трет-бутилметиловый эфир. Метил эфир


Метил бутиловый эфир - Справочник химика 21

    В связи с удорожанием нефти и ограничением применения ТЭС в последние годы во многих странах мира наметилась тенденция к возрастающему использованию кислородсодержащих соединений в товарных высокооктановых автобензинах. Среди кислородных соединений достаточно широкое применение находят метиловый (МС), этиловый (ЭС) и грег-бутиловый спирты (ТБС), метил-грет бутиловый эфир (МТБЭ), обладающие (табл. 8.3) высокими октановыми числами, низкими температурами кипения, что позволяет повысить 04 головных фракций и тем самым улучшить коэффициент распределения ДС, а также достаточно высокой теплотой сгорания. Особенно быстрыми [c.209]

    Среди альтернативных моторных топлив значимое место занимают такие кислородсодержащие продукты, как спирты и эфиры. Особенно перспективно применение метил-грег-бутилового эфира (МТБЭ) -эффективного высокооктанового компонента автобензинов (04 (И.М.) = 115-135]. Этот эфир прошел все испытания с положительными результатами, и во многих странах строятся, промышленные установки по его каталитическому синтезу из метанола и изобутилена. Из спиртов как самостоятельный вид топлива и как компонент моторных топлив наиболее перспективны метанол и этанол. Метанол привлекает прежде всего широкими сырьевыми возможностями. Его можно производить из газа, угля, древесины, биомассы и различного рода отходов. Безводный метанол хорошо смешивается с бензином в любых соотношениях, однако малейшее попадание воды вызывает расслаивание смеси. У метанола ниже теплота сгорания, чем у бензина, он более токсичен. Тем не менее метанол рассматривают как топливо будущего. Ведутся также исследования по непрямому использованию метанола в качестве моторных топлив. Так, разработаны процессы получения бензина из метанола на цеолитах типа ZSM. [c.215]

    Получаемый в процессе изомеризации н-бутана изобутан применяется в процессах алкилирования, дегидрирования в изобутилен с последующим использованием его при синтезах изопрена, полиизобутилена и метил-трег-бутилового эфира (МТБЭ). [c.80]

    Второе направление переработки метанола связано с получением метил-грет-бутилового эфира (МТБЭ — бесцветная жидкость с резким запахом, температура кипения 55 °С). Он образуется при взаимодействии метанола с изобутиленом в присутствии ионообменных смол. Процесс освоен в промышленных масштабах с 1973 г. Введение МТБЭ снижает неравномерность распределения детонационной стойкости бензина по фракциям и склонность бензина к нагарообразованию. МТБЭ обладает высокой детонационной стойкостью октановые числа смешения его изменяются от 115 до 135 по исследовательскому методу или от 98 до ПО — по моторному (табл. 28). [c.171]

    Развитие процесса изомеризации парафиновых углеводородов в Советском Союзе имеет свои особенности. Изомеризация н-бутана и н-пентана направлена на увеличение ресурсов сырья для производства изопренового каучука и метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Изомеризация прямогонных бензиновых фракций, выкипающих в пределах н. к. — 70 °С, используется для получения компонентов смешения высокооктановых автомобильных бензинов. [c.128]

    В последнее время большое внимание уделяется использованию в качестве высокооктановых компонентов автомобильных бензинов кислородсодержащих соединений, прежде всего. метанола, а также метил-грег-бутилового эфира (МТБЭ). Ранее проведенные исследования автомобильных бензинов показали, что МТБЭ более эффективен, чем алкилат, широко применяемый в качестве высокооктанового компонента автомобильных бензинов — при добавке МТБЭ свойства бензинов становятся в 2—3 раза лучше, чем при добавке алкилата [1]. Аналогичные данные получены и за рубежом [2]. В связи с этим представляло интерес проверить влияние МТБЭ на эксплуатационные свойства бензинов с помощью комплекса методов квалификационных испытаний автобензинов. [c.94]

    Несмотря на отмеченные недостатки, исследования по использованию метанола в качестве топлива продолжаются, и многие исследователи считают его топливом будущего. Одновременно ведутся работы по использованию метанола в качестве сырья для получения более подходящих топлив или компонентов. Основные направления исследования синтез бензина из метанола и получение метил-грег-бутилового эфира. Процесс получения бензина из метанола разработан фирмой Mobil. [c.171]

    Метил-трег-бутиловый эфир [105, 150]. Процесс получения МТБЭ основан на реакции конденсации метанола и изобутилена в качестве катализатора используется ионообменная смола. Источники изобутилена бутан-бутиленовая фракция процессов каталитического крекинга и пиролиза изобутилен, получаемый в процессе дегидратации трег-бутилового спирта — побочного продукта при производстве пропиленоксида из изобутана изобутилен, получаемый дегидрированием изобутана. [c.177]

    А-76, опытный с метил-треш-бутиловым эфиром 0,4 [c.50]

    Описанный в настоящей главе комплекс квалификационных методов испытаний автомобильных бензинов постоянно уточняется и пополняется новыми методами, необходимыми для испытаний перспективных продуктов. В настоящее время разрабатываются квалификационные методы определения содержания метил-треш-бутилового эфира и метанола. Уточняется методика определения группового углеводородного состава бензинов, содержащих синтетические компоненты и др. [c.69]

    Стремление снизить расход этиловой жидкости или вообще от нее отказаться привело к поискам новых высокооктановых компонентов (см. гл. IV). Наиболее перспективным в настоящее время считается метил-грег-бутиловый эфир (МТБЭ), который получают по уравнению  [c.89]

    Свойства метил-грег-бутилового эфира таковы [23]  [c.89]

    Метил-грег-бутиловый эфир, не менее [c.90]

    ПРИМЕНЕНИЕ МЕТИЛ-ТРЕТ-БУТИЛОВОГО ЭФИРА (МТБЭ) В ПРОЦЕССАХ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ И ОБЕЗМАСЛИВАНИЯ [c.135]

    Это метиловый (МС), этиловый (ЭС) и трет-бутиловый (ТБС) спирты, метил-трет-бутиловый эфир, обладающие высокими октановыми числами, низкими температурами кипения (табл, б.З), что повыи1г1ет октановое число головных фракций и тем самым улучшить коэффициент распределения детонационной стойкости по фракциям. [c.61]

    Ведутся исследования по использованию в качестве компонентов товарных бензинов других спиртов (этилового, трет-бутилово-го) и эфиров (диметилового), но, по-видимому, широкое практическое применение уже в ближайшее время может получить пока только метил-трет-бутиловый эфир. [c.173]

    Бутиловый эфир мет-акриловой кислоты [c.160]

    Оценка по комплексу методов квалификационных испытаний автомобильных бензинов, содержащих метил-трет-бутиловый эфир. [c.171]

    Пример завода с глубокой переработкой нефти по топливному варианту приведен на рис. 1.5. Помимо установок первичной перегонки и облагораживания светлых дистиллятов в состав завода включены установки гидрокрекинга, каталитического крекинга и коксования. На базе легких непредельных углеводородных фракций, полученных каталитическим крекингом и коксованием, может быть организовано производство высокооктановых компонентов автомобильного бензина — алкилата или метил-трт-бутилового эфира (МТБЭ). [c.17]

    Получение метил-/ирет-бутилового эфира [c.190]

    Pl . 8.15. Принципиальная технологическая схема установки получения метил-трет-бутилового эфира I— сырье (бутан-бутиленовая фракция) II— свежий метанол III— циркулирующий метанол IV— метилтретбутиловый эфир V— отработанная бутан-бутиленовая фракция VI— сброс воды VII— раствор щелочи [c.152]

    I. Гидроочистка (ГО) при давлении 5-6 МПа и каталитический крекинг (КК) гидрогенизата с получением высокооктанового бензина, средних дистиллятов и газов КК-сырья процессов алкилирования или получения метил- трег-бутилового эфира  [c.219]

    В будущем метанол может стать сырьем для производства кислородсодержащих добавок, повышающих октановое число бензина, например метил-грег-бутилового эфира, получаемого при взаимодействии метанола с изобутиленом. [c.234]

    Исследовано влияние метил-грег-бутилового эфира (МТБЭ) на эксплуатационные свойства бензина. Исследования показали, что по всем свойствам опытные образцы бензина АИ-93, содержащие МТБЭ, практически не отличаются от товарных бензинов, в связи с чем бензин АИ-93, содержащий до 11 % МТБЭ, рекомендован к стендовым испытаниям. [c.171]

    Недостаток процессов дегидрр1рования — невысокая (30— 40%) конверсия за проход, определяемая термодинамикой. Однако ири дегидрировании образуются малокомпонентные газовые смеси с удовлетворительными соотношениями показателей летучести. Пропаи-иропиле1ювая и бутан-бутиленовая фракции из-за высокой селективности процесса не содержат вредных примесей. Поэтому фракции можно использовать непосредственно для синтеза метил-грег-бутилового эфира, изо-пропанола, егор-бутаиола, как сырье для оксосинтеза и др. Парафины Сз—С4 возвращают (рецикл) иа дегидрирование после отделения их от продуктов синтеза. [c.159]

    В связи с тенденцией использования бутиленов для производства метил-т/уе/п-бутилового эфира, алкилата или втор-бут-лового сппрта возрастает роль процессов получения высокооктановых компоненюв бензина из ППФ. [c.174]

    В настоящее время процессы изомеризации пентанов и гексанов получили особенное значение в связи с общемировой тенденцией отказа от применения тетраэтилсвинца при приготовлении автомобильных бензинов Изомеризацией н-бутана получают изобутан, применяемый в процессе алкилирования. Необходимость в изобутане возрастает в связи с применением зысокоакгивных цеолитсодержащих катализаторов в процессе каталитического крекинга и соответственным уменьшение.м количества получаемого изобутилена в комбинированных схемах получения алки-латов, изопрена и метил-грет-бутилового эфира процесс изомеризации н-бутана используется в качестве головного, с последующим дегидрированием изобутака в изобутилен. Селективное вовлечение во вторичные процессы изобутилена исключает дорогостоящую и энергоемкую стадию ректификации., [c.3]

    Для повышения детонационной стойкости вводят этиловую жидкость. Помимо этиловой жидкости, где компонентом, повы-шаюш,им октановое число, является тетраэтилсвинец (ТЭС), для повышения детонационной стойкости применяют также тетра-метилсвинец (ТМС) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Последний использовать наиболее целесообразно, так как в процессе сгорания бензина не образуются токсичные газы, содержащие свинец. В качестве высокооктанового компонента автомобильных бензинов возможно использование метилового спирта. [c.432]

    Комплекс квалификационных методов испытаний автомобильных бензинов был разработан в 1969 г. комиссией научной экспертизы по методам квалификационной оценки автомобильных и авиационных бензинов и к 1982 г. дважды дополнялся и уточнялся. Он позволил значительно сократить объем испытаний нового кислородсодержащего синтетического компонента метил-трет-бутилового эфира [26], решить вопрос о применении в бензинах антиокислительной присадки ионол и импортной антидетона-ционной жидкости с тетраметилсвинцом, подобрать оптимальный состав бензинов АИ-93 на основе различных базовых компонентов без проведения стендовых и эксплуатационных испытаний. [c.25]

    По многим параметрам МТБЭ отвечает требованиям, предъявляемым к растворителям для депарафинизации рафинатов и обезмасливания гачей. Метил-трет-бутиловый эфир термически стойкий, обладает низкой температурой кипения, его вязкость в 1,5 раза ниже вязкости толуола. Обращает на себя внимание относительно низкая стоимость МТБЭ. [c.136]

    Диэтиловый эфир щавелевой к-ты Этиловый эфир имидспро-пиоповой к-ты (2-Этил)-бутиловый эфир уксусной к-ты Диэтиловый эфир диме-тилмалоновой к-ты Этиловый эфир винил-уксусной к-ты /-4-Метил пента пол-2 Амиловый эфнр масляной к-ты [c.827]

    При выдерживании диэтилового эфира при 130—140 °С под давлением этилена в присутствии трет-бутилпероксида и соляной кислоты были получены несколько соединений (табл. 5, опыт26). Этилирование протекало по нормальной схеме, приводя к втор-бутилэтиловому эфиру, ди-вгор-бутиловому эфиру (этилирование по обоим вторичным углеродным атомам эфира), к 1-метил-1-этил-пропилэтиловому эфиру (этилирование по третичному углероду первичного продукта) и к этил-1-метилпентиловому эфиру, образующемуся в результате теломеризации первичного радикала с двумя молекулами этилена. Было получено, кроме того, некоторое количество простых эфиров Сю. Образующийся продукт [c.146]

chem21.info

МТБЭ - Википедия

Мети́л-трет-бути́ловый эфи́р (трет-бутилметиловый эфир, 2-метил-2-метоксипропан, МТБЭ) — химическое вещество с химической формулой СН3—O—C(СН3)3, один из важнейших представителей простых эфиров.

Физические свойства[ | ]

  • Температура кипения 54—55 °C при 764 мм рт. ст.;
  • d204 0,7578; n20D 1,37566;
  • Растворимость в воде — низкая.
  • Азеотропные смеси с водой (52,6 °C) и метанолом (51,3 °C)

Плотность при 20 °С — 0,7405.

Коэффициент преломления при 20 °С — 1,3690.

Удельная теплоёмкость — 2,1 кДж/кг·К.

Теплота парообразования — 332,5кДж/кг.

Растворим в этаноле, диэтиловом эфире, плохо — в воде (4,6 % при 20 °С).

Образует азеотропные смеси: с метанолом (МТБЭ — 85 % мас.), температура кипения — 52 °С; с водой (МТБЭ — 96 %мас.), температура кипения — 52,6 °С.

При нагревании выше 460С, а также при нагревании с катализатором разлагается на метанол и изобутилен.

Пероксидных соединений не образует.

Температура вспышки минус — 27 °С.

Температура самовоспламенения — 443 °С.

Концентрационные пределы воспламенения — 1,4 — 10 %.

Предельно- допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны −100 мг/м³.

Предельно- допустимая концентрация в атмосфере населенных мест — 0,1мг/м³.

Хорошо растворяется в бензине в любых соотношениях, практически не растворяется в воде, не ядовит.

Топливные характеристики: Октановое число по исследовательскому методу — 115—135. Октановое число по моторному методу — 100—101.

Производство[ | ]

Получается при взаимодействии метанола с изобутиленом в присутствии кислых катализаторов (например, ионообменных смол). MTBE-Synthese (Reaktionsgleichung).png

Синтез МТБЭ в присутствии кислотного катализатора осуществляется путём алкилирования метанола изобутиленом по обратимой реакции: iС4Н8 + СН3ОН ↔ СН3ОС(СН3)3, Реакция протекает в жидкой фазе с выделением тепла. Тепловой эффект реакции составляет 41,8 кДж/моль. Равновесие реакции смещается вправо при повышении давления и снижении температуры. Процесс синтеза МТБЭ ведут при температуре от 50 до 100 °С и давлении, необходимом для поддержания реагентов в жидкой фазе. При правильно подобранных режимах побочные реакции можно практически полностью подавить, обеспечив селективность процесса 98 % и выше.

На 2004 год производство в США составляло половину мирового выпуска, на 1999 год произведено более 8,5 млн т. во время использования его в качестве добавки к топливу. Однако (из-за утечек из подземных хранилищ на территории США) МТБЭ был запрещён различными инстанциями, и с конца 2006 года его производство начало сокращаться. Вообще в США в конце 90-х гг. началась мощная кампания за запрет использования МТБЭ в составе автомобильных бензинов. Особо интенсивно эта кампания проводилась в штате Калифорния, в котором запрет на применение МТБЭ предполагалось ввести в 2003 г., однако позднее эта дата была перенесена на январь 2004 г. При этом сохраняется требование о содержании кислорода в автомобильном бензине на уровне 2 %, что привело к росту потребления этанола с 13,9 тыс. т/сутки в 2000 г до 30,8 тыс. т/сутки в 2005 и 2010 гг., соответственно[1].

Во многих штатах загрязнение водоносного горизонта МТБЭ вызывает серьёзные опасения. Большинство поставщиков бензина отказались от его использования в пользу этил-трет-бутилового эфира в связи с налоговыми льготами производителям.

В Евросоюзе на 2003 год произведено около 2,6 млн т, крупнейшее производство размещено в Роттердаме (в 2004 году произведено более 1 млн т. — 90 % производства Голландии), в Бельгии производство составляет около 387 тыс. т. в год. Динамика производства в Европе повторяет ситуацию в США.

В целом мировое производство и применение эфира на 2006 год продолжает расти и имеет значительные перспективы.

Применение[ | ]

Применяется в качестве добавки к моторным топливам, повышающей октановое число бензинов (антидетонатор). Максимально допустимая законодательно объемная доля МТБЭ в бензинах Европейского союза — 15 %, в Польше — 5 %, в России — 15 %[источник не указан 1508 дней][2]. В России в среднем составе бензинов содержание МТБЭ составляет до 6 % для АИ92 и до 15 % для АИ95, АИ98[источник не указан 1508 дней].

МТБЭ широко применяется в производстве высокооктановых бензинов, при этом выступает как нетоксичный, но менее теплотворный высокооктановый компонент и как оксигенат (носитель кислорода), способствующий более полному сгоранию топлива и предотвращению коррозии металлов. Мировое потребление МТБЭ находится на уровне 20-22 млн т. в год.

Подготовка сырья МТБЭ[ | ]

Основным сырьём МТБЭ на нефтеперерабатывающих заводах является бутан-бутиленовая фракция (ББФ) после каталитического крекинга, которую необходимо очищать от сернистых соединений. Сернистые соединения в ББФ представлены в основном метил- и этилмеркаптаном, очистка от которых осуществляется их щелочной экстракцией и последующим окислением тиолятов с применением гомогенных или гетерогенных катализаторов в присутствии кислорода воздуха с получением дисульфидного масла.

Литература[ | ]

  • Химический энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия» М.,1983.
  • Справочник. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Изд. «Химия» М., 1990.
  • А. Г. Ахмадуллина, Б. В. Кижаев, Г. М. Нургалиева, А. С. Шабаева, С. О. Тугуши, Н. В. Харитонов. Гетерогенно-каталитическая демеркаптанизация легкого углеводородного сырья. Нефтепереработка и нефтехимия, № 2, 1994, с.39.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Метил-трет-бутиловый эфир - Википедия

Мети́л-трет-бути́ловый эфи́р (трет-бутилметиловый эфир, 2-метил-2-метоксипропан, МТБЭ) — химическое вещество с химической формулой СН3—O—C(СН3)3, один из важнейших представителей простых эфиров.

Физические свойства[ | ]

  • Температура кипения 54—55 °C при 764 мм рт. ст.;
  • d204 0,7578; n20D 1,37566;
  • Растворимость в воде — низкая.
  • Азеотропные смеси с водой (52,6 °C) и метанолом (51,3 °C)

Плотность при 20 °С — 0,7405.

Коэффициент преломления при 20 °С — 1,3690.

Удельная теплоёмкость — 2,1 кДж/кг·К.

Теплота парообразования — 332,5кДж/кг.

Растворим в этаноле, диэтиловом эфире, плохо — в воде (4,6 % при 20 °С).

Образует азеотропные смеси: с метанолом (МТБЭ — 85 % мас.), температура кипения — 52 °С; с водой (МТБЭ — 96 %мас.), температура кипения — 52,6 °С.

При нагревании выше 460С, а также при нагревании с катализатором разлагается на метанол и изобутилен.

Пероксидных соединений не образует.

Температура вспышки минус — 27 °С.

Температура самовоспламенения — 443 °С.

Концентрационные пределы воспламенения — 1,4 — 10 %.

Предельно- допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны −100 мг/м³.

Предельно- допустимая концентрация в атмосфере населенных мест — 0,1мг/м³.

Хорошо растворяется в бензине в любых соотношениях, практически не растворяется в воде, не ядовит.

Топливные характеристики: Октановое число по исследовательскому методу — 115—135. Октановое число по моторному методу — 100—101.

Производство[ | ]

Получается при взаимодействии метанола с изобутиленом в присутствии кислых катализаторов (например, ионообменных смол). MTBE-Synthese (Reaktionsgleichung).png

Синтез МТБЭ в присутствии кислотного катализатора осуществляется путём алкилирования метанола изобутиленом по обратимой реакции: iС4Н8 + СН3ОН ↔ СН3ОС(СН3)3, Реакция протекает в жидкой фазе с выделением тепла. Тепловой эффект реакции составляет 41,8 кДж/моль. Равновесие реакции смещается вправо при повышении давления и снижении температуры. Процесс синтеза МТБЭ ведут при температуре от 50 до 100 °С и давлении, необходимом для поддержания реагентов в жидкой фазе. При правильно подобранных режимах побочные реакции можно практически полностью подавить, обеспечив селективность процесса 98 % и выше.

На 2004 год производство в США составляло половину мирового выпуска, на 1999 год произведено более 8,5 млн т. во время использования его в качестве добавки к топливу. Однако (из-за утечек из подземных хранилищ на территории США) МТБЭ был запрещён различными инстанциями, и с конца 2006 года его производство начало сокращаться. Вообще в США в конце 90-х гг. началась мощная кампания за запрет использования МТБЭ в составе автомобильных бензинов. Особо интенсивно эта кампания проводилась в штате Калифорния, в котором запрет на применение МТБЭ предполагалось ввести в 2003 г., однако позднее эта дата была перенесена на январь 2004 г. При этом сохраняется требование о содержании кислорода в автомобильном бензине на уровне 2 %, что привело к росту потребления этанола с 13,9 тыс. т/сутки в 2000 г до 30,8 тыс. т/сутки в 2005 и 2010 гг., соответственно[1].

Во многих штатах загрязнение водоносного горизонта МТБЭ вызывает серьёзные опасения. Большинство поставщиков бензина отказались от его использования в пользу этил-трет-бутилового эфира в связи с налоговыми льготами производителям.

В Евросоюзе на 2003 год произведено около 2,6 млн т, крупнейшее производство размещено в Роттердаме (в 2004 году произведено более 1 млн т. — 90 % производства Голландии), в Бельгии производство составляет около 387 тыс. т. в год. Динамика производства в Европе повторяет ситуацию в США.

В целом мировое производство и применение эфира на 2006 год продолжает расти и имеет значительные перспективы.

Применение[ | ]

Применяется в качестве добавки к моторным топливам, повышающей октановое число бензинов (антидетонатор). Максимально допустимая законодательно объемная доля МТБЭ в бензинах Европейского союза — 15 %, в Польше — 5 %, в России — 15 %[источник не указан 1505 дней][2]. В России в среднем составе бензинов содержание МТБЭ составляет до 6 % для АИ92 и до 15 % для АИ95, АИ98[источник не указан 1505 дней].

МТБЭ широко применяется в производстве высокооктановых бензинов, при этом выступает как нетоксичный, но менее теплотворный высокооктановый компонент и как оксигенат (носитель кислорода), способствующий более полному сгоранию топлива и предотвращению коррозии металлов. Мировое потребление МТБЭ находится на уровне 20-22 млн т. в год.

Подготовка сырья МТБЭ[ | ]

Основным сырьём МТБЭ на нефтеперерабатывающих заводах является бутан-бутиленовая фракция (ББФ) после каталитического крекинга, которую необходимо очищать от сернистых соединений. Сернистые соединения в ББФ представлены в основном метил- и этилмеркаптаном, очистка от которых осуществляется их щелочной экстракцией и последующим окислением тиолятов с применением гомогенных или гетерогенных катализаторов в присутствии кислорода воздуха с получением дисульфидного масла.

Литература[ | ]

  • Химический энциклопедический словарь. Изд. «Советская энциклопедия» М.,1983.
  • Справочник. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Изд. «Химия» М., 1990.
  • А. Г. Ахмадуллина, Б. В. Кижаев, Г. М. Нургалиева, А. С. Шабаева, С. О. Тугуши, Н. В. Харитонов. Гетерогенно-каталитическая демеркаптанизация легкого углеводородного сырья. Нефтепереработка и нефтехимия, № 2, 1994, с.39.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также