Дед Панас. "Отака *уйня, малята...". Дед панас последний эфир
"Вечірня Казочка з Дідом Панасом" :)
via faberge_music
Пётр Ефимович Вескляров
Наибольшую известность Пётру Весклярову принесла роль Деда Панаса, в которой он в течение более двадцати лет — в 1962—1986 годах — читал вечерние сказки вначале на украинском радио, а затем и на телевидении в программе «На добраніч, діти» («Спокойной ночи, дети»). Дед Панас рассказывал сказки, которые по ходу нередко иллюстрировал. Сценарии писал сам, сказки рассказывал наизусть. Его традиционное обращение «Добрий вечір вам малятка, любі хлопчики й дівчатка!» запомнилось нескольким поколениям маленьких зрителей.
Актёр выступал в «вышиванке», которую принес из дома, из-за чего постоянно навлекал на себя обвинения в национализме, но попытки снять его с эфира в 1970-е годы оканчивались ничем.
Детские письма адресовались именно ему: «Индекс: 252001 Куда: Киев, 1, Хрещатик 26 телевидение; Кому: Дедушке Панасу». Письма на телестудию приходили центнерами, потому как Пётр Ефимович не играл для детей, а по-настоящему жил в кадре, а в утверждённый сценарий телепередачи всегда добавлял от себя что-нибудь интересное.
Колоссальная популярность среди детской аудитории имела и обратную сторону — Дед Панас закрыл актёру Петру Весклярову путь в кинематограф, ведь в какой-бы роли не появлялся на экране Пётр Ефимович, публика отказывалась воспринимать его иначе, кроме как Деда Панаса.
Широкое распространение получила история об инциденте, будто бы произошедшем в годы работы Весклярова в передаче «Спокойной ночи, дети». Согласно этой легенде, дед Панас закончил передачу фразой "От така хуйня, малята", после чего перестал появляться в эфире (по различным версиям — то ли на долгое время, то ли на несколько дней).
Нет достоверной информации о том, произошло это событие или нет, однако есть подтверждение работников Национальной телекомпании Украины, что передача выходила в прямом эфире, как впрочем и все передачи тех пор на украинском и Центральном телевидении. Записи этой передачи не осталось, и похоже что ролик в начале поста - единственный в интернете на данный момент.
P.S. Россиянам: в этом ролике вы можете послушать, как звучит натуральный украинский язык (а у Верки Сердючки - это суржик)
ibigdan.livejournal.com
Верните деда Панаса! - Журнал красного военлета
Ну кто не любил в детстве "Спокойной ночи, малыши"?А до "Спокойной ночи" на украинском национальном канале была передача "На добраніч, діти". Мультфильмы редко показывали в те времена. Каждый мульт ждали с нетерпением. Но с ещё бОльшим нетерпением я ждал діда Панаса. Колоритного деда, рассказывавшего обычные детские сказки.
Было много попыток снять его с эфира, но каждый раз на телеканал приходили тонны писем с требованием вернуть любимого нами рассказчика.И я хорошо помню последний эфир діда Панаса, когда он (как говорят, уже после сигнала "эфир закончен") сказал фразу "Отака х..ня, малята".
"ВЕРНИТЕ ДЕДА ПАНАСА, РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЗАСНУТЬ!" --требовали телезрители всякий раз, когда первую украинскую телезвезду снимали с эфира "за национализм". Сегодня исполняется 30 лет с того дня, как Дед Панас впервые появился на экране.
"Добрий вечiр, вам, малята, любi хлопчики й дiвчата!.." -- эта фраза звучала с украинских телеэкранов каждый вечер на протяжении более чем трех десятков лет из уст человека, которого все называли Дед Панас. Фактически, его можно было бы назвать нашей первой украинской телезвездой. Но, ограничившись этим броским штампиком, мы можем, пожалуй, оскорбить его память и свести сущность явления до рамок определения.
Как вы понимаете, 30 лет назад такого понятия, как "раскрутка", на телевидении не существовало. Но подавляющее большинство наших нынешних "телезвезд" -- всех этих бледнолицых и длинноногих -- удавились бы, лишь бы иметь хоть десятую долю Его популярности, десятую часть Его дьявольского обаяния. Дед Панас скупал чистые детские души, проникал в детскую подкорку и оставался там навсегда -- на подсознательном уровне, как сейчас модно говорить. Но опять же, все это детский лепет определений. Нужно признать, что Любовь тех лет и Популярность нынешних не имеют практически ничего общего.
Будущий телесказочник прошел через немецкий пленЕго знали все. Парадокс, но вместе с тем о самом первом украинском телесказочнике известно очень мало. Настоящее имя Деда Панаса -- Петр Ефимович Векскляров. Родился он 9 июня 1911 года в селе Тальн Киевской области. До войны Векскляров играл в одном из областных театров. В 1941 он был призван в военный театр Юго-Западного фронта, но очень скоро вместе с миллионами других оказался в окружении и попал в плен. Его посадили в фильтрационный лагерь -- ни офицером, ни комиссаром он не был, -- так, актеришка, и опасности, как таковой, для рейха не представлял. Готовили для отправки на работу в Германию. Жилось в лагере не сахарно, конечно, но жить было можно. Впрочем, из "фильтра" Векскляров вскоре сбежал. Но в партизаны не пошел, а до линии фронта к тому времени было уже сотни километров.Векскляров пришел в Киев, уже оккупированный к тому времени немцами, и устроился работать на железной дороге. Нормальные герои, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, как мы знаем из литературы, обычно налаживали какую-нибудь там подпольную группу, занимались вредительством... Векскляров же вскоре организовал из рабочих театральный кружок. В котором сам ставил пьесы, репетировал, играл три года -- до прихода Красной Армии. Чудак, что и говорить. Такое ощущение, что театр, возможность играть были для Вексклярова важнее войны, вообще важнее всего.И с приходом Красной Армии его, как ни странно, не посадили. Видимо, никакой информации на него не было, а про плен Векскляров никому не рассказывал. В общем, узнав о его довоенной профессии, Вексклярова направили в Луцкий театр. В этом городе он, кстати, едва не женился. Говорят, в Луцке до сих пор живет та, с которой он был помолвлен. В Луцком театре ему доставались главные роли -- фактура была внушительная, одного росту в нем было метр восемьдесят. В 50-х годах его заметили и киношники, начали приглашать в кино. На съемках фильма "Иванна" на киностудии им. Довженко он познакомился со своей будущей и единственной женой, Она была монтажером. Несмотря на выгодные внешние данные, женился Векскляров довольно поздно -- в 48, и прожили они вместе 35 лет. Детей у них не было, родственников у Вексклярова тоже -- родители умерли, единственный брат погиб на войне.
Увидев Вексклярова, Корнейчук прослезился
Потом его пригласили играть в фильме "Кров людська -- не водиця". Перед самыми съемками другого фильма -- "Макар Дiброва" -- умер известный украинский актер Амвросий Бучма, и на его роль решено было пригласить Вексклярова. Говорят, сам Корнейчук, увидев кинопробы, прослезился -- до того Векскляров был похож на покойного Амвросия. "Никак не хуже играешь...", -- вроде бы даже сказал ему бог советской драматургии. (После выхода фильма на экраны вдове Бучмы часто говорили -- дескать, видели вашего мужа в кино, хорошо играет, дай Бог ему здоровья, передавайте, мол, привет товарищу актеру Бучме). Так и пошло: в "Вие" Векскляров сыграл такого седого деда с чубом, если кто помнит. В "Лiсовiй пiснi" -- дядька Лева. В советских фильмах -- "Гадюке" по Алексею Толстому и "Сталеварах" -- Векскляров тоже играл пожилых мозолистых представителей рабочего класса. И с той поры как-то так повелось, что Вексклярова постоянно стали приглашать только на роли "дiдiв" -- хотя ему и было тогда всего около сорока, не больше. Приглашали его в таком амплуа и на "Армянфильм", и на "Белоруссфильм", и даже в Москву. И сделал бы наверняка "дед" карьеру пожилого "актера второго плана", как говорят на вручении Оскара, но вот одна незадача, которая закрыла ему путь в большое советское кино: Векскляров абсолютно не знал русского языка(!). Случай уникальный и вызывающий по тем временам. В фильмах его роли озвучивал российский актер Борис Беленький. В те же времена Дед иногда играл и в театр им. Ивана Франко -- в качестве приглашенной звезды -- в кино-то народ тогда ходил не в пример нынешним, и его уже узнавали.
В конкурсе на "должность" Деда Панаса участвовало 200 актеров
Справедливости ради нужно отметить, что Векскляров стал вторым по счету Дедом Панасом. До него уже существовал один Дед Панас, который, начиная с пятидесятых, читал вечерние сказочки на украинском радио. И когда тот по возрасту стал нуждаться в партнере, подвернулся "дед" Векскляров. Который вначале подменял старичка, а потом и вовсе стал читать за него сказки на радио под тем же псевдонимом, начиная с 62-го года. Ну чем не судьба, как сейчас говорят?
Примерно в конце 60-х, с появлением первых телевизоров, было решено преобразовать радиоидею в телеверсию. Объявили конкурс. Надо заметить, что тогда на телевидение брали только актеров -- все передачи шли в прямом эфире, а такого понятия, как телеведущие, еще не существовало. Да и украинского телевидения еще не было -- все начиналось с нуля. В конкурсе на "должность" Деда Панаса, например, участвовало 200 актеров. Хотя, говорят, когда Векскляров очутился в кадре, пробы остальных были уже пустой формальностью. Так, из актера Петра Вексклярова он окончательно превратился в Деда Панаса и оставался им до конца жизни, и даже после смерти.
А график работы у него, господа нынешние телезвезды, был такой: вечером Панас учил текст, утром трижды прочитывал и вечером того же дня -- прямой эфир. И так -- 25 лет, изо дня в день. Сценарии передач Дед писал сам, сказки он не читал, а рассказывал наизусть -- то ли в кадре, то ли за кадром, под рисованную картинку. Еще читал письма детишек, поздравлял их с днем рождения. Очень скоро украинская малышня уже не могла заснуть без его казочки. Дети просто прикипали к экрану, в его манере рассказывать было что-то гипнотическое, завораживающее. Кстати, именно Дед Панас ввел на телевидении такое понятие как "вечерняя сказка". Все тети Вали и дяди Володи, все Хрюши и Степашки на общесоюзном ТВ появились гораздо позже. Редактором у Панаса была, кстати, еще одна культовая украинская телестар -- будущая соведущая Тетя Катя из программы "Катрусин кинозал".А потом страна начала бороться с национализмом. Под эту общесоюзную метлу попадали тогда и за дело, и без дела, и вообще случайно. А уж мимо телеобраза Деда в вышиванке, рассказывающего сказочки на украинском языке, недремлющее ГБ-шное око уж точно пройти не могло. На Панаса запросто могли накапать простые бдительные граждане, уже вышедшие из детского возраста. В 70-е Деда несколько раз сокращали свои же -- от греха подальше. На редакцию тотчас же обрушивался шквал звонков: "Куда девался Дед Панас?.." Несколько раз "старшие товарищи" из Москвы пытались заменить образ непокорного Деда на более лояльный -- то какого-то молодца интернационального вида с книжкой посадят, то вообще куклу -- мишку там, зайчика... Результат был один: редакцию заваливали мешками писем, звонили, угрожали, умоляли, требовали вернуть. "Ребенок не может заснуть без Деда Панаса, сделайте что-нибудь!!!" -- писали взволнованные мамаши НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! Таким образом, все попытки снять Панаса с позором проваливались. Иначе, чем магнетическим воздействием на детские души, подобное явление объяснить никак нельзя. Органы оказались бессильны в борьбе против чистой младенческой слезы. Шутка.
От передачи "Надобранiч, дiти!" сохранилось всего 22 секунды пленки
А что наш Дед Панас?.. Работал, как и прежде. Человек он был, по воспоминаниям, весьма душевный, сердечный, никому слова плохого не сказал. Ни одного плохого слова о нем не могут сказать и его бывшие коллеги -- просто не воспоминания, а какая-то рекомендация в партию получается. (В партии, естественно, он не состоял.) Зарплата тогда у актеров была маленькая, поэтому Дед Панас халтурил, как и все. То есть в свободные дни ездил по селам с "творческими встречами". Дед рассказывал людям "про кино", отвечал на вопросы. С собой возил самодельную пленочку -- на ней смонтированы были отрывки из кинофильмов с его участием, ну и, конечно же, эпизод из всем известной "Надобранiч, дiти". Именно благодаря этой чудом уцелевшей самопальной пленочке и сохранилась единственная запись "Надобранiч" -- всего 22 секунды метража. Все. Из всего многокилометрового материала передачи осталось только это свидетельство -- Дед выступал в прямом эфире, и запись попросту никто не вел. Да и зачем -- вот он, живой Дед Панас, каждый день идет пешком по Крещатику на работу. Дети его узнавали, для них он был живым воплощением, продолжением сказки -- подбегали, здоровались, делились своими детскими радостями или горестями.Кажется, на каком-то этапе он и для взрослых людей стал чем-то вроде сказочного персонажа, каким-то полуреальным, полумифическим существом. Он настолько сжился со своей телеролью, что для младшего поколения телевизионщиков он был только Дедом Панасом -- они и фамилии его толком не знали. На сказках Деда Панаса уже выросло два поколения детей, превратившись во взрослых, угрюмых дядек и теток, а он так и оставался вне возраста, НЕ СТАРЕЛ -- вечный Дед Панас. Как-то незаметно он стал для людей чем-то большим, нежели просто актером или ведущим. Пожалуй, в те времена он остался чуть ли не единственным напоминанием о чем-то украинском и даже более -- носителем украинской идеи, эдакой "невмирущостi", что ли. (Образ Деда вообще для Украины всегда был символичным -- вспомните хотя бы шевченковых кобзарей.) Даже жена его называла Дедом Панасом. Так он превращался в легенду. А где легенда, там и байки.
Однажды во время прямого эфира Дед упал со стула
В последние годы, например, ходила о нем такая общеизвестная байка, которая всплывала, как только он ненадолго пропадал с телеэкранов. Народ ведь наш всегда объяснял все по-своему: дескать, прямой эфир, выпил Панас лишку, забылся, ну и возьми да и ляпни в конце сказочки: "Отака-то х...я, любi малятка..." За то и пострадал. Нет ни одного свидетельства тому случаю -- по рассказам его сослуживцев, Дед никогда не пил перед эфиром, хотя на телевидении эта славная традиция сложилась еще в 60-е. Да и бранных слов не употреблял. Зато, опять же, по слухам, ходила в те годы по рукам пленочка, на которой дед якобы рассказывал анекдоты. Самые разнообразные. Если есть у кого -- отзовитесь!.. Правда, с возрастом Панас действительно стал чудить. Ведь он выходил в эфир без партнера, до 80 лет! Бывало, и слова забудет, молчит секунд 40 в камеру. А однажды даже со стула упал во время передачи.Почти всю жизнь он прожил в однокомнатной квартире, с приемной дочкой и женой. И только в 1988 году получил, наконец, приличную, в доме киноактеров, что на Саксаганского, 24. Но никакой мемориальной доски там нет -- за всю 60-летнюю кино-теле-карьеру Дед Панас не был удостоен ни какого-либо звания, ни правительственной награды. Даже умер Панас крайне "невовремя" -- 5 января 1994 года, как раз между Новым годом и Рождеством. Стало плохо, "неотложка", умер в больнице. Поскольку у живых людей продолжался праздник -- народ пребывал в традиционном запое -- Деда даже домой не повезли -- сразу из морга на киностудию им. Довженко, где он продолжал числиться в штате, повезли "прощаться". По страшному стечению обстоятельств в тот день на студии хоронили еще восьмерых. "Прощались в ритме конвейера -- 15 минут и следующий", -- вспоминает его вдова. Похоронили его на Байковом. Было ему 82 года. Прямо на надгробной плите -- простая табличка с надписью. Позже сделали фотографию, и, если разгрести опавшие листья, может почудиться, будто бы Дед подмигивает с фотокарточки. Вдова его вслед за дочкой уехала за границу -- дочь вышла замуж за американца. В штатах они до сих пор и живут. До недавнего времени про Деда Панаса ничего не было известно, словно и не было человека. Даже в Доме Кино в галерее украинских актеров места для его фотографии не нашлось.
ЭпилогСлава Богу, новейшая история Деда Панаса продолжается благодаря стараниям двух украинских литераторов -- братьев Виталия и Дмитрия Капрановых. Именно они буквально за две недели до отъезда разыскали вдову Панаса-Вексклярова и расспросили ее о муже. Потом у братьев возникла идея создать музей Панаса, следом -- клуб шанувальникiв Деда Панаса. Зачем? А вот зачем. В украинской истории всегда было подозрительно много борцов -- сплошь одни разрушители. Но на именах одних борцов страну -- ее менталитет и культурно-историческую память -- не построишь. Нужны позитивные герои, созидатели, способные сплотить разобщенное общество. По мнению Капрановых, Дед идеально подходит для этой культовой роли. Он любил всех и никому не причинил зла. На его сказках выросло четыре поколения украинцев. Панас ни диссидентствовал, ни боролся и не призывал, но для независимости Украины, а уж тем более, для сохранения украинского языка, он своими сказками сделал гораздо больше, чем многие борцы. Среди его телезрителей были и будущие коммунисты, и патриоты, и бизнесмены, и те, кто нами руководит сейчас. Еще братья хотят, чтобы Деду Панасу поставили памятник -- большой, размером с ленинский. Как истинному символу Украины. Как человеку, бывшему украинцем всегда, а не тогда, когда это выгодно.И последнее. Недавно стараниями продюсерского агентства "Зеленый Пес" ("ФАКТЫ" уже писали о нем) были выпущены две видеокассеты, которые так и называются -- "Казки Дiдуся Панаса". На них -- те самые 22 секунды с изображением Панаса, а остальное время звучит его голос за кадром. На экране -- картинки из сказочек, которые рассказывал Дед. И странное дело -- говорят, нынешние дети, перекормленные вроде бы всякими трансформерами и чип-и-дейлами, смотрят все эти простейшие, с точки зрения мультпрогресса, сказочки, прямо прикипая к экрану. Да-да. Просто не оторвать.Будем признательны всем, кто может поделиться какой-либо информацией о Петре Ефимовиче Вексклярове, кино- и фотодокументами о нем. Поделится информацией можно по адресу 254071, г. Киев, а\я 110, "Джерела М".
© Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ "ФАКТЫ" 27 октября 1999. Культура
vklopkov.livejournal.com
Дід Панас: 76_82
Я сам об этом случае знаю только с чужих слов - рассказала старшая сестра. Потом примерно то же самое мне рассказывали другие люди. А вот на днях деда Панаса с его бессмертной фразой еще и Денис Горелов в русском "EMPIRE" вспомнил. Тогда я подумал, что дед Панас дорос уже до уровня городской легенды навроде Кэндимена: в том смысле, что никто его лично не лицезрел, но "знакомые видели своими глазами", и вообще он всем он близкий и родной.
Так вот: видел ли кто-нибудь из вас, дорогие читатели, ту передачу ЛИЧНО? Можете ли описать, ЧТО на самом деле там произошло? А может, у кого-нибудь и фото/видео есть? А то с этим дедом х-ня какая-то получается: пора уже его на чистую воду. Да.
Upd. Пишут в интернете: "В последние годы, например, ходила о нем такая общеизвестная байка, которая всплывала, как только он ненадолго пропадал с телеэкранов. Народ ведь наш всегда объяснял все по-своему: дескать, прямой эфир, выпил Панас лишку, забылся, ну и возьми да и ляпни в конце сказочки: "Отака-то х...я, любi малятка..." За то и пострадал. Нет ни одного свидетельства тому случаю -- по рассказам его сослуживцев, Дед никогда не пил перед эфиром, хотя на телевидении эта славная традиция сложилась еще в 60-е. Да и бранных слов не употреблял. Зато, опять же, по слухам, ходила в те годы по рукам пленочка, на которой дед якобы рассказывал анекдоты. Самые разнообразные. Если есть у кого - отзовитесь!.. Правда, с возрастом Панас действительно стал чудить. Ведь он выходил в эфир без партнера, до 80 лет! Бывало, и слова забудет, молчит секунд 40 в камеру. А однажды даже со стула упал во время передачи."
Upd. А вот тут в каментах пишут такое: "В те времена, когда телевизор приходилось включать и выключать нажатием красной кнопки на его корпусе, а количество каналов ограничивалось цифрой три, программа "Надобраніч, діти" велась в прямом эфире. Дед Панас любил выпить, и довольно часто приходил на съемки программы "Надобраніч", мягко говоря, подшофе. Начальство деда Панаса журило, но к передаче допускало: байки дед травил добре. Приходит как-то дед Панас на передачу - пьяный в дупель. А по программе в тот день - "Колобок". Дед Панас, еле ворочая языком, ведет рассказ, сказка близится к концу, дед Панас уже просто никаковейший, и последнее предложение в его пересказе звучит следующим образом: "І лисичка того колобка - гам! - і проковтнула. Отака, любі діточки, ХУЙНЯ!"Ручаться за достоверность этой байки не могу, но говорили, что именно после этого эфира дед Панас исчез из "Надобраніч, діти"....Про лису и колобка уже кто-то тут говорил, т.е. этот факт вроде как подтверждается. С другой стороны: дед вел передачу много лет, и только в последний вечер добрался до хрестоматийной, каждому известной сказки про Колобка? С трудом верится. Далее сообщается, что деду Панасу в Киеве стоит памятник, и играл его якобы артист Яковченко. А вот в газете "Факты" (см. ссылку еще выше) писали другое: что актера звали Петр Векскляров. Кому верить?
76-82.livejournal.com
Петр Вескляров: совершивший роковую ошибку в эфире фото видео
Актер поплатился работой за неудачную фразу. Фото: кадр из видео.
10 июня исполняется 103 года со дня рождения любимого миллионами деда Панаса.
Несмотря на огромный актерский вклад Петра Весклярова, при упоминании его образа - деда Панаса - многие до сих пор вспоминают ту злополучную фразу, за которую он поплатился работой.
Карьера ведущего
Когда он пришел на пробы "Деда Панаса", в конкурсе участвовало еще 200 актеров. Однако после появления в кадре Весклярова все было решено мгновенно.
С тех пор его знаменитая фраза "Добрий вечiр, вам, малята, любi хлопчики й дiвчата!" звучала с украинских телеэкранов каждый вечер на протяжении более 25 лет. Сценарии телепередач Вескляров писал сам. Как вспоминают коллеги актера, Петр по-настоящему жил в кадре, часто добавляя в утвержденный сценарий что-то от себя.
Дети обожали Деда Панаса. Его любили миллионы. Однако такая популярность сыграла злую шутку с Вескляровым: дорога в большой кинематограф теперь для него была закрыта. В какой бы роли ни появлялся на экране Петр Ефимович, публика воспринимала его как любимца детей.
Из-за этого ни один режиссер не хотел его брать в свой фильм. Хотя в свое время Вескляров сыграл множество ролей в известных советских фильмах, среди них и первый советский ужастик – "Вий".
Скандалы
Актер почти всегда появлялся перед зрителями в вышиванке, что не очень нравилось руководству канала. Петра Ефимофича обвиняли в национализме, искали поводы, чтобы от него избавиться.
Таким поводом стала фраза Весклярова в ходе телепередачи. Увлекшись своим очередным рассказом, дед Панас произнес: "Поцілуйте мене в дупу, пан поїхав до урлюпу". Сегодня, скорее всего, никто не обратил бы внимания на эту фразу. Тогда же руководство канала решило уволить Весклярова.
Однако на канал тотчас же обрушился шквал звонков, писем с просьбами вернуть деда Панаса и угрозами, если этого не произойдет. Пришлось начальству пойти на уступки, и Весклярова позвали обратно.
Однако через время произошел второй скандал, которого Вексклярову уже не простили.
В тот вечер получилась накладка. Прямой эфир закончился, однако звукорежиссер еще не выключил звук. А Вескляров, не заметив этого, сказал свою знаменитую фразу "От така х***ня, малята".
|
Его сразу сняли с эфира. Больше Вескляров на телевидении не появлялся.
По словам коллег Петра Ефимовича, актер жил телевидением, "оживал" во время каждой телепередачи. После увольнения он очень переживал, начал болеть. Одна болячка цеплялась за другую, и он не прожил потом долго.
Умер любий миллионами дед Панас в 1994 году в возрасте 82 лет.
Семья
По словам жильцов дома, где проживал Вескляров, его семьей были дети всего СССР. Возможно, таким образом он заполнял пустоту в душе: с собственными детьми у актера были прохладные отношения.
У Петра Ефимовича было двое детей: сын от первого брака и дочь - от второго. Однако оба они в доме у отца появлялись редко.
kp.ua
Дед Панас. "Отака *уйня, малята...": atrizno
Петр Ефимович Вексляров родился 10 июня по новому стилю (28 мая по старому) 1911 года в зажиточной еврейской семье в городке Тальное Уманского уезда Черкасской области
. В «Краткой исторической справке о городе Тальное» есть версия, что своим названием этот городок обязан немецкому слову tal (долина), которое евреи-ашкенази привезли в те места в 50-х годах XVII века (на идише слово «долина» тоже звучит как «таль»).В 1932 году актеры Черкасского рабоче-крестьянского театра, выступая в Тальном, заметили участника местного драмкружка Петра Вексляра и предложили работать вместе. Позже Петр перебрался в город Гребенка на Полтавщине, где стал заведовать местным клубом.В 1941 он был призван в военный театр Юго-Западного фронта, но очень скоро вместе с миллионами других оказался в окружении и попал в плен. Его посадили в фильтрационный лагерь - ни офицером, ни комиссаром он не был, -- так, актеришка, и опасности, как таковой, для рейха не представлял. Готовили для отправки на работу в Германию. Жилось в лагере не сахарно, конечно, но жить было можно.Векскляров пришел в Киев, уже оккупированный к тому времени немцами, и устроился работать на железной дороге. Нормальные люди, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, как мы знаем из литературы, обычно налаживали какую-нибудь там подпольную группу, занимались вредительством...Векскляров же вскоре организовал из рабочих театральный кружок. В котором сам ставил пьесы, репетировал, играл все три года - до прихода Красной Армии. И по стахановски трудился на фашистов.И с приходом Красной Армии его, как ни странно, не посадили.В 50-х годах его заметили и киношники, начали приглашать в кино, вследствие чего Петр Вексляров переезжает в Киев, где работает на Киевской киностудии художественных фильмов им. А. Довженко до 1982 года. В его фильмографии более 20 художественных лент. Правда, приглашений сниматься в кино становилось все меньше и меньше с ростом узнаваемости телевизионного персонажа «Дед Панас». Да и по-русски актер принципиально не разговаривал, чем закрыл себе дорогу на всесоюзный киноэкран.В 1973 году Петру Ефимовичу присваивают звание Заслуженного артиста УССР.
Однажды прямой эфир закончился, однако звукорежиссер еще не выключил звук. Вескляров, не заметив этого, сказал свою знаменитую фразу «Отака хуйня, малята».Кстати, некоторые слышали из уст Векслярова и другие не особо цензурные выражения. Например, «поцілуйте мене в дупу, пан поїхав до урлюпу».Последняя «Вечерняя сказка» с участием Деда Панаса состоялась в 1986 году, а через восемь лет, 5 января 1994 года, Петра Векслярова не стало.Вот так закончил свою земную карьеру щирый украинець, фашистский блюдолиз, коллаборационист дид Панас.
atrizno.livejournal.com
На Украине в советское время выходил аналог "Спокойной ночи, малыши" - программа "На добранич, диты". Вел сию передачу некий фольклорный дед Панас. И вот, если верить легенде, он однажды сел за камеру вусмерть пьяный и, рассказав вечернюю сказку, закончил ее словами: "Ось така хуйня, малята, хлопчики та дивчата". Говорят, это был последний раз, когда дети видели дедушку Панаса... Я сам об этом случае знаю только с чужих слов - рассказала старшая сестра. Потом примерно то же самое мне рассказывали другие люди. А вот на днях деда Панаса с его бессмертной фразой еще и Денис Горелов в русском "EMPIRE" вспомнил. Тогда я подумал, что дед Панас дорос уже до уровня городской легенды навроде Кэндимена: в том смысле, что никто его лично не лицезрел, но "знакомые видели своими глазами", и вообще он всем он близкий и родной. Так вот: видел ли кто-нибудь из вас, дорогие читатели, ту передачу ЛИЧНО? Можете ли описать, ЧТО на самом деле там произошло? А может, у кого-нибудь и фото/видео есть? А то с этим дедом х-ня какая-то получается: пора уже его на чистую воду. Да. Upd. Пишут в интернете: "В последние годы, например, ходила о нем такая общеизвестная байка, которая всплывала, как только он ненадолго пропадал с телеэкранов. Народ ведь наш всегда объяснял все по-своему: дескать, прямой эфир, выпил Панас лишку, забылся, ну и возьми да и ляпни в конце сказочки: "Отака-то х...я, любi малятка..." За то и пострадал. Нет ни одного свидетельства тому случаю -- по рассказам его сослуживцев, Дед никогда не пил перед эфиром, хотя на телевидении эта славная традиция сложилась еще в 60-е. Да и бранных слов не употреблял. Зато, опять же, по слухам, ходила в те годы по рукам пленочка, на которой дед якобы рассказывал анекдоты. Самые разнообразные. Если есть у кого - отзовитесь!.. Правда, с возрастом Панас действительно стал чудить. Ведь он выходил в эфир без партнера, до 80 лет! Бывало, и слова забудет, молчит секунд 40 в камеру. А однажды даже со стула упал во время передачи." Upd. А вот тут в каментах пишут такое: "В те времена, когда телевизор приходилось включать и выключать нажатием красной кнопки на его корпусе, а количество каналов ограничивалось цифрой три, программа "Надобраніч, діти" велась в прямом эфире. Дед Панас любил выпить, и довольно часто приходил на съемки программы "Надобраніч", мягко говоря, подшофе. Начальство деда Панаса журило, но к передаче допускало: байки дед травил добре. Приходит как-то дед Панас на передачу - пьяный в дупель. А по программе в тот день - "Колобок". Дед Панас, еле ворочая языком, ведет рассказ, сказка близится к концу, дед Панас уже просто никаковейший, и последнее предложение в его пересказе звучит следующим образом: "І лисичка того колобка - гам! - і проковтнула. Отака, любі діточки, ХУЙНЯ!"Ручаться за достоверность этой байки не могу, но говорили, что именно после этого эфира дед Панас исчез из "Надобраніч, діти"....Про лису и колобка уже кто-то тут говорил, т.е. этот факт вроде как подтверждается. С другой стороны: дед вел передачу много лет, и только в последний вечер добрался до хрестоматийной, каждому известной сказки про Колобка? С трудом верится. Далее сообщается, что деду Панасу в Киеве стоит памятник, и играл его якобы артист Яковченко. А вот в газете "Факты" (см. ссылку еще выше) писали другое: что актера звали Петр Векскляров. Кому верить? |
yavas.livejournal.com
ВЕРНИТЕ ДЕДА ПАНАСА! - Обратная сторона телевизора
Ну кто не любил в детстве "Спокойной ночи, малыши"?А до "Спокойной ночи" на украинском национальном канале была передача "На добраніч, діти". Мультфильмы редко показывали в те времена. Каждый мульт ждали с нетерпением. Но с ещё бОльшим нетерпением я ждал діда Панаса. Колоритного деда, рассказывавшего обычные детские сказки.
Было много попыток снять его с эфира, но каждый раз на телеканал приходили тонны писем с требованием вернуть любимого нами рассказчика.И я хорошо помню последний эфир діда Панаса, когда он (как говорят, уже после сигнала "эфир закончен") сказал фразу "Отака х..ня, малята".
"ВЕРНИТЕ ДЕДА ПАНАСА, РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЗАСНУТЬ!" --требовали телезрители всякий раз, когда первую украинскую телезвезду снимали с эфира "за национализм". Сегодня исполняется 30 лет с того дня, как Дед Панас впервые появился на экране.
Добрий вечiр, вам, малята, любi хлопчики й дiвчата!.." -- эта фраза звучала с украинских телеэкранов каждый вечер на протяжении более чем трех десятков лет из уст человека, которого все называли Дед Панас. Фактически, его можно было бы назвать нашей первой украинской телезвездой. Но, ограничившись этим броским штампиком, мы можем, пожалуй, оскорбить его память и свести сущность явления до рамок определения.
Как вы понимаете, 30 лет назад такого понятия, как "раскрутка", на телевидении не существовало. Но подавляющее большинство наших нынешних "телезвезд" -- всех этих бледнолицых и длинноногих -- удавились бы, лишь бы иметь хоть десятую долю Его популярности, десятую часть Его дьявольского обаяния. Дед Панас скупал чистые детские души, проникал в детскую подкорку и оставался там навсегда -- на подсознательном уровне, как сейчас модно говорить. Но опять же, все это детский лепет определений. Нужно признать, что Любовь тех лет и Популярность нынешних не имеют практически ничего общего.
Будущий телесказочник прошел через немецкий плен"Его знали все. Парадокс, но вместе с тем о самом первом украинском телесказочнике известно очень мало. Настоящее имя Деда Панаса -- Петр Ефимович Векскляров. Родился он 9 июня 1911 года в селе Тальн Киевской области. До войны Векскляров играл в одном из областных театров. В 1941 он был призван в военный театр Юго-Западного фронта, но очень скоро вместе с миллионами других оказался в окружении и попал в плен. Его посадили в фильтрационный лагерь -- ни офицером, ни комиссаром он не был, -- так, актеришка, и опасности, как таковой, для рейха не представлял. Готовили для отправки на работу в Германию. Жилось в лагере не сахарно, конечно, но жить было можно. Впрочем, из "фильтра" Векскляров вскоре сбежал. Но в партизаны не пошел, а до линии фронта к тому времени было уже сотни километров.Векскляров пришел в Киев, уже оккупированный к тому времени немцами, и устроился работать на железной дороге. Нормальные герои, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, как мы знаем из литературы, обычно налаживали какую-нибудь там подпольную группу, занимались вредительством... Векскляров же вскоре организовал из рабочих театральный кружок. В котором сам ставил пьесы, репетировал, играл три года -- до прихода Красной Армии. Чудак, что и говорить. Такое ощущение, что театр, возможность играть были для Вексклярова важнее войны, вообще важнее всего.И с приходом Красной Армии его, как ни странно, не посадили. Видимо, никакой информации на него не было, а про плен Векскляров никому не рассказывал. В общем, узнав о его довоенной профессии, Вексклярова направили в Луцкий театр. В этом городе он, кстати, едва не женился. Говорят, в Луцке до сих пор живет та, с которой он был помолвлен. В Луцком театре ему доставались главные роли -- фактура была внушительная, одного росту в нем было метр восемьдесят. В 50-х годах его заметили и киношники, начали приглашать в кино. На съемках фильма "Иванна" на киностудии им. Довженко он познакомился со своей будущей и единственной женой, Она была монтажером. Несмотря на выгодные внешние данные, женился Векскляров довольно поздно -- в 48, и прожили они вместе 35 лет. Детей у них не было, родственников у Вексклярова тоже -- родители умерли, единственный брат погиб на войне.
Увидев Вексклярова, Корнейчук прослезился
Потом его пригласили играть в фильме "Кров людська -- не водиця". Перед самыми съемками другого фильма -- "Макар Дiброва" -- умер известный украинский актер Амвросий Бучма, и на его роль решено было пригласить Вексклярова. Говорят, сам Корнейчук, увидев кинопробы, прослезился -- до того Векскляров был похож на покойного Амвросия. "Никак не хуже играешь...", -- вроде бы даже сказал ему бог советской драматургии. (После выхода фильма на экраны вдове Бучмы часто говорили -- дескать, видели вашего мужа в кино, хорошо играет, дай Бог ему здоровья, передавайте, мол, привет товарищу актеру Бучме). Так и пошло: в "Вие" Векскляров сыграл такого седого деда с чубом, если кто помнит. В "Лiсовiй пiснi" -- дядька Лева. В советских фильмах -- "Гадюке" по Алексею Толстому и "Сталеварах" -- Векскляров тоже играл пожилых мозолистых представителей рабочего класса. И с той поры как-то так повелось, что Вексклярова постоянно стали приглашать только на роли "дiдiв" -- хотя ему и было тогда всего около сорока, не больше. Приглашали его в таком амплуа и на "Армянфильм", и на "Белоруссфильм", и даже в Москву. И сделал бы наверняка "дед" карьеру пожилого "актера второго плана", как говорят на вручении Оскара, но вот одна незадача, которая закрыла ему путь в большое советское кино: Векскляров абсолютно не знал русского языка(!). Случай уникальный и вызывающий по тем временам. В фильмах его роли озвучивал российский актер Борис Беленький. В те же времена Дед иногда играл и в театр им. Ивана Франко -- в качестве приглашенной звезды -- в кино-то народ тогда ходил не в пример нынешним, и его уже узнавали.
В конкурсе на "должность" Деда Панаса участвовало 200 актеров
Справедливости ради нужно отметить, что Векскляров стал вторым по счету Дедом Панасом. До него уже существовал один Дед Панас, который, начиная с пятидесятых, читал вечерние сказочки на украинском радио. И когда тот по возрасту стал нуждаться в партнере, подвернулся "дед" Векскляров. Который вначале подменял старичка, а потом и вовсе стал читать за него сказки на радио под тем же псевдонимом, начиная с 62-го года. Ну чем не судьба, как сейчас говорят?
Примерно в конце 60-х, с появлением первых телевизоров, было решено преобразовать радиоидею в телеверсию. Объявили конкурс. Надо заметить, что тогда на телевидение брали только актеров -- все передачи шли в прямом эфире, а такого понятия, как телеведущие, еще не существовало. Да и украинского телевидения еще не было -- все начиналось с нуля. В конкурсе на "должность" Деда Панаса, например, участвовало 200 актеров. Хотя, говорят, когда Векскляров очутился в кадре, пробы остальных были уже пустой формальностью. Так, из актера Петра Вексклярова он окончательно превратился в Деда Панаса и оставался им до конца жизни, и даже после смерти.
А график работы у него, господа нынешние телезвезды, был такой: вечером Панас учил текст, утром трижды прочитывал и вечером того же дня -- прямой эфир. И так -- 25 лет, изо дня в день. Сценарии передач Дед писал сам, сказки он не читал, а рассказывал наизусть -- то ли в кадре, то ли за кадром, под рисованную картинку. Еще читал письма детишек, поздравлял их с днем рождения. Очень скоро украинская малышня уже не могла заснуть без его казочки. Дети просто прикипали к экрану, в его манере рассказывать было что-то гипнотическое, завораживающее. Кстати, именно Дед Панас ввел на телевидении такое понятие как "вечерняя сказка". Все тети Вали и дяди Володи, все Хрюши и Степашки на общесоюзном ТВ появились гораздо позже. Редактором у Панаса была, кстати, еще одна культовая украинская телестар -- будущая соведущая Тетя Катя из программы "Катрусин кинозал".А потом страна начала бороться с национализмом. Под эту общесоюзную метлу попадали тогда и за дело, и без дела, и вообще случайно. А уж мимо телеобраза Деда в вышиванке, рассказывающего сказочки на украинском языке, недремлющее ГБ-шное око уж точно пройти не могло. На Панаса запросто могли накапать простые бдительные граждане, уже вышедшие из детского возраста. В 70-е Деда несколько раз сокращали свои же -- от греха подальше. На редакцию тотчас же обрушивался шквал звонков: "Куда девался Дед Панас?.." Несколько раз "старшие товарищи" из Москвы пытались заменить образ непокорного Деда на более лояльный -- то какого-то молодца интернационального вида с книжкой посадят, то вообще куклу -- мишку там, зайчика... Результат был один: редакцию заваливали мешками писем, звонили, угрожали, умоляли, требовали вернуть. "Ребенок не может заснуть без Деда Панаса, сделайте что-нибудь!!!" -- писали взволнованные мамаши НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! Таким образом, все попытки снять Панаса с позором проваливались. Иначе, чем магнетическим воздействием на детские души, подобное явление объяснить никак нельзя. Органы оказались бессильны в борьбе против чистой младенческой слезы. Шутка.
От передачи "Надобранiч, дiти!" сохранилось всего 22 секунды пленки
А что наш Дед Панас?.. Работал, как и прежде. Человек он был, по воспоминаниям, весьма душевный, сердечный, никому слова плохого не сказал. Ни одного плохого слова о нем не могут сказать и его бывшие коллеги -- просто не воспоминания, а какая-то рекомендация в партию получается. (В партии, естественно, он не состоял.) Зарплата тогда у актеров была маленькая, поэтому Дед Панас халтурил, как и все. То есть в свободные дни ездил по селам с "творческими встречами". Дед рассказывал людям "про кино", отвечал на вопросы. С собой возил самодельную пленочку -- на ней смонтированы были отрывки из кинофильмов с его участием, ну и, конечно же, эпизод из всем известной "Надобранiч, дiти". Именно благодаря этой чудом уцелевшей самопальной пленочке и сохранилась единственная запись "Надобранiч" -- всего 22 секунды метража. Все. Из всего многокилометрового материала передачи осталось только это свидетельство -- Дед выступал в прямом эфире, и запись попросту никто не вел. Да и зачем -- вот он, живой Дед Панас, каждый день идет пешком по Крещатику на работу. Дети его узнавали, для них он был живым воплощением, продолжением сказки -- подбегали, здоровались, делились своими детскими радостями или горестями.Кажется, на каком-то этапе он и для взрослых людей стал чем-то вроде сказочного персонажа, каким-то полуреальным, полумифическим существом. Он настолько сжился со своей телеролью, что для младшего поколения телевизионщиков он был только Дедом Панасом -- они и фамилии его толком не знали. На сказках Деда Панаса уже выросло два поколения детей, превратившись во взрослых, угрюмых дядек и теток, а он так и оставался вне возраста, НЕ СТАРЕЛ -- вечный Дед Панас. Как-то незаметно он стал для людей чем-то большим, нежели просто актером или ведущим. Пожалуй, в те времена он остался чуть ли не единственным напоминанием о чем-то украинском и даже более -- носителем украинской идеи, эдакой "невмирущостi", что ли. (Образ Деда вообще для Украины всегда был символичным -- вспомните хотя бы шевченковых кобзарей.) Даже жена его называла Дедом Панасом. Так он превращался в легенду. А где легенда, там и байки.
Однажды во время прямого эфира Дед упал со стула
В последние годы, например, ходила о нем такая общеизвестная байка, которая всплывала, как только он ненадолго пропадал с телеэкранов. Народ ведь наш всегда объяснял все по-своему: дескать, прямой эфир, выпил Панас лишку, забылся, ну и возьми да и ляпни в конце сказочки: "Отака-то х...я, любi малятка..." За то и пострадал. Нет ни одного свидетельства тому случаю -- по рассказам его сослуживцев, Дед никогда не пил перед эфиром, хотя на телевидении эта славная традиция сложилась еще в 60-е. Да и бранных слов не употреблял. Зато, опять же, по слухам, ходила в те годы по рукам пленочка, на которой дед якобы рассказывал анекдоты. Самые разнообразные. Если есть у кого -- отзовитесь!.. Правда, с возрастом Панас действительно стал чудить. Ведь он выходил в эфир без партнера, до 80 лет! Бывало, и слова забудет, молчит секунд 40 в камеру. А однажды даже со стула упал во время передачи.Почти всю жизнь он прожил в однокомнатной квартире, с приемной дочкой и женой. И только в 1988 году получил, наконец, приличную, в доме киноактеров, что на Саксаганского, 24. Но никакой мемориальной доски там нет -- за всю 60-летнюю кино-теле-карьеру Дед Панас не был удостоен ни какого-либо звания, ни правительственной награды. Даже умер Панас крайне "невовремя" -- 5 января 1994 года, как раз между Новым годом и Рождеством. Стало плохо, "неотложка", умер в больнице. Поскольку у живых людей продолжался праздник -- народ пребывал в традиционном запое -- Деда даже домой не повезли -- сразу из морга на киностудию им. Довженко, где он продолжал числиться в штате, повезли "прощаться". По страшному стечению обстоятельств в тот день на студии хоронили еще восьмерых. "Прощались в ритме конвейера -- 15 минут и следующий", -- вспоминает его вдова. Похоронили его на Байковом. Было ему 82 года. Прямо на надгробной плите -- простая табличка с надписью. Позже сделали фотографию, и, если разгрести опавшие листья, может почудиться, будто бы Дед подмигивает с фотокарточки. Вдова его вслед за дочкой уехала за границу -- дочь вышла замуж за американца. В штатах они до сих пор и живут. До недавнего времени про Деда Панаса ничего не было известно, словно и не было человека. Даже в Доме Кино в галерее украинских актеров места для его фотографии не нашлось.
ЭпилогСлава Богу, новейшая история Деда Панаса продолжается благодаря стараниям двух украинских литераторов -- братьев Виталия и Дмитрия Капрановых. Именно они буквально за две недели до отъезда разыскали вдову Панаса-Вексклярова и расспросили ее о муже. Потом у братьев возникла идея создать музей Панаса, следом -- клуб шанувальникiв Деда Панаса. Зачем? А вот зачем. В украинской истории всегда было подозрительно много борцов -- сплошь одни разрушители. Но на именах одних борцов страну -- ее менталитет и культурно-историческую память -- не построишь. Нужны позитивные герои, созидатели, способные сплотить разобщенное общество. По мнению Капрановых, Дед идеально подходит для этой культовой роли. Он любил всех и никому не причинил зла. На его сказках выросло четыре поколения украинцев. Панас ни диссидентствовал, ни боролся и не призывал, но для независимости Украины, а уж тем более, для сохранения украинского языка, он своими сказками сделал гораздо больше, чем многие борцы. Среди его телезрителей были и будущие коммунисты, и патриоты, и бизнесмены, и те, кто нами руководит сейчас. Еще братья хотят, чтобы Деду Панасу поставили памятник -- большой, размером с ленинский. Как истинному символу Украины. Как человеку, бывшему украинцем всегда, а не тогда, когда это выгодно.И последнее. Недавно стараниями продюсерского агентства "Зеленый Пес" ("ФАКТЫ" уже писали о нем) были выпущены две видеокассеты, которые так и называются -- "Казки Дiдуся Панаса". На них -- те самые 22 секунды с изображением Панаса, а остальное время звучит его голос за кадром. На экране -- картинки из сказочек, которые рассказывал Дед. И странное дело -- говорят, нынешние дети, перекормленные вроде бы всякими трансформерами и чип-и-дейлами, смотрят все эти простейшие, с точки зрения мультпрогресса, сказочки, прямо прикипая к экрану. Да-да. Просто не оторвать.Будем признательны всем, кто может поделиться какой-либо информацией о Петре Ефимовиче Вексклярове, кино- и фотодокументами о нем. Поделится информацией можно по адресу 254071, г. Киев, а\я 110, "Джерела М".© Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ "ФАКТЫ" 27 октября 1999. Культура
alik-shade.livejournal.com