Прямой эфир хадж мекка: Прямой эфир из Мекки и Медины − онлайн трансляция

паломничество на святую землю Мекки и Медины. Наши впечатления от хаджа — «Ингушетия» — интернет-газета

Из Ингушетии в Мекку отправилось 582 человека. Последняя группа паломников из республики вернулась со святой земли вечером 27 июля, среди которых посчастливилось быть и мне, автору этой статьи. Хочется, чтобы читатель испытал хотя бы сотую часть тех неповторимых переживаний, через которые мы прошли на святой земле Мекки и Медины. И пусть Всевышний откроет всем желающим дорогу в это одно из самых сокровенных мест ислама.

Мы входили во вторую группу паломников, руководителями которой были Абабукар Аушев и Магомед Албогачиев. Из Магаса в Махачкалу мы выехали 2 июля. Оттуда прямым рейсом вылетели в Дубай, где нас на комфортабельном автобусе с кондиционерами и затемнёнными солнцезащитными стёклами доставили в святую Мекку. Незначительные неудобства, связанные с суточным переездом, были компенсированы приятными эмоциями, которые мы испытали при виде мечети аль-Харам, которая на арабском языке звучит как мечеть Аль-Масджиду-ль-Харам.

Мечеть Аль-Масджиду-ль-Харам и Кааба

Мечеть Аль-Масджиду-ль-Харам — «Заповедная мечеть», главнейшая и крупнейшая в мире мечеть, где расположена главная святыня ислама — Кааба. Как вы знаете, посещение этой мечети — обязательный элемент паломничества (хаджа), который должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни, при условии, что у него будет такая возможность.

Мечеть расположена возле комплекса зданий Абрадж аль-Бейт, имеющего самую высокую в мире башню с часами. Это огромное сооружение площадью 357 тысяч м², которая имеет девять минаретов, высотой до 95 м. В здании более пятисот мраморных колонн и семь действующих эскалаторов. Воздух в основных помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, которые делятся на мужские и женские.

Но самое впечатляющее — это то, что здесь в самом центре расположена главная мусульманская святыня Кааба. Кааба, сооружение из камня в форме куба.  Достигает в высоту пятнадцати метров, а в ширину и длину десять и двенадцать метров. Внутри Каабы находится помещение, и в это помещение ведет дверь, которая весит двести восемьдесят шесть килограммов и изготовлена из чистейшего золота.

Первый «священный дом» , по мусульманским преданиям — Бейтал-Ма1мур,  построили ангелы. Во время Всемирного потопа, то есть времена пророка Нуха( мир ему) Всевышний вознёс «священный дом» на седьмое небо. С течением времени пр велению , Аллаха пророк Ибрахим,мир ему, (Авраам) вновь возвёл на этом месте вместе с сыном Исмаилом «священный дом» — здание Каабы.На камне есть отпечатки стоп пророка Ибрахима.

В восточном углу Каабы закреплен аль-Хаджар аль-Эсвад, то есть Черный камень. Он имеет овальную форму, черный цвет с оттенком алого. Черный камень окаймлен ободом из серебра. На поверхности камня есть волнистые линии желтого цвета и красные пятна. По преданию, Чёрный камень (20 на 16 см) был ниспослан из рая, и он был белее молока, а чёрным его сделали прикосновения многобожников. Это священный метеорит, и его происхождение до сих пор науке неизвестно. Говорят, что камень плавает в воде, очень хрупкий. В 930 году было совершено похищение Черного камня, а когда он был возвращен в Мекку, именно по умению плавать в воде установили его подлинность.

Источник Зам-Зам

В главной мечети мусульман в Мекке находится священный источник Зам-зам. История его возникновения связана с жизнью двух пророков Всевышнего — Ибрахима и его сына Исмаила (мир им).

В истории о пророках сказано, как Ибрахим, мир ему, по велению Аллаха, отвёл в пустыню свою жену Хаджар вместе с младенцем Исмаилом и оставил их в долине на том месте, где ныне находится Священная Кааба. И не было в то время там ни людей, ни воды. Когда, оставив им мешочек, в котором были финики и ёмкость с водой, Ибрахим, мир ему, уходил, Хаджар забеспокоилась и спросила: «На кого ты нас оставляешь в этой безлюдной пустыне?» Ибрахим, мир ему, сказал, что таково веление Господа. На что Хаджар ответила: «Если Господь велел тебе оставить меня здесь, то воля Творца мне достаточна!» Тогда Ибрахим, мир ему, обратился к Господу с мольбой за свою семью и поручил Ему жену и сына — и попросил наполнить сердца людей любовью к этой священной земле. Доверив Господу жену и сына, Ибрахим, мир ему, вернулся в землю Шама.

Хаджар кормила малыша грудью, а сама пила ту воду, что оставил Ибрахим, мир ему, пока она не закончилась. После этого она и ребёнок, который не переставал смотреть на неё, стали испытывать жажду. Тогда Хаджар начала поиски воды в окрестностях. Она увидела, что самая близкая к ней гора — Сафа. Забравшись на неё, стала рассматривать долину в надежде увидеть кого-нибудь. После этого спустилась с Сафы и перебежала долину — и взобралась на другую гору, Марву. Так она поступила семь раз, не переставая просить помощи у Всевышнего. И, наконец, она услышала глас Господень, который сообщил о том, что вода есть. Услышав это, она тотчас вернулась к сыну и, к неописуемой радости и изумлению, увидела, что рядом с её сыном, будущим пророком, забил фонтаном родник с чистой и живительной водой, бурлящий с шумом ветра. Источник Зам-Зам забил там, где ангел Джабраил пробил пяткой земную твердь — поэтому это место называется «Ракзату Джабраила».

«Хватит, хватит, пусть будет в тебе благодати — достаток (Зам-Зам, я мубарак)», — крикнула Хаджар с волнением и с опаской. Тут шум прекратился, и вода успокоилась. Так, благодаря милости Всевышнего и Всемогущего Аллаха, Хаджар и Исмаил (мир ему) начали жить на священной земле.

Позднее вернувшийся Ибрагим построил рядом с источником Каабу по точному плану, указанному Аллахом, — символ богоизбранности этого места, арабского народа и мусульманской веры.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В воде Зам-Зам содержится исцеление от всех болезней».

Вода из Зам-Зама имеет удивительные свойства. Если человек выпьет её, то почувствует приятный вкус. Она не портится, утоляет чувство голода и служит исцелением от болезней по воле Всевышнего. Передают со слов Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вода Зам-Зама помогает осуществлению того, ради чего ты её пьёшь». Ибн Аббас поясняет: «Если ты пил её и исцелился, то исцелил тебя Аллах; если ты пил её, чтобы насытиться, то насытил тебя Аллах; если ты пил, чтобы утолить жажду, то утолил её Аллах; если ты пил, прося защиты, то Аллах защитит тебя».

Всё это служит указанием на то, что, если человек обратится с мольбой ко Всевышнему перед тем, как выпьет из этого источника — его мольба обязательно будет принята. Понимая ценность этой святой воды, паломники старались привести её на родину в качестве подарка своим родным и близким.

Ритуальные обряды хаджа

Надо отметить, что номера на четыре человека в гостинице были повышенного комфорта. Помимо этого, паломников обеспечивали обедом, куда входило первое, второе блюда, десерт, фрукты и чай-кофе на выбор. Гостиница находилась в пятнадцати-двадцати минутах ходьбы от главной мечети, в которой каждому паломнику хотелось совершать обязательные намазы. О достоинстве молитвы, совершённой в этой мечети, упоминается в хадисе Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, где указано, что она приравнивается к 100 тысячам молитв. Разумеется, мы старались не упускать такую возможность. Тем более, нам были предоставлены бесплатные автобусы, которые непрерывно курсировали от гостиницы до мечети, за исключением нескольких дней, когда совершались основные религиозные обряды.

В обряды входило пребывание в Мине, собирание камней в Муздалифе, обряд бросания камней в Мине, пребывание в долине горы Арафат в день совершения жертвоприношения — в праздник Курбан-байрам. Все обряды завершались коллективными джамаат намазами.

Джамарат — бросание камней

Джамарат, большинство людей знают его как «побивание камнями шайтана». Это один из основных ритуалов хаджа. Обряд осуществляется в Мине. Ведь именно Мина является местом, где Исмаил, сын пророка Ибрахима (мир им), бросал камни в шайтана, который наущал его и пытался отвратить от исполнения повеления Божьего.

После того как Ибрахим (мир ему) построил Каабу, Всевышний Аллах решил испытать его, приказав принести в жертву своего сына Исмаила. И он, как и все пророки до него, беспрекословно решил выполнить свой долг, даже несмотря на ту боль и грусть, которые овладели его сердцем. А Иблис же решил во что бы то ни стало сбить их во время его пути. Но они не подпустили шайтана, отпугивая, бросая камни. И шайтан, наконец, ушел прочь.

Таким образом, получается, что во время хаджа, когда мы бросаем камни в джамараты, мы будто бы противостоим шайтану и ещё раз показываем, что у нас есть лучший защитник — Всевышний Аллах и сунна Пророка. Стоит подчеркнуть, что многие элементы поклонения во время хаджа связаны именно с пророком Ибрахимом. Его терпение и вера являются примером для всех мусульман.

Итак, в ночь на десятый день месяца Зуль-Хиджа мы отправились собирать камушки в Муздалифу, откуда пешком вернулись в Мину, и в последующие три дня ходили бросать камни, во время действия поминая Аллаха и произнося: «Аллаху Акбар!»

После третьего дня бросания камней мы вернулись в Мекку, пройдя половину пути пешком, а остальную часть на такси. Дорога пешком занимала более часа ходьбы. Очень важна была правильно подобранная обувь, и желательно было иметь с собой зонтик, чтобы защититься от жарких лучей солнца. Но надо сказать, что дорога пролегала через туннели и благоустроенные навесы, в которых были установлены мощные вентиляторы с опрыскивателями и кондиционеры. В Мекке мы совершили главный обход Каабы в одеянии ихрама — таваф аль-ифада — обязательный (рукн) обход вокруг Каабы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, обход вокруг Каабы, (ритуальный бег) между (холмами) Сафа и Маруа и бросание камешков были предписаны для поминания Аллаха».

Последующие дни в Мекке проходили в молитвах и в совершении умры, то есть малого хаджа, где каждый паломник старался совершить её за того или иного усопшего родственника, или того, кто уже не в состоянии сам совершить умру.

Надо отметить роль в этом святом деле нашего руководителя Магомеда Албогачиева, который лично сопровождал изъявивших желание совершить умру, разъяснял религиозные вопросы хаджиев, ограждал нас от совершения ошибок, обеспечивал правильность исполнения всех обрядов. Благодаря ему и некоторым активным паломникам, которые брали на себя ответственность руководить проведением умры, многие паломники вернулись домой с чувством исполненного долга.

Медина и её святыни

22 июля мы отправились в Медину. Как известно, в 622 году пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был вынужден оставить Мекку и обосноваться в Медине. Поэтому со временем город стал назваться аль-Мадина аль-Наби, или Город Пророка. Нынешнее название Медина, или по-арабски «аль-Мадина», просто означает «город». В Медине также находится и могила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, скончавшегося в 632 году.

Мечеть Масджид аль-Набави

Медина известна своей мечетью Масджид аль-Набави, также называемой Мечетью Пророка. Первоначально здесь был дом Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и мечеть, стены которой вплотную были пристроены к дому, и дверь комнаты выходила в мечеть. После смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мечеть была расширена, и комната Аиши, где были похоронены пророк Муххамед (да благословит его Аллах и приветствует), и два его праведных халифа — Абу Бакр и Умар (мир им), осталась в мечети.

Эта мечеть славится не только как один из центров паломничества. Особую известность Мечеть Пророка получила после обустройства её территории огромными автоматическими зонтами, защищающими молящихся от палящих лучей солнца. Они оборудованы вентиляторами, которые в самую жару могут дополнительно распылять воду, создавая комфортную обстановку. Вечером зонты складываются, превращаясь в высокие свечеобразные столбы, освещающие территорию. Одна молитва, совершённая здесь, приравнивается к тысяче молитв. Разумеется, мы ходили в мечеть на все пять намазов. Благо, гостиница наша находилась в шаговой доступности.

Мы побывали и в мечети Куба, которая считается первой мечетью в исламе. Ее основы были заложены Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он при переселении (хиджра) из Мекки в Медину остановился на отдых в оазисе Куба на 14 дней. В самом начале это была мечеть открытого типа — мусалла, но впоследствии она многократно расширялась и перестраивалась. Современное здание мечети было возведено в 1984 году.

Мы побывали на горе Ухуд, которая находится на расстоянии пешей доступности от Мечети Пророка. Возле этой горы произошла вторая битва между мусульманами и мекканцами, где погибло много сподвижников.

Навестили также Рауда-и Мутаххара — это часть Мечети Пророка, где находится могила Мухаммада ( да благословит его Аллах и приветствует). Это название переводится как «чистейший сад» и было дано в соответствии с хадисом: «Между моей могилой и минбаром расположена Рауда — один из райских садов». Площадь Рауда-и Мутаххара — около 300 квадратных метров.

«Худжра Саадат» переводится как «комната счастья». Это бывшая комната Аиши (да будет доволен ею Аллах), где умер и был погребен Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Рядом с ним были похоронены Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах).

Паломники побывали на кладбище Баки. Правда, женщинам такие места не положено посещать, поэтому мы остались в сторонке и сделали дуа, а мужчины прошли на территорию кладбища. Баки, как известно, первое мусульманское кладбище в Медине. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лично обозначил его место. Он проводил здесь погребальные (джаназа) намазы. На Баки похоронены некоторые из жен Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует), а также такие выдающиеся сахабы, как Усман, Абдуррахман ибн Ауф, Сад ибн Абу Ваккас, Абдуллах ибн Масуд, Абу Хурайра, Хасан, Аббас (да будет доволен ими Аллах).

Не смогли мы навестить мечеть Масджид Киблатайн — Мечеть двух кибл, в связи с ремонтными работами, которые там проходили. Но увидели её издали. Эта мечеть находится в северной части Медины. Сначала она носила название Бану Салим. Однажды, когда Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) совершал здесь намаз, ему был ниспослан 144-й аят суры аль-Бакара, предписывавший изменение киблы с мечети аль-Акса в Иерусалиме, в направлении которой изначально молились верующие, на Каабу, о чём молил Всевышнего пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Повеление молиться в сторону Каабы было ниспослано во время дневного намаза, когда мусульмане успели сделать два раката, другие же два раката были уже сделаны в сторону Каабы. Потому мечеть и носит название — Мечеть двух кибл.

Побывали мы и в знаменитом Финиковом саду халифа Усмана. Красивейшее место, где растут много сортов фиников, и которые нам удалось попробовать и даже приобрести. Доходы от продажи фиников вот уже 1400 лет идут на содержание мечети Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине и на кормление неимущих. По поверьям, Усман ибн Аффан приобрел колодец, а точнее его половину, у еврея, проживавшего в Медине. Стороны заключили договор, по которому условились пользоваться колодцем по очереди. Вскоре второму владельцу пришлось продать свою часть колодца Усману, так как тот во время своей череды раздавал воду бесплатно и люди уже не приходили за водой в другие дни. Во времена Османской империи на территории вокруг колодца Усмана один из правителей посадил 1500 финиковых пальм.

Пещера Хира

В рамках поездки, что надо отметить никак не входило в обряд хаджа, мы посетили гору Джабаль ан-Нур, которая находится в 3,5 км от Каабы. Приехали мы с группой желающих на автобусе. На гору поднимались по лестницам, которые нарезаны на самой скале. Пещера Хира находится на самой вершине. Здесь пришло первое откровение посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует. Ещё задолго до откровения Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) в месяц Рамадан любил уединяться здесь и проводить ночи в поклонении.

Пещера небольшая, примерно 3,5 на 2 метра. Высота позволяет человеку свободно встать в полный рост. Но до самой пещеры добраться мы не смогли, увидели её лишь с площадки, которая расположена на вершине горы. Это, по сути, тоннель между большими камнями. До нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, влиятельные мекканские торговцы время от времени уединялись в ней, чтобы, отрешившись от бренных забот, совершать богослужения, и дед Посланника ( да благословит его Аллах и приветствует) Абдулмутталиб был одним из них. Он верил в Аллаха и ахират, который станет местом наказания и воздаяния. Приходя в эту пещеру, он отдавал себя полностью поклонению Всевышнему.

Мы планировали посетить и пещеру Савр, в которой скрывался посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) с Абу Бакром в течение трех дней от мекканских идолопоклонников. Но, по независящим от нас обстоятельствам, сделать это не удалось. Гора Савр расположена в пяти километрах от города. Насколько нам известно, она очень подходила для того, чтобы в ней спрятаться, так как имела вход и сквозной выход. И вход, и выход из пещеры располагались внизу, поэтому попасть в пещеру можно было согнувшись или ползком. Люди, находившиеся в пещере, могли видеть ноги тех, кто находился снаружи, а находившиеся снаружи не могли видеть тех, кто находился внутри. Непосредственно у подножия горы находилось пастбище, на котором Амир ибн Фухайр пас своих овец, а вечером угощал овечьим молоком Посланника Аллаха (с. а. в.) и Абу Бакра. Сообщается, что на входе в пещеру паук сплел плотную паутину, а пара диких голубей свила рядом с входом в пещеру гнездо и отложила яйца.

На протяжении всего хаджа Всевышний, конечно же, испытывал своих паломников и физически, и духовно, и морально, поэтому должно было проявлять терпение, стойко и спокойно со словами «АльхамдулиЛлях» и «СубханАллах» преодолевать трудности и не вступать в конфликты и пустые разговоры с другими паломниками.

27-го июля мы были уже дома. Время пролетело быстро. Это были незабываемые минуты счастья, минуты духовного очищения. Но, как говорится, совершить хадж — это самое малое в сравнении с тем, что надо стараться беспрекословно соответствовать всем требованиям ислама, проявлять максимум терпения, стараться очиститься от всего плохого, от всего злобного и ненавистного. Стараться укрепить свой иман.

В завершение хочется поблагодарить Президента страны, полпредство в СКФО, Главу Ингушетии Махмуд-Али Калиматова, католикоса-патриарха всея Грузии Илию II, первого зампреда комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ильяса Умаханова, сенатора Совета Федерации Белана Хамчиева, региональное министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации, АНО «Комитет духовно-нравственного и патриотического просвещения Республики Ингушетия», руководителя комитета по хаджу Мусу Дудургова и многих других.

И, конечно же, отдельно выразить слова благодарности от всех участников хаджа руководителям второй комбинированной группы Абубакару Аушеву и Магомеду Албогачиеву за добросовестное исполнение своих обязанностей и внимательное отношение к своим подопечным.

Мекка – родина Души (некоторые воспоминания после поездки в Хадж)

Мне много раз приходилось слышать, что Хадж – подарок от Аллаха, и не каждый может его получить. Хадж – паломничество к святым местам, является пятым столпом Ислама, он обязателен для всех мусульман, которые в состоянии его совершить. Тот, кто правильно совершит его, получит полное искупление всех грехов и вернется домой чистым как младенец. Конечно, я тоже знал об этой священной обязанности каждого мусульманина, но, как и для многих из нас, решение этого вопроса находилось большей частью в умозрительной плоскости. Находил оправдания для себя: что состояние здоровья не позволит перенести предстоящие физические трудности, нет свободной суммы денег на поездку и т. д.

Однако получилось так, что Аллах благословил меня на поездку в Хадж! И все в этой цепочке сложилось как надо. На очередном рабочем заседании Совета ветеранов прозвучала информация о направлении в Хадж паломников от нашей республики по Президентской программе. В итоге по ходатайству Совета ветеранов в указанную группу включили А.М. Камалова и меня. Потом из числа ветеранов ездили в Хадж Г.К. Гиниатуллина и Ф.Ф Хайрутдинова. Во многом наши впечатления совпали.

Итак, перед совершением Хаджа я много читал о предстоящем паломничестве и смотрел видеоролики, чтобы лучше подготовиться к поездке. Посещал занятия, организованные ДУМ РТ Хадж. Признаюсь, эти знания очень помогли мне, и я оставался относительно спокойным, что позволило более полно исполнять обязанности мусульманина. Помогло также и то, что до поездки я уже обучался в медресе при мечети «Казан Нуры», совершал ежедневный пятикратный намаз, знал арабский алфавит, немного умел читать.

В значительной степени успешному проведению паломничества способствовала слаженная работа по организации поездки сотрудниками ДУМ РТ Хадж. Забегая вперёд, отмечу, что самое важное – они разместили нас в хорошей гостинице недалеко от главной святыни Мекки – мечети аль-Харам. Мы проходили всего несколько кварталов по улице и сразу попадали в тоннель длиной в один километр, в котором мощные вентиляторы нагнетают прохладный воздух. Выйдя из тоннеля, сразу оказывались на площади перед мечетью. Это позволило нам избежать дорожных пробок и, соответственно, больше времени проводить в мечети, исполняя предписанные молитвы.

В нашей группе из 49 паломников сложились по-настоящему родственные отношения. В составе группы были в основном молодые преподаватели татарского языка со всей республики, большинство из них ‑ мужчины. Повезло также, что практически всегда вместе мы были с бывшим коллегой А.М. Камаловым.

Сплочению группы способствовало и то, что руководителем от ДУМ РТ Хадж был Тимергали хазрат Юлдашев, в то время имам-хатыйб Галеевской мечети Казани – молодой, эрудированный имам, имеющий фундаментальное религиозное образование. Обладая хорошими организаторскими способностями, знанием арабского языка и всеми тонкостями совершения обрядов Хаджа, он был для нас безусловным и авторитетным лидером. Кстати, мы до сих пор поддерживаем дружеские, братские отношения. Неоднократно встречались в Галеевской мечети, организовали после дневного намаза чаепитие в халяльном кафе, причём была практически вся наша группа. Создана Тимергали хазратом и действует группа «Хадж-2018» в социальных сетях. Представители нашей группы, в том числе и я, были летом этого года на открытии мечети “Салях”, имам-хатыйбом которой назначен Тимергали хазрат.

Относительно самой поездки, как мне представляется, будет правильным не останавливаться подробно на ритуалах Хаджа, а поделиться своими впечатлениями об этом очень значимом для меня событии.

Вылетев из Казани чартерным рейсом, мы приземлились в аэропорту Медины, которую называют «Лучезарной». Признаюсь, что невозможно словами передать те возвышенные чувства, трепет души, которые я испытал, оказавшись на священной для всех мусульман земле, где жил наш любимый Пророк (салләллаһү галәйһи вә салләм).

В Медине нас разместили в гостинице недалеко от аль-Масджид ан-Набави – мечети Пророка (с.г.в.с.). Туда мы и пошли всей группой, чуть отдохнув с дороги. Интерьер мечети просто поражает своей монументальностью, величием, изяществом. При этом нет, на мой взгляд, помпезности, вычурности, здесь очень уютно и торжественно. Считается, что молитва в мечети Пророка (с.г.в.с.) предпочтительней тысячи молитв в любой другой мечети. Находясь здесь, совершенно забываешь о своих мирских заботах, проблемах и думаешь только о величии Аллаха, по воле которого в одном месте собрались миллионы верующих со всей планеты и том, как ты сможешь в молитвах показать Всевышнему свою безграничную благодарность Ему. После первого намаза мы направились в сторону зеленого купола, где находится могила Пророка (с.г.в.с.). Вскоре в общем потоке посетителей мы оказались возле ажурного ограждения, за которым просматривается небольшое неосвещенное помещение. Вот здесь в доме Аиши был захоронен Пророк Мухаммад (с.г.в. с.). Рядом могилы его самых близких сподвижников, первых двух праведных халифов – Абу Бакра (р.г.) и Умара (р.г.). В соответствии с правилами посещения мы всех поочередно коротко приветствовали. При этом слезы лились сами собой, душевное волнение было очень сильное.

Спокойствие, умиротворённость и благоговение – вот те чувства, которые были во мне с момента приземления в Медине и до самого окончания поездки.

Побывав несколько дней в Медине, мы выехали в священную Мекку. В определённом месте, которое называется «микат», мужчины нашей группы вошли в состояние «ихрама». Это обязательное условие до въезда в Мекку. В пути часто читали громко тальбийю: «О, Аллах, вот я перед тобой…» При подъезде к городу наш автобус заехал в специальную зону, где нам раздали подарки — коробки с сухим пайком и бутылочки с водой Зам-Зам. Это было так приятно и трогательно! После долгого пути мы въехали в Мекку, которую я представлял сказочным восточным городом. В реальности Мекка оказалась обычным арабским городом с невысокими строениями, расположенными у подножия гор или прямо на скалах.

Но в нашей поездке туристический аспект занимал далеко не главное место. Все мы приехали с единственной целью ‑ проявить Аллаху свою покорность, достойно совершить все положенные ритуалы Хаджа, заслужить Его милость и получить прощение грехов.

Как я отмечал в самом начале, нас разместили в гостинице недалеко от мечети аль-Харам. Расселили нас по жилым блокам из двух комнат с одной туалетной комнатой, совмещённой с душевой кабиной, и кухней, устроенной в прихожей. Вполне комфортно и достаточно уютно. В каждой комнате, оборудованной кондиционером, было по 4 человека. На нижних этажах гостиницы располагались большой молельный зал (мечеть) и столовая. Кормили дважды в день — утром и вечером в 6 часов. Пища привозная, вполне приличная и достаточно разнообразная. Порядок в блоках мы поддерживали сами. Как вы поняли, жили мы автономно, бытовых проблем практически не было. К тому же для нас быт был на самом последнем месте. Главное – правильное и полное выполнение всех обрядов Хаджа.

После размещения и обустройства, прочитав в гостиничной мечети ночной намаз, всей нашей группой во главе с Тимергали хазратом в первый раз направились в одну из главных святынь Мекки — Мечеть аль-Харам совершить один из важнейших обрядов — умру. Невозможно передать ту бурю чувств, которую, уверен, испытывал каждый из нас, шагая по ночным улицам Священного города.

И вот мы, выйдя из тоннеля, видим это великолепное, грандиозное сооружение! Мечеть со всех сторон окружена площадями, выложенными особым белым мрамором, на которых сидят, стоят, лежат или идут паломники. Просто огромное море людей, такого количества людей я не мог и представить. Нам сказали, что во время Хаджа здесь одновременно бывает 2-3 миллиона паломников. На площади рядом с мечетью возвышается башня с часами (в ней находится гостиница, а внизу большой торговый центр). Размеры этого сооружения просто ошеломляют!

Входим в мечеть. Наконец я вижу Каабу. Она стоит такая большая, чёрная и такая яркая на белоснежном мраморном полу и на фоне белых одежд паломников. Осознание того, что я воочию вижу ТО, к чему обращены лица всех мусульман планеты во время совершения молитв, вызвало во мне, как и у других, огромное душевное волнение и буквально целый поток слёз, слёз очищения и радости за то, что посчастливилось попасть в эти священные места! Все мы произносим специальную молитву по случаю первой встречи с Каабой и обращаемся к Аллаху со своими просьбами.

Вливаемся в поток совершающих таваф — семикратный обход Каабы. В этом деле есть свои правила, и мы их выполняем. Народу много, но немного меньше, чем в другое время суток. Люди разных цветов кожи из разных стран мира, разного возраста, одетые в ихрам, все босиком, кто молча, кто шёпотом, а кто выкрикивая молитвы, кто «сцепившись» в группы, кто, взявшись за руки, обходят священную Каабу. Этот процесс не останавливается ни на минуту и прерывается только на время намазов. Таваф завершается чтением двух ракаатов намаза и питьем воды Зам-Зам. После этого направляемся к холму ас-Сафа и совершаем семикратный «бег» — «сай» между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Как и во время совершения тавафа, читаю положенные суры и дуа, обращаясь к Аллаху с просьбами и мольбами, которые идут, кажется, от самого сердца и я верю, что Он их слышит и обязательно примет.

После завершения умры все возвращаемся в гостиницу. Мы, мужчины, сбриваем друг другу волосы на голове. После этого считается, что мы вышли из состояния ихрама. После у всех было немного свободного времени. Лично я его максимально использовал для посещения мечети аль-Харам, где участвовал в чтении намазов, молился, просил у Аллаха за своих близких, друзей, соседей, бывших сослуживцев, за ушедших из жизни. Чтобы никого и ничего не забыть заранее до поездки написал себе в помощь «шпаргалку».

Шопинг изначально не входил в мои планы, поэтому за всё время, проведённое в Мекке, я только один раз побывал в торговом центре и один раз на рынке. На подарки близким купил чётки, тюбетейки и местные финики.

Согласно хадису, молитва в аль-Масджид аль-Хараме предпочтительнее ста тысяч молитв в любом другом месте мира. Поэтому никто из паломников не хотел упускать такую возможность – получить саваб (вознаграждение), который нигде больше не получишь. Но надо отметить, что найти себе место для молитвы в огромной мечети очень непросто. Поэтому старались прийти как можно раньше и занять место, причём подальше от прямого потока холодного воздуха. На пятничный намаз вообще приходили за 3-4 часа до его начала. Главное — успеть зайти в мечеть до того, как охрана перекроет входы в молельные залы. Кстати, о масштабах мечети можно судить по количеству дверей, вернее сказать «ворот». Например, мы пользовались в основном входом под номером 100 и это далеко не последний по счёту вход/выход.

Как и везде, очень многолюдно и более торжественно во время пятничного намаза. Мне особенно запомнилось, как имам при совершении намаза заплакал в микрофон во время чтения суры из Корана. С трудом преодолев плач, он закончил чтение. И это на миллионную аудиторию! Часто именно так, от всего сердца читают Коран имамы в мечети аль-Харам. Это очень берёт за душу и не заплакать, просто не получается. И слёз этих никто не стесняется.

При таком немыслимом количестве людей и когда после уличной жары заходишь в хорошо кондиционируемое помещение, неизбежны простудные, в том числе и вирусные заболевания. Заболевает абсолютное большинство паломников, хотя и с разной тяжестью. Хорошо, что с нами была группа врачей из Казани, которые оказывали круглосуточную медицинскую помощь.

Говорят, что здесь и болезни имеют свой смысл, только вот когда тебе плохо, об этом не думается. Каждый раз в мечети аль-Харам после обязательной молитвы читают погребальный намаз по умершим. Считается, что умершие паломники, находясь в это время в ихраме, попадут в Рай.

Надо сказать, что паломники настроены благожелательно друг к другу. Если нечаянно кто-то заденет другого, то, обернувшись, погладит его по плечу, попросит прощения, а в ответ увидит улыбку и услышит ту же просьбу. Обращаются друг к другу «хаджи». Даже не зная языков, нам удавалось общаться, в основном при помощи отдельных знакомых английских или арабских слов и доброжелательной улыбки.

В 8-й день месяца Зуль — Хиджа мы опять облачились в ихрам, взяли с собой самые необходимые вещи и выехали в Мину ‑ это палаточный город недалеко от Мекки. Это был действительно палаточный город! Везде, куда хватало глаз, были остроконечные белые палатки паломников. Туда нас привезли на автобусах. Нас ждала вполне уютная большая кондиционируемая палатка, в которой поместилось около 40 человек. У каждого из нас был матрас шириной 50 см, одеяло, подушка. Между палатками установлены ёмкости со льдом, в которых охлаждается бутилированная вода. На улице есть туалет, совмещённый с душем. В отдельной палатке медпункт. Большая палатка была выделена под походную мечеть, где читали намаз. Весь этот день мы провели за чтением Корана, молитв, поминаний и восхвалений Аллаха. Кстати, здесь пришлось увидеть и благополучно пережить самую настоящую песчаную бурю. Скажу только, что это «зрелище» не для слабонервных.

Главным днём Хаджа является стояние на горе Арафат. Без этого Хадж не считается совершённым. До Арафата мы добрались на автобусе. Я представлял, что мы будем стоять где-то под горой, под палящим солнцем, и ждать заката. Но оказалось все совершенно не так. Горы были далеко, а нас ждала огромная палатка. Внутри палатки даже росло довольно большое пушистое дерево. В день Арафа просьбы молящегося не отвергаются, а грехи прощаются. Поэтому мы молились, читали зикр (поминание и прославление Аллаха) и суры из Корана.

Повернувшись в сторону Каабы я, как и другие, молился весь день, вспоминая всех своих близких, друзей, знакомых, а также всех мусульман и немусульман, прося для себя и для них благополучия в этой жизни и следующей. Просил простить нам наши грехи и не дать совершить вновь, и обо всём, что я хотел и о чём меня просили до отъезда, надеясь на милость Аллаха.

После этого вечером мы поехали в открытую каменистую местность, расположенную между долинами Мина и Арафат, которая называется Муздалифа. Там нам предстояло переночевать под открытым небом.

После ночёвки до восхода солнца, в 10-й день месяца Зуль-Хиджа (день жертвоприношения) возвратились в палаточный городок в долине Мина. Вначале мы ехали в автобусе, но очень скоро из-за неимоверных пробок на дорогах, вынуждены были идти 15 километров пешком.

Немного отдохнув в палаточном городке, мы уходим на первое обивание «Шайтана» камнями. После возвращения, получив от руководителя группы сообщение о заклании жертвенного животного, обриваем головы, принимаем душ, снимаем с себя ихрам. Надо сказать, что паломники сами не покупают и не забивают жертвенное животное, а за их деньги специализированные фирмы организовывают забой и впоследствии распределяют мясо среди нуждающихся, как в самой Саудовской Аравии, так и за её пределами. Для нас приготовленное мясо в ланч-боксах привезли в палаточный городок. Кстати, мы видели эти гигантские заводы по забою и переработке жертвенных животных. Видели и 3- ярусные автофуры, груженные овцами и козами.

В 11-й 12-й день месяца Зуль-Хиджа мы снова ходили кидать камушки. После этого возвращаемся в Мекку, совершаем в праздничный день обход Каабы и другие положенные ритуалы. Даётся это непросто – сказывается усталость, но с помощью Аллаха со всем справляемся.

Перед тем, как покинуть Мекку, в последний день пребывания там, паломник обязан совершить прощальный таваф. В его начале необходимо утвердиться в намерении его совершить. После завершения тавафа, совершив двухракаатный намаз-сунну, надо просить у Аллаха помощи в нуждах обоих миров. Этот прощальный таваф делал каждый сам (не в составе всей группы).

Во время одной из проповедей я услышал, что Мекка – это родина Души и что именно здесь Аллах её создал. Телу здесь нелегко, а Душа торжествует, она блаженствует! Это я точно испытал на себе! Скажу откровенно – прощание с Каабой для меня было самым трогательным, самым душевным моментом из всего хаджа. Хадж окончился, я ощущал себя чистым от грехов, чувствовал удовлетворение от того, что выдержал этот экзамен, хотя и не знаю, принял ли его Аллах. Но уповая на Его милость, надеюсь на это. В этот момент мне хотелось, чтобы это прощание никогда не кончалось. Казалось, что, если бы мне вдруг предложили остаться здесь ещё на какое-то время, я бы не задумываясь, согласился. Но, увы… Слезы лились из глаз совершенно независимо от моей воли. Таваф был завершён, намаз окончен, по сути, закончен и Хадж. Нам предстоял путь в аэропорт Медины и вылет в Казань.

Как известно, для того, чтобы получить прощение грехов и заслужить Рай, необходимо, чтобы Аллах принял совершённый Хадж. И один из признаков принятого Хаджа – положительные перемены в характере, поведении мусульманина. Эти изменения должны продолжаться и после паломничества. Нужно постоянно совершенствовать нравственность, теоретические знания Ислама, практические навыки. Конечно, на это требуется не один день или даже год. Я глубоко убеждён, что отправляться к святыням Ислама, а затем возвращаться на родину, чтобы продолжать жить по накатанной колее – понятия абсолютно несовместимые. А тех, кто не вполне знаком с обрядами и условиями совершения Хаджа, хочу искренне предупредить, что процесс совершения Хаджа ‑ это очень и очень «не туристическая поездка»! Хадж ‑ это высшая честь, которая может быть оказана мусульманину и требует очень много и физических и духовных сил. Считаю, что более уверенному и успешному совершению обрядов Хаджа будут способствовать и практические навыки (знание сур и аятов Корана, чтение намазов и т.д.). Лично для меня совершение Хаджа добавило смысла в мою жизнь и, думаю, повлияло на дальнейшую судьбу. Я очень надеюсь, ин шаа Аллах, что Всевышний примет мой Хадж, и я достойно буду исполнять свои обязанности перед Ним.

Конечно, не все я написал в своих воспоминаниях. И не все здесь относится чисто к хаджу. Но и проводить такое разграничение мне не хотелось, картина была бы не полной. Например, разве можно умолчать общение с братьями по вере? Мы делились друг с другом водой, продуктами, лекарствами, мы подбадривали друг друга, угощали, учились друг у друга, еще недавно совершенно незнакомые … Я старался быть честным и искренним по отношению к окружающим, быть аккуратным при исполнении обрядов Хаджа. Я приехал из Хаджа более богобоязненным. Стал более уверенным в себе. И с чувством радости от того, что ЭТО в моей жизни случилось.

И ещё. Скажу без тени лукавства, что с момента возвращения из Хаджа мне снова хочется там побывать.

Душа тоскует по священным местам!

 

 


Садриев Рафаил Гарафиевич,

ранее работал заместителем Управления –

зав. отделом делопроизводства

Аппарата Президента Республики Татарстан

 

 

 

 

Смотреть Хадж 2022 в прямом эфире с

Таха Ютт

Смотреть Хадж 2022 в прямом эфире с

Мекка Live HD

Медина Live HD

хадж в прямом эфире.
Посетители могут увидеть Хана-э-Каба и аэрофотоснимок Арафата на экране просмотра в реальном времени в Мекке.

Все финансово стабильные и физически дееспособные мусульмане
обязаны совершить пятидневное паломничество
хотя бы раз в жизни.
В Мекке и во время хаджа в 2022 году
те, кто не может позволить себе поездку, могут по-прежнему участвовать, наблюдая за происходящим в прямом эфире по телевидению.
Мусульмане также могут видеть Масджид-э-Набви и Мадину в режиме реального времени.
Даже когда никого нет
просмотр Мадина Масджид Набви или Масджид аль-Харам жизнь приносит душевное спокойствие.

Паломники едут в Мекку через район недалеко от Муздалифы, примерно в 5,5 милях к западу от Арафата.
Паломники собирают камни, чтобы использовать их в качестве подарка для фиктивного побивания камнями Дьявола, когда они
путешествуют из Муздалифы к своему конечному пункту назначения в Священном городе Мина.

На следующий день после
, когда мусульмане посещают святое место
День Арафата будет транслироваться в прямом эфире онлайн

Гора Арафат

В прямом эфире паломничества хаджаГора Арафат
, который находится примерно в 20 километрах от Меккана.
Кульминацией ежегодного хаджа является День Арафата, который выпадает на девятый день
Зуль аль-Хиджа, и мусульмане всего мира могут увидеть его вживую.
Сегодня второй день хаджа, а завтра Ид аль-Адха (исламский праздник).

На рассвете паломники-мусульмане покидают Мину
(место Мина Хаджа) в погоне за
Горой Арафа и равниной Арафа.
Пророк Мухаммед (SAWW) сделал известный
речь с этого места в год его смерти.
мусульман собираются каждый день с
зухр до заката, чтобы прочитать молитву Арафат
, которая транслируется в прямом эфире в День Арафата.
Позже. Праздник жертвоприношения, также известный как Ид аль-Адха
, отмечается мусульманами всего мира.
В этом мусульманском празднике большое внимание уделяется жертвоприношению животных.
Обычно речь идет о овце или козе.

Смотрите на своих экранах Хадж и Мекку в 2022 году, чтобы присоединиться к группе, которая получает поощрения.
Во всем мире хадж будет транслироваться из Мекки и Медины в прямом эфире HD и Medinalive TV.
Пусть Аллах (СВТ) предоставит всем нам возможность посетить Святое Святых во время паломничества.

Смотреть хадж 2022 в прямом эфире

Вам также может понравиться: 7 шагов хаджа – полное руководство для паломников по хаджу

Posted Under

Blog

Tagged

haj 2022 live news haj 2022 hajj 2022 баллотирование live haj mina live live hajj 2022 сегодня live мина хадж 2022 madina live 2022 live hd мекка live 2 спутник 2 хадж 2 мекка live HD0007

Хадж 2021 живые фотографии из Мекки в качестве паломников дей диа для святого паломничества с масками и социальной дистанцией Хадж состоится с начала пандемии коронавируса.

Паломники, которые едут к святыне ислама, должны соблюдать социальную дистанцию ​​и носить маски.

В 2020 году событие будет больше, чем в 2020 году, но все же будет намного меньше, чем в прошлые годы.

  • Ветин Хадж означает для мусульман
  • Помимо Коронавируса, см. 10 раз, когда вэнь «вахала» влияет на паломничество хаджа 550,00 претендентов.

    Паломники должны получить обе дозы вакцины против Covid-19 и быть в возрасте от 18 до 65 лет без серьезных заболеваний, чтобы иметь право на участие.

    Посмотрите фотографии некоторых ди-пипо-вей, которые принимают участие, пока они ждут официального транспорта, чтобы отвезти их в Большую мечеть Мекки в субботу.

    Фотография взята из агентства Reuters

    Фотография взята из агентства Reuters

    Ди Паломники отправляются в Большую мечеть Мекки для совершения тавафа, одного ритуала по кругу против часовой стрелки вокруг Каабы – одной большой кубической структуры. дем видят для Ислама самую священную точку на Земле — семь раз.

    После этого верующие продолжают пятидневное паломничество к другим близлежащим святым местам.

    Хадж обычно является одним из крупнейших религиозных собраний в мире, в котором в 2019 году принимают участие около 2,5 миллионов человек. .

    Взято с фото, AFP

    Взято с фото, Reuters

    Паломничество к одному из пяти столпов ислама – обязанность каждого мусульманина совершить хотя бы один раз в своей жизни, если это необходимо .

    Министерство хаджа сообщило, что они проводят мероприятие этого года с высочайшим уровнем предосторожности для здоровья ради пандемии.

    «Каждые три часа 6000 пипо го энта совершают ди таваф прибытия», — сказал агентству AFP представитель Хишам аль-Саид. «После того, как каждая группа приедет, они отправятся окуривать святилище».

    Взято с фото, Reuters

    Взято с фото, AFP

    Чиновники также говорят, что они делят паломников на группы по 20 человек, поскольку они прокладывают пути, чтобы обеспечить социальное дистанцирование.

    Тори говорит, что в июле 2020 года в Саудовской Аравии примут участие около 10 000 пипо, крупных вспышек не зарегистрировано.

Related Posts

Begin typing your search term above and press enter to search. Press ESC to cancel.

Back To Top