было общаться, как-то их развлекать, чтобы они не волновались и в эфире потом чувствовали себя комфортно. Было и такое, что даже после предварительного общения наши эксперты могли в ступор впасть во время самой передачи… Помню, как-то к нам пришла специалист из библиотеки. И сама очень интересный человек, и тема у нас была про книги занимательная. И до эфира наша гостья крайне любопытно её освещала, самобытная такая подача была, прямо крутая. Предварительно мы, как и обычно, пообщались, пробежались по вопросам, я предупредила, что на эфире речь пойдет о том же и будем те же вопросы осуждать и так далее. Она вроде всё поняла, подакала-покивала. Мы заходим в студию, начинаем беседу, я задаю наводящий вопрос, развёрнутый, дескать, так это или нет… Она: «Ага-ага» и молчит. И так несколько раз. Потому что для неё этот разговор уже состоялся, и ей было непонятно, зачем мы её повторно обо всём этом спрашиваем. И она просто сидит и головой кивает. Мы машем оператору, чтобы ставил рекламу, уходил на паузу, ибо горим и диалога нет. Вот такая порой была беда с гостями. В эфире, перед камерами кто-то напрочь терялся, кто-то путался и вообще не понимал, что он сказал, а что нет. Прямой эфир – экстремальная штука, многому учит. И это было сложно, но нас было трое, каждый мог повернуть в какую-то свою сторону, так что мы вытягивали друг друга из сложных ситуаций.

Н.СИМАНОВСКИЙ: То, что я составлял для «Средь бела дня», сценарием можно было назвать условно – прописанные несколько фраз в начале передачи, и план, что за чем идёт, какие гости, какие блоки по хронологии. В эфире (помимо основной работы) мы вели с Владимиром блоки с играми. У меня была «Махнемся не глядя» и «Коробочки», у Володи – блок «Киномания». «Средь бела дня» была интересна (мне как не журналисту и не телевизионщику), в первую очередь, как новый опыт. Ежедневная работа в прямом эфире – это постоянная работа над собой. Здесь и родной русский язык, за который нас Галина Михайловна непрерывно «дрюкала». И всевозможные форс-мажоры, из которых как-то приходилось выпутываться. Один из самых странных эфиров у нас был, когда в студию вообще не пришел ни один (!) гость. У нас час времени. Мы понимаем, что людей у нас нет. Сымпровизировали, пели всю передачу песни по заявкам зрителей, вместе с теми, кто дозванивался в эфир, хотя некоторые песни не знали вообще. И вроде бы это даже было смешно, и передача быстро прошла.

Программа выходила в эфир в прямом эфире ежедневно по будням в течение 5 лет.

ЕСТЬ ВИДЕО

Буква С,
передачи

Жизнь и смерть в сибирской деревне

Кузбасс в этом году отмечает свое 300-летие. Кузбасс, регион на юго-западе Сибири, обладает одними из крупнейших запасов угля в мире. Несмотря на богатство полезных ископаемых региона, жизнь в деревнях остается тяжелой. Местный фотограф Светлана Лиханова посвятила свою жизнь документированию повседневной жизни и борьбы жителей Кузбасса.

Светлана Лиханова родилась в Юрге, городе на северо-западе Кузбасса. Последние семь лет она не расстается со своим фотоаппаратом. Основное внимание в ее фотографиях уделяется исчезающей российской деревне, в частности, деревням Кузбасса.

Светлана Лиханова

«В фотографию я пришла случайно, — говорит Лиханова. «Работал в депо фрезеровщиком и был уволен перед Новым годом в 2014 году. После этого у меня появилось больше свободного времени.

«Родственники подарили мне небольшой фотоаппарат Samsung, с которым я сделал свою первую сознательную фотографию. Я мыла фрукты и капли воды так красиво рассыпались. Я хотел сделать снимок. Но чтобы понять, как «заморозить» капли воды, нужно разобраться в настройках камеры. Поэтому я начал учиться и искать информацию в Интернете. Вечером смотрел мастер-классы, делал записи. В то же время я фотографировал и публиковал много фотографий в социальных сетях. В комментариях кто-то хвалил, а кто-то критиковал. Я хотел доказать, что могу играть лучше.

«Почему я фотографирую деревню? Из-за детства. Помню обстановку деревенского дома, в котором мы жили с родителями, когда мне было 3-5 лет, — в Пихтаче, [возле] небольшой железнодорожной станции между Тайга и Анжеро-Судженск (города в Кузбассе).Потом мы переехали в Тайгу-по сути очень похожее село,только побольше.Изба делилась на четырех хозяев.С одной стороны железная дорога с тополями деревья, с другой — болота и пруды.

«Целыми днями мы играли в деревне, купались, собирали землянику. Люди в деревне искренние, более открытые, чем в городе. Поэтому тема села мне очень близка», — говорит Лиханова.

«Мне очень грустно осознавать, что настоящая русская деревня исчезнет через несколько десятилетий. Дома больше не строят из дерева. Дома строят из сайдинга и шифера», — говорит она.

«Рыбаку или грибнику важен процесс, а не результат. Мне то же самое. У меня было желание фотографировать. Я все бросил, вышел на улицу и бродил по улицам Тайги в поисках что-то интересное и фотографировал».

Тайга

«Познакомился с Татьяной, фотографом из Анжерки. Мы стали вместе ездить по деревням. Просто приезжали на вокзал, смотрели на карту деревни, в которой еще не были, и взлетали! И все. произошло спонтанно».

Лиханова стремительно развивала свое увлечение. Она была принята в Союз фотохудожников России, поступила в Кемеровский институт культуры и стала финалисткой фотоконкурса «Лучшее из России» с фотографией из серии о ветеранах России. Затем она работала в газете «Тайгинский рабочий» и отправилась в командировку с группой социальных работников, направленных поздравлять ветеранов Великой Отечественной войны.

«Они почти все плакали, когда встречали нас. Я не знаю, были ли это слезы радости или они плакали, потому что о них вспоминают только по праздникам», — говорит Лиханова.

«Конечно, не все фотографии тогда попали в газету, но мне разрешили сделать выставку к 9 мая (День Победы в России). Сначала в Тайге, а через год в Кемерово.

«Больше всего меня поразила пожилая женщина из села Кузель, — вспоминает Лиханова. «Она так жадно схватила пожертвованные 5000 рублей (сейчас примерно 70 долларов), стала считать деньги и тут же спрятала их. Мне хотелось плакать. бардак, что лучше бы ее определили в социальный приют.

«А в 2017 году моя фотография из серии про школу в поселке Сураново попала в список победителей Best Of Russia, — рассказывает фотограф.

«На этом фото учительница русского языка и литературы Зинаида Евстигнеевна. Родилась в Сураново…. Всю жизнь проработала учительницей в местной школе. И работает там до сих пор, хотя ей уже за 80 «Я умру в школе», — говорит она. Автомобильного сообщения с Тайгой практически не было до четырех лет назад. Дорогу обещают построить уже 40 лет, но Кемеровская область не торопится выполнять обещания.

Обед в школе в Сураново

«Как живут люди в Сураново? Есть небольшая ж/д станция, где работает пара человек. Несколько человек ездят на работу в тайгу. У остальных пенсия. И живут в лесу, собирают грибы. В основном люди пытаются выбраться,уехать из села.Но есть исключения.Встретил там молодую женщину,многодетную мать.Местные говорят,что она переехала туда из Томска,без мужа.На декретные деньги купила ветхий дом , Они живут на алименты от государства.

«Но больше всего меня поразило то, как их хоронят в Сураново. Умерших грузили в поезд и везли в Анжеро-Судженск на вскрытие, а потом обратно поездом в село…. Зимой, дорогу к кладбищу расчищали от снега лопатами и покойников возили на санях для захоронения», — рассказывает Лиханова.

Фельдшерско-аптечное здание в Сураново

«Это фото заросшего фельдшерско-аптечного корпуса в Суранове», — говорит Лиханова. Фельдшер – это практикующий врач, который не имеет полной квалификации и имеет иной статус, чем врач.

«В одиннадцати километрах от Тайги есть еще один поселок — Кузел. Несколько лет назад открылся новый фельдшерско-аптечный корпус, но с тех пор он закрыт. Работать там некому. необходимо проводить прививки в большом количестве.Я написал пост в Facebook, спрашивая своих друзей и подписчиков, как мы могли бы решить эту проблему.Я пришел к выводу, что единственный выход — это глобальная программа переселения из маленьких деревень в более крупные поселения.

«В Кемеровской области очень много мелких населенных пунктов. Пока там были совхозы, была стабильность. Люди жили нормально. Совхоз давал рабочие места и жилье. А сейчас все предприятия в селах развалились , а люди остались. Школ там сегодня нет. Ничего. Как выжить? Только через программу переселения».

«Сейчас в деревне Сураново осталось менее 100 человек. В школе осталось 10 учеников. Последний ребенок в деревне пойдет в следующем году в первый класс, дошкольников в Сураново больше нет.

«Недавно было 300-летие Кузбасса. Все эти праздники не для сельчан, потому что они, по большому счету, нелюбимые дети Кузбасса», — говорит Лиханова.

«Единственное, что хорошо в наших поселках, это экология. Но дороги плохие. Все поселки, кроме тех, что на федеральной трассе, труднодоступны. До многих поселков можно добраться только по грунтовым дорогам, которые размываются осенью и весной, зимой никогда не чистят от снега.0005

«Недавно были в селе Сергеевка под Анжеро-Судженским и у нас нигде не было интернета. Местная девушка показала нам всего одно место под фонарным столбом, где можно было поймать интернет-сигнал. Люди ставили спутниковые тарелки, но никто не гарантирует им нормальный сигнал. А быстрый интернет школьникам необходим, если мы хотим, чтобы они выросли всесторонне развитыми личностями», — говорит она.

«Поселки вблизи крупных городов выглядят лучше за счет дачных жителей. Они преображаются и больше напоминают элитные коттеджные поселки. В настоящей деревне люди живут поколениями, старые дома передаются по наследству. Дух там особенный.

«В настоящих деревнях менталитет другой. Все люди на моих фотографиях — случайные знакомые. Когда я иду по улице с фотоаппаратом, люди интересуются и завязывается разговор.

«Меня часто приглашают на чай, — говорит Лиханова. «В селе Юрты-Константиновом, которое в простонародье называется Татарским, потому что это татарская слобода, мы поехали в гости к пожилой барыне Абау. У нее двухэтажный купеческий дом — настоящий особняк. в плохом состоянии.живет в одной комнате на первом этаже.

«Старый комод, печка и палатка над кроватью, в которой она спит. Натопить место, наверное, нелегко, но в палатке теплее. Первая мысль была, что у нее совсем нет денег , но она сказала обратное. Ее пенсия составляет почти 22 000 рублей (почти 300 долларов США) в месяц. Она живет одна. Было невежливо спрашивать, на что она тратит свои деньги.

«Её ценности состоят из фотоальбома, небольшого радиоприемника и плаката с портретом Амана Тулеева [предыдущего губернатора Кузбасса, возглавлявшего регион 20 лет]. И надувной лодки.. .. Соседи рассказали, что сюда приезжали томичи, говорили, что дом памятник архитектуры, и предлагали ей большие деньги и переезд в Томск. Но она отказалась.Ценности у нее другие и нематериальные.

«Здесь много затворников. Зимой были в Бутовке. Это бывший шахтерский поселок, который сейчас на окраине Кемерово. Видели землянку дома. Только одно окно и дверь торчат из-под снега .И выходит из этой землянки чумазый парень.Мы разговорились.Он работал геодезистом в прошлом.Одинокий человек,без семьи.

«Мы думали он асоциальный тип,может алкоголик,а он сказал что он не пьет и не курит вообще. Пенсия у него минимальная: 13 000 рублей (175 долларов) в месяц. Когда мы спросили, скучно ли ему, он сказал: «Почему мне должно быть скучно? Я люблю собак. У меня их пять. Два-три ведра картошки сажаю, 10 выкапываю. Крупы покупаю. У меня достаточно [еды] для меня и собак».

«Я спросил его, гипотетически, если бы государство предоставило ему квартиру, он бы переехал?» — говорит Лиханова. «Почему? Мне и здесь хорошо», — ответил он.

«Почти в каждом деревенском доме есть полка с иконой. В городах многие вспоминают о своей вере только на Пасху или Троицу. А в деревне вера другая — простая и постоянная», — говорит Лиханова.

«Я сам редко хожу в церковь, но меня поразило богослужение в селе Корнилово под Томском, где священник не читает, а поет. Это впечатляет даже неверующих.

«Я тоже хорошо помню разрушенную церковь в селе Ишим. Была похожая во времена моего детства в Тайге. В детстве я поражался, что сквозь развалины крыши проросла береза.»

Лиханова говорит, что не зарабатывает на своих фотографиях.

«Я просто не могу», — говорит она. «Сотрудничество с редакциями невозможно, потому что я не могу работать по заданию. По этой же причине я не занимаюсь коммерческой фотографией. Пробовал снимать свадьбы, выпускные и понял, что мне это неинтересно»9.0005

«Я не люблю долго готовиться к съемке. В этом плане я восхищаюсь мастерами натюрморта, потому что большая часть их времени уходит на подготовку. доли секунды.И тут главное не упустить тот самый решающий момент.

«Я не люблю долго снимать в одной технике. Люблю экспериментировать. Мой последний проект в Кемеровском институте культуры, который я закончила в 2020 году, — в стиле пикториализм», — говорит Лиханова. «Несколько лет я фотографировал деревни Кузбасса через кривое стекло.

«Мне, как фотографу в Тайге, было интересно наблюдать за работой избирательных комиссий. В поле, когда едешь прямо по домам, понимаешь, как живет русский избиратель. Я тебе скажу: Они живут бедно. Следует отметить, конечно, что комиссия приезжает с урнами непосредственно в дома социально незащищенных — стариков и инвалидов.Честные выборы?Сомневаюсь.

«В одном доме я увидела 35-летнюю психически недееспособную женщину. Она лежала на кровати с куклой на руках и не понимала, кто к ней пришел и зачем. голосовать, но буквально сама сделала отметку в бюллетене9.0005

«Тема правительства сложная», — говорит Лиханова. «Я как фотограф снимал предвыборную кампанию на пост мэра Тайги. После 10 лет мэрства… он наотрез отказался снова баллотироваться на этот пост, но люди его уговорили.

«Были разные попытки выдворять наблюдателей с избирательных участков. На соседнем избирательном участке наблюдатели зафиксировали, как председатель комиссии вбрасывал бюллетени за своего конкурента. Вызвали полицию, возбудили дело, а на следующий день прокуратура аннулировала результаты выборов на этом избирательном участке. Но, тем не менее, через три месяца избранного народного мэра сместили.

«На конкурс под названием «Семья – душа России» я представила серию, которую делала для газеты «Тайгинский рабочий» в 2017 году. Она о многодетной семье, которая долгое время не могла получить жилье, положенное по закону. публикации, меня поблагодарили, так как статья и фотографии способствовали решению проблемы. Семья сразу получила материальную помощь и электрокотел. А чуть позже выделили деньги на строительство дома. В прошлом году я побывали в Тайге и увидели их новый дом», — рассказывает Лиханова.

«Некоторые фотографы утверждают, что зритель им не очень нужен. А мне крайне нужна обратная связь. Я думаю, что самая удачная из моих серий — об Андрее, сироте из Тайги с прогрессирующим рассеянным склерозом.

«Достигнув подросткового возраста, он оказался в ветхой коммуналке без туалета, с ободранным полом и открытой проводкой. В то время Андрей уже передвигался с помощью ходунков. Родственников и социального работника это мало интересовало его судьба.Как ребенок-инвалид, оставшийся без попечения родителей, он должен был получить муниципальное жилье, но его очередь даже близко не подошла.С девятого места в очереди он через год переместился обратно на 11-е.

«Я приехал к нему в гости, сфотографировал, как он живет, и выложил в соцсети. Мы подняли шумиху. Социальные работники пришли в себя. Сделали ремонт, поставили новый унитаз…. Но мы сделали не останавливаться на достигнутом.Полгода спустя он получил квартиру, которая ему положена по закону.Он получил жилье в новостройке и даже женился.Мне часто звонят и все у них хорошо.

«В этом ветхом доме мы жили в Тайге с 2000 по 2005 год. Там родилась моя дочь Дарья. она провела все свое детство в таких условиях?

«В центре снимка девочка с коляской, а это значит, что они до сих пор живут в доме. И я им, честно говоря, не завидую. Каким-то чудом мы тогда успели ее продать и переехать в частное жилье .Но в итоге мы уехали из Тайги в Кемерово.

«Когда 40 лет живешь в городе, ходишь по одной улице на работу и видишь как с каждым годом медленно умирает твой родной и когда-то любимый город, это удручает. . Долгое время на дом не было покупателя. Был момент, когда я был готов просто уйти от безысходности.

«В Кемерово больше люблю снимать на окраине. Часто вижу разрушенные деревянные дома на фоне новостроек в разных районах Кемерово. Контраст разительный.

«Иногда идет строительство нового жилья, но один деревянный дом остался, потому что хозяин не хочет уезжать. Город занимает деревню.

«Когда я был ребенком, у нас была пожилая соседка Зина, и мы покупали у нее молоко. Она жила одна, работала в огороде, держала корову, телят, поросят, хотя ей было уже за 70. А потом началось строительство железнодорожного виадука.Наши дома снесли, а ее переселили в квартиру.Прожила она там недолго,умерла меньше чем через год.Почему?От тоски.

«На Кемеровском кладбище я впервые в жизни увидел захоронения бомжей — яркое подтверждение бренности жизни. Они роют окопы и ставят их туда. Ставят простой деревянный крест с железный знак, на котором через несколько лет ничего не прочтешь. Печаль такая. Человек живет, а потом его некому хоронить», — говорит Лиханова.

«Я стал ходить по кладбищам в деревнях. Искал не конкретных людей, а что-то поэтическое — необычные памятники, древние фактуры, интересные образы.

«Это фото сделано в селе Ишим. Два креста выкопанные и брошенные в сторону. Рядом сидит птица и вдали ветхий дом, который тоже умирает, медленно исчезает с лица Земли. Это является символическим».

Автономная индустриальная колония «Кузбасс»

В 1920-е годы в СССР происходило интенсивное формирование административно-командной системы — реального воплощения государственного социализма в условиях враждебного окружения. Но в этих условиях продолжали существовать другие варианты социалистического развития». Среди них были идеи и центры негосударственной самоорганизации и промышленного самоуправления, такие как так называемый анархо-синдикалистский уклон в большевистской партии, добровольные трудовые кооперативы и толстовские коммуны. Одно из наиболее ярких проявлений негосударственной самоорганизации рабочего промышленного самоуправления и интернациональной пролетарской солидарности нашла Сибирская автономная индустриальная колония (АПК) «Кузбасс», имевшая общегосударственное значение и международный резонанс.


Инициатором создания Автономной колонии был видный деятель международного рабочего движения, голландский инженер К. Дж. Рутгерс.

Зебальд Юстус Рутгерс (1879—1961) голландский интернационалист, член Левой социал-демократической партии Голландии с 1909 г. Инженер-гидротехник. С 1915—1918 жил в США, где сблизился с иммигрантами-большевиками, принимал участие в деятельности международной «Лиги социалистической пропаганды». С мандатом Лиги ездил через Японию во Владивосток. Встречался с В.И. Ленина и был назначен генеральным инспектором водных путей. Принимал участие в работе первого конгресса Коминтерна, был секретарем англо-американской группы большевистской партии, членом Коммунистической партии с 1919 (Его партийный срок службы был установлен с 1899 г.)[1]

Рутгерс разработал проект организации крупного промышленного объединения в составе Кузбасского и Надеждинского заводов на Урале. Костяком кадров проекта должен был стать Американский союз «Промышленных рабочих мира» (IWW), построенный на анархо-синдикалистских принципах.

«Промышленные рабочие мира» (ИПМ) возникли в США в 1905 г. как противовес Американской федерации труда (АФТ), проводившей политику классового сотрудничества. Традиционные социалисты, а также анархо-синдикалистские элементы присоединились к ИРМ, но последние вскоре стали преобладать. Основным методом борьбы ИРМ считал умеренное (_________) «прямое действие» — саботаж, забастовки и всеобщую забастовку. Последнее было особым символом веры профсоюза. ИРМ считал, что после победы (с помощью всеобщей забастовки) рабочий класс немедленно перейдет к организации нового свободного индустриального общества, в котором управление всей экономической жизнью будет происходить в производственных союзах. Союз отказался от традиционной политической борьбы, в том числе от избирательной политики.[2]

Ленин принимал участие в решении о создании Автономной колонии. После встречи с инициатором Рутгерсом, а также с Биллом Хейвудом и Г. Калвертом он написал 19 сентября 1921 г. письмо В. Куйбышеву, в котором рассказал об их намерениях и планах и обратил внимание на то, что «что-то на был запланирован порядок создания автономного государственного треста рабочих объединений».[3]

В служебной записке В. Молотову от 12 октября, сопровождаемой проектом постановления Политбюро по этому вопросу, Ленин выразил некоторые сомнения:

«Вопрос сложный:

За: если американцы выполнят то, что обещали, стоимость будет гигантской. Тогда не пожалеем 600 000 рублей серебром.

Contra: Доделают ли? Хейвуд — полуанархист. Он скорее сентиментальный, чем деловой. Рутгерс впал в левачество.

Калверт — заядлый болтун. У нас нет деловых гарантий. Это веселые люди. В атмосфере безработицы они образуют группу «искателей приключений», которая заканчивается ссорой. Но тогда мы теряем часть тех 600 000 рублей серебром, которые мы им предоставили»[4].

22 июня 1921 г. Совет Труда и Обороны (СТО) издал декрет об американской промышленной эмиграции, пункт 1 которого гласил:

«Развитие отдельных промышленных предприятий или групп предприятий путем передачи их группам американских рабочих и промышленно развитым крестьянам на договорной основе, гарантирующей им известную степень автономии, признается желательным»[5].

19 ноября21 августа между СТО и организованными группой американскими рабочими (Хейвуд, Рутгерс, Байер, Баркер) был заключен договор об использовании ряда предприятий в Сибири (в Кузбассе и Томске) и на Урале (Недежденский Фабрика)[6]

Билл Хейвуд, «Большой Билл» (1869—1928), шахтер, активно участвовал в рабочем движении США и в международном рабочем движении. С 1901 года он был членом Социалистической партии, а затем одним из лидеров ее левого крыла. Он был одним из основателей и лидеров IWW. Выступал против милитаризма и войны, приветствовал Октябрьскую революцию. Чтобы избежать политических преследований, он уехал из США. с 1921 года жил в России, активно участвовал в создании Автономной индустриальной колонии (АПК) «Кузбасс». Работал в МОПР (_____________ ___________ ______ ______ _________ — Международная организация помощи борцам за революцию), вел активную журналистскую деятельность[7].

В ходе создания АИК «Кузбасс» с января 1922 г. по декабрь 1923 г. было привлечено на работу 566 иностранных граждан. Американская ячейка большевистской партии насчитывала 73 члена. Около 250 колонистов, приехавших в Кузбасс, были членами ИРМ или беспартийными[8]. Таким образом, немало беспартийных оказалось под влиянием анархо-синдикализма. Даже среди тех колонистов, которые были членами партии, многие попали под влияние анархо-синдикалистских принципов. Коммунистическое руководство Кузбасса признавало, что анархо-синдикалистская идеология ИРМ еще более сильно повлияла на многих, объявленных большевиками[9].]

Известный анархо-синдикалист Владимир Шатов был уполномочен СТО руководить АИК «Кузбасс» в 1921–1922 годах.

Владимир Сергеевич Шатов (1887, Киев — 1943) был активным участником революционного движения с 1903 года. В 1907 году эмигрировал в США, где был членом ИРМ, руководил русской секцией.

В 1917 вернулся в Россию, принял активное участие в революционном движении и гражданской войне. Он оставался анархо-синдикалистом и занимал ответственные посты в Красной Армии, в промышленности и на транспорте. Был репрессирован в 1937.

В то же время в Нью-Йорке был образован специальный комитет для перевозки рабочих в Советскую Россию. Членами комитета были представители Коммунистической партии (Рейзе) и ИРМ (Каллен и Калверт)[10]. Американцы, приехавшие в Россию, встретили теплый прием со стороны общественных организаций и советских людей, следующих по всем дорогам от Петрограда до Кемерово. Колония получила большую помощь на местах с самого начала организационной работы. По словам Рутгерса, им удалось добиться успехов в работе «благодаря сочувствию местных рабочих, но главным образом партийных и советских организаций»[11].

Большинство колонистов-членов ИРМ приехали в СССР с искренним стремлением реализовать там свои идеи и жизнь. Анархо-синдикалистские принципы были внедрены и в автономную колонию. Анархо-синдикалисты впервые установили на предприятиях уравнительную систему оплаты труда, «выступая против мотивов материальной заинтересованности». Некоторые из них постоянно выступали за уравнивание заработной платы не в деньгах, а в натуре. Когда по постановлению СТО и Сибирской рабоче-крестьянской инспекции (рабкрина) постепенно вводилась сдельщина, против этого выступили члены ИРМ. Они видели в действии отказ от принципов социальной справедливости. Другой причиной недовольства анархо-синдикалистов был подход к «рабочей демократии» в колонии. Вначале колонисты пытались его учредить. Сторонники «промышленной демократии», в частности, требовали передачи решения по всем вопросам рабочему собранию и отвергали принцип единоначалия[12]. Такими способами анархо-синдикалисты пытались превратить автономную колонию в самоуправляемую анархо-синдикалистскую ассоциацию. Член правления АИК, руководитель эмигрантской службы Кемерово Бауэр сказал:

Тем самым мы продемонстрируем вашим коммунистам, как можно избежать «диктатуры», так как в наших отношениях в будущей колонии мы исходим из принципа «индустриализма», подчиняясь, конечно, коммунистам и не пытаясь нарушать законы. вашего пролетарского государства»[13].

В письме к В.И. Ленина о первых итогах работы АПК «Кузбасс» в октябре 1922 г., Рутгерс обратил внимание на мнение о том, что «нужна большая осторожность в установлении квалификации и содержании в рабочем состоянии рабочих, прибывших из Америки. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на борьбу с убеждением, что руководство работой в России может и будет осуществляться группами рабочих через массовые собрания и комиссии»[14].

В результате трудового энтузиазма колонистов, поддерживаемых содействием центральных и местных властей, произошел заметный рост производительности труда. Комиссия СТО, следившая за деятельностью колонии, подтвердила, что предприятия колонии АПК добились более высокой производительности труда, чем шахты Кузбасского треста.

На Кемеровской шахте расширены масштабы фундаментальных работ. Продолжался рост добычи угля. От 9000 тонн в феврале, добыча возросла до 12 000 тонн в августе 1923 года. 23 октября Госплан выделил дополнительные средства на развитие Кемеровского горно-коксового завода. Руководство Автономной колонии отремонтировало печь завода и установило новый насос, коксовое оборудование и резервуар для бензола. В январе 1924 года была подготовлена ​​к пуску новая электрификация, построена лаборатория и механические мастерские. 2 и марта коксохимический завод был введен в эксплуатацию. Коллектив завода состоял в основном из советских рабочих. В ноябре 1924 СТО утвердило решение о передаче АПК «Кузбасс» Кольчугинского, Проколевского и Киселевского рудников. К концу 1924 г. рудники Кузнецкого бассейна были признаны далеко за пределами Сибири.

Были заключены контракты на обеспечение колонией Уральских заводов, Балтийского флота и Архангельского порта. В марте 1924 г. был заключен договор с Уралом о снабжении Кемеровского коксохимического завода[15].

Анархо-синдикалистские колонисты отрицательно отнеслись к мерам советского правительства по предоставлению российских предприятий в концессию иностранному капиталу. Так, один из американцев, Шварц, заявил на собрании большевистской ячейки, что «давать концессии частным предпринимателям есть вредное дело, так как это означает новые цепи рабства для рабочих, которые перестанут интересоваться государством». и политики, не поддержит Советскую власть, а пойдет в профсоюзы — единственное место для них»[16].

Часть колонистов отстаивала организацию своих сепаратных союзов. Большевистская партийная организация Кузбасса, напротив, взяла курс на сближение американских и русских рабочих, на вступление иностранцев в русские профсоюзы. Однако этому подходу между коммунистами и анархо-синдикалистами препятствовала как разница национальностей, так и разница идей. Тогда же было достигнуто компромиссное решение, что те члены ИРМ, которые не могут согласиться на вступление в «русские союзы, имеют право в течение некоторого времени принимать участие в работе союзов без официального членства в них». , чтобы они могли заранее ознакомиться со своей работой»[17].

Применение анархо-синдикалистских принципов в жизни, автономный статус колонии, альтернативный характер анархо-синдикалистской идеи социализма — все это создавало определенное беспокойство в государственном партийном аппарате. Так, один из членов ЦК Профинтерна (Интернационал профсоюзов) выразил опасение, что «организация колонии на свободных началах может привести к тому, что те идеи американской группы, которая защищала и поддерживала тов. Троцкого, вынудите нас послать воинскую часть для подавления восстания «ИРМ», если Кемерово будет занят люмпен-пролетарскими членами «ИРМ»[18]. Подобные опасения высказывал и один из коммунистических лидеров Кузбасса, которые считали, что Кемерово может превратиться в анархо-синдикалистский оплот Кузбасса[19].]

Факты говорят нам, что между коммунистами и анархо-синдикалистами на территории АПК «Кузбасс» велась нормальная идейная борьба, при одновременном политическом и экономическом сотрудничестве.

Силы в этой борьбе, однако, были неравны: за местными коммунистами (как российскими, так и американскими) стояли готовые помочь государство и сложная административно-командная структура.

Идеи государственного социализма и его практическое применение в конечном итоге восторжествовали. Часть колонистов по этой причине вернулась на родину. Практика сталинской индустриализации и «чрезвычайного положения» (_____________ ) не могла не вытеснить их из СССР.

С другой стороны, принципы и особый статус АПК «Кузбасс» положили конец организации партийно-государственного управления. В новых условиях всеобщей индустриализации в стране СТО СССР 22 декабря 1926 г. объявило договор с АИК «Кузбасс» недействительным. Успешно просуществовав более 4 лет, автономная колония была ликвидирована сверху.

Часть колонистов уехала в США, часть осталась работать на предприятиях Кузбасса.

Литература:

  1. Полянская Е.М. Автономная промышленная колония Кузбасс, в трудах научной конференции по истории черной металлургии Кузбасса, ____р_в_, 1957.

  2. З.А. Кривошеева Из истории образования «Автономной промышленной колонии Кузбасс» 1921–1923 гг.; Из истории Западной Сибири, вып. 1, ____р_в_, 1956.

  3. История Кузбасса, ч.1-2. — ____r_v_, 1967

  4. Теодор Драйзер, Эрнита.

[1] Гражданская война и военная интервенция в СССР — Энциклопедия, М., 1987. С. 526.

[2] История Второго Интернационала. — Москва, 1966. — т. 2. — с. 160–162; 299–300

[3] Ленин, Сочинения (-е русское издание), т. 53, с. 203–204.

[4] Ленин, там же, т. 44. С. 141–142.

[5] _ _______ _ ______: __. __________ _ __________. (С Лениным в сердце: Сборник документов и материалов) ____рово, 1976. — с.40

[6] Там же, стр. 57

[7] История Кузбасса ч. 1–2, ____ров_, 1967. — 348 с.; Ленин, Сочинения, 5 изд. — т.44. — стр. 655–656.

[8] Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДОИТО); История Кузбасса. — Часть 1–2. — п. 347; Очерк истории партийной организации Кузбасса. — ____ров_, 1973. — С.186.

[9] ЦДРХТО. Сложный процесс ликвидации анархо-синдикалистских идей у ​​части колонистов и переход на коммунистические позиции обрисован в рассказе Т. Драйзера «Эрнита».

[10] История Кузбасса, с.347

[11] Там же, стр. 350

[12] Ю.В. А. Иванов. Вопросы истории развития черной металлургии Кузбасса в воспоминаниях современников. ____ров_, 1970. — с. 206; Э.А. Кривошеева Из истории образования Автономной Промышленной Колонии Кузбасс в Из истории Западной Сибири, Вып.1. ____р_в_, 1966.

Related Posts

Begin typing your search term above and press enter to search. Press ESC to cancel.

Back To Top